Семинар для педагогов "Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков".
материал по психологии на тему

 Солодкая Инна Борисовна
Задача семинара для педагогов: организовать работу по информированию  об актуальности проблемы аддиктивного поведения. Организовать работу в группах для получения практических навыков по профилактике аддиктивного поведения. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.

Чтобы изменить людей, их надо любить.

Влияние на них пропорционально любви к ним.

Иоганн Генрих Песталоцци

          Участники: администрация и педагогический коллектив школы.

          Предварительная подготовка:

          Подготовка рабочего материала и презентации семинара.

          Анкета для педагогов по проблеме семинара (Приложение 1).

          Составление аналитической справки по итогам проведения анкеты.

          Подготовка раздаточного материала для работы в группах (Приложение 3)  

          Создание «Листа рефлексии» деятельности участников семинара (Приложение  4).

          Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватман, листы бумаги и маркеры для работы в группах.

          Цель: к концу семинара участники получат представление об актуальности проблемы аддиктивного поведения.

          Сформируют понятие об аддиктивном поведении, его видах, причинах,   формах профилактики. Закрепят полученные знания в ходе практической части.

          Задачи:

  •  Организовать работу по информированию участников семинара об актуальности проблемы аддиктивного поведения.
  • Организовать работу по формированию у участников семинара понятия об аддиктивном поведении, его видах, причинах,   формах профилактики.
  • Организовать работу в группах для получения практических навыков по профилактике аддиктивного поведения.
  • Создать условия для работы в группах.
  • Организовать подведение итогов семинара и рефлексию деятельности участников и организаторов семинара.

План проведения  семинара:

           I. Информационно-теоретическая часть «Аддиктивное поведение»:

          Вступительное слово.

          Доклад на тему «Аддиктивное поведение»

          Установка на практическую часть работы на семинаре.

          II. Практическая часть:

         Работа в группах:

  • Игра «Фоторобот»
  • Басня Михалкова «Непьющий воробей»
  • Игра «Ценности»
  • Упражнение «Советы знаменитостей»

         III. Подведение итогов. Рефлексия деятельности участников и организаторов  семинара

 

 Ход семинара

           I. Информационно-теоретическая часть

          В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба.

Анализ социальной практики показывает, что современный подросток становится всё более зависимым. На протяжении долгого времени с понятием «зависимость» связывали какую-либо вредную привычку, которая разрушает не только организм человека, но и личность. Чаще всего речь шла об алкоголизме, наркомании и курении, то есть о приеме психоактивных веществ (ПАВ).

Принимая ПАВ, человек создает иллюзию удовлетворения своих потребностей и хоть на короткий миг чувствует себя счастливым. Аналогичная картина получается и тогда, когда человек пытается заполнить свою  внутреннюю пустоту, убежать от навалившихся проблем с помощью какого-то одного вида деятельности, занятия, которое со временем начинает подчинять себе всю жизнь человека, усугубляя имеющиеся проблемы и формируя то же самое зависимое поведение. Рано или поздно он перестает интересоваться другими сферами жизни и все больше времени проводит за любимым занятием.

           Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

        Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

        «Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

         По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков. Причем у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических средств являлись знакомые и друзья. Главной причиной возникновения аддиктивного поведения у подростков, а также привыкания к психотропным веществам является ошибочное мнение взрослых, что эту проблему должна решать наркология. На самом деле детский и подростковый алкоголизм и наркомания являются единым целым, а проблему нужно решать на психолого-педагогическом уровне.

          Аддиктивное поведение - склонность подростка к приобретениювредных привычек, пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. 

Процесс употребления ПАВ, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. 

Условия возникновения аддикций

         Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

        Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям

 Кто склонен к аддикциям? 

     Люди с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующиеся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящиеся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. 

          Из анкеты, которую мы провели среди педагогов, мы увидели, что большинство учителей на вопрос: Назовите факторы, провоцирующие развитие зависимости? ответили:

  • Влияние социума (окружения) - 10 человек
  • Реклама (СМИ) – 6
  • Ситуации в семье  - 6
  • Неумение сказать «НЕТ» – 3
  • безнадзорность – 2

Всего было указано 23 причины.

Факторы, провоцирующие адиктивное поведение 

   Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  • Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  • Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  • Низкая адаптация к условиям школы.
  • Нестабильность, незрелость личности.
  • Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.

            Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:

  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

             По результатам анкетирования самыми популярными ответами на вопрос: Какие Вы знаете виды зависимостей? Были ответы:

                 1.алкогольная, табачная, наркотическая зависимости – 15

                 2.игромания -11

                 3.компьютерная  зависимость– 10

                4.воровство (клептомания)– 5

                5.интернет, пищевая зависимость– 4

6. токсикомания, шопинг - 3

Проявления аддиктивного поведения

             Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

            Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

            Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

            Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

         Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  •          Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  •          Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  •          Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

         Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

        Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  •         Неполная семья.
  •        Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  •        Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

             Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки.    Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

            Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

         Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

       

Формы профилактической работы

  • организация социальной среды
  • информирование
  • активное социальное обучение социально-важным навыкам
  • организация деятельности, альтернативной зависимому поведению
  • организация здорового образа жизни
  • активизация личностных ресурсов
  • минимизация негативных последствий зависимого поведения

 

2 часть семинара. Работа в творческих группах.

