Деловая игра "Тест на толерантность"
методическая разработка по психологии на тему
Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов-психологов смоделировать профессиональную деятельность педагогов с ипользованием методов активного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деловая игра "Тест на толерантность" | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
«Тест на толерантность»
Цель: Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов-психологов
смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
Ход игры:
- Вступление
Наша сегодняшняя встреча посвящена толерантности. Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам существования человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение. Сегодня нам предоставляется уникальная возможность понять, каковы мы сами, на каком языке мы говорим с людьми и окружающим миром. Наша взрослая игра называется «Тест на толерантность»! Итак, мы начинаем!
2. Этапы жизненного пути. Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но все мы проходим одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице и переходим со ступеньки на ступеньку (на ватмане продемонстрировать ступеньки и их названия: «Я», «Мир людей», «Окружающий мир», «Творческая мастерская»).
3.Ступенька «Я»:
Педагог-психолог: Вначале своего жизненного пути каждый из нас стоит на ступеньке, называемой «Я», где мы пытаемся понять «кто я такой, какой я»?
Упражнение «Самопрезентация»: по сигналу ведущего участники складывают лист бумаги гармошкой. На каждое ребрышко участник группы записывает отражающее его характер качество {предварительно списки с характеристиками раздаются каждому).
Вывод: Итак, каждый из вас взглянул на себя и определил свой характер (на ступеньку наклеивается человечек).
Однако, помимо характера у каждого из нас есть особая сфера, которая отражает наше «Я» - это область наших чувств (на ступеньку наклеивается сердце). Чувства делают жизнь человека насыщенной и во многом определяют наше поведение.
Упражнение «Незаконченные предложения»: Давайте же сейчас немножко погрузимся в наши чувства и вспомним те жизненные ситуации, которые у нас эти чувства вызывают:
■ Мне грустно, когда...
■ Мне весело, когда...
■ Я обижаюсь, когда...
■ Я злюсь, когда...
■ Я радуюсь, когда...
■ Мне не нравится, когда...
■ Я теряюсь, когда...
■ Я страдаю, когда...
■ Я плачу, когда...
■ Я раздражаюсь, когда...
Вывод: В жизни каждого человека происходит множество событий и ситуаций, которые вызывают в нас различные чувства (положительные и отрицательные). Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что именно под их влиянием мы забываем о чуткости, отзывчивости и терпимости.
4. Ступенька «Мир людей»:
Познавая себя, свой характер, свои чувства и ощущения, человек делает шаг на другую ступеньку своей жизни, которая вводит его в мир людей. Именно здесь каждый из нас осознает, что он не один, пытается строить отношения с другими, проявляет свой характер и свои чувства.
Упражнение «Сходства и различия»:
■ Топните те, кто умеет вязать;
■ Встаньте те, кто любит сладкое;
■ Издайте клич индейцев те, кто любит природу;
■ Подпрыгните те, кто любит праздники;
■ Похлопайте себя по коленкам те, кто не любит заниматься спортом;
■ Покачайте головой те, кто не умеет играть на музыкальных инструментах;
■ Потрите ладошки друг о друга те, кто хочет в отпуск;
■ Закиньте ногу на ногу те, кто любит танцевать;
■ Мяукните те, у кого дома есть домашние животные;
■ Поменяйтесь местами те, кто иногда гордится собой;
■ Хлопните в ладоши те, кто любит детей.
Вывод: Как вы убедились, мы с вами в чем-то - очень разные, а в чем-то похожи. Иногда люди не замечают между собой сходств, а концентрируются только лишь на различиях. И эта «разница» во взглядах на жизнь, в социальном положении, в ценностях и мировоззрении является для них источником непонимания, ссор и конфликтов. Терпимее же, человек становится, замечая не только различия, но, делая акцент на том общем, тех сходствах, которые объединяют его с другими.
Мир людей - это не только сходства и различия, это еще и общие цели, и совместная деятельность. И здесь без толерантности не обойтись.
Упражнение «Волшебная палочка»: Задание: составить одно, общее предложение, добавляя по кругу слова к первому слову, заданному ведущим. Первое слово «солнце». По кругу передается «волшебная палочка», и каждый, у кого в руках она оказывается, добавляет к первому слову еще одно.
Вывод: Посмотрите, как замечательно мы справились с заданием, а все потому - что мы были одной командой, и все наши действия были подчинены общей цели. Вот и в жизни так, когда мы делаем что-то вместе, когда каждый вкладывает в это дело частичку себя, результаты превосходят все ожидания. Но занимаясь общим делом, очень важно, насколько терпимы мы по отношению друг к другу, насколько мы готовы понять и принять человека, находящегося рядом с нами. Во многом, именно это определяет успешность совместной деятельности и те отношения, которые складываются у нас друг с другом.
Вообще, отношения - это важная составляющая мира людей. Именно отношения определяют то, что происходит в мире людей.
Упражнение «Ковер» (с использованием клубка ниток): Каждый, предварительно обвязав палец своей руки ниткой, передаёт клубок другому с добрым пожеланием на будущее. В результате получается нитяной «ковёр».
