3. Аттестация. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися
материал по психологии

Голубева Светлана Викторовна

Справка о социально-психологической работе

Индивидуальная программа ( коррекция поведения по предупреждению суидица)

приложение к программе по коррекциии поведения по предупреждению суидица

Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников

 В помощь классному руководителю. Особенности работы с обучающимися с ОВЗ И инвалидами с ментальными нарушениями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа по коррекции поведения

 

Обучающийся, курс 2.

Возраст: 17 лет

Статус: сирота (ребенок, оставшийся без попечения родителей, мать – ЛРП, отец – ф.25)

Образование : 9 классов, специальная (коррекционная) школа-интернат

Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, неустойчивость самооценки,  склонность к суицидальному поведению (демонстративный суицид на почве влюбленности)

 Цель программы. Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Помочь воспринять окружающий мир с позитивной стороны, нормализация эмоционального поведения, коррекция агрессивного поведения, адекватного восприятия окружающего мира.

Задачи

 1. Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации

2. Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций

3. Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим.

4. Формирование новых аспектов мышления, направленные на здоровый образ жизни

Пути поддержки и коррекции

Нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с окружающими, в том числе с девушкой, в которую влюблен;

продолжить работу в спортивном направлении;

установление доверительных отношений с окружающими.

 Укрепление эмоционально - личностной сферы

Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, сформированная адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.

 Направления коррекционной работы:

Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера».

Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;

Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости.

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение  у обучающегося проявления негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

 Сроки реализации индивидуальной программы: декабрь 2017 - май 2018 года

Форма работы: индивидуальная

План мероприятий

Содержание

Сроки

Профилактические беседы

Систематически

Беседа «Смысл жизни»

Декабрь

Тестирование. Предварительная оценка состояния психического здоровья

декабрь

Снятие вербальной и невербальной агрессии

«Спустить пар», «Похвались соседом», «Довольный сердитый»

январь

Упражнения «Стряхни». «истинные ценности»

февраль

Беседа «Безмолвный крик»

февраль

Занятие «Моя мечта». Рисунок «Моя мечта»

Март

Занятие «Преодоление плохого настроения»

«Лимон», «Кошечка», «Твое настроение»

«Черепашка» , Рефлексия

Март

Упражнения на снятие мышечного напряжения «Муха»,   «Мороженое». Д/з  дома делать упражнения 4-5 раз в день

Март

Тестирование. Оценка наличия депрессивных симптомов

Апрель

 Релаксационные занятия

«Снятие эмоционального напряжения»

Апрель

Письмо себе в будущее

май

Беседа «Ценности жизни»

май

Упражнение «Дерево перемен», беседа. Выработка активной жизненной позиции

Май

Упражнение «Точки опоры». Выработка активной жизненной позиции

Май

 Упражнение «Мой портрет в лучах солнца», просмотр веселых мультфильмов

Май

Беседа «Здоровье как ценность», видеофильм «Есть тема»

Май

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Май

 

Результат.

В ходе проведенной работы по коррекции у обучающегося появился позитивный настрой. За период работы кроме коррекционных занятий были подключены занятия спортом (легкая атлетика), плановые прогулки на природу, экскурсии в музей, беседа у врача-психиатра. Задействованные ресурсы имели положительный результат. Если вначале  работы обучающийся характеризовался отрицательной концепцией собственной личности, представлением себя ненужным, несостоятельным. Имел формулу внутреннего монолога «Я плох», воспринимал мир враждебно. Эмоции доминировали над эмоциональным контролем в оценке ситуации. Импульсивность. В феврале месяце пришло понимание чувства ответственности за близких. Отношения с девушкой, в которую влюблен, остались дружескими, смог отпустить ее. Наметилась положительная тенденция по отношению к себе, что видно из методики незаконченных предложений:

Завтра я пойду учиться.

Когда я закончу обучение, пойду работать.

Наступит день, когда я женюсь.

Я хочу жить, потому что так надо, и потому что жить хорошо.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа по коррекции поведения

 

Обучающийся, курс 2.

Возраст: 17 лет

Статус: сирота (ребенок, оставшийся без попечения родителей, мать – ЛРП, отец – ф.25)

Образование : 9 классов, специальная (коррекционная) школа-интернат

Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, неустойчивость самооценки,  склонность к суицидальному поведению (демонстративный суицид на почве влюбленности)

 Цель программы. Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Помочь воспринять окружающий мир с позитивной стороны, нормализация эмоционального поведения, коррекция агрессивного поведения, адекватного восприятия окружающего мира.

Задачи

 1. Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации

2. Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций

3. Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим.

4. Формирование новых аспектов мышления, направленные на здоровый образ жизни

Пути поддержки и коррекции

Нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с окружающими, в том числе с девушкой, в которую влюблен;

продолжить работу в спортивном направлении;

установление доверительных отношений с окружающими.

 Укрепление эмоционально - личностной сферы

Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, сформированная адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.

 Направления коррекционной работы:

Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера».

Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;

Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости.

