Педагогические меры подготовки молодежи к семейной жизни
статья по психологии на тему

Ульихина Анна Владимировна

Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ

начала ХХ века: Особенности развития пола и полового  воспитания. Педагогические меры подготовки молодежи к семейной жизни.

 

Ульихина Анна Владимировна, педагог-психолог МОУ СОШ №37

 

 

  Вопрос жизни пола принадлежит к числу важнейших, жгучих и трудных проблем человеческой нравственности, «результаты неправильной постановки воспитания в этой области не только  портят и коверкают личную и семейную жизнь многих отдельных людей, но являются громадным социальным бедствием», писал педагог Румянцев Н.Е. еще в 1914 году [8. С. 292].

       Задача философа, психолога, педагога, - говоря словами Зеньковского, - не «дразнить или питать интересы пола, а ... помочь молодежи разобраться в этой трудной области, помочь ей найти правильный путь жизни и достойный способ поведения» [3].   

    Как видно из учения отечественных философов и педагогов, целомудрие - самое точное слово передающее главное условие истинной нормальной жизни человека, как в филосовском и психологическом контексте, так и в качестве основания всех педагогических приемов подготовки юношества к семейной жизни, о чем, например, прямо говорит Блонский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ

начала ХХ века: Особенности развития пола и полового  воспитания. Педагогические меры подготовки молодежи к семейной жизни.

Ульихина Анна Владимировна, педагог-психолог МОУ СОШ №37

«Смотри, что дает людям союз любви, мудрый брак.

Кто научил мудрости? Кто исследовал таинственное?

Кто...наполнил площади и дома?...

Кто, как не брак соединил море и сушу важной дорогой и

объединил раздельное друг от друга?»

Св. Григорий Богослов «Моральная поэма» 4 век .

     Человек и человечество, испокон веков, ведет непрестанную борьбу за ценность жизни на двух фронтах – внешнем (подчинение макрокосмоса) и внутреннем (господство над собственным организмом – микрокосмосом). Если подчинение материального мира представляется порой прямо блестящей победой, то на втором фронте человечество все более теряет внутреннюю жизненную силу и саму радость жизни, терпя очевидное поражение. Но «какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит?» [Матф 16, 26].    

     Так размышляли философы, богословы, педагоги, психологи и вообще все здравомыслящие и болеющие душой за Россию люди в начале прошлого века. А ведь религиозное мироощущение, являющееся традиционным атрибутом русской ментальности, всегда подсказывало русскому человеку, что «не на небе, не на земле, нет большей красоты, чем душа человека» (Св. Макарий Великий).

   Сегодня каждого, кто стремится к возрождению понятия духовности в философии, науке, культуре, образовании, особенно волнуют проблемы брака и семьи, также, как и сто лет назад, когда впервые заговорили о кризисе семьи. Именно извращение половой жизни, а как следствие – брака, считали уже тогда одним из самых опаснейших прорывов на внутреннем фронте, когда брак, «этот остаток рая на земле и источник всякой радости и идеализма в обществе – часто, слишком часто превращается в одно из отделений Дантова ада» [9.С.171]. Ибо, как подтверждает и В.Зеньковский, сфера пола в человеке это и самое темное, жуткое и самое светлое, творческое; а, как следствие, личность ожидает соответственно либо падение, разрушение либо возвышение, расцвет. Беря источник в семейной жизни, всякое зло и в общественной сфере производит великие опустошения, и часто ведет к отступлению, регрессу.

     Проблемы, колеблющие устои семьи как в прошлом веке, так и в нынешнем, остаются нерешенными, но очевидно, переживаемый человеком кризис семьи - это кризис духовный.

       При всех негативных тенденциях современная психология официально признает существование нормативной модели семьи как пример для реальной – идеальную семью, как то, к чему необходимо стремиться (шкала В.Дружинина). Такой идеальной моделью является психологическая структура нормативно-православной семьи (из-за ее особенностей распределения власти и ответственности, эмоциональной близости супругов и детей) [7. C. 11]. По мнению Л.Г. Лысюка, христианская модель семьи отличается четкостью, мудростью и завершенностью.

