НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ
методическая разработка по психологии на тему
Неделя психологии - это совокупность психологических акций, подченных одной идее, которая проводится в течение одной недели и предлагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_psichology.docx | 50.52 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
в школе
Пояснительная записка
Неделя психологии — это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо. Неделя психологии – общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предлагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и родителей.
Цели:
- Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
- Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;
- Содействие развитию личности учащихся;
- Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
- Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.
Задачи:
- расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;
- формирование чувства успешности;
- активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей;
- формирование у школьников чувства единения.
Форма проведения:
- Конкурс рисунков;
- Работа с плакатами на переменах;
- Уроки психологии;
- Психологические игры;
- Индивидуальная и групповая диагностика участников образовательного процесса.
Кадровое обеспечение:
- Педагог – психолог;
- Классные руководители;
- Инициативная группа учащихся 9 – 10 классов.
Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, родители.
Сроки проведения: 06 апреля – 10 апреля.
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр и др.
ПЛАН проведения Недели психологии в ГБОУ гимназия № 1506
Дата проведения | Мероприятие | Категория участников | Ответственный |
Понедельник 06.04.20__ «День хорошего настроение». | Общешкольная игра «Радуга настроения» | Учащиеся и педагоги школы | Педагог - психолог |
«Что такое психология?» | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | ||
Конкурс рисунков «В стране Вообразилии» | Учащиеся 1х классов | Педагог – психолог, Классные руководители 1х классов | |
Проведение занятия в 5м классе ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ НАУЧИТЬ МЕНЯ ? ИЛИ ! | Ученики 5 класса | ||
Акция «Школьный забор» | Учащиеся и педагоги школы | Педагог - психолог | |
Вторник 07.04.20__ «День доброты и взаимопонимания» | Игра «Следопыты» | Учащиеся 2- 4 классов | Учащиеся 9,10кл. |
Занятие «Давайте жить дружно!» | Учащиеся и педагоги школы | Педагог– психолог | |
Проведение игры "Технополия" | Учащиеся 10 классов | ||
Игра «Лавка добрых качеств» | Учащиеся 2-4 классов | ||
Среда 08.04.20__ «День общения» | Психологическая игра "Портрет коллектива" | Учащиеся 6-7 классов | Педагог - психолог |
Анкетирование «Можно ли Вас назвать терпеливым человеком!» | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | ||
Игра «Следопыты» | Учащиеся 5-6 класса | Педагог - психолог | |
Создание Памятки для учителей, учеников по сохранению психологического здоровья. | Педагоги. Ученики | Педагог - психолог | |
Четверг 09.04.20__ «День самопознания и самоопределения» | Акция «Школьный забор» на тему: «На что похожи психические процессы?» | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | |
Занятие «Отношение к разным ситуациям» | Учащиеся 9 классов | Педагог - психолог | |
Анкетирование «Я выбираю…» | Учащиеся 9-10 класс | Педагог - психолог | |
Анкетирование педагогов на эмоциональное выгорание | педагоги | ||
Пятница 10.04.20__ «День дружбы» | Акция «Школьный забор» пожелания, посвященные дружбе | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | Педагог - психолог |
Занятие по теме: "Давайте жить дружно!" | 4 класс В | Педагог-психолог | |
Упражнение «Остров обитания» | Учащиеся 7 Б | Педагог - психолог | |
«А БЕЗ ДРУЗЕЙ НА СВЕТЕ ТРУДНО ЖИТЬ...» | Учащиеся 8-9 классов | Педагог - психолог |
Понедельник 06.04.20__
По внутришкольной связи (радио) будет объявлено, что в нашей гимназии проходит Неделя психологии.
Общешкольная игра «Радуга настроения» На первом этаже будет вывешен плакат, где будет изображена радуга. Каждый желающий может поставить значок на тот цвет, который ему более приятен! (в конце дня будет подсчитано, сколько людей с каким настроением пришли в школу).
Конкурс рисунков «В стране Вообразилии»
Конкурс рисунков на тему: «В стране Вообразилии» предполагает участие учащихся 1-х классов.