Установка на практическую часть работы на семинаре.

Школа – это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы по профилактике аддиктивного поведения. Педагог может и должен обращать на изменения в поведении детей, использовать активные формы работы с подростками.

Игра «Фоторобот»

          Цель игры

           Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии; создание условий для развития профессионального мышления; способствование благоприятному психологическому климату.

          Краткое описание

          Участники делятся на 4 подгруппы. Им предлагается продолжить высказывания: Я думаю, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками …», «Мне кажется, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками десятилетней давности …». Все высказывания записываются на доску (ватманский лист бумаги). При выполнении этого упражнения предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности современного школьника.  

          После того как работа над «портретом» завершена,   обращается внимание педагогов на то, что психофизиология подростка не изменилась. Что тогда приводит подростка к адиктивному поведению? Какие личностные особенности, определяют мотивацию при адиктивном поведениии? (терпимость к отклонению от социальных норм, недостаточная ориентация на достижение успеха своим трудом, оппозиционная настроенность в отношении основных социальных требований, склонность к депрессии и др.).

           «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Как думаете, когда были сказаны эти слова? Ворчание-сетование на молодёжь донеслось до нас из 5 века до нашей эры, из уст самого Сократ.

          Следующим этапом игры является работа в подгруппах.

         Дети из дисфункциональных семей (по Ананьевой Г.А.) принимают на себя одну из семейных ролей

         Эти роли включают:
        а) превращение в необычайно ответственного человека;
        б) превращение в "утешителя";
         в) постоянное приспособление или отказ от ответственности;
         г) причинение хлопот.
         Примет ребенок одну роль или комбинацию ролей, его самозащитное поведение компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь. Поскольку дети учатся доверять надежности своей стратегии овладения ситуацией, они переносят ее во взрослую жизнь.
       Задание для педагогов:

  • Нарисовать портрет ребенка в соответствии с данной характеристикой ребенка из дисфункциональных семей (Приложение 3- часть 1)
  • Написать  как положительные, так и отрицательные качества данного подтипа детей.
  • Написать какие виды зависимостей у них могут быть.
  • Написать какую  работу можно и нужно проводить с данными детьми. (Приложение 3 – часть 2)

         Защита своей работы.

Басня С. Михалкова «Непьющий воробей»

           На примере басни показать, как можно использовать произведения художественной литературы, мультфильмы в работе с подростками. После прочтения басни идет ее обсуждение.

Непьющий воробей

Случилось это во время птичьего банкета:

Заметил дятел – тамада

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушка в бокале –

Вода! Фруктовая вода!!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

«Штрафной» налили Воробью.

А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!»

«Не поддержать друзей? Уж я на что болная,-

Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!»-

Со всех сторн стола несутся голоса.

Что деать? Воробей приклювил полбокала.

«Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна!

А ну налить ему еще бокал вина!»

Наш скромный трезвеник недолго продержался –

 Все разошлись, а он под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде прохода нет,

И где бы он не появился,

Везде ему глядят и шепчут в след.

«Ах, как он пьет!», «Ах, как он разложился!»,

«Вы слышали? На днях опять напился!»,

«Вы знаете? Бросает он семью!»

Напрасно Воробей кричит: «Не пью-ю! Не пью-ю-ю!!»

Иной, бывает, промахнется

(Бедняга сам тому не рад!),

Исправится, за ум возьмется,

Ни разу больше не споткнется,

Живет умней, скромней стократ.

Но если где одним хоть словом

Его коснется разговор,

Есть люди, что ему готовы

Припомнить старое в укор:

Мол, точно вспомнить трудновато,

В каком году, каким числом…

Но где-то, кажется когда-то

С ним что-то было под столом!..

С. Михалков

Игра «Ценности»

        Цель игры: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

       Краткое описание: Участникам раздаются по шесть маленьких листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них ценно в этой,  жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и з жизни исчезла та ценность, которая написана, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло  чудо и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так – шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

Упражнение «Советы знаменитостей»

Участникам предлагается пофантазировать. Представить себе, что они стали не учителями, а выбрали другую профессию (на грудь прикрепляются таблички с названиями престижных профессий). Их пригласили на телепередачу, посвященную профилактике зависимотей, и сейчас они могут обратиться к подросткам. Каждый участник произносит несколько фраз-обращений.

           III. Подведение итогов семинара

           Закончить нашу встречу я хотела бы притчей.

           «Путник, идущий вдоль реки услышал отчаянные детские крики. Подбеав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плову. Увидев третьего путника, они позвали на помощь…  Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий  путник им ответил: Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

           Наша с вами задача – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься первичной  профилактикой аддиктивного поведения. Помните, чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.

 Рефлексия деятельности участников и организаторов семинара

Участники  заполняют листы рефлексии.

 

Литература:

  • Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная система в классах коррекции.5-9 классы./ - М.: Глобус, 2007.-206с.
  • Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 208с.
  • Нехимические зависимости.Что мы знаем о них? Череповец,2012.
  • Открытый урок нашей общей тревоги/ - состю Н.Клименко.- Новосибирск: Эфлак,2003
  • Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/авт.-сост.И.А.Устюгова (и др.).- Волгоград: Учитель, 2013.-148с.
  • Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе/ Художник А.А.Селиванов – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 160с.