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение  у обучающегося проявления негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

 Сроки реализации индивидуальной программы: декабрь 2017 - май 2018 года

Форма работы: индивидуальная

План мероприятий

Содержание

Сроки

Профилактические беседы

Систематически

Беседа «Смысл жизни»

Декабрь

Тестирование. Предварительная оценка состояния психического здоровья

декабрь

Снятие вербальной и невербальной агрессии

«Спустить пар», «Похвались соседом», «Довольный сердитый»

январь

Упражнения «Стряхни». «истинные ценности»

февраль

Беседа «Безмолвный крик»

февраль

Занятие «Моя мечта». Рисунок «Моя мечта»

Март

Занятие «Преодоление плохого настроения»

«Лимон», «Кошечка», «Твое настроение»

«Черепашка» , Рефлексия

Март

Упражнения на снятие мышечного напряжения «Муха»,   «Мороженое». Д/з  дома делать упражнения 4-5 раз в день

Март

Тестирование. Оценка наличия депрессивных симптомов

Апрель

 Релаксационные занятия

«Снятие эмоционального напряжения»

Апрель

Письмо себе в будущее

май

Беседа «Ценности жизни»

май

Упражнение «Дерево перемен», беседа. Выработка активной жизненной позиции

Май

Упражнение «Точки опоры». Выработка активной жизненной позиции

Май

 Упражнение «Мой портрет в лучах солнца», просмотр веселых мультфильмов

Май

Беседа «Здоровье как ценность», видеофильм «Есть тема»

Май

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Май

 

Результат.

В ходе проведенной работы по коррекции у обучающегося появился позитивный настрой. За период работы кроме коррекционных занятий были подключены занятия спортом (легкая атлетика), плановые прогулки на природу, экскурсии в музей, беседа у врача-психиатра. Задействованные ресурсы имели положительный результат. Если вначале  работы обучающийся характеризовался отрицательной концепцией собственной личности, представлением себя ненужным, несостоятельным. Имел формулу внутреннего монолога «Я плох», воспринимал мир враждебно. Эмоции доминировали над эмоциональным контролем в оценке ситуации. Импульсивность. В феврале месяце пришло понимание чувства ответственности за близких. Отношения с девушкой, в которую влюблен, остались дружескими, смог отпустить ее. Наметилась положительная тенденция по отношению к себе, что видно из методики незаконченных предложений:

Завтра я пойду учиться.

Когда я закончу обучение, пойду работать.

Наступит день, когда я женюсь.

Я хочу жить, потому что так надо, и потому что жить хорошо.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптация первокурсников

Необходимым условием успешного обучения обучающихся при получении профессии является их социально-психологическая адаптация.  

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать у себя готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах. Переход из школы в политехнический центр является «скачком» для молодого человека. Новые условия требуют от него умения создавать отношения в коллективе сверстников, приспосабливаться к урокам не только теоретического, но и производственного обучения.

Для поступивших на 1 курс ребят важно установить новые дружеские связи в учебном коллективе, получить эмоциональную поддержку от сверстников.  Обучающимся, которые пользуются уважением и признанием в юношеской среде, чувствуют себя комфортно и уверенно,   легче включиться в учебно-воспитательный процесс.

          С начала  сентября месяца ведется наблюдение за обучающимися для оценки соматического, психологического и социального статуса студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в СахПЦ №1. Оказывается психологическая поддержка вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

        В рамках адаптационной программы в течение месяца проводятся индивидуальные консультации для первокурсников по темам: «Я и моя группа», «Я – творческая личность».

        Запускается анкета «Уровень воспитанности», результаты которой показывают, на что следует обратить внимание, чаще всего это   правовая культура студентов, их организованность в плане деловитости, интеллектуальное развитие, коммуникативность.

Проводятся тренинги «Давайте знакомиться», «Искусство общения». Организуются встречи с представителями организаций города: центром занятости населения, работодателями, Дома культуры. На таких встречах обучающиеся узнают и о требованиях, которые предъявляются к молодым специалистам, и какой интересной может быть студенческая жизнь, когда принимаешь участие в мероприятиях городского и районного уровня.

        Первокурсники   включаются в проведение акции «Телефону доверия «Да».

Как итог месячника адаптации проводится заключительное мероприятие. В 2019 году проведена игра «Авиатор» (заключительный блок провела психолог).  В 2020 году обучающиеся участвовали в психологическом КВНе.

Игра «Авиатор». Блок психолога.

Цель.   Наглядно показать, что значит работать в команде. Формировать чувство коллективизма, сплоченности. Создать позитивный настрой.

Ход.

Вначале загадываются загадки (на внимание, для «разогрева» обучающихся).

Выбирается главный конструктор. Остальные обучающиеся  делятся на 4 команды. В каждой команде выбирается звеньевой.

Задание. Конструктор «строит» самолет. Каждая команда – это часть самолета: крылья, корпус. По команде конструктора каждая команда выстраивается так, как задумал конструктор, но чтобы получился самолет. Таким образом, задействуются 3 команды. Команда 4 –это дополнительные части в самолете (нос, хвост, турбины). Когда самолет построен, хором говорят речевку: к знаниям летим, учиться хотим. Гудят, как самолет, делают круг по залу, возвращаются на исходную позицию.

 Оценивается сплоченность каждой команды.

Задача конструктора - четко руководить, задача звеньевых – выполнять указания конструктора, выстраивать команду по «заказу» конструктора, задача – обучающихся в команде четко следовать указаниям, быть внимательными.

 

Психологический КВН

Цель. Закрепить навыки общения. Повысить интерес обучающихся к изучению самого себя. Развивать групповую сплоченность. Создать атмосферу доверия и уважения в групповом коллективе, формировать дух сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, табло с цифрами для жюри.