         В осмыслении богословских и философских основ брака и семейного воспитания (именно православного, так как здесь даже с католичеством и протестантизмом существуют определенные важные несоответствия) неоценимая роль принадлежит поколению церковных мыслителей и ученых конца ХIХ, начала ХХ века - Вышеславцева, Франка, Лосского, Зеньковского, Ильина, Троицкого. Их особый, оригинальный подход заключается в том, что, взяв за основу традиционное православное антропологическое и сотериологическое (о спасении)  учения, они присоединяют к этому философский обзор духовных, социальных, этических и прочих проблем и условий своего времени. А на основе личного опыта и изучения типов человеческих взаимоотношений получают психологический срез рассматриваемой темы. Таким образом, русская философия любви оказывается одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией и постижением Божественного.

         Этот синкретизм – одна из особенностей русского Эроса. В отличие от западного направления христианской мысли, с ее чрезмерным аскетизмом и даже гнушением телесного, православные философы обращались к потаенным вопросам пола, связывая телесное не только с продолжением рода, но с пониманием духовной культуры человека. Кроме того, основой из основ в наследии вышеназванных философов, деятелей науки и образования, являются понятия: об искаженной природе человека, о грехе, добродетели и целомудрии, о Божественной благодати, о сублимации.

     С одной стороны, в современной гуманистической психологии главными характеристиками личности являются свобода и ответственность, как и в православной традиции - главный источник, открывающий человеку два альтернативных вектора в жизни - его свобода, и, следовательно, ответственность – в первую очередь перед собой. Но, с другой стороны, в православии есть учение, которое в гуманистической психологии отсутствует: учение об искаженной природе человека.

 Постнеклассическая парадигма образования стремится видеть человека гармоничным и целостным. Значит процесс его воспитания - процесс его исцеления, гласит антропология прошлого столетия, объясняя этим тот факт, что даже имея твердые нравственные устои, человек постоянно уклоняется от истины.

 Пол - целостная «духовно - телесная творческая сила».

         Изучение явлений сублимации и гармонии имеет к вопросу пола, а значит брака и семьи, непосредственное отношение. В.В. Зеньковский выделяет в психологии закон, обозначаемый им как закон «двойного выражения» чувств. Он устанавливает, что всякое эмоциональное движение в человеке непременно выражается в двух сторонах - телесной и психической. Они взаимно НЕ заменяются, связанны чрезвычайно, но не подчинены друг другу и развиваются самостоятельно. Закон имеет место и в жизни пола [3. С. 713, 709].

      Здесь, как и во всем, необходимо отыскивать средний путь перехода отталкивания к гармонии. Энергия пола в работах Троицкого, Зеньковского и Вышеславцева и Розанова имеют отличия в соотношении сексуальности и эроса, и особенностей родовой жизни, но все едины в том, что касается главнейшего, основополагающего явления сублимации, в его понимании как возвышения и преображения, в отличие от профанирующего учения Фрейда.

          По мнению автора статьи, наиболее точно и полно осветил эту проблематику В.Зеньковский. Пол в человеке, как он пишет, глубже различия тела и души, ибо «он связан с той точкой в человеке, где заложена его целостная основа». Сексуальность и эрос, имея общий источник, различны в содержании, развитии, а главное влиянии и значении для человека.

           По Зеньковскому, единая энергия пола имеет двойное выражение:  

- телесное ( половая энергия) – сексуальность;

- психическое ( потребность в любви )  -  эрос.

   В целом, по мнению Зеньковского, двухсторонняя целокупная энергия пола соответствует понятию творческой силы в человеке (Юнг) [2. С. 8].

                                              Нормальное устроение пола.     

