Занятие для педагогов в период подготовки выпускников к сдаче ГИА «Катализаторы успеха»
план-конспект по психологии на тему
Цель занятия: выработать подход в создании благоприятной социально-психологической среды развития учащихся путем психолого-педагогической поддержки учащихся и их родителе в период подготовки к экзаменам.
Задачи:
- Оптимизировать эмоциональное напряжение учителя в период подготовки к экзаменам, усилить положительное отношение учителя к сдаче экзамена в форме ГИА;
- Определить приёмы усиления мотива деятельности подготовки к экзаменам у учащихся;
- Определить эффективные стратегии учителя по преодолению психолого-педагогических затруднений учащихся с учетом их индивидуальности, используя дифференцированный подход;
- Выделить наиболее эффективные коммуникативные установки учителя в общении с учащимися и их родителями;
- Определить возможные варианты работы с родителями выпускников в период подготовки к экзаменам, способствующие эффективному сотрудничеству учителя и родителя в организации деятельности выпускников.
- Напомнить приемы, способы нейтрализации стресса в период сдачи экзаменов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rabota_s_pedagogami_po_psiholog.podgotovke_k_ege.docx | 52.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для педагогов в период подготовки выпускников к сдаче ГИА «Катализаторы успеха»
Цель занятия: выработать подход в создании благоприятной социально-психологической среды развития учащихся путем психолого-педагогической поддержки учащихся и их родителе в период подготовки к экзаменам.
Задачи:
- Оптимизировать эмоциональное напряжение учителя в период подготовки к экзаменам, усилить положительное отношение учителя к сдаче экзамена в форме ГИА;
- Определить приёмы усиления мотива деятельности подготовки к экзаменам у учащихся;
- Определить эффективные стратегии учителя по преодолению психолого-педагогических затруднений учащихся с учетом их индивидуальности, используя дифференцированный подход;
- Выделить наиболее эффективные коммуникативные установки учителя в общении с учащимися и их родителями;
- Определить возможные варианты работы с родителями выпускников в период подготовки к экзаменам, способствующие эффективному сотрудничеству учителя и родителя в организации деятельности выпускников.
- Напомнить приемы, способы нейтрализации стресса в период сдачи экзаменов.
Время проведения: 70 – 75 минут
Необходимые материалы и оборудование:
- Проектор, презентация
- Бумага, ручки для каждого участника
- Грецкие орехи по числу учащихся
- Таблица «Сравнение разных форм проведения экзамена»
- Матрица «Мотивы деятельности»
- «Ключ» к анкете «Стратегии подготовки выпускников к экзаменам»
- Памятка «Снятие эмоционального напряжения в период подготовки к экзаменам»
- Набор цветных карандашей, вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см, начерченная на бумаге формата А3 координатная прямая «Ожидания от занятия».
План проведения:
Блок 1. Введение в тему занятия, знакомство, оптимизация эмоционального состояния участников при работе на темой.
- Представление темы
- Упражнение «ЕГЭ. ГИА… Как много в этом слове…»
Блок 2. Основное содержание
- Выделение типичного портрета выпускника
- Учет индивидуальности ученика
- Создание эффективной мотивации ученика
- Выработка эффективной стратегии взаимодействия учителя с учениками
- Задачи и приемы работы с родителями
- Возможные способы нейтрализации стресса при сдаче экзаменов
Блок 3. Подведение итогов работы над темой.
- Представление обратной связи учителей.
Ход проведения занятия.
Блок 1.
- Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Представление психолога, представление темы, целей, задач. Представление участников по схеме: «Ваше имя; какой предмет преподаете; приходилось ли участвовать в подготовке выпускников к экзаменам, ожидания от совместной работы». (Время проведения 3 минуты). Слайд презентации: цель, задачи занятия.
- ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ, ИЗМЕНИ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ. Упражнение «ЕГЭ, ГИА… Как много в этом слове…». Предложить учителям расшифровать слово ГИА по-своему (например, «Громкий, громадный грандиозный интересный, индивидуальный, исследовательский, алгоритм, аллюр, абажур, антураж, ажиотаж, аккомпанемент».
Работа с таблицей «Сравнение разных форм экзамена». Предложить учителю указать те положительные моменты, которые он видит в форме сдачи ГИА. Вывод: при сдаче экзаменов в форме ГИА существует много положительных моментов. (Время проведения: 5 минут)
Блок 2
- Упражнение. «Эксперимент».
Цель: моделирование ситуации экзамена для рефлексии педагогов.
Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».
Содержание задания:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время? Как вы думаете, какие мысли и чувства испытывают дети? Необходима ли им наша помощь и поддержка?»