ХОД ИГРЫ

- Согласитесь, все мы очень любим общаться, но иногда забываем, что общение очень тонкий инструмент, с его помощью можно помочь человеку, а можно и навредить. Поэтому общению нужно учиться. Сегодня мы будем учиться общаться  и применять те знания, которые получили из книг и из уроков жизни.

Пока ребята готовятся, разрешите представить вам незаменимых на сегодняшнем мероприятии людей – это жюри. В его составе сегодня:

1) человек с твёрдым взглядом на жизнь (Ф.И.О. директора);

2) человек с неиссякаемым творческим потенциалом (Ф.И.О. зам. директора по воспитательной работе);

3) замечательный человек с открытой душой и горячим сердцем – социальный педагог (Ф.И.О.);

Также в наше жюри входят обучающиеся 2 курса. Они в конце игры вынесут свою оценку, независимо от мнения основного состава жюри.

Первый конкурс "Визитка"

Ведущий: Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта в ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Посмотрим, какое окажут первое впечатление друг на друга, на жюри, на зрителей наши команды.

Ребята должны будут назвать свою команду, поприветствовать друг друга, жюри и дать пять кратких ответом: "Мы …". (Конкурс оценивается в 5 баллов).

Второй конкурс "Разминка"

Ведущий. Сейчас я назову число, и по хлопку в команде должны встать столько же участников. Сесть вы можете только после слов «Спасибо». Итак, 3... 5... 1... 2.

Та команда, у которой по этому заданию наилучший результат, получает 1 балл. Задача жюри — отследить количество встающих в каждой команде.

Третий конкурс "Телефон"

Ведущий: В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако, неверно утверждение, что разговаривать по телефону просто. Разговаривая по телефону, важно четко и грамотно сформулировать мысли, уметь слышать и слушать.

Из каждой команды выбирается по 1 игроку. По условию игры один игрок звонит по телефону, другой – отвечает на телефонный звонок. Условия разговора определены в карточках:

1) Вы – классный руководитель. Вы звоните своему ученику. Вам нужно убедить его в необходимости посещать занятия, хоть он и двоечник. Продолжайте разговор во что бы то ни стало, заставьте ученика выслушать вас.

2) Вы – злостный прогульщик, грубиян, лентяй, двоечник. Вам нужно поскорее "отвязаться" от классного руководителя, но постараться быть вежливым. Трубку класть нельзя.

Четвертый конкурс "Конкурс капитанов"

Ведущий: Комплимент – это один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо владеют им наши капитаны. Они должны будут придумать "Хвалебное слово сопернику и его команде". На это дается 3 минуты.

(Жюри оценивает правильность высказывания комплементов. Конкурс оценивается по 5-бальной системе.)

Пятый  конкурс "Сочинялочка"

Ведущий. Следующий конкурс — «Творческий». В этом конкурсе оценивается творчество, фантазия, необычность представляемых работ и, конечно же, сплоченность команд.

Задание 1. «Жили-были...»

Каждой команде дается набор слов: «забор», «дерево», «новость», «поляна», «река», «народ». Команды должны составить рассказ, придумать сказку, используя все слова из набора. Время – 10 минут. По истечении времени команды зачитывают свои произведения. Максимальная оценка — 4 балла.

Шестой  конкурс «Применение предмета»

Инструкция: Я назову предмет, а вы должны сказать, как и где можно применить этот предмет: книга, лейка, газета, шарф.

Седьмой  конкурс "Без слов"

Ведущий: Для участия в конкурсе нужно уметь передавать чувства мимикой, жестами.

Задание: изобразить "Звонок на перемену", "Растаявшее мороженое", "Спущенное колесо", "Засохший цветок".

Восьмой   конкурс  «Рисуем чувства» 

Ведущий. Приглашаются капитаны команд (капитаны вытягивают одну из карточек с названием чувства). Задача команд — представить чувство в виде рисунка, коллажа. Время – 10 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою работу. Максимальная оценка — 4 балла.

Чувства:

• любовь • печаль

• гнев • удовольствие

• восхищение • ненависть

Девятый  конкурс «Моя будущая профессия»

Ведущий: Вот и наступило время последнего конкурса.

Задание командам: рассказать, почему выбранная профессия важная и нужная. Время для подготовки – 5 минут.

(Конкурс оценивается в 5 баллов.)

Подведение итогов (слово жюри, слово независимому жюри).

Жюри объявляет общий итог игры, делится своими впечатлениями и вручает призы командам, а отдельным участникам команд медали:

• Самый веселый участник

• Самый спокойный участник

• Мы от тебя такого не ожидали

• Ты наша опора (тот, кто чаще выручал команду)

• Самый активный участник

• Самый шумный участник

• Борец за справедливость (тот, кто был всегда недоволен оценками жюри)

Ведущий: Спасибо всем участникам за игру.

Надеемся, что наша встреча помогла вам еще раз внимательнее посмотреть на себя и других и задуматься над вопросом: «Психология – это серьёзно?»

 



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение студентов- первокурсников (

Необходимым условием успешного обучения обучающихся при получении профессии является их социально-психологическая адаптация.  

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать у себя готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах. Переход из школы в политехнический центр является «скачком» для молодого человека. Новые условия требуют от него умения создавать отношения в коллективе сверстников, приспосабливаться к урокам не только теоретического, но и производственного обучения.

