Профилактика наркомании. Пропаганда ЗОЖ.
учебно-методический материал по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Занятие разработано для 8-11 классов по профилактике наркомании и пропаганде ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narkomanii_zanyatie.docx | 33.64 КБ |
profilaktika_narkomanii.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическое занятие:
«Наркотики – НЕ ВЛЕЗАЙ, УБЬЕТ!»
Здравствуйте! Рада всех видеть вновь на сегодняшнем занятии. Надеюсь, все готовы работать.
Сегодня тема нашего занятия – «Наркозависимость».
Что такое наркотики, как вам кажется?
Выслушайте ответы участников .
Наркотики - это химические вещества, большинство из которых относятся к токсинам, т.е. к ядам. Все они, вызывая отравление, приводят человека в состояние «опьянения». Опьянение вызывает большое количество новых ощущений. Наркотики употребляют различными способами. Наркотики вызывают сильнейшую зависимость, и человек, пристрастившийся к наркотикам, уже никогда не сможет забыть о них. Наркотики вызывают кучу болезней и часто являются причиной несчастных случаев. По Российскому законодательству за действия с наркотиками предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если участники спросят: «Как можно рассуждать о том, чего не пробовал?», ответьте: «Не обязательно пробовать яд, чтобы понять, что это такое. Достаточно уметь его определять». Пробуя наркотик, почему-то все верят, что не станут зависимыми, что их это не коснется, что они смогут удержаться от этой напасти. Вступая на этот путь, мы даже не представляем, куда он нас приведет. Мы знаем, что зависимость – это ужасно, но по-настоящему не осознаем это и думаем, что это «ужасно» именно нас не коснется. На сегодняшнем занятии я хочу, чтобы вы узнали, что это за дорога, и поняли, что вступать на нее не стоит. Никогда!
Спросите у участников: Почему люди попадают в зависимость? Что может произойти в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков?
Выслушайте ответы участников.
Чтобы разобраться в этих вопросах более подробно, давайте сделаем одно упражнение.
Упражнение
«Дерево проблем»
Цель: показать, что причины приобщения к наркотикам могут быть разными, а последствия - одинаково тяжелыми.
Пояснение: Участники делятся на две группы. Участники одной из групп в течение 3-х минут должны записать на листе как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам. Участники другой – как можно больше последствий. Пока группы работают, сделайте на доске заготовку – рисунок корней и кроны дерева или используйте заранее заготовленный плакат. После того, как закончится время, попросите участников подгруппы «причины» подойти к доске и в корнях дерева записать причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» записывает в кроне последствия потребления наркотиков.
Для этого упражнения можно использовать небольшие стикеры, на которых участники записывают причины и последствия, а потом приклеивают их к плакату.
Если необходимо, то подскажите им:
Причины:
Одиночество;
За компанию;
Заставили;
Чтобы повеселиться;
Проблемы в семье;
Конфликт с учителем;
Показать другим, что взрослый;
Жизненная трагедия;
Не знал, что ему предлагают;
Любопытство;
Забыть про проблемы;
Болезнь – чтобы было легче;
Был пьян – не помнит;
Как все;
Не смог отказать;
Последствия:
Потеря друзей;
Проблемы в семье;
Безденежье;
Воровство;
Продажа имущества своего и своей семьи;
Разрыв с семьей;
Болезни, проблемы со здоровьем;
Потеря работы;
Потеря интереса к чему-либо вообще, кроме наркотиков;
Проституция;
ВИЧ/СПИД;
Одиночество;
Проблемы с психикой;
Потеря возможности зачать и родить ребенка;
Потеря интереса к жизни;
Бродяжничество;
Нарушение закона и наказание тюрьма;
Смерть сам умрет или убьют.
Анализ упражнения: Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Употреблять что-то или нет, заниматься тем или иным делом – этот выбор человек делает сам (мы не будем говорить о случаях, когда человек подвергся насилию или его вынудили, ведь большинство людей сделали выбор в пользу наркотиков все-таки самостоятельно). Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких? Скорее всего, нет. Почему же тогда он делает такой выбор? Попросите участников свободно высказаться на эту тему и выслушайте их. В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может привести даже незначительная на первый взгляд причина. Проведите линии по нарисованному дереву от «любопытства» - к «тюрьме», от «за компанию» - к «проституции», от «забыть про проблемы» - к «проблемы со здоровьем» и «смерть». А теперь давайте перейдем к следующему упражнению.
