Жестокость и мы
классный час по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Классный час с психологом «Жестокость и мы». 5 класс.
Цель: профилактика асоциального, жестокого поведения; формирование «правильных» морально-нравственных ценностных установок.
Задачи:
- Определить и понять сущность и причины жестокого поведения
- Выработать способы и методы борьбы с жестокостью
- Сформировать морально-нравственные установки у детей, препятствующие проявлению жестокости
Формы и методы работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая дискуссия, диалог.
Используется мультимедиа, магнитофон, ватман, цветные карандаши заготовки открыток и капель-компонентов эликсира.
Общая задача детей понять, что такое жестокость, где с ней можно встретиться, как преодолеть и как не допустить. В конце дети «варят» эликсир с компонентами против жестокости, который остается в классном уголке.
Итог классного часа (материальный): большой плакат с «эликсиром против жестокости», у каждого ребенка в процессе работы появляется закладка с высказыванием Сухомлинского, а также открытка от другого ребенка с советом «Как не стать жестоким»
Ход занятия.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня очередная наша с вами встреча.. Сегодня мы поговорим об очень серьезных вещах..и начать бы я хотела с просмотра нескольких фотографий. (слайд 1)-сцены жестокости
Что вы видите на этих фото?-ответы ребят.
Подумайте о чём сегодня пойдёт речь? (слайд 2)
Правильно..мы поговорим о жестокости в нашем мире.
Тема сегодняшней нашей встречи очень актуальна. Как вы думаете..почему?-ответы ребят.
И действительно, всё чаще с экранов телевизоров, со страниц газет, из сети интернет мы узнаём про драки, убийства, злые шутки, издевательства над животными..и это не только где-то там..это здесь, оно рядом с нами.
В ходе нашей сегодняшней встречи мы выясним хорошо это или плохо быть жестоким человеком, быть рядом с таким человеком и попытаемся приготовить эликсир против жестокости.
И продолжить разговор мне бы хотелось басней
Эзопа «Солнце и ветер».(слайд 3)
Вот Солнце и Ветер, чтоб знать, кто сильней,
решили помериться силой своей
и путника взяли, как спора предмет:
кем будет он раньше разут и раздет.
Как принялся путника Ветер трепать,
пытаясь одежду и обувь сорвать!
Но тот ещё крепче затянет кушак,
и ветер его не разденет никак.
А Солнце пригрело, взглянув из-за туч,
направив на путника ласковый луч –
и снял он рубаху, штаны и картуз,
сложил аккуратно у речки под куст
и, чтоб освежиться, сам в воду полез
совсем без сапог и подштанников без.
Вот такая история..
Представьте, что солнце и ветер – это мы с вами. И скажите о чём идёт речь в басне. …(Дети могут совещаться в парах)..-ответы детей (пример-о добре, о зле, о ласке, о том, что силой не всегда всего можно добиться..и тп.)
Хорошо..молодцы..а если слишком сильно пригревать..хорошо ли это…а бывает ли легкий ветерок полезен иногда и приятен??-Бывает..иногда нужно, чтобы и солнце и ветер действовали одновременно. –мысли и ответы детей-от солнца могут быть ожоги-в жизни –избалованность, лень, гиперопека, иногда нужен контроль виде ветра.
Вы все правильно говорите, действительно, иногда своим мыслями, поведением..силой, принуждением мы можем сделать только хуже, а добрыми делами, поступками и отношением можем добиться многого.
Ну вот, мы с вами выяснили, что много где можем встретить жестокость.. и все же..что это такое…Кто может сказать?-ответы
В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.
Сегодня я приготовила вам закладки со словами Сухомлинского:
Вывод; слова В.А.Сухомлинского
Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.
Каждый из вас получит такую закладку за свое старание и работу.
Мне хочется привести вам еще высказывания:
- Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.(Гельвеций) (слайд 5)
- Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Аристо) (слайд 6)
- Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека) (слайд7)
Вы согласны, ребята, с этими высказываниями? Почему? Как вы их понимаете? –обсуждение
Хорошо, тогда скажите, какие качества сопровождают жестокость?-ответы-зло, зависть, трусливость и тп.