         Смысл, функция пола – соединение с существом  другого пола - всецело - и телом и душой [3. С. 710]. Но в высшем сублимированном проявлении  приводит к обожению.

         Само слово «пол»  по своей этимологии, как мы читаем и в словаре Даля, – пола, половина, одна из двух частей целого. Троицкий подробно  рассматривает богословское понимание  происхождения человека, а соответственно и пола. В христианстве наиболее распространенное толкование в этом таково, что в первом человеке, Адаме, изначально было заложено две природы – мужская и женская  [9. С. 108]. Но это не схоже с грубым андрогинизмом древних представлений,  в первочеловеке были соединены не два пола, а именно две природы, без поляризации мужских и женских физиологических и психологических особенностей. Эта поляризация и разделение природ между двумя лицами и произошло в рождении Евы. До этого события Адаму нельзя было применять не предикат мужа, не предикат жены, так как понятия жены и мужа суть коррелятивные. С рождением жены произошло рождение мужа [9. С. 110-111]. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт).

       «Поэтому и теперь, когда эти природы, разделенные между двумя людьми, объединяются в брак в одном существе, в вышеличном единстве, это единство, являясь восстановлением единства первозданного, важнее всех других связей на земле, даже с отцом и матерью, ибо эти связи явились позже первозданного единства, и потому брак нерасторжим»  [9. С. 109 ]. Поэтому, при всех половых отличиях, пол  - и  женский, и мужской - является равнозначной творческой силой влечения к воссоединению, а проявляется как две, в идеале иерархичные, стороны:

Таблица № 1

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                ЭРОС

- потребность любви, духовное томление, искания чисто духовного слияния (полного всецелого) с любимым существом.

                                                                                       

                          СЕКСУАЛЬНОСТЬ

- психические движения связанные с телесной                                                          стороной пола, вспыхивающие стремления,                                                    

желания, замыслы  [3. С. 711].                                        

(подчинена эросу, значение второстепенно)

Назначение – быть проводником и раскрытием того, чем живет сфера эроса  [3. С. 712], телесная транскрипция исканий любви  [2. С. 17]

              Особенности эроса.

Любовь уводит энергию пола в потребность любви и успокаивает тело, «спасает от назойливой сексуальности» [3. С. 715].

                          Особенности сексуальности.

 Потребность сексуальной жизни – часть любви, подчинено любви (доказательство – когда любят больного человека - подавление сексуальности ) [3. С. 714].

Тело – инструмент воплощения души в мире:

средство осуществления того, что есть в душе.

Удовлетворение сексуальности без любви – извращение и искажение закона целостности.

           Энергия пола пробуждается в период полового созревания. В этот переломный момент между детством и зрелостью, в период отрочества и юности (мальчики 13-25 лет, девочки 11 -12 лет) пол приобретает исключительное значение сообщая подросткам самые типические существенные черты. Именно тогда, «просыпаясь», пол открывает  в себе эрос и сексуальность. Закон целостности, естественно заложенный в нашей душе, обязывает, чтобы оба эти проявления не разъединились, а сочетались, являя собой «живое и действительное единство». Однако чаще всего целостность не дается сразу, сама собой (поэтому В.В.Зеньковский называет раздвоение «естественным дефектом» [3. С. 733]. Правильное устроение пола, как преодоление двойственности, достигается через преодоление трудностей, искушений, соблазнов. [3. С. 715, 716].

       Такое резкое раздвоение, распад силы на две различные сферы, два тока в душевной жизни также свидетельствует о том, что в нашей природе нет врожденно правильных иерархических сил, устроенности, подлинной гармонии [3. С. 716].

              Рассматривая эрос, как потребность духовной любви и трансцендирующего слияния, и сексуальность, как часть любви, ее телесную транскрипцию, мы выходим на смысл исканий энергии пола – любовь.