Для поступивших на 1 курс ребят важно установить новые дружеские связи в учебном коллективе, получить эмоциональную поддержку от сверстников.  Обучающимся, которые пользуются уважением и признанием в юношеской среде, чувствуют себя комфортно и уверенно,   легче включиться в учебно-воспитательный процесс.

          С начала  сентября месяца ведется наблюдение за обучающимися для оценки соматического, психологического и социального статуса студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в СахПЦ №1. Оказывается психологическая поддержка вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

        В рамках адаптационной программы в течение месяца проводятся индивидуальные консультации для первокурсников по темам: «Я и моя группа», «Я – творческая личность».

        Запускается анкета «Уровень воспитанности», результаты которой показывают, на что следует обратить внимание, чаще всего это   правовая культура студентов, их организованность в плане деловитости, интеллектуальное развитие, коммуникативность.

Проводятся тренинги «Давайте знакомиться», «Искусство общения». Организуются встречи с представителями организаций города: центром занятости населения, работодателями, Дома культуры. На таких встречах обучающиеся узнают и о требованиях, которые предъявляются к молодым специалистам, и какой интересной может быть студенческая жизнь, когда принимаешь участие в мероприятиях городского и районного уровня.

        Первокурсники   включаются в проведение акции «Телефону доверия «Да».

Как итог месячника адаптации проводится заключительное мероприятие. В 2019 году проведена игра «Авиатор» (заключительный блок провела психолог).  В 2020 году обучающиеся участвовали в психологическом КВНе.

Приложение 1

Результаты диагностики  

Курс 1. Октябрь 2020

Психологический климат коллектива

(экспресс-методика по изучению социально-психологического климата

в коллективе, О.Михалюк, А. Шалыто).

Протестировано 12 человек  

В тесте рассмотрено три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Эмоциональный компонент рассматривается на уровне привлекательности (нравится -  не нравится, приятный – неприятный),  в поведенческом компоненте выдерживается критерий «желание – нежелание работать, учиться вместе». Критерий когнитивного компонента – «знание – незнание особенностей членов коллектива».

 По результатам теста выявлено, что в основном обучающиеся дают положительную оценку психологическому климату в группе. Из чего следует, что в группе преобладает бодрый, жизнерадостный настрой. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения друг к другу. Ценится трудолюбие, ответственность. С удовольствием включаются в досуговую деятельность. Успехи каждого радуют, неудачи вызывают сопереживание.  В отношениях между   группировками внутри группы существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

  Две обучающиеся показали противоречивые и неопределенные тенденции.

Обучающаяся П. оценивает психологический климат в группе как отрицательный (в целом неудовлетворительный). Считает, что в трудные минуты группа не объединится для решения проблем. Неудачи не вызывают сопереживания. К слабым членам группы ироничное отношение, иногда доходящее до высмеивания.

Рекомендации. Несмотря на то, что большинство обучающихся оценивают психологический климат в группе как положительный, благоприятный важно продолжать находить общие интересы, которые объединили бы обучающихся группы  и на их основе организовывать общие дела;

продолжать формировать традиции группы, участвовать в общеучилищных мероприятиях;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого обучающегося;

продолжать развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

продолжать развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Обучающейся П. назначены индивидуальные консультации, приглашена в работу волонтерского отряда «Импульс».

Тест «Оценка потребности в достижении» (Ю.М.Орлов)

Протестировано 22 обучающихся

Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало.

Результат тестирования:

Низкий уровень – 3 чел.

Высокий – 8 чел.

Средний 11 чел.

Тест «Изучение общей самооценки»

Протестировано 22 обучающихся

Высокая самооценка – 9 чел.

Средняя – 12 чел.

Низкая – 1 чел.

Тест «Выявление уровня самооценки»

Протестировано 8 обучающихся

Результат:

7 чел. -  обладают умением находить выход из трудных жизненных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Живут в согласии с собой. Формула отношения к себе и к другим: «Доволен собой. Доволен другими». Самооценка здоровая. Могут быть поддержкой для других.

1 чел. - собой довольна, уверена в себе. Есть потребность доминировать над людьми, любит подчеркивать свое «Я». Выделять свое мнение. Безразлична к тому, что о ней говорят, но любит критиковать других. Критическую информацию о себе не принимает. К себе относится серьезно.

Тест «Выход из трудных жизненных ситуаций»

Протестировано 22 обучающихся.

Результат:

2 чел. - легко примиряется с неприятностями, правильно оценивает случившееся, сохраняет душевное равновесие.

18 чел. – не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.

1 чел. – не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.

  По результатам тестирования проведена работа: консультативная, активное вовлечение обучающихся в дела группы и общие мероприятия.

В апреле 2020 года проведено контрольное тестирование

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. «Не знаю»  ответила на высказывание «по внешнему виду человека можно определить употребляет он наркотики или нет»»

Беседа по результатам тестирования

Участвовала в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем.

Тест на выявление уровня самооценки

Нормальная здоровая самооценка.  Довольна собой и другими. Обладает умением выходить из трудных ситуаций за счет себя, а не других

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивация на успех (надежда на успех)

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы быть полезной обществу

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверена, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Обладает умением выходить из трудных жизненных ситуаций. Самооценка нормальная, здоровая. Иногда может быть обидчивой и проявлять вербальную агрессию, проклинать судьбу. В делах надеется на успех. Учиться нравится. Учится для того, чтобы быть полезным гражданином. Не нравится микробиологи, т.к. предмет трудный, учитель неинтересно объясняет.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. «Не знаю»  ответила на высказывание «наркоман может умереть от СПИДа»

Беседа по результатам тестирования

Участвовала в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем.