А есть ли в нас эти качества..а если есть, то жестоки ли мы…и если нет, то почему?-ответы про выбор каждого, про то, что в каждом есть и плохое и хорошее,но оно не проявляется и тп.
Действительно, мы сочетаем в себе много качеств, бывает даже противоположных..и про это есть одна притча..(Притча про волков.)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А теперь давайте подумаем..какого волка кормим мы..и чем..супом и вермишелью..??-ответы детей-нет, поступками.. и какими же? Чем из повседневной жизни дома, в школе, на улице мы можем накормить нужного волка?-дети приводят примеры.
Давайте сейчас выстроим образ человека, который избавлен от жестокости, злости, зависти и тп.
Сейчас я буду называть качества человека, встречающиеся в наше время и мы вместе выберем те, которые вы хотели бы иметь для себя и этого человека (слайд 4)
Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость, хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.-подчеркнутые берутся
Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели. И мы с вами выстроили человека с положительными качествами. Посмотрите на него.
А «жестокость» отнесли к отрицательным качествам.
Этот человек –добродетель..призывает нас сохранить в себе не только добро, покой и честность, но и веселье, хорошее настроение, бодрость духа и тела.
Давайте немножко разомнемся…звучит музыка-разминка.
Ну вот мы и зарядились энергией от человечка-добродетели..и снова возвращаемся к нашему разговору.
Как вы уже говорили..жестокость она рядом..вот и сейчас я вам предлагаю обсудить ситуации, которые тоже находятся рядом..среди нас..а конкретно приклеены к парте. Кто нашел??Читаем.(ситуации приклеены под партой)
Ситуация №1
Вы стали свидетелем драки в школе между старшеклассниками…Ваши действия?
Ситуация №2
Вы часто являетесь свидетелем того, как кого-то из Ваших знакомых обзывают, забирают вещи..портят их..Ваши действия?
Ответы, мысли, предложения детей.
Жестокость порождает желание властвовать. Теперь никто и никому не хочет подчиняться, уступать, кого-то слушаться. Везде мы показываем свою строптивость и гордыню. Постоянно пребывая в ссорах, раздорах, вражде с ближними, мы делаемся все более холодными, бесчувственными, жестокими, дикими, свирепыми. И мы начинаем кормить совсем не того волка..которого следовало бы… А можно ли этого избежать…как победить жестокость? Какие способы вы можете предложить?
У нас есть заготовки открыток – где вы можете дать советы друг другу – как не стать жестоким… (звучит музыка-дети работают)
Записав советы, вручите ее своему соседу.
Ну вот..совет как не стать жестоким у нас уже есть.
А теперь мы создадим эликсир против жестокости. ( слайд11)
Подумайте, какие компоненты вы бы хотели смешать, чтобы не стать жестоким или преодолеть ее. Какими качествами должен обладать человек..Первый компонент за мной. (психолог подписывает одну из капель, а остальные – дети)
Кто придумал и написал компонент..подумайте также..все же..каким быть по жизни лучше..удобнее..вернее..правильнее жестоким или нет?. Если жестоким и злым-прикрепите на доску синий магнит..если добродетельным-желтый. А свои капельки наклейте на плакат.
Посмотрите какой у нас получился эликсир-психолог зачитывает несколько компонентов. А магнитики..многие решили для себя, что быть добрым, отзывчивым, терпимым все же лучше, чем быть злым и жестоким..но кое-кто все таки так не думает (был прикреплен синий магнит). Очень жаль, что силы этого человека идут на кормление не того волка..и возможно, что-то не так складывается в его жизни..но я надеюсь, что вместе с нашим эликсиром мы поможем ему разобраться в себе и стать человеком добродетельным.
Я хочу, чтобы созданный нами эликсир вы принимали как профилактическое средство, но а кто уже заболел жестокостью должен принимать его три раза в день.
Учитесь общаться с собой и другими людьми. Умейте прощать обиды.
И закончить классный час я бы хотела словами : Добрый, … эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто . Не хвалитесь добротой, не делайте зла!
До скорой встречи!
Занятие рассчитано на 40 минут. Дети активно вступают в диалог, высказывают свое мнение, разбирают ситуации, «варят» эликсир против жестокости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Презентация"Жестокие родители - жестокие дети"
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Жестокие родители - жестокие дети". работа по профилактике насилия в семье....
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)
Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...