         Но понимание любви, значения для нее красоты и осмысление прочих высших ценностей во все века варьировалось, и колеблется до сих пор. Особенно в связи с все возрастающим цинизмом, «оскудеванием» духа, с еще более усилившейся потерей координат относительно добра и зла, что становится такой модной мораль как у Розанова, «Порок живописен, а добродетель так тускла» [6].

       Однако, от свободного человечества не ожидается чрезмерного аскетизма, «кто может вместить, да  вместит» (Матф.19:12). Для самого человечества важен путь размеренной жизни - с таким чувством меры, чтобы избегать пагубных излишеств. И по силам – путь добровольного восхождения, гармонии, обожения, в конце концов. Ведь все, на самом-то деле позволительно, но не все полезно. Все позволительно, но ничто не должно обладать свободной духовной Личностью. Так учил апостол, так показывает жизнь.

         Чем живет современное молодое поколение,  какие приоритеты избирает, какие взгляды принимает, какие песни поет? Что сказать, когда почти поголовно, весело, повторяется чувственная клятва мужчины, превращенного красотой в раба, готового отдать душу за ночь – не любви – а удовлетворения страсти. И взрослые, и юнцы, и мальчики с удовольствием смакуют страшные слова (речь идет о песне, написанной по роману Гюго «Собор парижской Богоматери»).

        Интимность, со всеми соответствующими перипетиями, одна из самых таинственных сфер. «Тайна любви больше, чем тайна смерти...   У любви нет человеческого лица. У нее есть только лик Бога и лик диавола», убежден русский поэт Константин Бальмонт [4. С. 8].

    Философ Владимир Соловьев различал пять путей любви: - «глубины сатанинские» (так называл он «адскую дорогу» извращений и «естественного разврата»); - покорность физическому влечению («обычная стезя животных») (эти два пути, по Зеньковскому, есть не любовь, а «голая» сексуальность без эроса); - брак (добрый человеческий путь целостной жизни пола); - стремление заменить брак чистой духовностью супружеской любви; - путь христианского монашества (достижение равноангельской любви и святости) [4. С. 8].

      В соответствии со словами Соловьева, и как резюмирует В.В.Зеньковский свою работу о жизни пола, в устроении жизни пола существует только два правильных пути:

- семейный (простор всем силам души, подлинное счастье, предваряющее «высшее                                                                  блаженство, когда, по милости Божией, мы по воскресении войдем в семью небесную» ) ;

 -  монашеский - временная жизнь до брака в миру;

                      - постоянная жизнь в монашестве [3. С. 717].

          Любое уклонение от вышеназванных путей карается природой, расстраивает жизнь пола. Здесь можно привести слова философа и богослова В.Н. Лосского: «здесь все..... неизбежно становится  извращением, расстраивающим самые основы нашей личности», т.е. в целом нарушает закон человеческой жизни [3. С. 717].

Особенности развития пола и полового  воспитания.

       Развитие жизни пола.

         От детства и  до полового созревания - сфера пола имеет недифференцируемый  характер. Все тело – эрогенно (является источником полового возбуждения) пишет Зеньковский [3. С. 712].

       При раннем пробуждении сексуальности в ребенке может возникнуть тайный порок ( у мальчиков особенно) – стремление вызвать половые переживания путем раздражения половых органов, что искажая смысл пола в человеке, является глубочайшим извращением.

    При преждевременном пробуждении эроса (особенно с 9 лет) возникают мечтания влюбленности, и опасные желания напитать душу ненужными картинами полового содержания – развитие воображения, нездоровое любопытство к жизни взрослых, чтение «грязной «литературы», поиск постыдных забав.

