Современный урок-как основа эффективного и качественного образования
методическая разработка по психологии на тему

Старостина Маргарита Викторовна

 

Каким должен быть современный урок? Каковы основные требования к нему? Этим проблемам уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок не может быть шаблонным, схематичным. На уроке должен присутствовать дух творчества, поисков, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения. Современный урок – это урок, который обеспечивает эффективное и качественное образование, который соответствует современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый педагог, завуч, директор школы. Посещение уроков, их анализ показали, что как для ученика, так и для учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важным, существенный для настоящего времени. А еще – действенный,  имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существенный..

Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования. Для того, чтобы подготовить и провести современный урок, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от интернета и заканчивая энциклопедиями, газетами и журналами. В качестве одного из источника информации в современном обществе используется компьютерные технологии, с помощью которых можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету. Современный урок с применением ИКТ-это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями моделировать и конструировать личностные структуры сознания учащихся. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx25.6 КБ
Файл sovremennyy_urok.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куйбыщевская СОШ»

Малогнеушевский филиал

«Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»

                                                                                                                   Составила:

педагог-психолог

                                                                                                                 Старостина М.В.

«Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»

Каким должен быть современный урок? Каковы основные требования к нему? Этим проблемам уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок не может быть шаблонным, схематичным. На уроке должен присутствовать дух творчества, поисков, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения. Современный урок – это урок, который обеспечивает эффективное и качественное образование, который соответствует современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый педагог, завуч, директор школы. Посещение уроков, их анализ показали, что как для ученика, так и для учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важным, существенный для настоящего времени. А еще – действенный,  имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существенный..

Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования. Для того, чтобы подготовить и провести современный урок, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от интернета и заканчивая энциклопедиями, газетами и журналами. В качестве одного из источника информации в современном обществе используется компьютерные технологии, с помощью которых можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету. Современный урок с применением ИКТ-это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями моделировать и конструировать личностные структуры сознания учащихся. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

В.А.Сухомлинский говорил: урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции «Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса «учитель и ученик». Учитель остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он старше, за ним знания, опыт понимания и применение этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь.

Перед учителем стоят требования, предъявляемые к современному уроку.

-хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

-на уроке должны применяться многообразные формы, методы и средства обучения.

-урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся, урок должен быть добрым;

-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, задачи, цель урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим; выводы делают сами учащиеся;

- урок должен быть направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе.

-урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях , в центре внимания урока- дети;

-темп  урока должен быть оптимальным,   действия учителя и ученика завершенными.

А что под современным уроком понимают наши ученики. Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся 6-11 классов и мнение педагогов по этому вопросу.

Анкета называлась «Современный урок и Я». В анкетировании участвовали 19  учащихся.

На вопрос, что для вас современный урок ?      

13 учащихся ответили, что интересный и понятный урок;

3 ученика ответили – это работа на интерактивной доске;

3 ученика ответили, что это веселый урок;

Что вам больше всего нравится на уроке?

11 учащихся ответили - все;

6 учащихся ответили - выражение собственного мнения;

2 учащихся ответили - самостоятельная творческая работа;

На вопрос какова роль учителя на уроке?

16 учащихся ответили - дать хорошие знания, подготовить к ЕГЭ;

3 учащихся ответили – учитель - наставник, координатор действий;

  Вариант: объяснить новую тему-0 учащихся;

На вопрос, когда вам больше нравится урок,

5 учащихся ответили, когда учитель все преподносит сам;

14 учащихся ответили ,  когда сами ученики непосредственно участвуют в «добывании знаний»

Нужна ли на уроке физкультминутка?

7 учащихся ответили, что «да», объясняя это усталостью, хочется размяться, развеяться.

12 учащихся ответили, что «нет, не нужна», так как отнимает время на уроке, отвлекает.

Таким образом результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть понятным, интересным, с использованием ИКТ, нравится высказывать собственную точку зрения, заниматься самостоятельно. По-разному видят ученики и роль учителя на уроке. Учитель наставник, человек с богатым опытом, который может подготовить к  успешной сдачи ЕГЭ.