 

Приложение 1

Анкета

Уважаемые педагоги, просим Вас ответить на следующие вопросы:

  • Назовите факторы,  способствующие формированию зависимого поведения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какие Вы знаете виды зависимостей? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 3 (часть 1)

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ ДЕТЕЙ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ (ПО АНАНЬЕВОЙ Г.А.)

Семейный герой

      Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.
В школе семейный герой обычно является сверхуспевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.
Сверхуспевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.
Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.

«Козел отпущения»

        В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому - хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от семейных проблем.
Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного "я" он основывает на знании, что он "плохой", и он тяготеет к друзьям, подобно ему, имеющим низкую самооценку.
Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, "козел отпущения" часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста.
Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто "козлы отпущения" готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

"Потерянный ребенок"

"Потерянные дети" страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая "плыть по течению". Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.
Становясь взрослым, "потерянный ребенок" продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.
Эмоциональную обособленность и апатию "потерянного ребенка" часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

"Семейный шут" или "фамильный талисман"


     Эти необычайно восприимчивые дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.
 

 Взрослея, семейные шуты часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей.

Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к находящимся за ним ранам.

Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

Приложение 3 (часть 2)

Воспитательные ситуации как метод комплексной

профилактики социальных зависимостей подростков

Марина Александровна Мазниченко,

кандидат педагогических наук

В качестве одного из эффективных средств комплексной профилактики социальных зависимостей можно использовать воспитательные ситуации, специально создаваемые классным руководителем, учителем-предметником, социальным педагогом или психологом.

Такие ситуации можно использовать для решения двух основных профилактических задач:

1. Формирование готовности подростка к построению конструктивного взаимодействия с объектом зависимости.

2. Формирование готовности подростка к предупреждению и преодолению зависимостей.

Для решения первой группы задач можно использовать следующие воспитательные ситуации:

• ситуации изменения ценностных ориентации;

• ситуации ответственного выбора действий и поступков;

• ситуации успеха;

• ситуации анализа представлений об объектах зависимости;

• ситуации анализа взаимодействия с объектом зависимости;

• ситуации проблематизации взаимодействия с объектом зависимости;

• ситуации оценки влияния зависимостина личность и общество, степени её социальной приемлемости;

• ситуации выбора типа взаимодействия с объектом зависимости;

• ситуации проектирования конструктивного взаимодействия с объектом зависимости.

Для решения второй группы задач эффективны следующие воспитательные ситуации:

• ситуации рефлексии зависимости;

• ситуации выбора способа предупреждения социальной зависимости;

• ситуации выбора способа преодоления социальной зависимости;

• ситуации социального закаливания.

Приведём примеры названных ситуаций.

Ситуации изменения ценностных ориентации — как правило, зависимость возникает в результате искажения системы ценностных ориентации подростка, абсолютизации или нивелирования определённой ценности.

Ситуация изменения ценностных ориентации создаёт условия для анализа подростком имеющейся у него иерархии ценностей и снижения значимости ценности, приводящей к зависимости, изменения ценностных доминант. Приведём примеры таких ситуаций:

1. «Главное в жизни — получение удовольствия» — так считают многие люди. А вот КД. Ушинский говорил, что по-настоящему счастливым человек может: стать только посредством труда, который нравится, приносит удовлетворение. Как ты думаешь, почему он так считал? Можно ли устать от отдыха?

2.  «Один учёный на призыв оказать материальную помощь бедствующему соседу ответил, вздохнув: «У меня нет ничего, кроме идей». Так что же такое богатство: материальное и духовное?

Искажение ценностей как причина социальных зависимостей подростков

Абсолютизируемая/ нивелируемая подростком ценность

Возможная социальная зависимость

Неадекватное представление подростка, отражающее искажения системы ценностей

Удовольствие (абсолютизируется)

Алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые зависимости (зависимость от сладкого, фаст-фуда и т. д.), шопоголизм, сексуальная зависимость, телевизионная зависимость, игромания

Главное в жизни — получение удовольствия. Жизнь дана человеку, чтобы наслаждаться

Вещи, деньги (абсолютизируются)

Шопоголизм, техномания (страсть приобретать всё более и более новые технические приспособления). Игромания

Главное в жизни — материальное благополучие. Все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Деньги решают всё, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми. Чем дороже вещи, тем выше оценивают человека. Я хочу быть не хуже других. Если у меня не будет модных вещей, со мной не захотят дружить. Новая вещь может привлечь ко мне внимание сверстников, поможет приобрести друзей

Работа, карьера, учёба (абсолютизируются)

Работоголизм. Учёбоголизм

Человеку полезно много работать.

Если человек много работает, это обязательно будет оценено обществом. Главное в жизни — это карьера.

Чтобы сделать хорошую карьеру, уже с детских лет нужно всё своё время отдавать учёбе

Собственные потребности

Игромания, шопоголизм, компьютерная зависимость

Главное в жизни — чтобы мне было хорошо

Общение (абсолютизируется)

Интернет-зависимость (зависимость от социальных сетей). Мобилозависимость

Главное в жизни — общение.

