Клуб замещающих семей
статья по психологии на тему
Материал включает основные направления деятельности педагога-психолога в рамках Клуба для замещающих семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_priemnyh_semey.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛУБ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
М.В. Алферова, педагог-психолог ГКУСО РО
Ерофеевского центра помощи детям
Одним из приоритетов государственной политики является повышенное внимание к проблемам детства, вопросам профилактики социального сиротства, реализации неотъемлемого права ребенка на жизнь в семье. В настоящее время в российском обществе прослеживается тенденция передачи детей из государственных учреждений в приемные, в т.ч. опекунские семьи для их полноценного воспитания и социализации.
Однако не всегда таким семьям удается состояться. Участились случаи распада семей и возвращения детей в государственные учреждения, что наносит детям непоправимые психологические травмы. Во многом указанная несостоятельность приемных семей связана с неготовностью приемных родителей к выполнению взятых на себя родительских функций.
Именно для снижения остроты этой проблемы, профилактики вторичного отказа от детей создаются и действуют региональные и муниципальные службы сопровождения приемных семей, в т.ч. центры по их обучению. Немаловажную роль могут и должны сыграть в такой подготовке представители общественности — сами приемные родители, накопившие богатый опыт по обучению, воспитанию, развитию детей, а также ведению домашнего хозяйства в приемной семье.
Один из вариантов общественного взаимодействия — Клуб приемных родителей, который может стать для приемных родителей и опекунов тем местом, где они смогут реализовать совместные творческие замыслы; поддержать друг друга морально, дать выход эмоциям в период трудностей; поделиться собственным опытом и почерпнуть опыт других родителей по вопросам адаптации ребенка и семьи; подсказать, где могут помочь и направить на консультацию к специалисту или семье сталкивавшейся в свое время с аналогичной проблемой; порекомендовать необходимую литературу и источники для самостоятельного изучения.
На базе ГКУСО РО Ерофеевского центра помощи детям в 2016 году в рамках сопровождения приемных семей создан родительский клуб «Мы вместе». Разработано Положение о деятельности клуба, составлено перспективное планирование, на основе которого происходит взаимодействие членов приемных семей со специалистами центра.
На первом этапе как по сопровождению, так и по работе родительского клуба приемных семей необходимо тесное сотрудничество со специалистами органа опеки и попечительства муниципалитета (подбор семей, содействие в организации встреч). Если такая работа не налажена, есть возможность приглашать граждан, прошедших подготовку в Школе принимающих родителей и уже имеющих приемных детей. Возможно, этот вариант не решит проблему количественного наполнения Клуба, поэтому со специалистами органа опеки и попечительства все же придется налаживать взаимодействие.
На втором этапе, когда потенциальная группа собрана, необходимо провести анкетирование на предмет интересующих вопросов родителей, их наболевших проблем. Проблемы, которые волнуют замещающих родителей, довольно разнообразны:
- адаптационный период, когда ребенок и родители узнают друг друга, осваиваются в новых для них условиях; после довольно благополучного и счастливого «медового месяца» в поведении ребенка наступают перемены, пугающие родителей, заставляющие их задуматься о правильности принятого решения;
- отсутствие контакта с ребенком (непонимание, невозможность обсудить проблему, ссоры и конфликты по пустякам);
- неумение говорить об изменениях, которые происходят с ребенком, вступающим в период полового созревания (переходный возраст, когда подростки стремятся найти свое место в этом мире, всеми силами стараются демонстрировать независимость, делают все наперекор взрослым);
- тревога за будущее подопечного (родителям кажется, что ребенок не внимателен, не организован, не готов для взрослой жизни, не ту профессию хочет получить);
- отклонения в поведении ребенка (агрессивность, гиперактивность, воровство, ложь, конфликтность со сверстниками, учителями);
- неумение говорить о кровных родителях и так далее.
На следующем этапе, на основе запросов приемных родителей, выстраивается план занятий родительского клуба. Для успешного функционирования родительского клуба можно предложить следующие рекомендации:
-подготовка материалов по тематическим блокам (адаптация, отклоняющееся поведение, воровство, ложь, подростковый возраст и т.д.);
-раздача календарно-тематического планирования на год для семей;
-выбор старосты группы(инициативный, активный, ответственный).
-подготовка тематических памяток для приемных родителей.
В 2016 году на сопровождении в Ерофеевском ЦПД находились 10 замещающих семей (5 семей – на мониторинговом уровне сопровождения, 3 семьи – на базовом уровне сопровождения, 2 семьи – на кризисном уровне сопровождения). Для работы в рамках родительского Клуба приглашены все.
Клуб для замещающих родителей «Мы вместе» действует с целью организации взаимопомощи, сплочения приемных семей нашего района, обмена опытом, организации досуга, реализации совместных творческих идей, распространения позитивного опыта,
профилактику вторичного сиротства.
