Тренинг «Граница между правонарушениями и законом несовершеннолетних»
методическая разработка по психологии по теме

Шеломенцева Мария Александровна

Проблема отклоняющегося поведения – это проблема общества в целом и решение ее способствует успешному нравственному и духовному развитию государства и общества. За последние годы в России возросла численность подростков, которые ставят для себя цель в жизни достичь любой ценой материальное благополучие.

Учеба и труд стали не интересны для подростков, они утратили общественную ценность, другими словами для подростков свойственно меньше учиться и работать, при этом они хотят получать больше привилегий и благ.

Такая позиция подростков приобретает все больше воинствующие и открытые формы, что порождает новую волну потребительства, которое провоцирует поведенческие девиации. Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. 

Помочь подросткам повысить адаптивные возможности, развить навыки конструктивного общения, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информированность о своих правах и обязанностей, терпимость к различным мнениям позволит данный тренинг.

Мой предложен план тренинга, который создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией.

Тренинг рассчитан на 1,5 -2 часа работы, группу – 10-15 человек. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг

«Граница между правонарушениями и законом несовершеннолетних»

Проблема отклоняющегося поведения – это проблема общества в целом и решение ее способствует успешному нравственному и духовному развитию государства и общества. За последние годы в России возросла численность подростков, которые ставят для себя цель в жизни достичь любой ценой материальное благополучие.

Учеба и труд стали не интересны для подростков, они утратили общественную ценность, другими словами для подростков свойственно меньше учиться и работать, при этом они хотят получать больше привилегий и благ.

Такая позиция подростков приобретает все больше воинствующие и открытые формы, что порождает новую волну потребительства, которое провоцирует поведенческие девиации. Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни.

Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, развить навыки конструктивного общения, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информированность о своих правах и обязанностей, терпимость к различным мнениям позволит данный тренинг.

Мой предложен план тренинга, который создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией.

Тренинг рассчитан на 1,5 -2 часа работы, группу – 10-15 человек.

В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: повышение ответственности за свое собственное поведение, через развитие самосознания, саморегуляции. Научить подростков планировать свое поведение.

Задачи тренинга:

  1. Формирование у несовершеннолетних представлений о правах и обязанностей;
  2. Формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних.
  3. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
  4. Сопротивление давлению сверстников, умение отказать в ситуациях вовлечения к употреблению ПАВ;

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «НА ЧТО Я ИМЕЮ ПРАВО»

Цель: Предоставление возможности осознать себя полноправным гражданином.

Содержание: Подросткам предлагается ответить на вопрос: «Когда человек приобретает права?» В группе обсуждаются все предположения участников.

Заметки для ведущего Обычно ребята называют всевозможные возрасты. Поправлять их не нужно. Когда будут названы все варианты, следует сказать, что права человек приобретает с момента рождения. По мере того как он взрослеет, изменяются и его права, а вместе с ними — обязанности и ответственность.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ»
Цель: Знакомство с основными международными и государственными законами защищающими права несовершеннолетних.


Содержание: Ведущий предлагает вниманию участников общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации, защищающие права несовершеннолетних, а также гражданские права и свободы:

«Для охраны прав детей еще 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. Государства, которые подписали эту декларацию, признавали любого человека, независимо от его национальности, веро-исповедания, цвета кожи, пола, социального происхождения, полноправным гражданином своей страны, имеющим права и свободы.
Со временем происходили изменения некоторых пунктов Декларации, вносились поправки. В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию прав ребенка. В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 году.

И в Конвенции, и в Семейном кодексе провозглашается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. По какой же причине дети должны быть окружены особым вниманием? В Конвенции указано: "...ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".

Правовая защита ребенка, что это такое? А это, ребята, соблюдение его прав. Какими же правами обладаете вы? (Участники высказывают свои предположения.)


В первую очередь ребенок имеет право на жизнь, никто не имеет права отнять ее.
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если это соответствует национальным обычаям. Есть национальные обычаи, по которым отчество присваивается по имени матери.
Ребенок имеет право на всестороннее развитие умственных и физических способностей, образование, на участие в культурной и творческой деятельности, лечение досуг и отдых.
Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия и экстремизма, не воспитывают расовой и национальной неприязни.

Кроме этого, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка.
В этой части постоянно употребляется слово "ребенок". Пусть это вас не обижает. В Конвенции говорится о том, что "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону его страны он не достигает совершеннолетия раньше". В России ребенка до 14 лет принято считать малолетним, с 14 до 18 лет — несовершеннолетним, а молодых людей до 30 лет — молодежью.