Упражнение
«Игра»
Пояснение: Цель упражнения – показать подросткам, как легко «втянуться» и стать наркоманом и что наркотики – это «игра», в которой невозможно выиграть. Эта цель озвучивается не в начале упражнения, а при его анализе.
Вы делите группу на 3-4 подгруппы. Каждую подгруппу посадите за стол и раздайте каждой по 17 палочек. В качестве палочек могут выступать ручки, карандаши, фломастеры, спички, деревянные палочки для барбекю шашлыка или то, что вы сами придумаете.
Инструкция: Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа - по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек. Палочки лежат, как показано на рисунке ниже.
Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола - я, а с другой стороны – одна из подгрупп.
Суть игры состоит в следующем:
Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я, потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы можете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя.
Ваша цель – набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И за каждую проигранную партию вы получите –10 баллов (минус 10), а за каждую выигранную партию +20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов. Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной партии, тогда ваш результат будет 100 очков. Ведущий должен прочитать следующую информацию перед тем, как проводить упражнение, а затем еще раз прочитать инструкцию!!!
Играть ведущий будет следующим образом: сначала сыграет партию с подгруппой №1, потом с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.
Всегда начинайте партию так:
Ведущий: - Ваша подгруппа готова сыграть следующую партию?
Подгруппа: - дождитесь четкого положительного ответа от подгруп-
пы
Ведущий: - Тогда начинайте! Далее вы играете партию.
Суть игры:
Ваша цель – ВСЕГДА выигрывать. Если знать хитрости этой игры, это очень легко сделать.
Чтобы всегда выигрывать, нужно ВСЕГДА выполнять два простых правила:
1. Каждую партию должен начинать противник. Т. е. в каждой партии вы тянете вторым. Первой тянет подгруппа или представитель от подгруппы! Затем – вы, после – снова они и т.д.
2. В сумме с противником нужно вытягивать 4 палочки. Например, противник , подгруппа) взял 1 палочку, тогда вы должны взять 3 , 1+3=4). Подгруппа взяла 2 палочки, тогда вы – тоже 2, 2+2=4.
Если подгруппа взяла 3 палочки, вы берете 1 палочку 3+1=4. Математически это выражается так: если противник вытянул N палочек, вы должны вытянуть 4-N палочек.
Чтобы освоиться с этими правилами, лучше потренироваться дома с друзьями. Если вы все сделали правильно, то перед последним ходом противника на столе должно лежать палочек, тогда, сколько бы он ни взял, ему всегда достается последняя.
Психологический смысл игры состоит в следующем:
Вы втягиваете ребят в игру по аналогии - в принятие наркотиков, они начинают стремиться набрать как можно больше баллов незаметно увеличивается доза наркотиков, но они все время проигрывают, т.к. вы знаете решение наркотики – это «игра», в которой нельзя выиграть. В итоге, больше всего баллов набирают те, кто остановился как можно раньше, или вообще не играл точно так же и с наркотиками: не пробуйте их, и вы выиграете!
Сложности могут для вас возникнуть тогда, когда ребята захотят вторыми вступить в игру. Постарайтесь все-таки и в этом случае остаться вторым. Если группа настаивает, скажите, что таковы правила, и напомните, что у группы всегда есть право вообще отказаться от игры.
Этапы игры
1. Инструкция
2. Сама игра, здесь вы играете партии с подгруппами и считаете их баллы.
3. Далее, играя партию за партией, вы дожидаетесь, когда подгруппа скажет «стоп!».
Можно даже спровоцировать подгруппу на такой диалог:
Подгруппа: - Мы больше не хотим играть.
Ведущий: - Боитесь, что я опять у вас выиграю?
Подгруппа: - Нет! Просто ты всегда выигрываешь!
Ведущий: - У меня совсем несложно выиграть. Может, еще партию? Подумайте!
И только если подгруппа четко ответила «Нет!», вы больше к ней не пристаете.
Заметьте!!! Этот диалог напоминает провокацию принять очередную дозу наркотиков.
Когда все подгруппы сказали «стоп!», игра заканчивается.
4. Задайте вопрос: Почему подгруппы сказали «стоп!»? Дождитесь ответов ребят. Раскройте им принцип своей победы, расскажите им, как играть в эту игру, чтобы все время выигрывать. Докажите это: сыграйте с кем-то показательную партию.
А потом скажите: Ну, кто теперь хочет попытаться у меня выиграть в эту игру, при условии, что я буду вторым брать палочки? Дураков нет? Правильно! Кто будет играть со мной в игру, зная, что выиграть невозможно?! Перейдите к анализу упражнения.