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивирована на успех

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы быть грамотной и научиться самостоятельно работать

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверена, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Обладает умением выходить из трудных жизненных ситуаций. Самооценка нормальная, здоровая. Иногда может быть обидчивой и проявлять вербальную агрессию, проклинать судьбу. В делах мотивирована на успех. Учиться нравится. Учится для того, чтобы быть грамотной и научиться самостоятельно работать. Не нравится микробиология, т.к. предмет трудный, учитель неинтересно объясняет. Любимый предмет технология.

 

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. «Не знаю»  ответил на высказывание «прекратить употреблять наркотики можно в любой момент»

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивация на успех

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы научиться самостоятельно работать

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверен, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Обладает умением выходить из трудных жизненных ситуаций. Самооценка нормальная, здоровая. Иногда может быть обидчивым и проявлять вербальную агрессию, проклинать судьбу. Мотивирован на успех. Учиться нравится. Учится для того, чтобы научиться самостоятельно работать.  Нелюбимых предметов нет.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. Правильно ответила на все высказывания.

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие  

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивация на успех

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы получить глубокие знания и научиться самостоятельно работать

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверена, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.  Мотивация на успех. Учится для того, чтобы получить глубокие знания и научиться самостоятельно работать. Любимый предмет математика(интересно, нравится, как объясняет преподаватель) нелюбимый предмет литература (данный предмет неинтересен, преподаватель неинтересно объясняет).

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. Правильно ответила на все высказывания.

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие  

Тест на выявление уровня самооценки

Недовольство собой, своими способностями. Интеллектом, достижениями, внешностью. Рекомендовать научиться принимать себя, уважать себя.

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивационный полюс ярко не выражен. Мотивация на неудачу

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы быть полезной обществу, считает это своим долгом.

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверен, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.   Недовольство собой, своими способностями. Интеллектом, достижениями, внешностью. Рекомендовать научиться принимать себя, уважать себя. Мотивационный полюс ярко не выражен. Мотивация на неудачу. Учится для того, чтобы быть полезным обществу, считает это своим долгом.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. Правильно ответила на все высказывания.

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем.

Тест на выявление уровня самооценки

Уверен в себе, есть потребность доминировать над другими, любит подчеркивать свое «я». Не принимает никакой критики в свой адрес.

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивация на успех

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы быть полезным обществу

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверен, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем. Уверен в себе, есть потребность доминировать над другими, любит подчеркивать свое «я». Не принимает никакой критики в свой адрес. Мотивация на успех.  Учится для того, чтобы быть полезным обществу. Нравится технология.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. «Не знаю»  ответил на высказывание «по внешнему виду человека можно определить употребляет он наркотики или нет»»

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе очень благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивационный полюс ярко не выражен

Диагностика личности на мотивацию к успеху. Т.Элерс

Умеренно высокий уровень

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы научиться самостоятельно работать

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверен, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает очень благоприятным.  Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие. Умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Учится для того, чтобы научиться самостоятельно работать.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. «Не знаю»  ответил на высказывание «наркотики повышают творческий потенциал»

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем.

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивация на успех

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, т.к. считает это своим долгом

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверен, что в трудную минуту придут на помощь. Социально-психологический климат в группе считает благоприятным.  Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем. Мотивация на успех в делах. Учится для того, т.к. считает это своим долгом.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. Правильно ответила на все высказывания.

Беседа по результатам тестирования

Участвовала в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Средний уровень развития социально-психологического климата

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивация на успех

Диагностика личности на мотивацию к успеху. Т.Элерс

Средний уровень мотивации

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы научиться самостоятельно работать

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные, но не уверена, что в трудную минуту придут на помощь. Считает, что в группе есть отвергаемые. Успехи и неудачи товарищей не волнуют. Социально-психологический климат в группе среднего уровня развития.  Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие. Имеет среднюю мотивацию на успех. Учится для того, чтобы научиться самостоятельно работать. Нравится русский язык, потому что интересно. Неинтересно на литературе, не получает удовольствие при его изучении.

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. «Не знаю»  ответила на высказывание «наркомания неизлечима»

Беседа по результатам тестирования

Участвовала в беседе

 Анкета «Социальное самочувствие»

Считает социально-психологический климат в группе очень благоприятным

Тест «Выход из трудных жизненный ситуаций»

Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем.

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивационный полюс ярко не выражен, надежда на успех

Диагностика личности на мотивацию к успеху. Т.Элерс

Умеренно высокий уровень

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, научиться самостоятельно работать

Результат обследования. Нормально чувствует себя в группе. Взаимоотношения с одногруппниками нормальные. Уверена, что в трудную минуту придут на помощь. В группу идет с удовольствием. В группе все относятся друг к другу доброжелательно. Социально-психологический климат в группе считает очень благоприятным. Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто срывается, проклинает судьбу, расстраивается при возникновении проблем. Мотивационный полюс ярко не выражен, надежда на успех. Учится для того, научиться самостоятельно работать.

 

Экспресс-опрос «Что я знаю о наркотиках»

Имеет адекватное представление о наркотиках, их вреде. Верно ответил на все высказывания.