Дорогой участник! Расскажи о своем внутреннем мире через рисунок! Что ты чувствуешь, когда мечтаешь, о чем ты мечтаешь? Кто живет в твоей волшебной стране Вообразилии!!!
Акция «Школьный забор» на стене (на столе) прикреплен лист ватмана, всем желающим предлагается написать на нем пожелания школе, ученикам, педагогам.
Проведение занятия в 5м классе «ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ НАУЧИТЬ МЕНЯ? ИЛИ!» «Что такое психология?» В холле второго этажа каждый желающий пишет свой ответ на вопрос: «Психология – это…», «Что изучает психология?», «Каких известных психологов, ученых вы знаете?»
Подведение итогов
Вторник 07.04.20__
Игра «Следопыты» 2- 4 классы
Игра проводится на переменах, каждой параллели классов отведена своя перемена, на которой к ним приходят учащиеся 9-10 классов и проводят игру (Дополнительную помощь в случае необходимости оказывают классные руководители). Таким образом, по времени игра занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возрастной категории участников игры. (Стоит оговорить тот факт, что в 1 – х классах учащимся играть помогают классные руководители).
Правила проведения:
Команда получает письмо с вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Но самое главное должны отвечать все учащиеся и не в коем случае нельзя ругаться. Команда, в которой возникнет конфликт, теряет один балл. Ответы должны быть полными и конкретными.
Занятие «Давайте жить дружно!» 2 класс В
«Что такое психология?» В холле второго этажа каждый может посмотреть ответ на вопрос: «Психология – это…», «Что изучает психология?», «Каких известных психологов, ученых вы знаете?»
Игра «Лавка добрых качеств» 2-4 классы, в рекреации первого и второго этажа на второй и третьей перемене проходит игра. Ее проводят учащиеся 10 классов.
Проведение игры "Технополия" ученики 10х классов 13.30 в актовом зале.
Подведение итогов
Среда 08.04.20__
1-3 урок дети пишут работу
Игра «Следопыты» 5-6 классы, дети отвечают на вопросы анкеты, какой класс первым ответит на вопросы – получает приз! (не провожу)
Психологическая игра "Портрет коллектива" 6 -7 классы
Создание Памятки для учителей, учеников по сохранению психологического здоровья. Учителя пишут о том как детям можно было бы сохранить здоровье учителей, а дети пишут, как учителям сохранить их здоровье! В рекреации второго этажа за столами на половинках ватмана! Анкетирование «Можно ли Вас назвать терпеливым человеком!» в рекреации второго этажа.
Подведение итогов
Четверг 09.04.20__
Акция «Школьный забор» на тему: «На что похожи психические процессы?» Учащимся предлагается нарисовать на ватмане свои представления.
Занятие «Отношение к разным ситуациям» 9 класс
Анкетирование «Я выбираю…» в рекреации второго этажа все желающие могут ответить на вопросы анкеты
Анкетирование "Темперамент" в рекреации второго этажа вывешен плакат с изображением круга оп Айзенку и описанием темпераментов, каждый желающий может пройти тестирование и отметить себя в той части круга, где были найдены результаты.
Анкетирование педагогов на эмоциональное выгорание
Подведение итогов.
Пятница 10.09.20__
Акция «Школьный забор» пожелания, посвященные дружбе. В рекреации второго этажа на ватмане дети и взрослые могут написать высказывания, относящиеся к дружбе.
Занятие по теме: "Давайте жить дружно!" для учащихся начальной школы.
«А БЕЗ ДРУЗЕЙ НА СВЕТЕ ТРУДНО ЖИТЬ...» Занятие для учащихся 8-9 классов.
Психологическая акция «Волшебные предсказания» Все желающие могут достать себе из мешочка предсказание, пожелание!
Упражнение «Остров обитания» 7 класс «Б». Упражнение проходит 90 минут.
Подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общешкольная игра «Радуга»
Игра Радуга" - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого - педагогическими возможностями: использование"Радуги" в неделе психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению лучше многих прочих форм.
