Прфессиональное самоопределение
классный час по психологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методика профессионального самоопределения
Дж. Голланда
Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.
Инструкция к методике Голланда.
Вам предлагается 43 пары профессий, причем каждой паре Вы обязаны выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
№ | Вариант А | Вариант Б |
1 | Автомеханик | Авиаконструктор |
2 | Егерь | Интервьюер |
3 | Кондитер | Делопроизводитель |
4 | Пасечник | Администратор |
5 | Радиооператор | Актер |
6 | Астроном | Гид-экскурсовод |
7 | Бактериолог | Корректор текстов |
8 | Зоолог | Брокер |
9 | Минеролог | Актер цирка |
10 | Гувернантка | Работник архива |
11 | Священник | Глава администрации |
12 | Консультант по профориентации | Драматург |
13 | Финансовый контролер | Директор |
14 | Шифровальщик | Искусствовед |
15 | Директор магазина | Композитор |
16 | Горный инженер | Биофизик |
17 | Животновод | Репетитор |
18 | Маляр | Составитель каталогов |
19 | Охотовед | Директор рынка |
20 | Электротехник | Карикатурист |
21 | Биолог | Семейный врач |
22 | Вирусолог | Контролер-кассир |
23 | Генетик | Менеджер |
24 | Гидробиолог | Писатель |
25 | Воспитатель детского сада | Чертежник |
26 | Инструктор по плаванию | Начальник отдела сбыта |
27 | Медицинская сестра | Манекенщица |
28 | Наборщик типографии | Оптовый торговец |
29 | Переписчик нот | Музыкальный аранжировщик |
30 | Начальник стройки | Музыкант-исполнитель |
31 | Машинист тепловоза | Инженер-исследователь |
32 | Портной | Консультант службы знакомств |
33 | Рулевой-моторист | Регистратор |
34 | Штукатур | Предприниматель |
35 | Садовник | Танцор |
36 | Редактор научного журнала | Учитель |
37 | Физик-теоретик | Копировальщик чертежей |
38 | Ихтиолог | Президент банка |
39 | Ученый-теоретик | Художник по интерьеру |
40 | Преподаватель ин. яз. | Контролер качества продукции |
41 | Тренер по лечебной физкультуре | Снабженец |
42 | Социальный работник | Художник-мультипликатор |
43 | Продюсер телевидения | Режиссер |
Ключ к тесту Дж Голланда.
Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.
За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.
Обработка результатов теста Дж. Голланда.
Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%.
Доминирующим у испытуемого является тот тип, по которому он набрал максимальное количество баллов.
Интерпретация результатов теста на профориентацию Дж. Голланда.
Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии, в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.
Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.
Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.
Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и, в некоторой степени, эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта результативности прфессиональной деятельности учителя
При аттестации заполняем такую карту результативности на 1 квалификационную категорию....
Доклад "Инновационные процессы и технологии в формировании прфессиональной компетентности и личности специалистов в современных социокультурных условиях"
Проблемы внедрения ФГОС в образовательный процесс...
Программа ИГЗпо прфессиональному самоопределению старшеклассников «Я выбираю профессию…»
Программа ИГЗпо прфессиональному самоопределению старшеклассников «Я выбираю профессию…»...
Прфессиональная компетентность методиста: современный взгляд
О втором заседании методистов учреждений дополнительного образования детей...
Индивидуальный план прфессионального образования учителя МБОУ «Старочукалинская ООШ» Дрожжановского р-на Р.Т.Садыкова Ф.Х.на 2011-2015 учебный год
«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»Актуальность темы:Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напр...
Индивидуальный план повышения прфессионального образования
Индивидуальный план повышения прфессионального образования...
Классный час "Прфессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении"
Классный час в 10 классе...