Адаптация первоклассников к обучению в школе.
консультация по психологии на тему

Жукова Ирина Валерьевна

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Как понять, адаптировался ли ребёнок к обучению? Оэтом материал данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к обучению в школе.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Дошкольникам свойственны беззаботность и погруженность в игру, которые сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений. Теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т. е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.

 Признаки успешной адаптации.

  • Удовлетворенность школьника процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха. 
  • Легкость в изучении программного материала. Если первоклассник испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успехе, помочь свыкнуться с мыслью: «У меня все получится».
  • Степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий, готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самим. 
  • Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.

Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ученика. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавляя желание побегать, поиграть и повеселиться. Если со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы. Тогда речь может идти о полной адаптации. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то со временем он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам, к «школобоязни».

Чаще всего в число детей группы риска младшего школьного возраста попадают следующие учащиеся:

  • Соматически ослабленные ученики, имеющие хронические заболевания и стоящие на учете у разных специалистов. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу колеблется от 15 до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость. 
  • Школьники с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
  • Леворукие учащиеся. 
  • Ученики с нарушением эмоционально – волевой сферы: агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.

К критериям благополучной адаптации можно отнести:

  • динамику работоспособности и ее улучшения на протяжении первого полугодия;
  • отсутствие изменений показателей здоровья;
  • хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении первоклассников.

Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.

Возможности детей первого года обучения.

1. Ребенок хочет учиться. Родителям следует стараться поддерживать интерес к учению своего ребенка.

2. Этот возраст благоприятен для усвоения моральных норм. Нужно воспитывать добрые и полезные привычки в своих детях.

3. Ребенок добивается признания со стороны взрослого.

Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.

4. Ребенок добивается признания среди сверстников.

Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе: "Трудности адаптации пятиклассников к обучению в школе"

Родительское собрание проводиться  через 1-2 месяца после начала учебного года с целью помочь родителям  в адаптации их детей к обучению в  5 классе....

Диагностическая программа исследования адаптации первоклассников к обучению в школе.

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования...

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе

Психологическая готовность первоклассников к обучениюв школе...

Методики диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе

Данные методики используются для диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе...

Методики диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе

Данные методики используются для диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе...

Методики Диагностики адаптации первоклассников к обучению в школе.

МетодикиДиагностики адаптации первоклассников к обучению в школе....

«Адаптация первоклассников к обучению в ДШИ»

   Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.     Пос...