Беседа по результатам тестирования

Участвовал в беседе

Опросник А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Мотивационный полюс ярко не выражен, имеет определенную тенденцию на успех.

Анкета «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Учится для того, чтобы быть грамотным.

Результат обследования. Учится для того, чтобы быть грамотным. Мотивационный полюс ярко не выражен, имеет определенную тенденцию на успех.

Приложение 2

Игра «Авиатор». Блок психолога.

Цель.   Наглядно показать, что значит работать в команде. Формировать чувство коллективизма, сплоченности. Создать позитивный настрой.

Ход.

Вначале загадываются загадки (на внимание, для «разогрева» обучающихся).

Выбирается главный конструктор. Остальные обучающиеся  делятся на 4 команды. В каждой команде выбирается звеньевой.

Задание. Конструктор «строит» самолет. Каждая команда – это часть самолета: крылья, корпус. По команде конструктора каждая команда выстраивается так, как задумал конструктор, но чтобы получился самолет. Таким образом, задействуются 3 команды. Команда 4 –это дополнительные части в самолете (нос, хвост, турбины). Когда самолет построен, хором говорят речевку: к знаниям летим, учиться хотим. Гудят, как самолет, делают круг по залу, возвращаются на исходную позицию.

 Оценивается сплоченность каждой команды.

Задача конструктора - четко руководить, задача звеньевых – выполнять указания конструктора, выстраивать команду по «заказу» конструктора, задача – обучающихся в команде четко следовать указаниям, быть внимательными.

 

Психологический КВН

Цель. Закрепить навыки общения. Повысить интерес обучающихся к изучению самого себя. Развивать групповую сплоченность. Создать атмосферу доверия и уважения в групповом коллективе, формировать дух сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, табло с цифрами для жюри.

ХОД ИГРЫ

- Согласитесь, все мы очень любим общаться, но иногда забываем, что общение очень тонкий инструмент, с его помощью можно помочь человеку, а можно и навредить. Поэтому общению нужно учиться. Сегодня мы будем учиться общаться  и применять те знания, которые получили из книг и из уроков жизни.

Пока ребята готовятся, разрешите представить вам незаменимых на сегодняшнем мероприятии людей – это жюри. В его составе сегодня:

1) человек с твёрдым взглядом на жизнь (Ф.И.О. директора);

2) человек с неиссякаемым творческим потенциалом (Ф.И.О. зам. директора по воспитательной работе);

3) замечательный человек с открытой душой и горячим сердцем – социальный педагог (Ф.И.О.);

Также в наше жюри входят обучающиеся 2 курса. Они в конце игры вынесут свою оценку, независимо от мнения основного состава жюри.

Первый конкурс "Визитка"

Ведущий: Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта в ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Посмотрим, какое окажут первое впечатление друг на друга, на жюри, на зрителей наши команды.

Ребята должны будут назвать свою команду, поприветствовать друг друга, жюри и дать пять кратких ответом: "Мы …". (Конкурс оценивается в 5 баллов).

Второй конкурс "Разминка"

Ведущий. Сейчас я назову число, и по хлопку в команде должны встать столько же участников. Сесть вы можете только после слов «Спасибо». Итак, 3... 5... 1... 2.

Та команда, у которой по этому заданию наилучший результат, получает 1 балл. Задача жюри — отследить количество встающих в каждой команде.

Третий конкурс "Телефон"

Ведущий: В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако, неверно утверждение, что разговаривать по телефону просто. Разговаривая по телефону, важно четко и грамотно сформулировать мысли, уметь слышать и слушать.

Из каждой команды выбирается по 1 игроку. По условию игры один игрок звонит по телефону, другой – отвечает на телефонный звонок. Условия разговора определены в карточках:

1) Вы – классный руководитель. Вы звоните своему ученику. Вам нужно убедить его в необходимости посещать занятия, хоть он и двоечник. Продолжайте разговор во что бы то ни стало, заставьте ученика выслушать вас.

2) Вы – злостный прогульщик, грубиян, лентяй, двоечник. Вам нужно поскорее "отвязаться" от классного руководителя, но постараться быть вежливым. Трубку класть нельзя.

Четвертый конкурс "Конкурс капитанов"

Ведущий: Комплимент – это один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо владеют им наши капитаны. Они должны будут придумать "Хвалебное слово сопернику и его команде". На это дается 3 минуты.

(Жюри оценивает правильность высказывания комплементов. Конкурс оценивается по 5-бальной системе.)

Пятый  конкурс "Сочинялочка"

Ведущий. Следующий конкурс — «Творческий». В этом конкурсе оценивается творчество, фантазия, необычность представляемых работ и, конечно же, сплоченность команд.

Задание 1. «Жили-были...»

Каждой команде дается набор слов: «забор», «дерево», «новость», «поляна», «река», «народ». Команды должны составить рассказ, придумать сказку, используя все слова из набора. Время – 10 минут. По истечении времени команды зачитывают свои произведения. Максимальная оценка — 4 балла.

Шестой  конкурс «Применение предмета»

Инструкция: Я назову предмет, а вы должны сказать, как и где можно применить этот предмет: книга, лейка, газета, шарф.

Седьмой  конкурс "Без слов"

Ведущий: Для участия в конкурсе нужно уметь передавать чувства мимикой, жестами.

Задание: изобразить "Звонок на перемену", "Растаявшее мороженое", "Спущенное колесо", "Засохший цветок".