Человек обязательно должен иметь много друзей, много контактов. Если я не отвечу на телефонный звонок, то потеряю нужный контакт

Взросление,независимость (абсолютизируются)

Алкоголизм, табакокурение

Употребление алкоголя, курение — признак взрослости, независимости

Социальное одобрение (абсолютизируется)

Зависимости, популярные среди ближайшего окружения подростка

Чтобы быть принятым в обществе, нужно быть похожим на большинство

Здоровый образ жизни (абсолютизируется)

Спортивная аддикция. Фанатизм в отношении определённых идеологий (например, йоги), «паранойя здоровья»

Главное в жизни — быть физически здоровым

Здоровый образ жизни (нивелируется)

Алкоголизм, табакокурение, наркомания, пищевые зависимости

Здоровый образ жизни не имеет смысла

Жизненная активность (нивелируется)

Интернет-зависимость, игромания, алкоголизм, наркомания

Жизненная активность —

бесполезна.

Лучший способ избавиться

от проблемы — забыть её

Собственная личность (нивелируется)

Сексуальная зависимость. Аддикция отношений

Я не заслуживаю восхищения, признания других людей.

Окружающие не могут ко мне хорошо относиться. Я хуже других

Вряд ли стоит задаваться «лобовым» вопросом: что важнее, дороже, ценнее? Не стоит противопоставлять богатство и бедность, обличая первое и романтизируя второе. И так же нелепо спорить о том, что дороже человеку: деньги с их возможностями или духовная наполненность. Очевидно: и то, и другое! Дело в ином. Богатство, по определению В.И. Даля, — это не только «множество, обилие, изобилие», но и «избыток, излишество». Может ли быть духовное богатство избыточным? Что содействует падению духовности общества — рост или сокращение материального достатка? Что больше сплачивает людей — материальная или духовная сфера их существования? Почему вы так полагаете? Почему библиотеки могут сгореть, а духовное богатство, несомое сгоревшими книгами, остаётся?».

Ситуации ответственного выбора действий и поступков призваны побудить подростка ответственно относиться к выбору действий в отношении объекта зависимости. Примеры ситуаций:

1. Ты сел за компьютер. Тебе нужно найти материал для реферата, подготовиться к сочинению и очень хочется поиграть. С чего ты начнёшь?

2. Твой друг заболел и попросил тебя купить и принести ему сигареты. Что ты сделаешь?

3. Ты пошла в магазин, чтобы купить себе платье, но увидела ещё красивую кофту и блузку. Что ты сделаешь?

4. Какой обед ты предпочтёшь:

• в «Макдональдсе»;

• в ресторане японской кухни;

• в вегетарианском кафе;

• дома.

5. Твои друзья решили научить тебя курить. Они предлагают тебе попробовать затянуться. Как ты поступишь?

Ситуации успеха связаны с созданием условий, в которых подросток может почувствовать себя успешным вне взаимодействия с объектом зависимости. Например, для подростка, склонного к интернет-зависимости, необходимо создать ситуацию, в которой он сможет почувствовать себя успешным в живом общении (например, предложить ему рассказать одноклассникам о поисковых базах, электронных библиотеках и т.д.). Подростку, склонному к шопоголизму, можно предложить организовать поход с ночёвкой, где он сможет получить удовольствие и признание одноклассников не от покупок, а от преодоления горных вершин, бесед у костра и т.д. Подростка, рискующего попасть под влияние деструктивного культа, можно вовлечь в деятельность просоциальной молодёжной организации, где он сможет успешно проявить себя. Подростку, увлёкшемуся компьютерными играми из-за проблем в отношениях с одноклассниками, можно предложить организовать «Клуб независимых личностей» и т.д.

Ситуации анализа представлений об объектах зависимости наприводящих к возникновению зависимости.Проанализируйте представление «Курение снижает аппетит и способствует похудению» по следующим вопросам:

1. Слышали ли Вы от кого-либо такое мнение?

2. Согласны ли Вы с ним?

3. Является ли это мнение научно обоснованным?

4. Является ли это мнение экспериментально проверенным?

5. Если девочка-подросток начнёт курить и похудеет, как это скажется на её здоровье?

Ситуации анализа взаимодействия с объектом зависимости направлены на определение типа взаимодействия с объектом зависимости и степени его конструктивности.

Выделите возможный объект зависимости. Проанализируйте тип взаимодействия подростка с объектом зависимости (конструктивный, неконструктивный):

1.   Саша уделяет просмотру телепередач в среднем три часа в день, телевизор, чтобы отдохнуть, расслабиться. Иногда засыпает перед телевизором. Любит часто переключать каналы.

2. Андрей .меняет модели сотового телефона каждый год. Он раду-юг когда первым в классе приобретает новую модель.

3.  Борис использует поисковые базы Интернета для написания рефератов.

4.  Марина тратит на подготовку уроков, занятия с репетиторами шесть часов в день. Она очень устаёт и иногда засыпает с книгой в руке.

5.  У Пети 40 друзей «В контакте», но на день рождения он пригласил только одного друга.

6.  Женя находит в Интернете контакты людей, которые могут присоединиться к выполняемому ею исследовательскому проекту.

7.  Когда Наташа видит красивую вещь, то приобретает её, даже если не планировала такую покупку.

8.  Ивану сложно оторваться от компьютерной игры, чтобы помочь родителям по дому, начать выполнять домашнее задание.

9.  Сергей вообще-то не курит. Но когда он встречается с курящими друзьями в кафе, то может выкурить одну-две лёгкие сигареты «за компанию».

