Сиблинги детей –аутистов, плюсы и минусы совместного развития.
статья по психологии по теме

Лукьянова Алена Владимировна

 

Успех обучения и развития ребенка с РАС не может быть достигнут только специалистами или педагогами.  Он требует скоординированных усилий заинтересованной семьи, квалифицированных специалистов и самого ребенка, который может со временем начать проявлять волю к изменениям. И одна из главных ролей в этой помощи особому ребенку- помощь родного брата или сестры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._siblingi_detey_autistov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Сиблинги  детей –аутистов, плюсы и минусы совместного развития.

Работая в школе для детей с особенностями в развитии часто приходится сталкиваться в процессе обучения не только с  ребенком, имеющим диагноз, но и со всей семьей. И большой интерес вызывает вопрос взаимоотношений в семье, а именно, как  влияют сиблинги  такого ребенка на его развитие, и как им самим, расти вместе с  таким братом, сестрой?

Часто после того, как родителям говорят  диагноз „аутизм”, они  переживают своего рода  шок. Потом начинаются попытки адаптации к новым обстоятельствам. Вся семья меняет свою структуру, один из родителей чаще всего остается дома, чтобы ухаживать за больным ребенком, остальные братья и сестры выполняет функцию помощников, другой из родителей заботится об обеспечении средствами к существованию и управляет новой организационной структурой семьи. В течение некоторых лет семья постепенно адаптируется к такому ребенку и начинает принимать его специфику. Чаще всего семья справляется с проблемами, принимая ребенка таким, какой есть, и учиться пониманию и терпению.  И такое терпение часто требуется от здорового сиблинга ребенка с аутизмом, из-за этого такой человек быстрее становится взрослым и ответственным. Родители аутичных детей, очень часто, фокусируясь на проблемах больного ребенка, иногда забывают об эмоциях здорового ребенка. А здоровый сиблинг может не всегда понимать такого странного поведения, иногда агрессивного, просто ребенок не хочет быть отвергнутым и претендует на свое место в жизни родителей . С одной стороны, видя, сколько времени родители посвящают больному брату или сестре, может  складываться ощущение отвергнутого, а с другой стороны, такая чрезмерная забота может восприниматься, как активная позиция «маленькой мамы» или « маленького папы», взрослеющего раньше времени.

У многих  детей формируется  чувство быть обязанным и более нужным, и оно развито сильнее чем у детей из „нормальных” семей. Бывает, что родители к здоровым детям проявляют слишком большие ожидания и рассматривают их как взрослых. Сиблинги, в свою очередь, иногда сами стимулируют более раннее взросление, чтобы отказаться от родительской функции в отношении старшего аутичного брата. А с другой стороны, есть много случаев, где такая опека над особенным братом или сестрой, вызывает у сиблинга, чрезмерную любовь и осознанную опеку над ним, когда весь уход становиться своего рода «любимой игрой».

Очень трудно уловить границу между приемом помощи со стороны ребенка, вовлечением его в мир  такого необычного сиблинга и его личным пространством, его желаниями. Необходимо, однако, помнить, что каждый ребенок имеет право быть ребенком и иметь нормальное детство. Не правда, что братья и сестры аутичного ребенка обречены на рост в неполноценной семье. То, какая модель будет реализована в семье зависит от всех членов семьи, и она меняется, как все в жизни. Когда все время жизнь проходит возле такого особенного человека, то есть возможность  обучиться толерантности, уважению и терпению. Такие дети, имеющие сиблинга-аутиста, имеют более конкретные жизненные цели, значительно более устойчивы к стрессу и более настойчивы в достижении цели, чем их сверстники. Они характеризуются также более высоким уровнем социальных навыков,с удовольствием общаются с детьми и работают в группе.

Делая выводы, можно вспомнить одну жизненную  истину, надо любить и ценить  детей такими, какие они есть, чтобы это не значило. Цените его работу и достижения, стараясь при этом не повышать постоянно требования и дать возможность прожить ему свою жизнь.

 Литература:

«Аутизм: современные методы диагностики и коррекции» // [Электрон. ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=qa0KxpjuWbo

Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2003. — 70 с.

Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / под. ред. В.М. Соколова. – Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Плюсы и минусы сотовой связи

Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей....

Плюсы и минусы гласности.9/11 классы

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока  для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...

Нетрадиционный урок по теме "Половая система человека. Развитие. Половые связи плюсы и минусы""

Нетрадиционный урок по биологии по теме Половая система человека" в  котором рассказывается не только о строении мужского и женского оргарнизма, а также о том что происходит и может произойти...

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

Методики раннего развития: плюсы и минусы

В данной статье говорится о выборе методик раннего развития детей и о том, действительно ли, они так полезны для детей. Статья будет полезна родителям, педагогам раннего развития, учителям-дефектолога...

Методическая разработка «Работа с родителями во время дистанционного обучения в школе раннего развития: плюсы и минусы»

Представляю  опыт использования различных приемов и методов в работе с родителями  в период  дистанционного  обучения  в  школе раннего развития «Фантазеры»....