Практикум "Секрет выбора профессии, через процесс самопознания"
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В старшем школьном возрасте перед учащимися стоят следующие вопросы: Куда пойти учиться?; Кем быть?; Какую профессию выбрать?Я длительное время изучала данную тему, пытаясь найти ответы на эти вопросы, и пришла к интересным выводам, которыми и хотела бы поделиться с вами. В основе эффективной реализации профессиональной деятельности человека лежат его индивидуальные психологические особенности, на основе которых формируются профессионально важные качества, которые определяют продуктивность, производительность, качество, результативность и т.д. деятельности. У каждой профессии есть свои требования к человеку и каждая профессия имеет свой ансамбль ПВК качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум по профориентации | 53 КБ |
Мастер - класс по духовно - нравственному развитию учащихся насвльных классов | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор педагог – психолог: Курганова Т.А.
Практикум
«Секрет выбора профессии, через процесс самопознания»
Каждый человек, вступая на трудовой путь, мечтает стать профессионалом своего дела, самореализовать свои способности, добиться высоких результатов и тем самым получить уважение и признание. Мечтают многие, но не у всех, к сожалению, это получается.
Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В старшем школьном возрасте перед учащимися стоят следующие вопросы: Куда пойти учиться?; Кем быть?; Какую профессию выбрать?; Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз на всю жизнь?; В чем секрет выбора профессии? и т.д.
Я длительное время изучала данную тему, пытаясь найти ответы на эти вопросы, и пришла к интересным выводам, которыми и хотела бы поделиться с вами. Тема моего выступления звучит так – «Секрет выбора профессии через процесс самопознания».
«Познай самого себя» - смысл этой лаконичной фразы очень глубок. Именно процесс самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я?
Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?
Познать себя весьма не просто. Путь к познанию лежит через исследование, понимание своих качеств, особенностей своего поведения, интересов, способностей, особенностей познавательных процессов. Помимо исследования, любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свои особенности.
Но почему же так важно познавать себя, изучать свои особенности? Какая взаимосвязь самопознания с выбором профессии?
Изучать себя, познавать свои особенности нужно для того, чтоб максимально использовать свой потенциал в своей жизни.
Остановлюсь на этом более подробно.
Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому, очень важно выбирая профессию, знать эти требования.
То есть в основе эффективной реализации профессиональной деятельности человека лежат его индивидуальные психологические особенности, на основе которых формируются профессионально важные качества, которые определяют продуктивность, производительность, качество, результативность и т.д. деятельности. У каждой профессии есть свои требования к человеку и каждая профессия имеет свой ансамбль ПВК качеств.
Очень коротко о структуре профессиональной пригодности:
В нее входят:
1. ПВК – это те качества, которые определяют продуктивность, производительность, качество, способствующие эффективной реализации профессиональной деятельности человека.
2. Анти-ПВК - это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности.
Как мы уже отметили, каждая профессия имеет свой набор ПВК. Чтоб было более понятно, приведу наглядный пример:
Социологами были проведены огромные исследования, в результате была предложена «идеальная модель ПВК» продавца.
- коммуникативные качества,
- эмоциональная устойчивость,
- ответственность
- честность
- внимательность
- доброжелательность
- оперативность
- стрессоустойчивость
- исполнительность
- обучаемость
- творческий подход
- наблюдательность
- аккуратность
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности, т.е. Анти-ПВК:
- Неправильная не четкая речь (заикание и т.п.)
- Медлительность
- Нерасторопность
- Грубость
- Несдержанность
- Безответственность
- Лживость
- Неуравновешенность
- Нервозность
Пример про профотбор.
Составление профессиограммы
Еще советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии.
Суть данного подхода отражена в самом названии (описание профессий).
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме.
Мною были изучены разные подходы к построению профессиограммы. И очень важно отметить, что профессиограммы имеют различные содержания в зависимости от целей их построения.
Хочу обратить ваше внимание на профессиограммы, составленные с целью профориентации.
Такие профессиограммы требуют знаний о трудовых действиях рабочего данной профессии; о том какие специальные знания, умения, навыки должны быть развиты у человека, который хочет выбрать данную профессию; а также требования к психологическим особенностям и физиологическим данным человека, т.е. ПВК.
Я остановилась на задачно-личностном модульном подходе Марковой при построении профессиограммы.
Профессиограмма оформляется в виде таблицы и состоит из следующих составляющих:
Пример:
Профессиограмма продавца-консультанта.
№ | Задачи профессии-ональной деятельности | Профессии-ональные знания | Профессии-ональные умения | Результаты профессии-ональной деятельности | ПВК личности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организация работы с потреби-телями | Знание спроса и потребностей потребителей Знание психологии и торговли | Изучение спроса и потребностей покупателей Изучение психологии торговли | Привлечение потенциальных покупателей Увеличение объема продаж | Наблюдательность, внимательность, обучаемость |
Я подготовила для вас некоторый материал по составлению профориентационной профессиограммы.