Ситуации проблематизации взаимодействия с объектом зависимости — создание противоречия в представлении подростка о зависимости и её объекте. Примеры ситуаций:

1. Компьютер стремительно вошёл в наши классы и дома и по-хозяйски расположился в них. Огромный информационный поток. Безграничные возможности общения в социальных сетях. Игры, кулинарные рецепты, мелодии для сотового телефона, форумы и многое другое... Давайте задумаемся: а благо ли это? С одной стороны, лёгкое, без усилий добывание знаний неизбежно приводит к атрофии, к снижению энергии и настойчивости поиска, к обесценению самих знаний, их сугубо прагматическому, циничному восприятию... Зачем умножать или делить в столбик, если есть встроенный калькулятор ? Зачем ломать голову над правилами правописания, когда компьютеру ничего не стоит проверить ошибки, да ещё предложить к словам синонимы? Но не уподобимся ли мы, идя таким путём, известному литературному персонажу Митрофанушке Простакову, недоумевающему: зачем учить географию, если есть извозчики? Тогда — ДОЛОЙ компьютер ?! Тем более, что от него — ущерб здоровью: и гиподинамия, и облучение... С другой стороны, владение компьютером — самый короткий и надёжный путь к современной информации. Более того, он формирует способы её поиска, добывания и извлечения из огромного массива, даже систематизации; резкоповышает возможности умственной деятельности человека, избавляя от многих рутинных операций, предлагая наилучшие алгоритмы, побеждая... даже лучшего шахматиста планеты... Компьютеру покорился и продолжает покоряться весь мир — столь глобальная «ошибка» просто невозможна... Тогда — ура компьютеру?! Противоречивость «добрых» и «злых» качеств компьютера особенно ре-льефна, когда к нему обращаются дети, да не в школьном классе, где их учат грамотному обращению с этим чудом интеллекта и техники, а дома — у домашнего дисплея, где они проводят долгие часы за компьютерными играми... Вы считаете, что это нормально? Почему же тогда великие технари и замечательные педагоги японцы (с их запретом на «нельзя» в воспитании!) первыми встревожились за физическое и психическое здоровье своих совсем юных граждан компьютерной эпохи? Как же, вы полагаете, следует поступать: вовсе отказаться, как сказала одна измученная мать второклассника, от «домашнего узурпатора времени»? Ограничивать время своего «общения» с компьютером? Просто не обзаводиться этим чудом техники? Может, стоит не «тормозить» технический прогресс из-за нашей неподготовленности к его стремительному движению? Вспомним мудрого Кота Леопольда: давайте жить с компьютером дружно! Компьютер уже поставил кучу проблем, а впереди их ещё больше. Вы согласны, что лучше готовить будущее сегодня?3.

2. «Материал в одной из центральных газет назван характерно: «Телеакадемия насилия». Один из виднейших наших социологов В. Собкин приводит результаты исследования количества сцен насилия, транслируемых по телеканалам ОРТ, НТВ и ТВ-центр. Первому доверяет почти половина, второму — треть опрошенных старшеклассников. Автор статьи, проанализировав содержание передач, констатировал наличие «особой социокультурной техники внедрения в массовое сознание официально табуированных норм и образцов поведения» («Известия». 1999. 14 октября. С. 7). Телевидение — едва ли не самая частая причина порой довольно жёстких семейных конфликтов... И в то же время — один из самых заклятых друзей детей и подростков. Оно, безусловно, из числа друзей: многое показывает и о многом рассказывает, представляя великое разнообразие человеческих характеров и отношений, нередко предлагая не только факты, но их толкование, а иногда прямо стимулируя зрителя на выработку его собственной позиции. На это работают слово и цвет, интонация диктора и музыка; плюс к достоверности ещё и эффект сиюминутности, ощущение присутствия, вызывающие у вас иллюзию сопричастности к происходящему, и, наконец, иллюзию знания... При том, что безвозвратно теряется реальное время на чтение книг и просто гуляние на свежем воздухе. Иллюзия...  Вот тут-то  и вспоминается: друг, но заклятый. Не зря говорят, что недостатки — продолжение достоинств. Так и с ТВ. Оно. конечно же. — влиятельно. Вместе с тем его без разбора может  смотреть (и смотрит!) каждый, в том числе дети, подростки, для которых та или иная информация, даже не выходящая за этические границы, преждевременна и непонятна, рождает не знания, а лишь их иллюзию, так как для пополнения, обогащения, расширения знаний необходима общеобразовательная и житейская первооснова. Знакомо ли вам сказанное про телевидение ? Пытались ли вы что-либо предпринимать, чтобы друг стал не заклятым, а истинным ? И получилось ли это у вас ? Удаётся ли вам влиять на своё «телезрение» ? Если да — как и в чём видите результаты? Что бы вы предложили руководителям и хозяевам телеканалов ? Верите ли в возможность полезного и гуманного телевидения? Да, нет — почему4».

3.  Почему многие люди, общаясь в Интернете, не называют настоящего имени, а придумывают себе ник?

4.  Считается ли алкоголизмом привычка выпивать стакан красного вина вдень?

5.  Может ли работоголик быть хорошим семьянином?

6.  Почему некоторые люди покупают модели сотовых телефонов с большим числом функций, хотя не все из них используют?

