Профилактическое занятие для подростков "Зависимость. Наркотические вещества."
методическая разработка по психологии на тему
Представленное занятие является одним из тренинговых занятий программы «Я выбираю здоровье». Программа носит профилактический характер и рассчитана на учеников школ подросткового возраста. Занятие имеет определенную структуру: приветствие, разминка, работа по теме (теория), работа по теме (практика), закрепление материала предыдущего занятия, подведение итогов (рефлексия). На занятии используются современные образовательные технологии: в начале занятия создается проблемная ситуация путем постановки проблемного вопроса, прием «мозгового штурма» используется в практической части, рефлексия используется в разных частях занятия, так технология «Цепочка пожеланий» используется в конце игры, а технология «Рефлексивный круг» - по окончании занятия. После знакомства учащихся с моделью поведения в критической ситуации «Остановись и подумай», в конце занятия проводится взаимопроверка по образцу того, как ребята усвоили данную модель. В занятии равномерно распределяются различные виды заданий. При работе в группах учащиеся имеют возможность работать не только сидя за партами или на стульях, но и в том положении, которое им удобно, активно используя пространство всего помещения.
Занятие может быть проведено отдельно, не в контексте профилактической программы, например, в виде классного часа или тематического занятия, которое может организовать как педагог-психолог, так учитель, или социальный педагог ОУ. В этом случае будет осуществляться знакомство с моделью поведения в критической ситуации «Остановись и подумай» и закрепление новых знаний можно провести в игре, которая смоделирует какую-либо критическую ситуацию, в которой ребята пошагово отработают этапы принятия обоснованных решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavisimost.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Зависимость. Наркотические вещества.
Цель: актуализировать проблему наркомании в сознании подростков.
Задачи:
1. Предоставить подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах.
2. Содействовать формированию активно-отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотических веществ, развитию личностных и социальных компетентностей.
3. Формировать у подростков навык принятия обоснованных решений.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Разминка (проблемный вопрос). Тема нашего сегодняшнего занятия – наркомания. Как вы считаете, почему в современном мире этой проблеме уделяется столько внимания? А действительно ли это можно назвать проблемой? (заслушиваются ответы детей).
Вы верно ответили (кратко резюмировать высказывания ребят). Сейчас наркомания представляет большую опасность для каждого человека и для общества в целом, именно поэтому мы с вами сегодня обращаемся к этой теме.
- Работа по теме (теоретическая часть):
Наркотики — это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
Наркотические вещества отвечают следующим характеристикам:
- способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, покрайней мере, приятные субъективные переживания;
- способность вызывать зависимость (психическую и (или) физическую), т.е. потребность снова и снова использовать наркотик;
- существенный вред, приносимый психическому и (или) физическому здоровью потребителя наркотика.
Что происходит с человеком, если прием наркотических веществ вызывает у него зависимость? Для ответа на этот вопрос познакомимся с био-психо-со-цио-духовной моделью зависимости.
Биологический аспект зависимости. Наркотики включаются в обменные процессы в организме — формируется физическая зависимость. В организме человека есть вещество чем-то похожее на наркотик. Когда нам хорошо, наш организм вырабатывает эндорфин –гормон удовольствия. Прием наркотического препарата ведет к тому, что организм перестает сам вырабатывать эндорфин, и человек уже не может радоваться жизни без дозы. Длительное отравление организма наркотиками приводит к тому, что у зависимого человека не может нормально функционировать ни один орган или система.
Психический аспект зависимости. При употреблении наркотических веществ у потребителя возникают разнообразные изменения психических процессов. Как вы думаете, какие это изменения? (снижение интеллекта, ухудшение памяти и снижение продуктивности умственной деятельности, тревога и депрессия, раздражительность, вспышки злобы и агрессии, сужается круг интересов, снижается стремление узнать что-то новое, повышенная утомляемость, исчезает желание что-либо делать).
Социальный аспект зависимости. Происходит постепенное разрушение социальных связей и снижение их значимости. Это проявляется в том, что зависимый человек перестает быть частью общества. В процессе формирования зависимости меняется система ценностей. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Отношения с близкими людьми постепенно ухудшаются. Сначала они становятся формальными: поддерживается видимость семейного уклада, встреч с друзьями и любимым человеком, но делается это лишь ради сохранения «маски» обычного человека. Однако со временем зависимому человеку все труднее это делать — нет желания и сил. Еще одной стороной социальных последствий зависимости являются проблемы с работой и получением образования, это связано с нарушениями в психической сфере, состоянием физического здоровья, с отсутствием устремлений к самореализации.