Восьмой   конкурс  «Рисуем чувства» 

Ведущий. Приглашаются капитаны команд (капитаны вытягивают одну из карточек с названием чувства). Задача команд — представить чувство в виде рисунка, коллажа. Время – 10 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою работу. Максимальная оценка — 4 балла.

Чувства:

• любовь • печаль

• гнев • удовольствие

• восхищение • ненависть

Девятый  конкурс «Моя будущая профессия»

Ведущий: Вот и наступило время последнего конкурса.

Задание командам: рассказать, почему выбранная профессия важная и нужная. Время для подготовки – 5 минут.

(Конкурс оценивается в 5 баллов.)

Подведение итогов (слово жюри, слово независимому жюри).

Жюри объявляет общий итог игры, делится своими впечатлениями и вручает призы командам, а отдельным участникам команд медали:

• Самый веселый участник

• Самый спокойный участник

• Мы от тебя такого не ожидали

• Ты наша опора (тот, кто чаще выручал команду)

• Самый активный участник

• Самый шумный участник

• Борец за справедливость (тот, кто был всегда недоволен оценками жюри)

Ведущий: Спасибо всем участникам за игру.

Надеемся, что наша встреча помогла вам еще раз внимательнее посмотреть на себя и других и задуматься над вопросом: «Психология – это серьёзно?»

 



Предварительный просмотр:

ГербСахОблЧернPaint

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №1»

(ГБПОУ СахПЦ№1)

Рабочая ул., д. 7, Александровск-Сахалинский, 694420

Тел./факс (42434) 432-73/436-00. E-mail: mo.gbpouspts.1@sakhalin.gov.ru

ОКПО 77114493, ОГРН 1056505403756, ИНН/КПП 6502004634/650201001

   

В помощь классному руководителю.

Особенности работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

 с ментальными нарушениями

Спикер:

С.В. Голубева,

педагог-психолог

Александровск-Сахалинский

 2020

Особенности работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

 с ментальными нарушениями

Ментальные нарушения – нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию и поведению.

В нашем учебном заведении обучаются ребята с нарушением интеллекта. Они получают профессию «Маляр». Наполняемость группы - от 9 до 15 человек. Срок обучения 1год 10 месяцев. Для каждого обучающегося разработан план психолого-педагогического сопровождения. Работа ведется индивидуально и в группе.

Работа с группой обучающихся - это взаимодействие не только с тренером, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.

Важным моментом в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта является процесс социализации. Он характеризуется рядом особенностей, которые встречаются наиболее часто.

Я остановлюсь на следующих:

 

Процесс  успешной социализации   усложняется рядом особенностей, которые часто уже сформированы у данных детей:

- формирование представления о собственной личности, как о ненужном человеке;

- формирование несамостоятельности, чувство незащищенности;

- нежелание становиться взрослым

        

Для успешной социализации важно обеспечить психологическую защищенность.  Условиями, обеспечивающими возникновение чувства психологической защищенности,  являются: развитие социальной компетентности  инвалида с нарушениями интеллекта, а именно,  знакомство с инфраструктурами, социальными ролями, которые предстоит освоить,  развитие ответственности перед собой и обществом, формирование адаптивных стратегий поведения, принятие себя со своими достоинствами и недостатками, умение видеть перспективу и планировать будущее.

 Я ставлю перед собой следующие задачи:

 

Задачи социального развития инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта:

 формирование навыков правильного поведения

бытовая ориентировка  

социальная адаптация к условиям самостоятельного проживания

 

Решая эти задачи, учу ребят   внимательному отношению к окружающим, чувству дружбы, товарищества, коллективизма, даю знания о правилах поведения в общественных местах.

         На сегодняшний день дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками и получать профессию.  Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с   нарушениями интеллекта оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

 Мною разработан комплекс мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, в ходе которых формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость ко внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с нею взаимодействовать.

 

Комплекс мероприятий «Мы вместе»

Мероприятие

Цель

Кто Я? Кто Мы? Какие Мы?

  1. Продолжи фразу о себе. Я – человек…

Выяснить, в каких социальных ролях обучающийся себя ощущает.

  1. Друг рядом. Какой он?

Формировать качества, необходимые в дружбе.

  1. Как я могу помочь другу, если он в беде?

Продолжать формировать умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.

  1. Отправь СМС другу

Способствовать формированию дружеских отношений в группе, формировать правила общения.

  1. Что мы можем сделать вместе?

Помочь сформулировать правила дружеских отношений.

Посадим сад Дружбы

  1. Соберем пословицы

Подвести к пониманию, кого можно назвать другом.

  1. Игра «Коктейль дружбы»

Учить работать в команде, умения выслушивать друг друга, аргументировать свою позицию.

  1. Мастерская «Вырастим дерево дружбы»

Способствовать процессу самопознания.

  1. Аллея Дружбы

Развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Формирование доброжелательных отношений в группе.

  1. Сад Дружбы

Подвести к пониманию, что дружба – нравственная ценность.

         Перед вами комплекс мероприятий по формированию понятия «дружба» в огромном мире общения.

Я начинаю с дружбы, как с самого важного в межличностном отношении.

  Ребенок должен понять, что он не один. Всегда есть люди, которые готовы прийти на помощь.

Начинается работа со знакомства и диагностики, где изучаю личность каждого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаю  возможности и имеющиеся у ребенка способности.