Анализ упражнения:
Сейчас я расскажу, как это упражнение связано с темой нашего сегодняшнего занятия. Все дело в том, что если вы начинаете употреблять наркотики, то втягиваетесь в это дело незаметно, как втянулись сейчас в эту игру. Вы желаете получить то, что вам обещали: кайф, просветление сознания, подъем сил, а в итоге кайф быстро проходит и возникает ломка.
Я знала принцип игры, и поэтому всегда выигрывала. Ваша задача была - вовремя остановиться. Та подгруппа, которая «просекла» это, набрала больше всего баллов. А те, кто продолжал играть (считайте - принимать наркотики), проиграли. Наркотики – это игра, в которой вы начинаете. У вас всегда есть выбор - принимать или нет, вовремя остановиться и больше не употреблять или подчиниться наркотикам и стать зависимым, стать наркоманом. Когда мы начинаем принимать наркотики, мы даже не думаем о том, что это игра, в которой мы обречены на поражение. Если бы мы знали это, как знаем сейчас все о фокусе с палочками, мы бы вряд ли приняли первую дозу пусть даже самого легкого наркотика. В игре под названьем «Наркотики» выиграть НЕВОЗМОЖНО!
Скажите:
m Сколько баллов вы набрали?
m На каком этапе остановились?
m Как шло обсуждение в ваших подгруппах?
В конце поаплодируйте той подгруппе, которая набрала больше всего
баллов.
6. Сделайте вывод.
Как отказаться от предложения попробовать наркотики и сказать «нет!»? Давайте сделаем упражнение.
Упражнение «аргументы отказа от пробы наркотиков»
Цель: рассмотреть имеющийся у участников «арсенал» возможных аргументов отказа от предложения попробовать наркотик.
I этап.
Попросите каждого участника в течение 3-х минут поработать индивидуально. Участники должны записать на своем листочке 3-4 аргумента, которые могут помочь им в случае предложения попробовать наркотики, противостоять давлению и отстоять свою позицию.
II этап.
После завершения времени попросите участников пересесть так, что-бы 6 стульев стояли в ряд немного отдельно от общего круга как бы образуя сцену. Попросите желающих занять места на отдельных стульях, дальше они должны будут играть активную роль. Когда желающие определятся поясните
Инструкция добровольцам: Сейчас, по очереди вы будете предлагать соседу слева попробовать наркотик. Когда дойдет очередь до последнего, он должен будет пересесть к первому. «Наркотик» может символизировать любой предмет – карандаш или мячик, например. Уговаривать нужно будет в течение 40-50 секунд. Задача того, кому предлагают, - отказаться от наркотика, используя придуманные ранее аргументы. По моей команде пары по очереди начинают и заканчивают диалог. После этого «наркотик» переходит к следующему участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать его.
Инструкция группе: Задача наблюдающих - внимательно выслушать аргументы, чтобы потом дать им оценку. Никто не должен давать комментарии или подсказывать во время ролевой игры.
После завершения поблагодарите тех, кто участвовал в ролевой игре.
Анализ: Сначала спросите у «активных» участников:
m Как вы себя чувствовали в роли предлагающего и отказывающегося?
m Тяжело было отказываться или нет?
m В реальной жизни тяжело отказывать друзьям или знакомым в
какой-либо просьбе?
m Чьи аргументы понравились больше всего?
m Кто был более убедительным?
Спросите у наблюдателей:
m Чьи аргументы понравились больше всего?
m Кто был более убедительным?
m Какие аргументы могли бы предложить вы?
Информационный блок «Правила сопротивления уговорам»
Задача: дать информацию о правилах сопротивления уговорам.
Давайте вернемся к аргументам отказа. Я хочу вам предложить универсальные правила сопротивления уговорам. Они очень просты.
Запишите на доске или повесьте плакат с правилами:
1. Сразу встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте уважительных причин (если вы вступаете в дискуссию, пытаясь аргументировать свой отказ, вас легче сбить с толку, особенно если на вас пытаются давить малознакомые люди);
2. Отказ начинайте всегда со слова “НЕТ”;
3. Повторяйте свое “НЕТ” вновь и вновь без объяснения причин
и без оправданий: “НЕТ! Это мое решение. Я не должен вам
объяснять, почему НЕТ”;
4. Всегда следует повторять одну и ту же фразу отказа;
5. При усилении давления откажитесь продолжать разговор:
“Я не хочу об этом больше говорить”;
6. Если давление продолжается, желательно покинуть эту
компанию и это место.