В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы яркая радуга. На других небольших плакатах читают: "С каким настроением ты идёшь сегодня в школу?". Участникам предлагают выбрать один цвет радуги и отметить свое настроение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отношение к различным событиям жизни
Цель: Развитие гибкости мышления и толерантного отношения к различным событиям жизни.
Материалы: Наборы из трех карточек. (3-5 наборов), листы бумаги для записей, ручки, карандаши.
Упражнение 1. «Разминка»
Подросткам необходимо сказать, какого цвета у них сегодня настроение и почему. Или каждый участник называет свое имя и две лучшие черты своего характера (два лучших качества).
Вступительное слово: В жизни каждого из нас возникают различные жизненные ситуации – трудные и не очень. И мы все реагируем по-своему и по-разному ищем выход из сложившейся ситуации. Одни мирятся и приспосабливаются «плывут по течению». Другие ищут выход из жизненной ситуации (если она трудная) с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу, жалуются на сложную жизнь, и фактически не решая проблем, впадают в депрессию.
Сегодня мы поговорим о гибкости мышления и толерантном отношении к различным жизненным событиям.
Что же такое толерантность?
Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. (т.е. отсутствие дискриминации и осуждения в вопросах вероисповедания, национальности, мировоззрения, привычек и т.д.)
Ситуации бывают разные, но ведь ситуация сама по себе она такая, какая есть, а вот уже эмоциональную окраску мы даем ему сами. Ведь же одну и ту же ситуацию можно увидеть по-разному. Например, ситуация в школе – ученик получил «4». Кто-то останется недоволен, а другой – будет счастлив. Почему так происходит?
Деление класса на группы. (либо при помощи расчета на первый-третий(пятый), либо с помощью игры, подойдет любой способ, главное, чтобы подростки не были в группе с другими подростками, с которыми дружат и часто общаются).
Упражнение 2. «Три на три»
Инструкция. «Объединитесь в группы по четыре человека (в зависимости от общего количества). Каждой подгруппе выдается по 3 карточки с описаниями жизненных ситуаций, обычно вызывающих неприятные переживания. Я раздам вам карточки на которых будут написаны ситуации. Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой из трех ситуаций, написанных на ваших карточках. У вас есть на это только 15 минут, поэтому поторопитесь».
Карточка 1.
Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…
Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…
Карточка 2.
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…
Карточка 3.
Сегодня я узнал(а), что девушка(парень) которая(который) мне очень нравится, встречается с другим(другой), и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…
Сегодня я узнал(а), что девушка(парень) которая(который) мне очень нравится, встречается с другим(другой), и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…
После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате по каждому случаю получается по 9-12 аргументов «плохо» и «хорошо».
Важно помнить, что цель упражнения – развить гибкость мышления как жизненное умение, а не просто весело поиграть. (нельзя принимать абсурдные аргументы, потому что у участников остается недоверие к тому, что событие реальной жизни действительно можно оценивать с разных сторон).
Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались вам легче – негативные или положительные? Как вы думаете, почему?
Резюме. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Например, один человек заболел, и ему пришлось отказаться от развлекательной поездки. Он очень расстраивался по этому поводу. А потом оказалось, что его друзья попали в катастрофу и погибли. Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не таким ух плохими. А иногда случается, что они нас спасают от чего-то худшего». (Здесь можно заменить данную ситуацию на другую, менее драматичную. Например, подросток заболел и не смог пойти на веселую вечеринку. Его товарищи, посетив вечеринку, попали в полицейское отделение и провели там всю ночь. и т.д.)
Упражнение 3. Каждый участник по кругу говорит пожелание на сегодняшний день или просто пожелание на будущее своему соседу слева.