   Такое преждевременное пробуждение сферы пола, как пишет Иван Ильин, необычайно вредно, так как на юную душу возлагается  ответственность, превышающая его душевные силы, непосильная задача, которую он не может разрешить, изжить, или достойно понести. «Ребенок оказывается без вины виноватым и безысходно обремененным». Начинается бесплодная и нечистая работа воображения, сопровождающаяся конфликтными состояниями и страданием: - судорожными попытками вытеснить непосильное; - болезненным напряжением нервной системы. В родовой глубине инстинкта начинается болезненное смятение, ребенок даже не в состоянии о нем высказаться, весь организм выходит из равновесия [5. С. 200]

    Кроме того, пробуждение может происходить в такой форме, когда ребенок начинает воспринимать жизнь пола, как нечто грязное  и низменное. Для чистой и целомудренной души нет ничего грязного, пишет Иван Ильин, «ибо всякое творение Божие хорошо»  (посл. к Тимофею), и зависит от того, как  воспринято человеком. При нормальном, здоровом  восприятии, грязное – есть только больное и трагическое. При искаженном воображении, развращенном чувстве – вместо чистого все становится пошлым и полуслепым, все становится двусмысленным, даже духовная сторона. Иван Ильин называет такое состояние душевным уродством [5. С. 200].

                                         

Особенности фазы раздвоения.

     В период полового созревания на первый план выступает генитальная зона (расположения телесных органов пола). Подростка охватывают новые влечения - либо сексуальные, либо эрогенные, либо, реже, влечения обоего рода. Вся психическая жизнь, связанная с полом и зависящая от него, становится близка телесной стороне пола. В сознании пола возникает раздвоение. Опасность заключается в потере власти над собой.

Схема № 1

  Характеристика                -  Не уравновешенность, противоречивость,

             юной души                            повышенная раздражительность;

        в период  полового               -  частая смена настроений (не понимает, что происходит

         созревания:                                                                           не знает,что хочет );

                                                       -  томление, тоска, жажда всецелой самоотдачи

                                                   (не осуществимость, не выразимость того, что мутит душу);                                      

                                                 -    разрывает    - ощущается в глубине существа новая жизнь,

                                                             критикует      где личность чувствует себя свободной,                        

                                                         спорит           предоставленной самой себе. [3. С. 712]                               

                                         

                                         Сексуальное сознание может быть:

- яркое          острота процессов             - слабое, сдержанное -       Если воображение не было

отчетливое    «изнутри» (маленькие         туманное, неясное.  преждевременно раздражено, (особенно     переживания) +                      (особенно у девушек)        то эрос главенствует-                                                                                                          

  у юношей)        воображение                                                                   «психическая чистота»                                                                                                                                                                                                                              

                       (заостряет и усиливает)              

                  В зависимости от этого фаза раздвоения может протекать по разному:                                                

        - у юношей протекает  мучительнее                      - у девушек проходит легче, незаметнее                                                            

    (испытания, искушения, среда, товарищи)            в силу физиологии и  социальных условий.                                                                                                                                                      

   

 Гармоничное и агармоничное развитие жизни пола. Целомудрие. 

        Итак, при неправильной жизни пола может преобладать какая либо сторона пола, развиваясь либо обособленно, раздельно друг от друга; либо в резком отвержении, антагонизме. Особенно вредны раздельные переживания сексуальных влечений и исканий которые, как отмечает Зеньковский, приводят к разврату с его неправдой, мучением, грехом [3. С. 712]                    

   

   Исходя из всего вышеизложенного мы можем выявить следующие пути развития сферы пола:

Схема № 2

                         Гармоничное                                                                Агармоничное

                (на первом плане эрос)                                     (на первом месте сексуальность)

         Девочки                    Мальчики                             половая жизнь только по сексуальным

     - хотят нравиться         - хотят казаться                   мотивам, а значит расстройство отношения

(забота о наружности)      старше.                                души  и тела, гармонии высшее - низшее.

