Практикум "Секрет выбора профессии, через процесс самопознания"
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Курганова Татьяна Александровна

Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В старшем школьном возрасте перед учащимися стоят следующие вопросы: Куда пойти учиться?; Кем быть?; Какую профессию выбрать?Я длительное время изучала данную тему, пытаясь найти ответы на эти вопросы, и пришла к интересным выводам, которыми и хотела бы поделиться с вами. В основе эффективной реализации профессиональной деятельности человека лежат его индивидуальные психологические особенности, на основе которых формируются профессионально важные качества, которые определяют продуктивность, производительность, качество, результативность и т.д. деятельности. У каждой профессии есть свои требования к человеку и каждая профессия имеет свой   ансамбль   ПВК  качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор педагог – психолог: Курганова Т.А.

Практикум

«Секрет выбора профессии, через процесс самопознания»

       Каждый человек, вступая на трудовой путь, мечтает стать профессионалом своего дела, самореализовать свои способности, добиться высоких результатов и тем самым получить уважение и признание. Мечтают многие, но не у всех, к сожалению, это получается.

 Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В старшем школьном возрасте перед учащимися стоят следующие вопросы: Куда пойти учиться?; Кем быть?; Какую профессию выбрать?; Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз на всю жизнь?; В чем секрет выбора профессии? и т.д.

     Я длительное время изучала данную тему, пытаясь найти ответы на эти вопросы, и пришла к интересным выводам, которыми и хотела бы поделиться с вами. Тема моего выступления звучит так – «Секрет выбора профессии через процесс самопознания».

     «Познай самого себя» - смысл этой лаконичной фразы очень глубок. Именно процесс самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я?

Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?

     Познать себя весьма не просто. Путь к познанию лежит через  исследование, понимание своих качеств, особенностей своего поведения, интересов, способностей, особенностей познавательных процессов. Помимо исследования, любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свои особенности.

      Но почему же так важно познавать себя, изучать свои особенности? Какая взаимосвязь самопознания с выбором профессии?    

      Изучать себя, познавать свои особенности нужно для того, чтоб максимально использовать свой потенциал в своей жизни.  

Остановлюсь на этом более подробно.

        Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому, очень важно выбирая профессию, знать эти требования.

То есть в основе эффективной реализации профессиональной деятельности человека лежат его индивидуальные психологические особенности, на основе которых формируются профессионально важные качества, которые определяют продуктивность, производительность, качество, результативность и т.д. деятельности. У каждой профессии есть свои требования к человеку и каждая профессия имеет свой   ансамбль   ПВК  качеств.

Очень коротко о структуре профессиональной пригодности:

В нее входят:

1. ПВК – это те качества, которые определяют продуктивность, производительность, качество, способствующие эффективной реализации профессиональной деятельности человека.

2. Анти-ПВК -  это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности.

Как мы уже отметили, каждая профессия имеет свой набор ПВК. Чтоб было более понятно, приведу наглядный пример:

      Социологами были проведены огромные исследования, в результате была  предложена «идеальная модель ПВК» продавца.  

  • коммуникативные качества,
  • эмоциональная устойчивость,
  • ответственность
  • честность
  • внимательность
  • доброжелательность
  • оперативность
  • стрессоустойчивость
  • исполнительность
  • обучаемость
  • творческий подход
  • наблюдательность
  • аккуратность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности, т.е. Анти-ПВК:

  • Неправильная не четкая речь (заикание и т.п.)
  • Медлительность
  • Нерасторопность
  • Грубость
  • Несдержанность
  • Безответственность
  • Лживость
  • Неуравновешенность
  • Нервозность

Пример про профотбор.

                            Составление профессиограммы

           Еще советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии.

Суть данного подхода отражена в самом названии (описание профессий).

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме.

Мною были изучены  разные подходы к построению профессиограммы. И очень важно отметить, что профессиограммы имеют различные содержания  в зависимости от целей их построения.

Хочу обратить ваше внимание на профессиограммы, составленные с целью профориентации.

    Такие профессиограммы требуют знаний о трудовых действиях рабочего данной профессии; о том какие специальные знания, умения, навыки должны быть развиты  у человека, который хочет выбрать данную профессию; а также требования к психологическим особенностям и физиологическим данным человека, т.е. ПВК.

   Я остановилась на задачно-личностном модульном подходе Марковой при построении профессиограммы.

Профессиограмма оформляется  в виде таблицы и состоит из следующих составляющих:

 Пример:

Профессиограмма продавца-консультанта.

Задачи профессии-ональной деятельности

Профессии-ональные знания

Профессии-ональные умения

Результаты профессии-ональной деятельности

ПВК личности

1

2

3

4

5

6

1

Организация работы с потреби-телями

Знание спроса и потребностей потребителей

Знание психологии и торговли

Изучение спроса и потребностей покупателей

Изучение психологии торговли

Привлечение потенциальных покупателей

Увеличение объема продаж

Наблюдательность, внимательность, обучаемость

Я подготовила для вас некоторый материал по составлению профориентационной профессиограммы.