Завершение занятия, заключительный шеринг. Каждый из подростков высказывается, что для него дало сегодняшнее занятие, понравилось/не понравилось, что именно. Начинать ответ необходимо с фразы: «Для меня сегодня было важно… и особенно полезно…».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для 1-го класса: игра «Следопыты»
|
Вопросы для 2-го класса: игра «Следопыты»
|
Вопросы для 3-го класса: игра «Следопыты»
|
Вопросы для 4-го класса: игра «Следопыты»
|
Вопросы для 5-го класса: игра «Следопыты»
|
Вопросы для 6-го класса: игра «Следопыты»
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Занятие для учащихся начальной школы (2–4-е классы) по теме: "Давайте жить дружно!"
Цели:
- Вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать в них коммуникативные навыки.
Содержание занятия:
- Разминка. Игра “Общий ритм”
Все стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, задавая ритм, который группа поддерживает.
- Вступление
Ведущий: Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (Я тебе свое "Я", а ты мне – свое "Я").
Вопросы для обсуждения:
– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
– Нужно ли учиться общению?
– Как вы считаете для чего это нужно?
- Игра на внимание “Кряк-квак”
Чтение стихотворения Б.Липановича “Интересный разговор”.
Лягушонок “Квак-квак!”,
А Утенок “Кряк-кряк!”,
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!
Дети стоят возле парт. Ведущий в произвольной последовательности произносит слова “Лягушонок” и “Утенок”. Мальчики хором говорят слова лягушонка (“Квак-квак” ), девочки – слова утенка (“Кряк-кряк”).
Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибется – садится. В конце подводится итог, кто был внимательнее “Утенок” или “Лягушонок?”
- Беседа об общении
– Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения “хорошо поговорили”? Почему?
– Зачем люди разговаривают между собой?
– Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством,. охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду и т. д. было непросто, тяжелее всего было одиночество (“Не с кем поговорить”.)
Задание классу: попробуйте как можно дольше не говорить, сколько вы выдержите?
5. Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!”
6. Игра “Если нравиться тебе, то делай так!”
Дети стоят в кругу, а ведущий в кругу показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так…”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку:“Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего.
7. Упражнение “Подари камешек” (цветочек, сердечко и т.д.)
Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами:“Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
10. Подведение итогов занятия
– Что понравилось больше всего?
– Что вам дало это занятие?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
А БЕЗ ДРУЗЕЙ НА СВЕТЕ ТРУДНО ЖИТЬ...
Занятие для учащихся подросткового возраста
Необходимые средства: листки бумаги и ручки по количеству участников, фломастеры, шарф,
1. Приветствие. Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, называя соседей по имени.
2. Разминка
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»
Инструкция. Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «Солдат!», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «Тряпичная кукла!». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д. Игра заканчивается на стадии расслабления3. Работа по теме занятия
Упражнение «Закончи предложение»
Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение, текст которое писан на доске:
- «Настоящий друг — это тот...»
- «Друзья всегда...»
- «Я могу дружить с такими людьми, которые...»
- «Со мной можно дружить потому, что...»
По желанию дети зачитывают ответы.
Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не прс не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем дс свои секреты.
Упражнение «Сиамские близнецы»
Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платке завязываются руки детей (правая и левая), стоящих рядом. При этом кисти остаются свободными. Детям дают по одному фломастеру разного цвета. 3. нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Условие: рисовать м только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники.
Комментарий. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты v. участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе (легко определить по количеству цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети с-рисунка, порядок рисования и т.д. Можно тактично напомнить об ошибках при сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.
Анализ упражнения:
- Что было труднее всего?
- Понравился ли вам ваш рисунок?
- Что необходимо для сотрудничества?
Рефлексия занятия.
Синквейн «Дружба-это…» (ребята пишут на листочках свои синквейны на заданную тему)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
«Следопыт». Сценарий прост, 6-7 классы – участники получили список вопросов, на которые они должны за определенный период времени (две перемены) ответить.
1.Назовите первого директора нашей школы.
2.Сколько лет нашей школе (здание в котором сейчас учимся)?
3.Сколько кабинетов на 2 этаже?
4.Сколько всего часов висит в школе на 3 и 4 этажах?
5.Во сколько приходит на работу школьный повар?
6.Сколько педагогов по имени Татьяна работает в школе?
7.Какой любимый цвет у Марии Сергеевны?