Этим выступлением мне бы хотелось побудить вас, а вы, в свою очередь, чтоб побуждали учащихся изучать себя, познавать себя, для того, чтоб максимально использовать свой потенциал во всех сферах своей жизни.
Профессиограмма – характеристика профессии, с требованиями, которые профессия предъявляет к личности работающего.
Профессиограмма, составленная с целью профориентации, требует знаний о трудовых действиях рабочего данной профессии; о том какие специальные знания, умения, навыки должны быть развиты у человека, который хочет выбрать данную профессию; а также требования к психологическим особенностям и физиологическим данным человека, т.е. профессионально – важные качества.
Здачно - личностный модульный подход построения профессиограммы (Маркрвой)
№ | Задачи профессии-ональной деятельности | Профессии-ональные знания | Профессии-ональные умения | Результаты профессии-ональной деятельности | ПВК личности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Профессиограмма – характеристика профессии, с требованиями, которые профессия предъявляет к личности работающего.
Профессиограмма, составленная с целью профориентации, требует знаний о трудовых действиях рабочего данной профессии; о том какие специальные знания, умения, навыки должны быть развиты у человека, который хочет выбрать данную профессию; а также требования к психологическим особенностям и физиологическим данным человека, т.е. профессионально – важные качества.
Здачно - личностный модульный подход построения профессиограммы (Маркрвой)
№ | Задачи профессии-ональной деятельности | Профессии-ональные знания | Профессии-ональные умения | Результаты профессии-ональной деятельности | ПВК личности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Предварительный просмотр:
РАЙОННОЕ ТВОРЧЕСКОЕ СЕТЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Мастер – класс
Педагога – психолога МБОУ СОШ № 6 г. Павлово
Кургановой Т.А.
Прикоснись ко мне добротой
Психолог: Рада приветствовать всех на мастер - классе «Прикоснись ко мне добротой». Хотелось бы, чтоб эта встреча побудила нас к доброжелательному отношению, состраданию, сопереживанию, желанию помочь окружающим людям.
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, какие поступки окружающих людей приносят вам радость, делают вам приятное.
Несколько секунд подождать. Садитесь.
Пожалуйста. Отвечаем.
Психолог: Конечно ребята, я с вами согласна, все мы нуждаемся в любви, уважении, взаимопонимании, нежности, ласке, и сейчас мы попробуем это ощутить. Ставят стул
Психолог: Этот стул непростой, это стул любви. Кто посидит на нем, тот сможет получить от окружающих ласку, тепло и любовь? Кто хочет?
Молодцы ребята, спасибо! Пожалуйста, поделитесь своими эмоциями.
Упражнение «Говорящие руки»
Психолог: А вы знаете, что наши руки умеют говорить, они могут обидеть, а могут подарить нам радость, ободрить и утешить, и сейчас мы это увидим. Поздороваться с помощью рук.
- Помириться руками.
- Выразить поддержку с помощью рук.
- Пожалеть руками.
- Выразить радость.
- Пожелать удачи.
- Попрощаться руками.
Спасибо ребята, молодцы. А кто хочет поделиться своими чувствами
Психолог: Согласна с вами, очень приятно, вы поняли и смогли ощутить, что прикосновения играют огромную роль в нашей жизни. Когда человек печален, иногда достаточно не сказав ни слова, нежно прикоснуться к нему, и этим будет все сказано. Выполним упражнение «Ладошки», чтоб прочувствовать силу прикосновения.
Ребята, а вам понравилось данное упражнение?
Выводы:
Упражнение « Свечи»
В ваших руках зажженные свечи, этот огонек символизирует наши горящие любовью сердца.
Спасибо ребята! Поделитесь своими чувствами.
Раздают бусинки
Давайте встанем, возьмем наши бусинки, приложим свои ладошки к сердцу, закроем глазки и подумаем о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этой нашей встречи. Пусть этот опыт поможет вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, поможет находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Улыбнитесь, откройте глаза.
Наше путешествие подошло к концу.
Учитель: Цените превыше всех открытий,
Устои жизненные чтя.
Три мира, воедино слитых: СЕМЬЮ, УЧИТЕЛЯ, ДИТЯ
Психолог: Дайте свои теплые ладошки друг другу и закончим наше путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии».
Тема: «Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии» Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо воору...
"Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения"
Выступление на общешкольном родительском собрании....
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Мастер-класс "Выбор профессии через опыт деятельности"
Мастер-класс демонстрирует один из факторов выбора профессии учащимся: практическая деятельность...