Важно помнить о том, что, помимо прав, есть еще и ответственность несовершеннолетних.

Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».

Цель: Актуализация имеющихся у подростков представлений об ответственности за правонарушения.

Содержание: Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности.

Заметки для ведущего Ведущий не поправляет ребят и не хвалить ведущего за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»

Цель: Знакомство с основными статьями законодательства РФ, по которым несовершеннолетние несут ответственность.

Содержание: Ведущий рассказывает подросткам о действующем законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних.

«Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.
В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.

Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации.
Здесь и далее приводится правовая информация для ведущего, подросткам она дается в виде, доступном их возрасту и пониманию.

Уголовная ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Убийство - лишение человека жизни.

Так что то, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед законом, и поэтому вы обязаны выполнять законы и подчиняться им».


РОЛЕВАЯ ИГРА «СИТУАЦИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ»

Цель: Моделирование ситуации принуждения со стороны.

Содержание: Подросткам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок. В группе обсуждаются различные исходы ситуации.

Заметки для ведущего Нужно спросить тех, ребят, которые «подвергались» принуждению и которые «принуждали», о их чувствах в это время. Также обсуждается: чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нужно? Вероятно, он не знал законов и надеялся, что отвечать не придется никому, виновного не найдут.

Упражнение «Мешок наркомана»

Цель: определить уровень знаний ПАВ участников группы.

Материал: мешок (пакет), платки для завязывания глаз, различные предметы: солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и многое другое.

Проведение:

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях: Какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

Упражнение «Аргументы «за» и «против»

Работа в парах. Паре предлагается карточка со спорным утверждением. Каждый должен спокойно, аргументированно, без агрессии отстоять свою позицию (один – «за», другой – «против»).

  • Для парня нормально экспериментировать с сигаретой, но для девушки это недопустимо.
  • Наркотики должен попробовать каждый.
  • Курить можно с ранних лет.
  • Быть безответственным – это хорошо.
  • Табакокурение – вредная привычка.
  • Наркоманы – это бессовестные и умственно больные личности.
  • Имея несколько сексуальных партнеров, человек живет более полной жизнью.
  • Брать чужие вещи без разрешения  можно
  • Сообщество должно предпринимать какие-то меры для предотвращения ВИЧ/СПИД.
  • Нецензурно выражаться в общественных местах нельзя.
  • Воровство - это дополнительный доход.(приложение 1)

РЕФЛЕКСИЯ :

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО МНЕ»

Цель: Осознание результативности занятий для каждого участника группы.

Содержание: Ребятам предлагается по очереди высказаться, что изменилось в каждом из них, какие убеждения, установки.

Использованная литература:

  1. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
  3. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).

Педагог – психолог:  Шеломенцева М

Приложение 1

  • Для парня нормально экспериментировать с сигаретой, но для девушки это недопустимо.

  • Наркотики должен попробовать каждый.

  • Курить можно с ранних лет.

  • Быть безответственным – это хорошо.

  • Табакокурение – вредная привычка.

  • Наркоманы – это бессовестные и умственно больные личности.

  • Имея несколько сексуальных партнеров, человек живет более полной жизнью.

  • Брать чужие вещи без разрешения  можно.

  • Сообщество должно предпринимать какие-то меры для предотвращения ВИЧ/СПИД.

  • Нецензурно выражаться в общественных местах нельзя.

  • Воровство - это дополнительный доход.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательно-коррекционная работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Особенности, методы и формы работы воспитателя  СРЦ по направлению: " Профилактика праванарушений и безнадзорности подростков в период реабилитации"...

Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна"

Программа профилактики правонаршений и престплений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна" разработана для предотвращения аддиктивного повеления подростков, для предотвращения совершения обуч...

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Профилактика наркомании, токсикомании, правонарушений, бродяжничества среди несовершеннолетних»

Представляю вашему вниманию программу по профилактике наркомании, правонарушений, бродяжничества среди несовершеннолетних. Проограмма призвана способствовать развитию ценностного отношения детей и под...

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних

Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса меро...

Рекомендации по профилактике правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних

Актульная проблема пропусков занятий несовершеннолетними, всегда волнует социальных педагогов и классных руководителей. Данные рекомендации содержат материал поэтапной работы по проблеме....