Упражнение-провокация
«Подстава»
Пояснение: Суть эксперимента состоит в том, чтобы показать, как легко можно «вляпаться» в неприятную историю, если ты столкнулся с наркотиками. Участники не должны догадаться, что «подготовка к упражнению» - это и есть само упражнение.
Инструкция: Возьмите шприц в руки. Скажите: Предположим, что вот здесь раствор наркотика. И попросите кого-нибудь помочь: Для подготовки к этому упражнению мне нужен один помощник.
«На, возьми и отойди в дальний угол комнаты».
Держишь? Не уронишь? Хорошо держишь?
На ответ «да», отвечайте: Пяток лет тебе обеспечено. В колонии общего режима. За хранение наркотических веществ.
Когда все закончат шуметь: Ну, давай сюда.
Когда он начнет движение: Еще несколько! Транспортировка наркотических веществ.
Когда передаст вам: Еще несколько лет! Передача наркотических веществ.
Таким образом, можно «подставлять» сколько угодно раз. После упражнения положите шприц на стол, сказав: «Ну, а теперь приступаем, наконец, к упражнению», попросите передать шприц. Чаще всего, автоматически, подросток передает, поймайте его за руку и скажите: «Я же только что все объяснил(а)!».
Любые действия с наркотиками в нашей стране являются административно или уголовно наказуемыми, будь то:
- хранение,
- транспортировка,
- продажа,
- потребление,
- организация потребления,
- изготовление.
Анализ: Вот и все. Вижу, вы думаете, а где же само упражнение? Его не будет, вернее, оно уже состоялось. Упражнение просто было замаскировано под приготовления к нему. Это была провокация, и вы на нее повелись! Это была подстава, и вы подставились! Ваша бдительность была усыплена, потому что вы думали, что упражнение еще не началось. Так ведь и в жизни бывает: мы думаем, что всегда контролируем ситуацию, и никто не заставит нас нарушить закон и нанести вред себе самому. НО! Там, где есть наркотики – там нет места человеческим отношениям, там всегда подставы. А подстава - это или способ манипулирования (тебя могут попросить передать наркотики или припрятать на пару дней, а потом шантажировать) или прямое сваливание вины (например, если во время милицейской облавы ты окажешься рядом с наркоманами). Так что же делать? Не общаться с теми, кто употребляет наркотики, не вступать ни в какие отношения, даже просто приятельские. Отойди, иначе тебя все равно подставят, ты все равно «вляпаешься».
Наркомания – страшная неизлечимая болезнь, причем купленная за наши собственные деньги. Покупая «дозу», мы, на самом деле, покупаем «комплексный обед»: цирроз печени и болезнь сердца – на первое, деградацию личности и умственную неполноценность – на второе, а на десерт – потерю друзей и близких. Постоянным клиентам – подарок от фирмы. Какой? Правильно – ранняя смерть.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
10 минут. Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии.
Итоговый вывод:
Наркотики - это дорога в никуда! Надеюсь, что на этом занятии вы получили представление об этом. Это пагубный путь.
Дайте вспомним шаги в пропасть:
Первый шаг – это первый прием наркотика.
Второй шаг – это втягивание в этот процесс, прием более сильного наркотика. Третий шаг – это зависимость со всеми вытекающими последствиями: ломкой, ВИЧ, алкоголизмом, воровством, продажей своего имущества. Четвертый шаг – это продажа себя в наркобизнес за дозу. Распространение наркотиков, втягивание других, только бы самому добыть дозу. Стоит ли наша жизнь того, чтобы вот так ее закончить?
ВСЕМ СПАСИБО!
ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ Зависимость – непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики …) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование…).
УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ»
РЕЗУЛЬТАТ НАРКОМАНИИ ВСЕГДА ОДИН…
УПРАЖНЕНИЕ «ИГРА»
УПРАЖНЕНИЕ «АРГУМЕНТЫ ОТКАЗА ОТ НАРКОТИКОВ»
УПРАЖНЕНИЕ «ПОДСТАВА» Любые действия с НАРКОТИКАМИ в нашей стране являются административно или уголовно наказуемыми: Статья ФЗ № 228: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, любых их частей, содержащие наркотические средства или психотропные вещества.
НАРКОМАНЫ О СЕБЕ
РЕЗУЛЬТАТ НАРКОМАНИИ ВСЕГДА ОДИН ….
Спасибо, за ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников «Семь шагов к себе»
Данный проект разработан в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических м...
ПРОЕКТ в сфере профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни "Спорт - круглый год"
Проект представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление...
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....
Программа по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся
Цель программы: способствовать формированию у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни, научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствова...
Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…
Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...