8.Сколько дверей в школе?
9.Сколько телефонов в кабинете директора?
10.Любимое место отдыха учителя географии?
11.В какую сторону открывается дверь в столовую - от себя или на себя?
12.Сколько цветов в горшках в кабинете технологии?
13.Сколько всего компьютеров в школе?
14.Какая марка автомобиля у Колеганова С.В.?
15.Какого цвета глаза у Новиковой Ю.С.?
16.Любимые цветы Мальковой Е.В.?
17.Сколько стульев в кабинете психолога?
18.Какого цвета диван в учительской?
19.Сколько парт в кабинете биологии?
20.Сколько ступеней до спортивного зала?
21. Как зовут секретаря нашей гимназии?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Анкета «Я выбираю…»
Оцените важность для вас данной сферы жизни от 1 до 5 баллов.
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность), | |
здоровье (физическое и психическое), | |
интересная работа, | |
красота (переживание прекрасного в природе и в искусстве), | |
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), | |
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), | |
наличие хороших и верных друзей, | |
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), | |
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), | |
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), | |
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), | |
счастливая семейная жизнь, | |
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), | |
творчество (возможность творческой деятельности), | |
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений |
Общие итоги оформляются в виде диаграмм и вывешиваются на стенде в коридоре.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
«Лавка добрых качеств»
Цель:
- Знакомство учащихся с разнообразием личностных качеств.
- Развитие навыков самоанализа и оценки своих возможностей.
- Формирование конструктивного отношения к негативным качествам личности.
- Развивать уверенность в себе.
Ход проведения
Игра успешно проходит на переменах или во внеурочное время с учащимися любого школьного возраста. Иногда в ней принимают участие педагоги и администрация. Действие игры проходит в виде купли – продажи. Учащиеся играют роль покупателей, они выстраиваются в очередь возле импровизированной лавки, педагог-психолог – продавец. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д) или же на свои положительные, которые имеются в избытке. Список качеств, которые можно приобрести вывешивается на доступном месте, качества которые необходимо отдать взамен дети предлагают сами или с помощью психолога.
Большое значение имеет поведение при “купле-продаже” педагога-психолога. Он должен вести себя как продавец на восточном рынке, активно приглашать ребят для совершения покупок, одобрять выбор школьников, хвалить ассортимент своего товара, торговаться, подсказывать тем, кто затрудняется сделать свой выбор. Не приветствуются комментарии взрослого о покупках ребенка. Например: “Зачем ты это покупаешь? У тебя и так этого много” или “Лучше вот это возьми, на уроке пригодиться”. Необходимо пресекать комментарии из очереди школьников.
В течение игры покупки, количество покупаемого товара, а также товар, приобретаемый продавцом взамен, фиксируется в специальных протоколах, который ведет помощник психолога, для анализа результатов игры.
Действительность сделки подтверждает выданный покупателю, именной чек, в котором указывается приобретенный и сданный товар в килограммах. Кроме массы указывается срок годности (1 день) и фамилия продавца. Чеки можно пронумеровать, и вы узнаете сколько покупателей у вас сделали покупки. Педагог-психолог для правдоподобности может предложить правило: если в течение срока годности покупатель использует (хоть один раз) качество, которое он сдал (например: грубость), то сделка о “купли продаже” автоматически аннулируется.
Фиксирование количества продаваемого и принимаемого товара позволит судить о том, какие качества личности на данный момент востребованы школьниками, от каких они хотят избавиться, увидеть степень критического отношения к себе и своим товарищам.
Игру проводить лучше с двумя продавцами. Один продает, другой фиксирует данные в протокол.
По завершению игры педагог-психолог подводит итоги “торгов”, анализируя полученные результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Психологическая акция “Волшебные предсказания”.
Эта акция предназначена для того, чтобы поддержать каждого “жителя школы”, дать возможность детям помечтать, а взрослым – искренне по-детски улыбнуться. Отлично подходит для окончания недели психологии, оставляя приятное необычное послевкусие.
