«Адаптация первоклассников к обучению в ДШИ»
классный час
Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.
Поступление в ДШИ – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало обучения изобразительному искусству кардинальным образом меняет весь его образ жизни: возрастает учебная и психологическая нагрузка, пугает новый коллектив, остаётся меньше времени на игры, прогулки, компьютер и др.
Что же нужно для успешной адаптации ребёнка к обучению в ДШИ? Здесь можно выделить следующие составляющие:
1. Положительное психофизиологическое состояние обучающегося (здесь огромную роль играют здоровьесберегающие технологии в обучении);
2. Оптимальная включенность обучающихся в учебную деятельность и создание «ситуаций успеха»;
3. Позитивные межличностные отношения преподавателя и ученика в образовательном процессе.
Остановимся на этих составляющих подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_adaptatsiya_pervoklassnikov_k_obucheniyu_v_dshi.docx | 25.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление по культуре и туризму
Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №8 г. Сергиев Посад»
(МБУДО ДШИ №8) _______________
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, д. 203 в.
Тел./факс (496) 547-73-13, (496) 547-06-86. E-mail: shkolaart8@mail.ru
ОКПО 50168124, ОГРН 1035008360804, ИНН/КПП 5042057093/504201001
ДОКЛАД
«Адаптация первоклассников к обучению в ДШИ»
Подготовила преподаватель Лялина Е.Г.,
преподаватель художественного отделения.
Г. Сергиев Посад
2021 г
Адаптация первоклассников к обучению в ДШИ.
Содержание:
I. Введение.
II. Адаптация и индивидуальные особенности первоклассника.
III. Составляющие успешной адаптации.
IV. Роль родителей в успешной адаптации ребенка.
V. Заключение.
I. Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.
На сегодняшний день проблема адаптации обучающихся в ДШИ не является достаточно изученной, гораздо шире рассмотрен этот вопрос в рамках деятельности общеобразовательной школы. Общие проблемы школьной адаптации в начальный период обучения достаточно глубоко освещены в трудах отечественных психологов и педагогов (Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, А.Г.Хрипкова).
Однако и в сфере дополнительного образования тема адаптации является весьма актуальной: вхождение в учебный процесс ДШИ, освоение навыков поведения в школе, смена режима жизнедеятельности сказываются почти на всех обучающихся. И, так же, как и в общеобразовательной школе, последствиями дезадаптации (т.е. невозможности быстро приспособиться к условиям обучения) будут отклонения в поведении ребёнка, конфликтные отношения со сверстниками, потеря интереса к изучаемым предметам, и, как следствие – уход из художественной школы.
II. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребёнка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную (или личностную). Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Поступление в ДШИ – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало обучения изобразительному искусству кардинальным образом меняет весь его образ жизни: возрастает учебная и психологическая нагрузка, пугает новый коллектив, остаётся меньше времени на игры, прогулки, компьютер и др.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Большинство адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.
Каждый преподаватель, работающий в первом классе ДШИ, должен помнить, что стремление детей к обучению, успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников. Особого внимания со стороны педагога требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. В начале обучения преподаватель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы обучающихся должен увеличиваться постепенно. Уровень развития внимания, памяти, мышления обеспечивает успешность обучения, диктует необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия преподавателя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Методы обучения должны быть «природосообразными» и применяться в зависимости от возраста, с которого начато обучение.
Стиль общения преподавателя с первоклассником должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы преподавателя. Тон общения должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения педагога с первоклассником. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг маленького музыканта, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: кратковременные зарисовки и наброски предметов быта, фигуры человека, портрет. За творческое задание независимо от качества сочинения рекомендуется всегда ставить пятёрку. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение. Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача преподавателя – поддерживать у таких детей любое проявление инициативы, желание высказаться или ответить на вопрос.
III. Итак, конкретней, что же нужно для успешной адаптации ребёнка к обучению в ДШИ? Здесь можно выделить следующие составляющие:
1. Положительное психофизиологическое состояние обучающегося (здесь огромную роль играют здоровьесберегающие технологии в обучении);
2. Оптимальная включенность обучающихся в учебную деятельность и создание «ситуаций успеха»;
3. Позитивные межличностные отношения преподавателя и ученика в образовательном процессе.
Остановимся на этих составляющих подробнее.
1. Положительное психофизиологическое состояние обучающегося.