А теперь мнение педагогов школы о том, что для них современный урок. В  опроснике участвовало 17 преподавателей, для 9 человек современный урок – это прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий. Для 6 преподавателей современный урок – это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал. Для 2 преподавателей современный урок-это урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания.

Учитель на уроке. От его стиля преподавания тоже многое зависит. Педагогами школы была заполнена анкета «Стиль преподавания». Анкетируемым было предложено 10 вопросов, по 3 варианта ответов на каждый. Результат анкетирования показал, какой стиль преподавания у педагогов. В анкетировании приняли участие 17 человек. Восьмью  педагогам нашей школы присущ демократический стиль преподавания. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагогов наблюдается удовлетворенность своей профессией,  открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

Семи   педагогам присущ авторитарный стиль. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся. На его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Двум педагогам присущ попустительский стиль. Такой педагог уходит о принятия решения, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. В сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для таких педагогов характерна чувство тревоги, неудовлетворенность своей работой. 

Таким образом, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, Учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.

Говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся. Министр здравоохранения Татьяна Голикова привела удручающую цифру ; что за последний год число больных детей в школах , страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24% .Приведу сведения о нашем медицинском осмотре ,который проходил 19 ноября. В медицинском осмотре приняли участие дети с 1-по 11 класс.

Выявлено заболеваний:

Понижение зрения-6 человек;

Нарушение осанки-2 человека;        

Сколиоз – 6 человек;

Тонзилит-2 человека
Кариес-36 человек
Ожирение-9 человек;

Нарушение щитовидной железы-8 человек;

Если распределять по группам здоровья :

1основная-3 человека, дети здоровы, не выявлено заболеваний,  

 2 основная-29 человек, (кариес, нарушение щитовидной железы, нарушение зрения, речи)

2 подготовительная -2 человека,  (хронический ренит,  тонзилит. )        

3подготовительная -7 человек (ожирение)

3спецгруппа  -6 человек, (сколиоз, нарушение осанки, заболевание сердечно-сосудистой системы ,нервной)

4спецгруппа -1 человек.

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога. Трудную дорогу мы выбрали по жизни. Много требований предъявляют нам ученики, родители, как бы мы этого не хотели, да и сама жизнь. Свое выступление хочется закончить словами с благодарностью к вам учителям.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Куйбыщевская СОШ»

Малогнеушевский филиал

«Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»

                                                                                                                   Составила:

педагог-психолог

                                                                                                                 Старостина М.В.

«Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»

Каким должен быть современный урок? Каковы основные требования к нему? Этим проблемам уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок не может быть шаблонным, схематичным. На уроке должен присутствовать дух творчества, поисков, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения. Современный урок – это урок, который обеспечивает эффективное и качественное образование, который соответствует современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый педагог, завуч, директор школы. Посещение уроков, их анализ показали, что как для ученика, так и для учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важным, существенный для настоящего времени. А еще – действенный,  имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существенный..

Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования. Для того, чтобы подготовить и провести современный урок, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от интернета и заканчивая энциклопедиями, газетами и журналами. В качестве одного из источника информации в современном обществе используется компьютерные технологии, с помощью которых можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету. Современный урок с применением ИКТ-это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями моделировать и конструировать личностные структуры сознания учащихся. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

В.А.Сухомлинский говорил: урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции «Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса «учитель и ученик». Учитель остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он старше, за ним знания, опыт понимания и применение этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь.

Перед учителем стоят требования, предъявляемые к современному уроку.

-хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

-на уроке должны применяться многообразные формы, методы и средства обучения.

-урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся, урок должен быть добрым;

-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, задачи, цель урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим; выводы делают сами учащиеся;

- урок должен быть направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе.

-урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях , в центре внимания урока- дети;

-темп  урока должен быть оптимальным,   действия учителя и ученика завершенными.

А что под современным уроком понимают наши ученики. Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся 6-11 классов и мнение педагогов по этому вопросу.

Анкета называлась «Современный урок и Я». В анкетировании участвовали 19  учащихся.