Цели:
- создание благоприятного климата в школе
Участники:
все желающие: ученики, педагоги, родители, работники школы, психолог
Необходимые материалы:
- шкатулка
- записки с добрыми пожеланиями (в большом количестве)
Время:
акция проходит в течение одного учебного дня на переменах
Этапы акции:
1. Подготовительный этап.
Психологу необходимо найти и напечатать как можно больше вариантов добрых пожеланий-предсказаний: для каждого независимо от пола, возраста и рода занятий. Загадочности процедуре можно добавить, если все записки будут определенным образом свернуты или разукрашены под постаревшие, дряхлые (это трудно и весьма затратно по времени, но окупается по виду участников, старательно их раскрывающих в ожидании “ответа вселенной”).
2. Основной этап.
В шкатулку достаточно вместительного размера насыпаются записки с пожеланиями. Она размещается в фоей школы, на столе у вахтера, чтобы каждый пришедший мог начать день с улыбки. Вахтер встречает всех с загадочной улыбкой, предлагая уникальную возможность задать важный вопрос вселенной и получить ответ. Все желающие сосредоточенно закрывают глаза, вопрошают у вселенной, а потом тянут записки. То, что происходит дальше, действительно, можно описать словом “волшебство”: хмурые начинают улыбаться, серьезные довольно прячут заветный кусочек бумаги в карманы, спокойные начинают прыгать на одной ножке с криком “Спасибо! Спасибо! Спасибо!”, недоверчивые радостно просят вытянуть еще раз, неугомонные заботливо тянут к шкатулке своих одноклассников, азартные тянут несколько и с фразой “А первая была лучше всего!” приветливо подмигивают психологу.
3. Обратная связь.
“Волшебная шкатулка” быстро приобретает популярность у “жителей школы” и к 3-4 уроку в школе царит особая доброжелательная атмосфера. Поскольку лимит на пожелания отсутствует, то каждый в конце концов вытягивает столько сколько необходимо для ощущения счастья, успеха, умиротворения. Иногда наиболее сознательные и сердечные начинают возвращать пожелания в шкатулку со словами “Пусть еще кому-нибудь станет хорошо”.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Психологическая игра "Портрет коллектива"
Цели:
- способствовать сплочению участников;
- приобрести опыт в публичном одобрении другого;
- осознать собственную реакцию на признание со стороны других.
Этапы игры:
- Разминка.
- Создание визитной карточки.
- Общение друг с другом.
- Работа в парах.
- Представление своего партнёра.
- Оформление портрета.
- Обсуждение игры.
Оборудование:
- Лист бумаги любого цвета (формата А4).
- Листочки бумаги на каждого участника.
- Цветные бумажные фигурки по 2 одинаковые каждого цвета (по числу игроков).
- Шариковые ручки.
- Клей.
ХОД ИГРЫ
Разминка
Для её проведения могут быть использованы любые психогимнастические упражнения на усмотрение ведущего. Главное – настроить участников на взаимодействие друг с другом.
Создание визитной карточки
Каждый участник заполняет листочек, где указывает своё имя и пять–шесть пунктов, отражающих увлечения и интересы.
Общение
Все игроки свободно перемещаются по комнате, общаются, знакомятся с информацией, на карточке, расспрашивают друг друга, уточняют.
Работа в парах
Группа разбивается на пары с помощью цветных фигурок, которые лежат в коробке или на тарелке в центре круга. В парах нужно познакомиться поближе, чтобы на следующем этапе игры представить своего партнёра всем участникам.
Представление партнёра
Для того, чтобы представить, один из участников встаёт за спину партнёра, кладёт свои руки на плечи того, о ком рассказывает. Потом они меняются местами и т.д.
Оформление портрета
После того, как все высказались, ведущий предлагает участникам наклеить свои фигурки на лист формата А4 так, как этого хочется игрокам.
Обсуждение
Когда портрет будет готов, можно предложить участникам прокомментировать то, что получилось и поделиться своими чувствами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Тема: «ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ НАУЧИТЬ МЕНЯ ? ИЛИ ! »
Цель: Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли. Осознание своих личностных особенностей. Помощь в извлечении выводов из трудных жизненных ситуаций.