7.  Что делать, если хочется пройти серию компьютерной игры до конца, а родители просят помочь по дому?

8.  Может ли виртуальное общение дать ощущение нужности, если у тебя мало реальных друзей ?

Ситуации оценки влияния зависимостина личность и общество, степени её социальной приемлемости

Прочитайте описания зависимостей. Каково их влияние на личность зависимого ? На общество ? Являются ли они социально приемлемыми ?

1.  Иван стремится приобретать все технические новинки.

2.  У Алёны привычка снимать стресс едой.

3.  С. после похода в магазин часто сожалеет, что купила то, что не собиралась покупать.

4.  П. 13 лет, Примерно раз в месяц он выпивает сухое вино в компании со сверстниками.

5.  Е. каждый день выкуривает одну лёгкую сигарету.

6.  Петя любит играть в компьютерные игры по вечерам. Зачастую он так увлекается игрой, что поздно ложится спать. Поэтому он часто опаздывает в школу и спит на уроках.

7.  Таня каждый день выполняет все заданные уроки, тратя на это примерно четыре часа, а также посещает факультативы, занимается с репетиторами, много времени проводит в библиотеке. В результате у неё неостается времени на отдых и общение с друзьями

Ситуации выбора типа взаимодействия с объектом зависимости:

1. Выбери приемлемую для себя стратегию просмотра телепередач:

— не важно, что смотреть, лишь бы что-то мелькало;

— заранее изучить телепрограмму, спланировать просмотр только тех передач, которые действительно интересны и полезны;

— смотреть то, что смотрят друзья, чтобы было о чём поговорить;

— смотреть всё подряд, вдруг попадётся что-то интересное;

— вообще не смотреть телевизор.

Как ты считаешь, конструктивна или неконструктивна выбранная тобой стратегия? Как она на тебя повлияет?

2.   Выбери приемлемую для тебя стратегию поведения в гипермаркете:

— заранее написать список необходимых вещей и приобретать строго по списку;

— приобретать всё, что захочется;

— идти по магазину и, видя вещи, вспоминать, что нужно купить.

Как ты считаешь, конструктивна или неконструктивна выбранная тобой стратегия? Как она на тебя повлияет?

3.  Выбери приемлемый для тебя способ пользования сотовым телефоном:

А:

— держать всё время включённым, отвечать на все звонки, если занят, просить перезвонить;

— выключать телефон во время отдыха, серьёзных занятий, когда необходимо сосредоточиться;

Б:

— использовать как можно больше функций телефона;

— использовать телефон только для звонков и CMC.

Как ты считаешь, конструктивны или неконструктивны выбранные тобой способы пользования телефоном? Как они влияют на твоё здоровье, психическое состояние?

4. Выбери приемлемую для себя стратегию питания:

— есть то, что хочется и сколько хочется;

— соблюдать диету;

— есть меньше сладкого и больше овощей и фруктов;

— есть только натуральные продукты.

Ты считаешь конструктивной или неконструктивной выбранную тобой стратегию? Как она влияет на твоё здоровье, самооценку?

5. Оцени влияние на личность подростка (позитивное, негативное) следующих типов отношения к курению:

— курить только лёгкие сигареты;

— курить каждый день один-два раза;

— не курить вообще;

— курить, только когда сидишь с компанией в соответствующей обстановке;

— курить, только когда расстроен, испытываешь стресс, чтобь покоиться.

Ситуации проектирования конструктивного взаимодействия с объектом зависимости. Как правило, зависимость формируется из-за того, что взаимодействие подростка с её объектом носит стихийный характер, заранее и ответственно не планируется. Создание педагогом ситуаций проектирования взаимодействия с объектом зависимости может помочь предупредить возникновение зависимости. Приведём примеры таких ситуаций:

1. Спроектируй своё пребывание у компьютера, опираясь на такие вопросы:

— Изучи материалы в Интернете о пользе и вреде компьютера. Раздели листок на две части. В одной напиши полезные свойства компьютера, в другой — вредные.

— Какие возможности может открыть тебе компьютер, Интернет?

— С какими целями ты будешь работать за компьютером ?

— Сколько времени ежедневно ты будешь проводить у компьютера?

— Это не навредит твоему здоровью?

— Как часто ты будешь делать перерывы? Чем их будешь заполнять?

— Можно ли уменьшить время твоего пребывания у компьютера (например, некоторые тексты распечатать и читать в печатном

— Каким занятиям за компьютером ты будешь отдавать предпочтение: общению в сетях, играм, поиску информации, набору текстов. просмотру фильмов, скачиванию музыки? Сколько времени булешь тратить ежедневно на каждое занятие?

— Попробуй определить время твоего пребывания за компьютером в течение одного дня, количество сделанных перерывов и записать, сколько времени и на какие занятия ты потратил. Оцени полезность этих занятий. Сколько времени прошло бесполезно? Учти это в дальнейшем.

— Составь для себя правила пребывания за компьютером и повесь их на видном месте.

2. Спланируй заранее свой поход в магазин, ответив на следующие вопросы:

— В какой магазин ты собираешься пойти ?

— Что тебе необходимо приобрести? Составь список.

— Какими средствами ты располагаешь? Достаточно ли их будет для приобретения продуктов и вещей по списку?

— Сколько времени ты планируешь потратить на поход в магазин?