- ищут общества       - острый интерес                                                    опасные затеи

  мальчиков                 к миру мужчин                          Могут                 тайные пороки                        

«маленькие                     женщин.                                возникнуть          раннее падение

женщины»                  - влюбляются                                                         извращения                                                                                                                                                                

     

        Итак, важнейшая задача юности – не отдаваться всякому порыву, а жить по слову Апостола: «Блюдите, как опасно ходите», чтобы два проявления - эрос и сексуальность не разъединились, а сочетались. Именно это, говорит В.В.Зеньковский, будет залогом и основанием правильной жизни пола в человеке [3. С. 716]. К полу нельзя относиться легкомысленно, надо беречь его тайну.

       Вопрос жизни пола принадлежит к числу важнейших, жгучих и трудных проблем человеческой нравственности, «результаты неправильной постановки воспитания в этой области не только  портят и коверкают личную и семейную жизнь многих отдельных людей, но являются громадным социальным бедствием», писал педагог Румянцев Н.Е. еще в 1914 году [8. С. 292].

       Задача философа, психолога, педагога, - говоря словами Зеньковского, - не «дразнить или питать интересы пола, а ... помочь молодежи разобраться в этой трудной области, помочь ей найти правильный путь жизни и достойный способ поведения» [3].    

    Как видно из учения отечественных философов и педагогов, целомудрие - самое точное слово передающее главное условие истинной нормальной жизни человека, как в филосовском и психологическом контексте, так и в качестве основания всех педагогических приемов подготовки юношества к семейной жизни, о чем, например, прямо говорит Блонский [8. С. 303].

Так как подробное разъяснение этих мер является делом отдельной статьи, ограничимся сводной таблицей в которой отражены все основные постулаты.

 Меры по воспитанию целомудрия (условия сохранения нравственности, средства борьбы против извращений жизни пола).

Внутренние психологические меры (или главный путь).

Внешние гигиенические меры:

(Ограждение детей от лишних механических раздражений).

Внешние педагогические меры:

Положительные:

Отрицательные:

Духовный аспект

Аскетический аспект

Общие

Духовное саморазвитие,

совестливость и стыдливость; прояснение Образа Божия в человеческом сознании;

путь сублимации этого сознания (возвышение духа к Богу, молитва), развитие всякого рода идеализма – религиозного, морального, политического. * Именно потерей Бога из разума человека объясняет апостол Павел все родовые извращения древнего мира (Рим 1,28) (Троицкий)

Сочетание духовного развития с телесными упражнениями - пост, аскетика - дисциплина воли, всестороннее укрепление тела, воздержание от всяческих излишеств.

Воспитание трудолюбия и избегание праздности,

Развитие добропорядочных привычек, чувства долга; творческой активности.

 Оградить, по возможности, ребенка от людей недостойного поведения, следить за своим собственным духовным обликом, как родителям, так и педагогам; Беречь воспитуемого от разлагающей атмосферы - «контекста»  (следить за  культурой речи – отсутствие двусмысленности, пошлости и брани, и т.п.);

Ограждение детей от всякого рода нервных потрясений;

(исключить все, что развивает страсть к жестокости;  переживания некоторых аффектов, например страха, избегание моральных наказаний и т.п); Избегать лжи, неискренности, отстраненности;

Эмпатия и взаимопомощь;

устранять возможность душевного напряжения, чрезмерной интенсивной интеллектуальной работы.

Недопускать чрезмерной зрелищности и пустых бессмысленных развлечений (следить за качеством  книг, театра, кино и т.д.);

Избегать, (по возможности) ритмических, механических сотрясений тела; Избегать запоров;

Выполнять общие укрепляющие меры (закаливание и пр.); избегать физических наказаний, болевых ощущений.

Всестороннее развитие человека (Эстетическое, интеллектуальное и т.д.);

Законодательные и административные запрещения общественных соблазнов (такие как борьба с порнографией);**

Соблюдать педагогические принципы и приемы непосредственного нравственного влияния.

Специфические

Влюбленность – чистые юношеские романтические отношения, без выраженнной сексуальности, со стрмлением к эротической сублимации душевных чувств.