Духовный аспект зависимости. Главным в этом аспекте является то, что зависимый человек теряет нравственный стержень. Ему становятся безразличны такие понятия, как высокие духовные идеалы и ценности (вера в бога, любовь к родине, забота о людях, сострадание к слабым и больным, альтруизм, самопожертвование).
- Работа по теме (практическая часть):
Игра «Жизнь с наркотиком».
Каждому участнику дается по 9 листочков и на них пишутся: 3 любимых блюда, 3 увлечения, 3 близких людей.
Далее ведущий говорит: « Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотика. Итак, человек выбрал удовольствие, которое он получает от наркотиков, а за него надо платить и не только деньгами. Поэтому я попрошу отдать по 1 листочку с любимым блюдом, занятием, близким человеком».
Каждый участник отдает ведущему по одному листочку на свое усмотрение (всего три).
Далее ведущий объясняет, что зависимость требует новых жертв и забирает у участников еще три листочка.
Потом ведущий говорит, что необходимо отдать еще одну карточку и забирает, не глядя по 1 листочку (это показатель того, что человек не может контролировать ситуацию). В конце участники анализируют свои чувства и переживания, по цепочке озвучивая их для группы.
Мозговой штурм «Причины употребления ПАВ среди современной молодежи»
«Мозговой штурм» проводится в микрогруппах по 4-6 человек. Все варианты, предложенные микрогруппами, записываются на ватмане. Каждая группа представляет результат своей деятельности, а ведущий фиксирует ответы на доске, создавая целостную картину. Обсуждение начинается после того, как все группы озвучат результаты своих размышлений. В конце подводится итог и делается обобщение. Субъектный опыт подростков окультуривается через знакомство с научными данными. Вниманию ребят предлагаются причины, которые выделяют специалисты казахстанского центра ЗОЖ.
Личностные причины:
- любопытство;
- сенсация, возможность привлечь внимание;
- скука, жажда эксперимента.
Социальные причины:
- давление группы, отсутствие навыка отказа;
- попытка решить проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
Экономические причины:
- отсутствие денег;
- переизбыток денег.
Семейные причины:
- конфликты в семье;
- уход от семейных проблем;
- социально-неблагополучные семьи.
- Закрепление материала предыдущего занятия.
На прошлом занятии мы с вами познакомились с моделью поведения в критической ситуации «Остановись и подумай». Любая из ситуаций, которые могут привести к приему наркотиков, также является критической или кризисной. Я предлагаю вам вспомнить все шаги этой модели.
Учащимся предлагается разрезанный на части лист с этапами действий. Ребятам надо собрать его от 1 до 5 шага (номер не подписан) и каждому шагу подобрать соответствующие ему вопросы/действия. После окончания работы они в парах обмениваются своими решениями и проверяют их по образцу, который предоставляет психолог.
- Рефлексия.
Проводится в форме рефлексивного круга. Учащиеся высказывают свое мнение о занятии с опорой на примерный план высказывания:
- Что нового узнал? Чем полезно?
- Самый яркий момент занятия.
- С каким настроением ухожу с занятия.
- Что рассказал бы о занятии близким.
Приложение.
Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".
Шаги | Вопросы/действия |
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | Чего касается эта проблема? В чём заключается проблема? В чём заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чём заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла? |
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ | Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации желательны? Какие решения в этой ситуации возможны? |
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И "ПРОТИВ" | Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково моё решение? |
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор |
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ | Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Алкоголизм, наркотические вещества, курение"
Цель: дать детям основные сведения об алкоголизме, наркомании, табакокурении, познакомить с вредными привычками и их последствиями в подростковой среде. Алкоголизм – Это заболевание, развит...
«Химия и наркотические вещества»
Внеклассное мероприятие по химии...
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ
Открытый урок на тему: "Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ" Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»....
«Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»
Межпредметный семинар "Наркотические вещества, их влияние на человеческий организм, на потомство" проводится в 10 классе.Основна цель: установить связь между строением, физическими и химическими свойс...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здоров...
Методическая разработка группового занятия «О вредном воздействии наркотических веществ на организм человека»
Рост распространенности наркоманий продолжается среди подростков и взрослых людей, несмотря на все меры противодействия наркотизации, предпринимаемые в обществе.За молодежь идет борьба между представи...
Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.
Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...