Родительское собрание "Стили родительского воспитания"
материал по психологии по теме
От стиля воспитания ребенка родителем будет зависеть, какое будущее его ждет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_roditelskogo_vospitaniya.ppt | 829 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети – это абсолютна особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут.
В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Бомринд. Грейс Крайг составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей на основе исследований Дианы Бомринд, Элеаноры Маккоби и Мартин Ангоры, которые базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье – родительского контроля и родительской теплоты
Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. «Родительская теплота» указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.
Авторитарный стиль воспитания Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
Либеральный стиль воспитания Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
Отвергающий стиль воспитания Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
Индифферентный стиль воспитания Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.
Гиперсоциальный стиль воспитания Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
Эгоцентрический стиль воспитания Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.
Авторитетный стиль воспитания Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Самое главное — всегда помнить, что ваша любовь к детям должна быть безусловной . Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе или какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что вы его любите просто так, просто за то, что он есть! Если в ваших отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то ваш ребенок будет расти и развиваться беспрепятственно!
1. Советуйтесь с ребенком. Попробуйте делиться с ним собственными проблемами, спрашивать его совета. Пусть даже этот совет будет неправильным — поблагодарите ребенка за помощь и либо объясните ему, в чем он ошибается («совет интересный, но...»), либо просто скажите что-то вроде «спасибо, возможно, так и поступлю». Главное то, что ребенок почувствует себя значимым для вас. Он почувствует, что вы ему доверяете. 2. Не бойтесь показывать свое незнание. Не пытайтесь увернуться от вопроса ребенка, если вы не знаете ответ. Дети чувствуют подобные вещи, и поверьте — нам слишком часто приходится слышать слова «мой папа мне врет». Самая обычная фраза: «Извини, но я этого не знаю» — намного выше поднимет вас в глазах ребенка, чем любая попытка объяснить необъяснимое. 3 . Исключите из своего общения аргументы типа «потому что я так сказал». Это верный способ потерять доверие ребенка, который чувствует, что вы с ним неискренни.
4. Не наказывайте ребенка бездумно или основываясь на чужих словах. Попытайтесь поговорить с ним откровенно и выяснить причины поступка. Если вы чувствуете, что он врет и пытается увернуться, то объясните ему, почему вы так думаете. Возможно, вы ошибаетесь и он сумеет вам на это указать. Ребенок не должен бояться рассказывать вам о плохом — ведь это лучший способ для вас контролировать его поведение и вовремя останавливать негативное влияние с чьей-либо стороны. Мне самому не раз приходилось быть свидетелем несправедливого наказания ребенка учителем. А подобный стиль вашего поведения покажет ребенку, что вы верите ему больше, чем чужим людям. 5. Относитесь к ребенку так, как хотите, чтобы он относился к вам. Помните это, и если вы всерьез решили заполучить доверие ребенка, то мне осталось только пожелать вам удачи на этом нелегком пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"
Очень интересное родительское собрание. Хорошо подобран материал....
Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»
помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему...
Родительское собрание на тему « Родительская любовь и воспитание. Я и мой ребенок»
В форме интерактивной беседы с родителями....
Презентация к родительскому собранию на тему "Родительская любовь и воспитание.Я и мой ребёнок"
Презентация к родительскому собранию,5 класс...
Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»
Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»...
Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»
Цели: 1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; 2. Помоч...
Материал к родительскому собранию "Родительская любовь и воспитание"
Цель проедения родительского собрания на тему "Родительская любовь и воспитание":1. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;2. помочь родителям проанализировать свое родительское...