Этим выступлением мне бы хотелось побудить вас, а вы, в свою очередь, чтоб побуждали учащихся изучать себя, познавать себя, для того, чтоб максимально использовать свой потенциал во всех сферах своей жизни.

Профессиограмма – характеристика профессии, с требованиями, которые профессия предъявляет к личности работающего.

Профессиограмма, составленная с целью профориентации, требует знаний о трудовых действиях рабочего данной профессии; о том какие специальные знания, умения, навыки должны быть развиты  у человека, который хочет выбрать данную профессию; а также требования к психологическим особенностям и физиологическим данным человека, т.е. профессионально – важные качества.

Здачно - личностный модульный подход построения профессиограммы (Маркрвой)

Задачи профессии-ональной деятельности

Профессии-ональные знания

Профессии-ональные умения

Результаты профессии-ональной деятельности

ПВК личности

1

2

3

4

5

6

Профессиограмма – характеристика профессии, с требованиями, которые профессия предъявляет к личности работающего.

Профессиограмма, составленная с целью профориентации, требует знаний о трудовых действиях рабочего данной профессии; о том какие специальные знания, умения, навыки должны быть развиты  у человека, который хочет выбрать данную профессию; а также требования к психологическим особенностям и физиологическим данным человека, т.е. профессионально – важные качества.

Здачно - личностный модульный подход построения профессиограммы (Маркрвой)

Задачи профессии-ональной деятельности

Профессии-ональные знания

Профессии-ональные умения

Результаты профессии-ональной деятельности

ПВК личности

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

РАЙОННОЕ ТВОРЧЕСКОЕ СЕТЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Мастер – класс

Педагога – психолога МБОУ СОШ № 6 г. Павлово

Кургановой Т.А.

Прикоснись ко мне добротой

Психолог:  Рада приветствовать всех на  мастер - классе «Прикоснись ко мне добротой». Хотелось бы, чтоб эта встреча  побудила нас к доброжелательному отношению, состраданию, сопереживанию, желанию помочь окружающим людям.

         Мы  отправляемся в сказочное путешествие. Закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, какие поступки окружающих людей приносят вам радость, делают вам приятное.

Несколько секунд подождать. Садитесь.

Пожалуйста. Отвечаем.

Психолог: Конечно ребята, я с вами согласна, все мы нуждаемся в любви, уважении, взаимопонимании, нежности, ласке, и сейчас мы попробуем это ощутить.                       Ставят стул

Психолог: Этот стул непростой, это стул любви. Кто посидит на нем, тот сможет  получить от окружающих ласку, тепло и любовь? Кто хочет?          

 Молодцы ребята, спасибо!  Пожалуйста,  поделитесь своими эмоциями.

Упражнение «Говорящие руки»

Психолог: А вы знаете, что наши руки умеют говорить, они могут обидеть, а могут подарить нам радость, ободрить и утешить, и сейчас мы это увидим. Поздороваться с помощью рук.

  1. Помириться руками.
  2. Выразить поддержку с помощью рук.
  3. Пожалеть руками.
  4. Выразить радость.
  5. Пожелать удачи.
  6. Попрощаться руками.

 Спасибо ребята,  молодцы. А кто хочет поделиться своими чувствами

Психолог: Согласна с вами, очень приятно, вы поняли и смогли ощутить, что прикосновения играют огромную роль в нашей жизни. Когда человек печален, иногда достаточно не сказав ни слова, нежно прикоснуться к нему, и этим будет все сказано. Выполним упражнение «Ладошки»,  чтоб  прочувствовать силу прикосновения.

     Ребята, а вам понравилось данное упражнение?

              Выводы:

Упражнение « Свечи»

          В ваших руках зажженные свечи, этот огонек символизирует наши горящие любовью сердца.  

        Спасибо ребята! Поделитесь своими чувствами.

                                      Раздают бусинки

       Давайте встанем, возьмем  наши бусинки, приложим свои ладошки к сердцу, закроем глазки  и  подумаем о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этой  нашей встречи.  Пусть этот опыт поможет вам  в жизни быть  добрее и терпимее друг к другу, поможет находить то доброе и хорошее,  что  есть  в  душе каждого человека.  Улыбнитесь, откройте глаза.

Наше путешествие подошло к концу.

Учитель:  Цените  превыше всех открытий,

Устои жизненные чтя.

Три мира, воедино слитых: СЕМЬЮ,  УЧИТЕЛЯ,  ДИТЯ

Психолог: Дайте свои теплые ладошки друг другу и закончим наше путешествие.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии».

Тема:   «Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии»     Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо воору...

"Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения"

Выступление на общешкольном родительском собрании....

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Мастер-класс "Выбор профессии через опыт деятельности"

Мастер-класс демонстрирует один из факторов выбора профессии учащимся: практическая деятельность...