Примерное время занятия – 45 минут (урок) – 50 минут
ВВЕДЕНИЕ
- Поздороваться необычным способом. Дети встают в круг. Затем по одному становятся в центр круга и здороваются каким-то необычным образом, а остальные должны повторить это движения. И так до тех пор, пока каждый не покажет движение.
- Информирование о цели занятия и его теме.
Наша тема: «ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ НАУЧИТЬ МЕНЯ» Кстати, как вы думаете, какой знак препинания можно поставить после этой фразы и почему?
Мы в ответе за те поступки, которые мы совершаем, поэтому нам нужно прислушиваться к себе, к своим чувствам и извлекать уроки из всех жизненных ситуаций и плохих и хороших. На этом занятии мы попробуем понять, что каждый человек несет ответственность за свои чувства и мысли. Мы постараемся осознать свои личностные особенности и попробуем извлечь выводы из трудных жизненных ситуаций.
- «Настроение». Каждый должен сказать какое у него сейчас настроение, на что оно похоже, если есть желание, то можно изобразить его (мимика, жесты, позы, звуки, слова).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- «Копилка трудных ситуаций». В любом возрасте человек может оказаться в трудной ситуации, давайте соберем копилку трудных ситуаций, например, получил двойку, родители сердятся и т.д. Необходимо записать эти ситуации на доску (5-10 шт), разделить учеников на группы по 4-5 человек, а затем предложить им представить, что трудная ситуация – это урок, который должен чему-нибудь научить. Разбираем чему же может научить каждая ситуация.
- «Работа со сказкой» Читаем и обсуждаем «Сказку о Дрюпе Дрюпкине»
После прочтения сказки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), детям нужно придумать продолжение – какой стала жизнь Дрюпы (пятиклассника), что он стал счастливее? А каким стал Дрюпа, когда вырос и окончил школу? (работа в группах) Можно попросить представителя группы прочитать продолжение.
После этого необходимо обсудить:
- Почему Дрюпа не считал себя счастливым?
- Что значит «уроки жизни»?
- Приходится ли вам иногда выполнять не только школьные уроки, но и уроки жизни? Какие это уроки и чему они научили?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Упражнение «Подарок». Участники встают в круг. «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)»
Сказка о Доюпе Дрюпкине
В далекой-далекой Солнечной системе, на далекой-далекой планете Земля, в одном далеком и большом городе жил Дрюпа Дрюпкин. Как жил? Да по-разному. Но считал он себя не очень счастливым, слишком уж часто с ним что-то нехорошее само собой случалось. То в столовой его любимый суп с цветной капустой прольется, то на любимом уроке географии любимая учительница «три» поставит, то любимый друг Пустель Пупкин с ним поругается. А то как-то сидел Дрюпа на стуле в своей комнате, просто сидел – и свалился на пол. Да больно так! Аж искры из глаз посыпались! Открыл Дрюпа глаза и вдруг голосок чей-то услышал:
- И не надоело тебе, Дрюпон, так жить?
- Ты кто? – испугался Дрюпа.
- Я – твоя шишка, - пропищал голосок.
Подскочил Дрюпа к зеркалу: синяк под глазом, царапина на шее и такой огромный «шишак» на затылке, что действительно глазками подмигивает.
- Тебе надо измениться, Дрюпыч!
- Да я уж изменился, куда больше! Увидишь в темноте – испугаешься, - вздохнул Дрюпа.
- Нет, Дрюпа, не так. Тебе нужно почаще выполнять уроки жизни.
- Да у меня и так жизни нет от школьных уроков!
- Слушай меня, Дрюпкин. Слушай и благодари. Тебе нужно учиться у неприятных, трудных ситуаций. Тогда сразу поумнеешь, а иначе скоро из Дрюпы тебя переименуют в Большого Шишака.
Дрюпа от такого нахальства собственной шишки дар речи потерял, а когда нашел – шишки уже не было. И синяка подглазом, и царапины на шее.