Ребёнок, посещающий одновременно общеобразовательную и художественную школу, без сомнения подвергается большой нагрузке – и физической и психологической. По данным ряда исследований, одной их главных причин ухудшения состояния здоровья детей, одновременно обучающихся в общеобразовательной и художественной школах, является их утомляемость, проявляющаяся в головных болях, усталости, плохом сне, снижение аппетита и др. Правильно организованные занятия в ДШИ позволяют нивелировать данные проблемы, тем более, что занятия там, как правило, мелокогрупповые, и педагог может понять, что ребёнок устал. На первый план здесь выступают следующие моменты:
1) Организация занятий в соответствии с привычным режимом дня ребёнка. Необходимо, чтобы ребёнок, отучившийся день в общеобразовательной школе, был накормленным, отдохнувшим, иначе вдумчивых уроков не получится.
2) Поддержание двигательной активности обучающегося на уроке.
Не секрет, что при занятии за мольбертом или столом ребёнок долгое время находится в статичном положении и его двигательная активность существенно снижена. Избежать это помогут различные физкультминутки, дыхательные гимнастики, упражнения для снятия зрительного напряжения.
3) Знание преподавателем основ детской и педагогической психологии.
Знания педагога о поведении ребёнка в разные возрастные периоды; что свойственно для познавательных процессов в этот период развития (прежде всего на физиологическом уровне) также существенно облегчают условия адаптации ученика.
2. Оптимальная включенность обучающихся в учебную деятельность и создание «ситуаций успеха»
Когда учёба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, тогда и адаптация проходит безболезненно. А обучение изобразительному искусству, исходя из своей гедонистической сущности, должно доставлять ребёнку наслаждение и радость. Также на это работает и разнообразие видов художественной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой жизненный и творческий опыт в привычной познавательно -игровой деятельности.
3. Позитивные межличностные отношения преподавателя и ученика в образовательном процессе.
Педагогу важно правильно выстроить своё взаимодействие с учеником:
- эмоционально и морально поддерживать;
- создавать ситуации успеха при обучении;
- развивать и поддерживать интерес обучающихся к изобразительной культуре.
Немного остановимся на этом.
Эмоционально и морально поддерживать.
Ребёнка надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми. В условиях индивидуального обучения подобрать программу для ребёнка, подходящую ему по способностям не только возможно, но и нужно.
2) сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если сегодня он задание выполнил лучше, чем во вчерашнем это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценён искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Создавать ситуации успеха в обучении.
Создание ситуаций успеха возможно и на уроках, и при участии в школьных конкурсах, выставках. Особенно актуально здесь умение педагога «правильно критиковать». Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:
1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.
2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной критики, тем более дети.
3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень трудно найти»).
4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль ясно и конкретно, лучше вообще не критикуйте.
5. Если рисунок или этюд не самый удачный, дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию.
6. Одобрите исправления.
Развивать и поддерживать интерес учащихся к художественной культуре.
Развитие и поддержка детского интереса к изобразительному искусству осуществляется путём посещения детьми различных творческих мероприятий – выставок, мастер-классов и т.д.
IV. И еще очень важный фактор в адаптации первоклассника к обучению в ДШИ - это поддержка со стороны родителей. Когда ребёнок только начинает свой сложный путь, ответственность должна в первую очередь ложиться именно на их плечи. Родители должны контролировать систематическое посещение всех учебных предметов и регулярные домашние занятия. Хотелось бы, чтоб все родители понимали ( особенно это касается маленьких детей), что первое время желательно присутствовать на уроке, так как ребёнок не может сразу адаптироваться к новой школе, месту, педагогу. Присутствие близкого человека поможет избежать негативного влияния на детскую психику.
V. В заключение несколько советов преподавателям:
- не ставьте сразу плохую отметку за неправильно сделанное или не сделанное домашнее задание. Дайте возможность переделать или выполнить его к следующему занятию;
- постарайтесь разнообразить план занятий, можно придумать различные варианты;
- на каждом занятии обязательно проверяйте домашнее задание и ставьте за него оценку. Оценки тоже могут быть самыми разными – большие или маленькие, толстые или тонкие, с плюсом или с длинным минусом, даже «многоэтажные» - одна большая отметка за несколько выполненных заданий.
А самое главное, любите всех своих учеников, а не только отличников!
Литература:
1. Дробинская, А.О. Чтобы здоровье не подвело или как избежать проблем при встрече со школой / А.О.Дробинская. - М.: МГППУ, 2007.
2. Мамонтов, С.Ю. Поверь в себя / Мамонтов С.Ю. –СПб.: Питер, 2003.
3. Федосимова, О.Г. Осуществление здоровьесберегающего сопровождения учащихся детской музыкальной школы: Методическое пособие / Федосимова О.Г. / –Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Диагностическая программа исследования адаптации первоклассников к обучению в школе.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования...
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизн...
Методики диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе
Данные методики используются для диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе...
Методики диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе
Данные методики используются для диагностики адаптации первоклассников к обучении в школе...
Методики Диагностики адаптации первоклассников к обучению в школе.
МетодикиДиагностики адаптации первоклассников к обучению в школе....