Учитывая психологические особенности обучающихся, начинаю с самого простого упражнения «Продолжи фразу о себе…». Рассказ о себе начинается с фразы «Я человек». Цель упражнения выяснить, в каких социальных ролях он себя ощущает. Так у меня появляется возможность показать обучающимся насколько разнообразны в течение жизни у каждого социальные роли.

Постигая шаг за шагом значение   дружбы, мы учимся выбирать друзей, коротко и емко выражать свои мысли в СМС, работаем в проекте «Что мы можем сделать вместе».

Вторая часть приобретает деятельностный характер.

 Даю задание «Собери пословицы»

 Не тот друг, кто потакает,

В деле будет успех

Хочешь дружбы —

 а тот, кто помогает.

  Все за одного, один за всех

помогай в беде.

Назвался другом —

а человек — друзьями.

Дерево держится корнями,

будь другом.

Собирая пословицы, обсуждая их, приходим к пониманию, какими чертами обладает настоящий  друг.

        Теперь мы готовы к игре «Коктейль дружбы». Ребята делятся на две команды, каждая «готовит» свой  коктейль. На ватмане нарисован бокал для коктейля. Каждая команда должна включить в рецепт не менее 5 «ингредиентов» (качества для дружбы).  Команды общаются, выбирают форму и цвет для каждого качества. Оформляют бокал. Защищают свой проект. Приветствуется эмоциональная, творческая защита.

        Так как тема второго этапа работы «Посадим сад дружбы», мы переходим в мастерскую «Вырастим дерево».

 У каждого участника – полуватман, на котором  нарисовано дерево без листьев. Цель: нарядить дерево своими листьями – качествами.

Для этого каждый вырезает из цветной бумаги листья, на каждом указывается качество, помогающее в дружбе. Затем приклеивает  их на своё дерево. В конце занятия каждый представляет своё дерево. Приветствуется самое «пышное».

 Особый интерес представляет оформление Стены мнений. Ребята размещают свои деревья, выстраивая их в аллею Дружбы.

Заключительный этап -  игра «сад Дружбы», используем интернет-ресурсы. Ребята получают информацию, что аллея – это замечательно, а как нам вырастить сад?

Часто ребята говорят о том, что у них есть друзья из других городов. Цель игры. Используя интернет-ресурсы, найти картинки деревьев, которые будут обозначать в саду их друзей. Работа длится 30 минут (15 минут – на поиск картинок, 15 минут – на оформление). На Стене мнений образуется целый сад.

В течение всей работы включены упражнения по «борьбе с сорняками» (качествами, которые мешают дружбе: зависть, злоба, лень и др.) и упражнения на уверенность в своих силах (формирование уверенности в себе, преодоление стеснительности). 

 Моя работа строится на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с   нарушениями интеллекта получает возможность  самореализации и повышения самооценки.

  Главный принцип в работе с   инвалидами и лицами с ОВЗ с нарушениями интеллекта – принцип гуманизма.

Целенаправленная работа показывает

 

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.

Это принципы инклюзивного образования, которые важно соблюдать в работе с детьми с ментальными нарушениями.

 Итоговая таблица по результатам работы с понятием «дружба»

1 курс 2018-2019 учебный год

1 полугодие

2 полугодие

  

10 человек

 4 человека чрезмерно стеснительны  

   активны на занятиях

 

3 человека –  чувство незащищенности

  включены в дружеские отношения

2 человека – повышенная агрессивность  

    значительное снижение агрессивности

1 человек с хорошими лидерскими задатками (условно «указатель»)

  помощник тренера

2 курс 2019 – 2020 учебный год

    4 человека проявляют активность на уроках

   активно участвуют в мероприятиях внеурочной деятельности

9 человек

2 человека общительны, включаются в деятельность, вносят инициативу

Инициативны, высказывают свои мысли, приводят доводы

2 человека агрессивность снижена значительно, пытаются контролировать свое поведение

Поведение контролируют, адекватнее реагируют на замечания, при проявлении злости, извиняются

1 человек лидирующий помогает тренеру, обучающимся в случае необходимости

Предлагает темы для обсуждения, организует трудовые десанты, предлагает помощь

Я предложила комплекс мероприятий по формированию понятия «дружба».

По аналогии можно работать с любыми качествами.

Это только небольшая часть в процессе социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

        Процесс социализации проходит через весь курс обучения, куда включены активно педагог-психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения, классный руководитель, библиотекарь, воспитатели общежития, педагоги.

         Так, для успешной социализации обучающихся социальный педагог СахПЦ№1 проводит экскурсии-походы в магазин, аптеку, отдел соцзащиты и т.п.

        Руководитель физического воспитания работает в спортивном направлении. Следует отметить, что обучающиеся с нарушением интеллекта очень любят спортивные мероприятия и с удовольствием в них участвуют, занимая призовые места. Ни одна городская спартакиада не проходит без участия данной категории обучающихся.

Воспитатели общежития готовят обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни через кружковую работу.

Наши выпускники овладевают навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия. Овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Совместная и слаженная работа всего коллектива дает хорошие результаты.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...

"Коррекционно развивающая область ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ"

1. Эпиграф2. Нормативно – правовые документы3.Стандарт ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ4. Учебный план5. Программа коррекционной работы должна обеспечивать6. Программа коррекционной работы должна содержать7...

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...