Трезвение, правильная культура воображения, охрана чистоты восприятия.

Избегать неуместных, слишком чувственных проявлений любви:  по отношению к ребенку и в интимных проявлениях любви в присутствии детей.

Устранять условия возможности периферического раздражения эрогенных зон; Интимная предостерегаю-щая беседа (в раннем детстве в крайнем случае).

Осведомление молодежи с  жизнью пола, сущностью брака и семьи.***

  • Предоставить ребенку доступ ко всем сферам духовного опыта; пробудить ребенка к духовному: чтобы искать и находить во всем некий высший смысл, быть открытым ко всему значительному  и священному: в природе, искусстве людях; помочь научиться сочувствию, действенной любви, слышать и руководствоваться голосом своей совести; указать источник силы и утешения в его собственной душе, в непосредственном молитвенном обращении к Богу, любви и доверии к Нему, искренней вере, духовном достоинстве и свободе, самоуважении, определении себя, как будущего победителя всех соблазнов и искушений мира.

**    Самостоятельно они не могут обещать больших успехов и не приводят к нравственному возрождению      

     (вследствие действия закона иррационального противоборства в человеке). Иван Ильин считает порнографию величайшим злом в деле воспитания. Чем быстрее родители, воспитатели и духовники объединятся для борьбы против этого явления, причем соблюдая осторожность, с чувством такта и психологического искусства, тем лучше будет всему человечеству, говорил Иван Ильин.

*** Осведомление молодежи с жизнью пола  может быть как полезным, так и вредным. Главные условия  

       успешности - целостный духовный облик учителя; – не уклоняться из сферы теоретического разума, в сферу практического; - у молодежи уже должна быть налицо идеалистическая настроенность; При нарушении этих условий осведомление будет идти в ущерб чувству стыда (великой задерживающей силе данной от природы для борьбы с извращениями);  Вариант – осведомление в связи с изучением естественной истории в более раннем  возрасте (когда подсознательные влечения еще не толкают дух человека в практическую сферу).

Литература

  1. Блонский, П.П. Введение в дошкольное воспитание / П.П.Блонский - М.,1917. //  Семейное воспитание: Хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. - М: «Академия», 2001.
  2. Зеньковский, В.В. На пороге зрелости / В.В. Зеньковский. - Клин:  «Христианская жизнь»,
  3.  Зеньковский, В.В. Беседы с юношеством по вопросам пола.
  4.  Зорин, К.В. И будут два одною плотью / К.В. Зорин. - М: «Русскiй Хронографъ», 2004.
  5.  Ильин, И.А. Путь духовного обновления гл 5 О семье / И.А. Ильин. // Ильин, И.А. Путь к очевидности: Сочинения / И.А. Ильин. - М: «ЭКСМО – пресс», 1998. (серия «Антология мысли»).
  6.  Николаева, О. Современная культура и православие / О. Николаева. -   М: Подворье Свято - Троицкой Сергиевой Лавры, 1999
  7. Основы психологии семьи и семейного консультирования /  Н.Н. Посысоева. - М: Владос пресс, 2004.
  8. Румянцев, Н.Е. О половом воспитании / Н.Е. Румянцев. - Спб., 1914. // Семейное воспитание: Хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. - М: «Академия», 2001.
  9.  Троицкий, С.В. Христианская философия брака / С.В. Троицкий // под.ред. Работяга, Т.М., - М: «Путь», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Технологии подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома1.1. Социально-педагогические предпосылки социальной дезадаптации детей-сирот.1.2. Особенн...

Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».

Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...

Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ начала ХХ века

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 349px; height: 480px; float: left;","width":"349"}}]]Введение.«...

Программа ″Подготовка молодежи к семейной жизни″

В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов

Данная рабочая программа составлена на основе программы:  ″Подготовка молодежи к семейной  жизни″ Н.Ф. Карельцевой,  заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...

Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образ...