— Отправляйся в магазин, беря с собой только необходимый объём денег, и выбирай товары строго по списку.

— Если тебе захочется приобрести что-то помимо списка, подумай, хватит ли тебе средств?

— Обязательно возьми чек.

— Когда придёшь домой, заведи книгу своих доходов и расходов. Первая запись будет по чеку из магазина.

— Через неделю оцени, всё ли купленное тобой было использовано? Не купил ли ты чего-то бесполезного?

Ситуации рефлексии зависимости призваны стимулировать критическую активную рефлексию подростком зависимости (т.е. осознание её наличия, её негативного действия на собственную личность и/или ближайшее окружение, общество в целом и возникновение желания избавиться от зависимости или перевести её в конструктивное русло). Приведём примеры ситуаций рефлексии зависимости:

  • Изучи возможные признаки различных зависимостей (табл. ):

Возможные признаки социальных зависимостей

Зависимость

Признаки наличия риска попасть в зависимость

Алкогольная зависимость

Систематическое употребление алкоголя (в любых дозахи любого вида, в том числе пива, сухого вина).

Неумение расслабляться, отдыхать, снимать стрессбез принятия алкоголя.

Невозможность отказаться от приёма алкоголя,если его предлагают

Табакокурение

Систематическое употребление никотина (сигареты, табак или кальян). Неумение снимать стресс без курения. Невозможность отказаться от курения

Наркомания

Употребление (разовое или систематическое) веществ изменяющих психическое состояние,которые зарегистрированы как наркотики.

Наличие потребности в употреблении психоактивныевеществ.

Неспособность получать удовольствие без принятияпсихоактивных веществ.

Невозможность отказаться от принятияпсихоактивных веществ

Токсикомания

Употребление (разовое или систематическое) веществ

изменяющих психическое состояние, которыене зарегистрированы как наркотики.

Получение удовольствия от их употребления.

Наличие потребности в употреблениипсихоактивных веществ.

Неспособность получать удовольствие без принятия

психоактивных веществ.

Невозможность отказаться от принятияпсихоактивных веществ

Зависимость от еды

Привычка употреблять в больших количествахопределённые продукты (сладкое, кофе, фаст-фуд и т.д)

Привычка есть, когда нервничаешь или когдаплохое настроение.

Привычка есть много.

Использование еды как основного способа полученияудовольствия

Игромания (зависимость от азартных игр)

Постоянное увеличение времени, проводимогов ситуации игры.

Стремление ко всё возрастающему риску.

Постоянные мысли об игре.

Неспособность прекратить игру после выигрыша

Компьютерные зависимости. Интернет-зависимости

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером, в сети Интернет. Пренебрежение семьёй и друзьями. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

Привычка много общаться в социальных сетях. Привычка долго играть в компьютерные игры. Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту

Телевизионная зависимость

Незапланированные телепросмотры. Неспособность сократить время, проводимое перед телевизором.

Постоянное обсуждение увиденного по телевизору. Заполнение просмотром телепередач всего свободного времени, игнорирование других форм отдыха

Шопоголизм

Поход в магазин без конкретного плана покупок. Осматривание всех, даже ненужных товаров. Покупки ненужных товаров. Постоянное обсуждение покупок с окружающими. Ухудшение настроения при невозможности ходить по магазинам

Работоголизм (учёбоголизм)

Постоянные мысли о работе (учёбе). Игнорирование семьи, друзей. Неумение отдыхать

Сексуальная зависимость

Постоянные мысли о сексе. Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные. Навязчивое стремление смотреть порнофильмы, порносайты, эротические и порнографические журналы. Фантазирование на сексуальные темы. Восприятие окружающих только как сексуальных объектов

Спортивная зависимость

Потребность много заниматься отдельным видом спорта

(физкультурой).

Получение удовольствия от занятий этим видом спорта.

Тревога, напряжение, раздражительность при

невозможности заниматься любимым видом спорта

(физкультурой)

Техномания

Потребность постоянно приобретать технические новинки, менять имеющиеся модели техники на новые. Получение удовольствия от приобретения технических новинок.

Постоянные разговоры о технических новинках. Демонстрация приобретённых новинок. Ухудшение настроения, раздражительность при невозможности приобрести техническую новинку

Аддикция отношений

Частые встречи с определённым человеком/социальной

группой.

Постоянные мысли о встречах.

Жизнь не представляется возможной без общения

с данным человеком/социальной группой.

Страх потери отношений с этим человеком/группой

Любовная аддикция

Уделение непропорционально много времени объектулюбви.

Нереальные ожидания от объекта любви и любовныхотношений.

Забывание о себе.

Игнорирование родных и близких.

Страх потерять любовь

Аддикция избегания

Страх интимности.

Боязнь потерять свободу.

Боязнь раскрыться, быть естественным

Фанатизм (зависимость от религиозных и иных культов, сект)

Избегание общения с людьми, не принадлежащими секте.

Полное подчинение лидеру секты.

Игнорирование близких.

Игнорирование других сфер жизни, кроме религиозной.

Некритичное отношение к идеологии секты,слепая вера в неё.

Проанализируй, имеются ли какие-либо признаки у тебя. Если имеются, то есть риск закрепления зависимости. Для того, чтобы самому управлять своей жизнью и не попасть в зависимость от чего-либо или кого-либо, тебе нужно предпринять определённые действия для предупреждения или преодоления зависимости.