Вывод: Попробуйте натянуть нити, что ощущаете, удобно ли? Так и в коллективе людей, если отношения становятся натянутыми, это не приносит никому радости, может возникнуть боль. А если наоборот ослабить нити, пусть всё идёт как идёт. Согласитесь, возникает состояние, при котором позитивное взаимодействие тоже невозможно. Во всём, и в человеческих взаимоотношениях нужна золотая середина. Мы должны слышать, чувствовать друг друга и тогда у нас всё получиться!
5. Ступенька «Окружающий мир»:
Вокруг каждого из нас есть много разных людей близких и далеких, родных и незнакомых. Но жизнь - это нечто большее, чем мир людей. Жизнь - это многообразие окружающего мира. И этот Мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости соседствуют в нем с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?».
Упражнение «Оптимисты»: Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение - унылым, глаза - мокрыми, дела - заброшенными. Но каким бы не был мир вокруг нас, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе если очень захотеть, можно найти множество положительных сторон (на ступеньку прикрепляются тучка и солнышко)
■ Вы потеряли кошелек с крупной сумой денег.
■ Вы поругались с любимым человеком.
■ Вы опоздали на электричку.
■ Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.
■ Вы сломали ногу.
■ Вас вызвали в школу.
■ У вас обокрали квартиру.
■ У вас грубияне-соседи и они часто «достают» вас.
Вывод: Как часто бывает в жизни: произошло какое-то событие, один человек - злится, другой - грустит, а третий - радуется. Ваши чувства и переживания зависят только от Вас, а не от кого-то или чего-то. Поговорка «Нет худа без добра!» известна каждому. Ищите во всем, что происходит вокруг вас, как можно больше положительных моментов.
Педагог-психолог: Теперь немного пофантазируем…
Упражнение «Кораблик»: Давайте представим, что окружающий нас мир - это огромное море. А наша жизнь - это путешествие по этому морю. А море бывает разным. Иногда наше путешествие становится прекрасным и радостным, когда море спокойно, когда светит солнце и дует легкий ветерок. А порой непогода и шторм (жизненные проблемы и кризисы) делают наше путешествие очень трудным и тяжелым. НО! Важно помнить, что вокруг каждого из нас и внутри любого человека есть НЕЧТО, благодаря чему мы можем справится со всеми теми трудностями, с которыми сталкиваемся на протяжении всей жизни. Что каждый из Вас хотел бы погрузить на этот кораблик и взять с собой в путешествие (кораблик передается по кругу; каждый, у кого в руках он оказывается, называет что-то, что помогает ему справляться с жизненными трудностями).
Вывод: Посмотрите, у каждого из нас есть НЕЧТО, что помогает преодолевать трудные жизненные ситуации. И это все - наши РЕСУРСЫ, благодаря которым мы существуем, развиваемся, строим отношения с другими людьми. Толерантность – это тоже очень ценный ресурс, помогающий предупреждать множество конфликтных ситуаций. Стать терпимее способен каждый из нас, поэтому очень важно развивать в себе это качество.
6. Ступенька «Творческая мастерская»:
Самая высокая ступенька жизненного пути - творчество. Подъем на нее нелегок. Но, поднявшись, мы преображаем не только себя, но и все то, что нас окружает.
Упражнение «Перейти пустыню»: Перед Вами - огромная, опасная пустыня. И каждому из Вас сейчас предстоит пройти через нее. НО эта пустыня необычна тем, что ОНА НЕ ПРОЩАЕТ ПОВТОРОВ. Пройти через нее может любой человек, но лишь своим особым способом, так, как до него через нее не проходил никто другой. Ваша задача - перейти пустыню каждому своим особым способом.
Вывод: Вы отлично справились с заданием. Сейчас каждый из вас убедился: несмотря на то, что все мы привыкли передвигаться обычным способом (ходьба),есть множество других вариантов того, как это можно сделать. А если провести аналогию с жизнью. Каждый из нас привык общаться с другими людьми определенным образом. И в то же время, если мы захотим, то можем подойти к общению с детками и взрослыми творчески и найти подход к каждому человеку, с которым сталкивает нас жизнь. А ведь это и есть не что иное, как толерантность.
Педагог-психолог: И напоследок, нам предстоит выполнить еще одно небольшое упражнение.
Упражнение «Образ толерантности»: Очень важно подойти к его выполнению творчески. Каждому из Вас нужно будет сейчас вылепить из пластилина «Образ толерантности». Представьте, как «толерантность» могла бы выглядеть, какие ассоциации возникают у Вас с этим словом, и воплотите их в образе.
Педагоги делают из пластилина «образ толерантности». Каждый озвучивает свой образ.
7. Заключение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо
Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Разработка урока« ТОЛЕРАНТНОСТЬ. СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И ВЫРАЖЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ»
Интегрированный урок по русскому языку (с использованием элементов психологии)...
Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...
Деловой разговор с родителями о толерантности «Мир дому твоему»
Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности и преодолении конфликтных ситуаций.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют непос...
Деловая игра " Я в мире толерантности"
Формировать толерантность детей и подростков, на мой взгляд, возможно, используя модели различных комплексных игр....