Статья
статья по психологии на тему

Петрина Марина Александровна

Статья про стрессоустойчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnost_est_rezultat_stressoustoychivosti.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность есть результат стрессоустойчивости
Аннотация
Статья посвящена особенностям взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника.


Рубрика: Психология

Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в аффективный центр жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы молодого человека. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.

Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в X – ХI классах – это проблема сдачи выпускных экзаменов. От результатов экзаменов зависит многое: именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу; если это ученик выпускного класса, то у него мало шансов получить бесплатный образовательный грант, и, следовательно, поступить в высшее учебное заведение. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов и может вызвать такое неблагоприятное состояние как стресс.

Стресс  – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры [1].

Основой успешного личностного и профессионального самоопределения, социального взаимодействия старшего школьника, характеризующееся эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции  является такое качество личности как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – это совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

Высокая стрессоустойчивость обеспечивает старшему школьнику «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, он может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Уровень притязаний является одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека. Адекватный уровень притязаний, умение ставить перед собой реально достижимые цели дает основание для успешного прогноза поведения старшего школьника в будущем.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Старшеклассникам в большей степени характерен средний уровень стрессоустойчивости и реалистический уровень притязаний. Это означает, что в целом старшеклассники способны переносить негативное воздействие внешних факторов, но при длительном воздействии отрицательного раздражителя и стрессоров могут проявлять реакции стресса.

Современные старшеклассники отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, продуктивностью деятельности. В их мотивационной структуре доминируют следующие компоненты: мотив «намеченный уровень мобилизации усилий», который свидетельствует о возможности школьников раскрыть свои внутренние ресурсы при возникновении стрессовых ситуаций; мотив «ожидаемый уровень результатов», который выражается в том, что старшеклассники высоко оценивают результативность своей деятельности; мотив «закономерность результата», свидетельствующий о глубоком понимании собственных возможностей в достижении поставленной цели и мотив «инициативности», проявляющийся в активности, инициативности и находчивости при решении задач.

2. Существует статистически достоверная прямая корреляционная взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и такими параметрами уровня притязаний как: «прогнозные оценки деятельности субъекта» rэмп. = 0,27 (р  0,05) и  «причинные факторы соответствующей деятельности» rэмп. = 0,24 (р  0,05). Это означает, что чем выше уровень стрессоустойчивости личности старшеклассника, тем выше показатели по параметрам уровня притязаний: «прогнозные оценки деятельности субъекта» и «причинные факторы соответствующей деятельности». То есть старшеклассники, обладающие эмоциональной стабильностью, низкой тревожностью, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу отличаются высоким уровнем мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности, а также для них характерно высокая оценка ожидаемых результатов своей деятельности. Помимо этого школьникам с высоким уровнем стрессоустойчивости свойственно глубокое и адекватное понимание собственных возможностей в достижении поставленных целей, они инициативны и находчивы в решении поставленных задач.

Наличие корреляционных связей можно объяснить тем, что низкий уровень тревожности характерный для старшеклассников, обладающих высоким уровнем стрессоустойчивости, позволяет оценивать широкий веер ситуаций как безопасные для себя и своего окружения, что позволяет им в ряде случаев идти на оправданный риск, уверенно и целенаправленно достигать намеченные цели. Низкий уровень тревожности обеспечивает им в большей степени проявление своих личностных амбиций, и, следовательно, обозначает высокую планку результатов деятельности. Высокий контроль эмоциональных и поведенческих проявлений дает возможность эффективной самопрезентации, дает уверенность в том, что при возникновении непредвиденных ситуаций, старшеклассники смогут «собраться» и найти верное решение. Отсутствие страха перед трудными  ситуациями позволяет таким старшеклассникам выбирать задачи повышенной сложности, тем самым постоянно повышая планку собственных достижений. Для старшеклассников с высоким уровнем стрессоустойчивости,  как правило, характерна уверенность в собственных силах и возможностях, а, следовательно, они чаще других сверстников проявляют инициативу и активность.

Анализ литературы и результатов эмпирического исследования позволил нам сформулировать рекомендации для педагогов-психологов  при организации коррекционной, консультативной и психопрофилактической работы с категорией подростков, имеющих низкий уровень стрессоустойчивости и низкий уровень притязаний:

1. Необходимо проведение коррекционных упражнений и занятий, направленных на профилактику стресса у  старшеклассников.

2. Необходимо создание условий, в которых старшеклассники могли бы в социально приемлемой форме снимать внутренне психическое напряжение, например, через привлечение их к различным видам клубной деятельности, занятиям физической культурой, творческой деятельности.

3. Для повышения уровня притязаний можно использовать ряд  правил:  ставить цель необходимо на нереальной основе, когда цель является «желаемой», а не «ожидаемой»;  необходимо давать задание, которое имеет большую ценность по сравнению с предыдущим; необходимо развивать самооценку и  мотив достижения.


Библиографический список

  1. Селье Г. Стресс без дистресса. –  М., 1999. – 348 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....