Помимо того, что мероприятия в рамках клуба позволяют сформировать теплые эмоциональные связи между членами семьи, снять эмоциональное напряжение родителей, создаются условия для обмена опытом между родителями с целью предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей, снимается ощущение одиночества.
В минувшем году заседания Клуба осуществлялись не реже одного раза в квартал.
Отчет о проведении занятий родительского клуба «Мы вместе» для замещающих семей в 2016 году на базе Ерофеевского центра помощи детям в Приложении 1; план работы на 2017 – Приложение 2.
Чем полезен такой клуб? Мы считаем, что клубное взаимодействие приемных семей повышает их психолого-педагогическую и юридическую грамотность в решении проблемных вопросов, содействует содержательному взаимообогащению родителей, предупреждению их «эмоционального выгорания», а в итоге – укреплению приемных семей и социальной интеграции воспитывающихся в них детей.
Приемные родители дают ребенку любовь и заботу, ребенок видит модель семейного поведения и риск того, что в будущем он не сможет создать собственную полноценную семью, уменьшается, ребенок учится жить в социуме и получает еще много чего. Приемные семьи живут своей жизнью и, как и в других семьях, там время от времени возникают вопросы, которые необходимо решать. Но приемный ребенок ставит перед родителями намного больше задач и нуждается в намного большем внимании, чем тот ребенок, который от рождения жил в семье. Ведь ребенок, который пришел в семью из государственного учреждения, уже имеет свои привычки, которые формировались в другом окружении, в других условиях, а иногда и на улице.
Поэтому воспитание ребенка в приемной семье имеет свои особенности, связанные именно с тем «багажом», который есть у ребенка. Приемные родители очень часто нуждаются в поддержке и консультациях как специалистов, так и таких же приемных родителей, поскольку обмен опытом в процессе воспитания очень важен и часто короткая «консультация» приемной мамы, которая уже сталкивалась с подобными вопросами при воспитании своего ребенка, намного полезнее, чем продолжительная консультация специалиста, который занимается вопросами приемных семей.
Возможные формы работы Клуба приемных семей:
- семинар;
- лекция;
- вечер вопросов и ответов;
- совместный досуг взрослых и детей;
- кинопросмотр;
- мини-тренинг;
- творческие мастерские;
- мастер-классы;
- «полезные посиделки»;
- круглые столы;
- семейные праздники;
- беседы;
- дискуссии;
- презентации специальной литературы по различным аспектам жизнедеятельности приемных семей;
- ЛВШ для приемных семей;
- выставки семейных работ «Делаем своими руками».
Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.
Методические средства, используемые на занятиях:
- групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
- анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
- информирование - это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
- тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия;
- диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.
Рекомендуемое оборудование и оснащение:
- фотоаппарат или видео;
- проектор, компьютер;
- канцелярские принадлежности;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал.
Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.
Основная тематика обмена опытом в Клубе приемных семей:
— «История успеха приемной семьи»;
— «Адаптация ребенка в семье»;
— «Семейные традиции»;
— «Умеешь сам – научи другого»;
— «Как организовать семейный праздник»;
— «Помогаем разобраться с проблемой»;
— «Делаем своими руками вместе с детьми»;
— «Делимся фирменным рецептом» и др.
Клуб замещающих семей - одна из наиболее эффективных и доступных форм сопровождения приемных семей. Она востребована самими приемными родителями, их интересами и нуждами.
Благодаря Клубу у родителей, воспитывающих приемных детей, появляется возможность общаться друг с другом в неформальной обстановке, обсуждать проблемы, связанные с воспитанием своих детей. На собраниях Клуба проходит обмен опытом между родителями, а квалифицированная поддержка специалистов помогает справиться с трудной ситуацией в семье, помогает обеспечить интересный досуг.
Прогнозируемый результат:
В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.
У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.
В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Проблемы:
-не налажено должным образом взаимодействие с органом опеки и попечительства;
-удаленность территорий друг от друга;
-не определены временные рамки проведения встреч в рамках родительского Клуба (год, или период нахождения приемного ребенка в семье, до совершеннолетия, или другое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...
Моя творческая работа к краевому конкурсу Клубов замещающих семей Хабаровского края
В октябре 2015 года параллельно в рамках I форума замещающих семей Хабаровского края состоялся Краевой конкурс клубов замещающих семей. Конкурс проходил в очной форме и способствовал распространению о...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Клуб приёмных родителей, как поддержка замещающих семей
Сегодня в средствах массовой информации все чаще обсуждается вопрос о кризисе современной семьи и трансформации ее роли в жизни человека. В этих условиях особую актуальность и остроту приобретают проб...
Сопровождение замещающих семей на основе сотрудничества с Советом и Клубом «Талисман»
В материалах статьи обобщается опыт сопровождения замещающих семей, принимающих участие в общественных мероприятиях Советов замещающих семей, праздниках Клуба "Талисман" и занятиях Центра...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...