Но появился зато резвый младший брат, Купер Дрюпкин. И не просто появился, а тут же Дрюпкину ручку сломал. Хотел Дрюпа ему двинуть, но остановился. Может, на Купере жизни поучиться? Посидел и подумал: «А может, пожалеть Купера для разнообразия?» Тут мама пришла с работы и, как всегда с претензиями: «Собаку не выгулял. Купера обижал!» Хотел Дрюпа, как всегда, обидеться, а потом подумал: «Может быть, жизни поучиться и попробовать понять маму?»
Не хочется длинно рассказывать о Дрюпе – вы ведь и так все уже понялм. Понравилось Дрюпе выполнять уроки жизни, понравилось ему изменять себя. Ну жизнь его, Кончено изменилась к лучшему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЪ ВАС ТЕРПЕЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
За каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 5, 8, 9, 11, 12, 13 и 14 получаешь по 1 баллу
За каждый отрицательный ответ на вопросы: 2, 3, 4, 6, 7, 10 и 15 также получаешь 1 балл.
- Если ты что-то объясняешь, а собеседник не может понять, ты нервничаешь и начинаешь объяснять все сначала?
2. Ты хочешь что-то купить, но у входа в магазин видишь длинную очередь. Отказываешься ли ты от покупки?.
3. Случается ли, что ночью, накануне какого-то важного для тебя события, ты не можешь уснуть?
4. Из почтового ящика ты достаешь письмо. Читаешь ли ты его уже в лифте или на лестнице?.
5. Можешь ли ты представить, что ведешь длинный телефонный разговор с человеком, который ошибся номером?
б. Нервничаешь ли ты, ожидая долго в очереди на прием к врачу?
7. Злишься ли, если не удается сразу или вообще собрать кубик-Рубика?
8. Ты договариваешься с друзьями о встрече в городе, но они не пунктуальны. Ждешь ли ты их больше получаса?
9. Есть ли у тебя какое-либо хобби, требующее терпения (рыбалка, вышивание, выпиливание)?.
10. Не кажется ли тебе, что все вокруг и двигаются, и работают медленно и вяло?
11. Если твой знакомый рассказывает какую-то историю неинтересно и затянуто, выслушиваешь ли ты его до конца, не перебивая?
12. Если кто-то без очереди пытается протиснуться вперед тебя, стараешься ли ты не обращать на это внимание?
13. Если на телевизионном экране возникли помехи, ждешь ли ты, пока они сами исчезнут?
14. Ты стоишь на улице у телефона-автомата. Кто-то уже 10 мин. говорит по телефону и, по всей видимости, не собирается скоро закончить свой разговор. Продолжаешь ли ты ждать дальше?
15. Прочитал ли ты результаты теста до его решения?
Ответы:
12 – 16 баллов. Твоему терпению можно позавидовать. Но помни о том, что избыток всегда вреден. Подумай, не слишком ли ты замедлен, почти флегматичен. Немного энергии тебе бы не помешало!
6 – 11 баллов. Прими наши поздравления! У тебя терпения столько, сколько нужно. Ты можешь быть эталоном.
0 – 4 баллов. Ты ужасно нетерпелив. Если не постараешься измениться, то в скором времени станешь очень нервным человеком. Это не только отразится на твоем здоровье, но и на твоем окружении...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
неделя психологии в школе
разработка для проведения недели психологии в школе по дням недели и направлениям деятельности....
Неделя психологии в школе
В даннома материале содержатся планы недели психологии, отчеты и разработки мероприятий , проведенные в рамках недели....
«Неделя психологии в школе»
Девиз недели: Давайте жить дружноЦели:1. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;2....
Неделя психологии в школе
Творческая работа психолога в школе....
Неделя психологии в школе
Краткий план и отчет проведения Недели психологии...
План проведения недели психологии в школе
В плане отражены цели, задачи мероприятий, ожидаемые результаты....
Справка о проведении Недели психологии в школе
Справка о проделанной работе педагога-психолога в рамках Недели психологии в школе....