Схема психологического анализа занятия
материал по психологии на тему

Веряскина Анна Геннадьевна

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

 А.А. Бударный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologoicheskiy_analiz_uroka.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Психологический анализ  занятия (по А.И.Зимней)

Ф.И.О. педагога_____________________________________________________
Категория___________Стаж   педагогической деятельности_____________
Возраст_______Предмет_______________________________________________________________
Тема учебного занятия_________________________________________________________________

Компоненты анализа

Критерии оценки

+

+-

-

  1. Психологическая цель занятия:

– развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету;
- стимулирование мыслительной активности детей;
- формирование высоких моральных качеств  и убеждений;
- учет основных мотивов учебной деятельности (познавательные, коммуникативные, социальные);
- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;
- учет уровня предметной подготовки к занятию;
- учет межличностных отношений в группе
2 Стиль деятельности педагога
2.1. Подготовленность педагога к занятию:
- степень овладения содержание и структурными компонентами занятия;
- степень осознания психологической цели и  внутренней готовности к ее осуществлению;
2.2. Рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления;
- собранность
- энергичность
- настойчивость в осуществлении поставленной цели;
- оптимистический подход ко всему происходящему
- педагогическая находчивость
2.3. Педагогический такт педагога
2.4. Психологический климат в группе:
- атмосфера мажорного общения детей друг с другом;
- деловые контакты с педагогом
3. Организация познавательной деятельности детей:
- использование приемов активизации внимания (концентрации, устойчивости, сосредоточенности и др.)
- формы работы для актуализации в памяти детей ранге усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой, упражнения для  повторения  ранее пройденного материала и др.)

  • уровень формирования знаний детей:
  • конкретно-чувственных представлений;
  • понятий
  • обобщающих образов;
  • «открытый» и т.д.

- приемы  и формы работы по активизации и развитию самостоятельности мышления детей:

  • Система вопросов
  • Создание проблемных ситуаций
  • Решение проблемн-эвристических задач
  • Поисковая, исследовательская работа;

- какого уровня понимания добивался педагог от детей:

  • Описательного
  • Сравнительного
  • Объяснительного
  • Обобщающего
  • Оценочного
  • Проблемного

- использование творческих работ детей на занятии, приемы руководства творческим воображением детей;

  •  побуждение детей к деятельности: комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с  проделанной работой
  • установки, стимулирующие интерес и волевые усилия.

4. Организованность детей, учет их возрастных особенностей:
- выделение педагогом детей по уровню  обучаемости
- сочетание фронтальной работы с групповыми, индивидуальными формами занятий;
- дифференцированный подход к детям в процессе обучения  и формирования их личностных и интеллектуальных особенностей:

  • Уровень самооценки и притязаний
  • Мотивы усвоения знаний и приобретения практических умений и навыков
  • Тип темперамента
  • Уровень интеллектуальных способностей и т.д.

 

 

 

 

Схема психологического анализа занятия
Ф.И.О. педагога_____________________________________________________
Категория___________Стаж   педагогической деятельности_____________

№ п\п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1.

Психологический анализ учебной деятельности детей.
Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к педагогу, преобладающее на занятии самочувствие детей

 

 

 

2.

Психологическая оценка занятия:
- уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых, организационных моментов);
- соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи педагога,  преобладание речи  детей, равное соотношение)
- соответствие форм и методов занятия возрастным психофизическим особенностям детей (учитывает ли педагог индивидуальные и психологические особенности детей  при проведении занятия)

 

 

 

3.

Психологической и анализ деятельности педагога на занятии:
- наличие психологической дистанции между педагогом и детьми («над», «под», «Рядом», «вместе»);
- коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком);
- внешний облик педагога (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и прическе).

 

 

 

Схема психологического анализа занятия
Ф.И.О. педагога_____________________________________________________
Категория___________Стаж   педагогической деятельности_____________

№ п\п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1.

Психологический анализ учебной деятельности детей.
Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к педагогу, преобладающее на занятии самочувствие детей

 

 

 

2.

Психологическая оценка занятия:
- уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых, организационных моментов);
- соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях ( преобладание речи педагога,  преобладание речи ч детей, равное соотношение)
- соответствие форм и методов занятия возрастным психофизическим особенностям детей (учитывает ли педагог индивидуальные и психологические особенности детей  при проведении занятия)

 

 

 

3.

Психологической и анализ деятельности педагога на занятии:
- наличие психологической дистанции между педагогом и детьми («над», «под», «Рядом», «вместе»);
- коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком);
- внешний облик педагога (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и прическе).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема-табличка анализа проверочныхработ по русскому языку.

Эта схема-табличка очень удобна для анализа всех проверочных работ по русскому языку в классе, где работает учитель....

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

Схема сравнительного анализа произведений искусства

Данная схема поможет обучающимся увидеть общее и выявить различия в произведениях музыки и изобразительного искусства, закрепит понимание формы, лада, жанра, характера мелодии....

Схема звукового анализа

При обучении детей звуковому анализу, я использую различные схемы-помощники, что позволяет нудную работу сделать понятной и превратить в  интересную и яркую игру....

Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...

Схема психологического мониторинга обучающихся

Методический материал для психологов....

Примерная схема психологического заключения при поступлении ребенка на ПМПК

Психологическое представлениеФ.И.О. ребенка:Возраст:Школа, класс:Дата проведения обследования:Цель проведения обследования:...