2. Проанализируй свою деятельность за компьютером по следующим вопросам:

— Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

— Что ты чаще всего делаешь: общаешься в сетях, ищешь информацию, играешь в компьютерные игры?

— Трудно ли тебе оторваться от компьютера для приготовления уроков, домашних дел?

— Испытываешь ли ты раздражение, огорчение, если несколько дней (например, на отдыхе) не можешь пользоваться компьютером?

— Как часто ты проверяешь электронную почту?

— Как ты считаешь, является ли твоё взаимодействие с компьютером конструктивным?

— Является ли твоё взаимодействие с компьютером социально приемлемым?

— Как влияет увлечение компьютером на твою личность, развитие, самореализацию ?

— Как влияет твоё увлечение компьютером на отношение к тебе близких, семьи?

— Как ты думаешь, есть ли у тебя компьютерная зависимость? Если да, то в чём она выражается и как её можно преодолеть?

3. Проанализируй свои покупательские стратегии по следующим вопросам:

— Любишь ли ты ходить по магазинам, делать покупки?

— Ты предпочитаешь делать покупки в обычном магазине или в гипермаркете?

— Составляешь ли ты заранее список вещей, которые необходимо приобрести?

— Как часто ты делаешь незапланированные покупки?

— Ты покупаешь только то, что тебе действительно нужно?

— Как часто ты приобретаешь ненужные вещи?

— Часто ли ты обсуждаешь покупки с одноклассниками, друзьями?

— Если ты неделю не сможешь ходить по магазинам, какие чувства ты будешь испытывать?

— Как ты думаешь, есть ли у тебя зависимость от покупок (траты денег) ? Если да, то в чём она выражается и как её можно преодолеть?

Ситуации выбора способа предупреждения/преодоления социальной зависимости:

1. Саша сильно увлекается компьютерными играми. Он решил стать врачом, поступить в медицинский университет, а для этого надо серьёзно готовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Но у Саши не остаётся времени для занятий. Что ты ему посоветуешь?

2. Марина, чтобы не выглядеть «белой вороной» в компании курящих подруг и чтобы заодно похудеть, стала курить. Через полгода она заметила, что стала хуже запоминать прочитанное. Как поступить Марине?

3. Света постоянно просит родителей приобрести ей модные вещи, айфон, ноутбук, планшетник. Но у родителей не хватает средств на такие покупки. Что ты им посоветуешь?

4. Вы установили спутниковую антенну. Появилось много новых телеканалов. Тебе хочется посмотреть как можно больше телепередач. Но ты стала замечать, что не хватает времени на прогулки, занятия спортом, общение с друзьями. Как поступить?

5. Ты познакомился с подростками-хипстерами. Тебе понравились их мировоззрение, манеры поведения, стиль одежды. Ты стал часто с ними встречаться и через полгода понял, что не можешь жить без них. Но родители обижаются, что ты стал меньше помогать им по дому, постоянно где-то пропадаешь, тратишь много средств на модную одежду, без которой можно бы обойтись, забросил учёбу. Как тебе поступить?

Ситуации социального закаливания — моделирование трудных, экстремальных жизненных ситуаций, требующих волевого усилия для преодоления негативного влияния социальной среды с целью выработки социального иммунитета, умения преодолевать жизненные трудности, а не уходить от них в зависимость. Примеры ситуаций:

1. Ты имел авторитет в классе, у тебя было много товарищей, которые хорошо к тебе относились. Но после длительной болезни всё изменилось. Придя в школу, ты почувствовал себя одиноким. Центром класса стал новый ученик. На вечерах вокруг него толпа, а ребята, увидев твоё одиночество, стали смеяться над тобой и даже хамить. Что ты предпримешь?

2. По определённым причинам один учитель не очень хорошо относится к тебе. Ты пытаешься наладить отношения с ним: хорошо готовишь задания, стараешься хорошо вести себя и быть внимательным на уроках. Однако это не помогает. Вчера учитель публично оскорбил тебя и поставил «двойку», хотя ты учил. Как поступить дальше?

  • Итак, мы привели примеры возможного использования воспитательных ситуаций в целях комплексной профилактики социальных зависимостей. Социальный педагог, классный руководитель, учитель могут расширить спектр применяемых в профилактических целях воспитательных ситуаций исходя из конкретных условий (индивидуальных особенностей подростков, имеющихся у них зависимостей, преобладающего типа взаимодействия с объектом зависимости и др.).

Приложение 4

Уважаемые педагоги,

просим вас оценить семинар по следующим критериям:

Красный – высокая оценка

Синий – средняя оценка

Зеленый – низкая оценка

Актуальность

Новизна

Полезность

Интерес

Ваши пожелания и предложения организаторам семинара ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.

Одной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального об...

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков

laquo;Семь путей к катастрофе»(беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков)...

Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков

Тематическое МО классных руководителей, МО воспитателей ГПД, МО службы сопровождения ОУ: "Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков"....

Семинар "Понятие, факторы и механизмы формирования аддиктивного поведения"

Семинар "Понятие, факторы и механизмы формирования аддиктивного поведения" для специалистов социально-психологических служб образовательных учреждений...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)

Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. ...