На вопрос, что для вас современный урок ?      

13 учащихся ответили, что интересный и понятный урок;

3 ученика ответили – это работа на интерактивной доске;

3 ученика ответили, что это веселый урок;

Что вам больше всего нравится на уроке?

11 учащихся ответили - все;

6 учащихся ответили - выражение собственного мнения;

2 учащихся ответили - самостоятельная творческая работа;

На вопрос какова роль учителя на уроке?

16 учащихся ответили - дать хорошие знания, подготовить к ЕГЭ;

3 учащихся ответили – учитель - наставник, координатор действий;

  Вариант: объяснить новую тему-0 учащихся;

На вопрос, когда вам больше нравится урок,

5 учащихся ответили, когда учитель все преподносит сам;

14 учащихся ответили ,  когда сами ученики непосредственно участвуют в «добывании знаний»

Нужна ли на уроке физкультминутка?

7 учащихся ответили, что «да», объясняя это усталостью, хочется размяться, развеяться.

12 учащихся ответили, что «нет, не нужна», так как отнимает время на уроке, отвлекает.

Таким образом результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть понятным, интересным, с использованием ИКТ, нравится высказывать собственную точку зрения, заниматься самостоятельно. По-разному видят ученики и роль учителя на уроке. Учитель наставник, человек с богатым опытом, который может подготовить к  успешной сдачи ЕГЭ.

А теперь мнение педагогов школы о том, что для них современный урок. В  опроснике участвовало 17 преподавателей, для 9 человек современный урок – это прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий. Для 6 преподавателей современный урок – это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал. Для 2 преподавателей современный урок-это урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания.

Учитель на уроке. От его стиля преподавания тоже многое зависит. Педагогами школы была заполнена анкета «Стиль преподавания». Анкетируемым было предложено 10 вопросов, по 3 варианта ответов на каждый. Результат анкетирования показал, какой стиль преподавания у педагогов. В анкетировании приняли участие 17 человек. Восьмью  педагогам нашей школы присущ демократический стиль преподавания. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагогов наблюдается удовлетворенность своей профессией,  открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

Семи   педагогам присущ авторитарный стиль. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся. На его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Двум педагогам присущ попустительский стиль. Такой педагог уходит о принятия решения, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. В сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для таких педагогов характерна чувство тревоги, неудовлетворенность своей работой. 

Таким образом, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, Учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.

Говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся. Министр здравоохранения Татьяна Голикова привела удручающую цифру ; что за последний год число больных детей в школах , страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24% .Приведу сведения о нашем медицинском осмотре ,который проходил 19 ноября. В медицинском осмотре приняли участие дети с 1-по 11 класс.

Выявлено заболеваний:

Понижение зрения-6 человек;

Нарушение осанки-2 человека;        

Сколиоз – 6 человек;

Тонзилит-2 человека
Кариес-36 человек
Ожирение-9 человек;

Нарушение щитовидной железы-8 человек;

Если распределять по группам здоровья :

1основная-3 человека, дети здоровы, не выявлено заболеваний,  

 2 основная-29 человек, (кариес, нарушение щитовидной железы, нарушение зрения, речи)

2 подготовительная -2 человека,  (хронический ренит,  тонзилит. )        

3подготовительная -7 человек (ожирение)

3спецгруппа  -6 человек, (сколиоз, нарушение осанки, заболевание сердечно-сосудистой системы ,нервной)

4спецгруппа -1 человек.

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога. Трудную дорогу мы выбрали по жизни. Много требований предъявляют нам ученики, родители, как бы мы этого не хотели, да и сама жизнь. Свое выступление хочется закончить словами с благодарностью к вам учителям.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Сравнение традиционного урока и урок современного типа, определение критериев эффективности современного урока....

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя имеет цель помочь  молодым учителям и  малоопытным...

Доклад к педсовету на тему " Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Данный материал  окажет помощь в подготовке к педсовету   по теме " Современный урок  - как основа эффективного и качественного образования "...

Доклад на педсовете по теме "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования1. Общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования2. Урок - основная форма организации взаимодейств...