- Упражнение «Типичный житель планеты Выпускник» по схеме: где живет, чем занимается, о чем думает, переживает, основные потребности и мотивы деятельности; чего опасается. Необходимо составить 4-6 предложений. Учителя представляют по желанию результаты работы. (Время проведения: 5 минут).
5. Упражнение «Орехи». Участникам предлагаются грецкие орехи по одному на каждого. Ведущий предлагает запомнить «свой» орех, затем собирает орехи и просит найти каждого «свой» орех. Почему это удалось сделать, ведь каждый орех – это «типичный» представитель плода орехового дерева? Какие особенности имеет каждый «типичный» орех? Какую аналогию можно сделать по отношению к ученикам?
6. Упражнение «Совместный рисунок». Каждый ребенок уникален и ему необходим индивидуальный подход. Сейчас мы с вами выполним упражнение, целью которого является выявление умения гуманистически взаимодействовать, т.е. в отношениях «человек — человек» каждый из партнеров взаимодействия занимает исходную позицию признания человека как ценности. Упражнение «Совместный рисунок». Работа в парах. Учителя пробуют себя в двух ролях: управляющего деятельностью другого человека и управляемого деятельностью другого человека. Для этого первому участнику необходимо постараться провести четкую линию по «дорожке» с закрытыми глазами под руководством партнера; затем происходит смена ролей. Обсуждение: какая роль Вам удалась лучше, больше понравилась? Что было трудным, что понравилось? Какую коммуникативную установку вы использовали в разных ролях? (сотрудничество). (Время проведения: 8 минут).
- Упражнение «Узор под диктовку». Два участника выходят за дверь и получают задание: продиктовать узор группе (узоры аналогичны). Первый участник должен сказать инструкцию и, не обращая внимание на задаваемые уточняющие вопросы, продолжать диктовать узор. Второй участник отвечает на вопросы учителей, уточняет то, что было не понятно. Затем результаты сравниваются с образцами. Какие результаты оказались лучше? Почему? Какие установки деятельности повлияли на результат? (Время проведения: 8 минут)
- Что важно в работе с родителями в этот период? (Ответы учителей). Таким образом, в работе с родителями важно установить контакт и доверительные отношения; важно также оказать направляющую психолого-педагогическую помощь родителям для того, чтобы они могли помочь ребенку эффективно организовать учебную деятельность, согласовать воспитательную стратегию в общении с ребенком. Для этого можно использовать предлагаемый опросник. Представьте себе ученика, подготовка которого вызывает у вас определенные затруднения и ответьте на предложенные вопросы, которые касаются деятельности и поведения этого ученика. Далее учителя получают заранее подготовленные рекомендации по работе с учащимся согласно «ключа» опросника. (Время проведения 10минут).
- Экзаменационная пора – период повышенного стресса. Какие стрессовые факторы можно назвать из опыта Вашей работы? (Ответы учителей). Психолог предлагает выполнить несколько упражнений: «Гора с плеч» - помогает в ситуации цейтнота, многозадачности, повышенной ответственности; «Отрезать и отбросить» - помогает преодолеть негативные эмоциональные переживания в ситуации неоправданных надежд; «Цветное дыхание» - для нормализации эмоционального состояния. Психолог предлагает памятки педагогам по сохранению эмоционального благополучию в период повышенного стресса. (Время проведения 5 минут).
- Подведение итогов. Установление обратной связи: участники подготавливают ответы, затем по желанию высказывают, приклеивают на координатной прямой. (Время проведения: 5минут)
Вопросы и задания участникам для проведения обратной связи:
- Какие чувства испытываете? (закрасить кружок)
- На какое расстояние к Вашим ожиданиям от занятия Вы приблизились? (Приклеить закрашенный кружок на координатной прямой)
- Какая информация полезна? (написать в нижней части плаката)
Психолог благодарит участников за совместную плодотворную работу, желает удачи успехов в деле подготовки учеников к экзаменам, высоких результатов ученикам. Слайд «Удачи в работе».
Приложения
Анкета «Определение детей группы риска»
Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Родителям (педагогам) предлагается ответить на вопросы анкеты.
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№ п/п | Утверждение | Да | Нет |
1. | Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого | ||
2. | Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом | ||
3. | Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других | ||
4. | Всегда и во всем исполнителен | ||
5. | Часто бывает несдержанным , | ||
6. | Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, по свои способы выполнения предлагает редко | ||
7. | К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно | ||
8. | R своих делах и действиях часто надеется на «авось» | ||
9. | Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому | ||
10. | Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет п сделанном | ||
11. | Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки» | ||
12. | При выполнении какой-либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь | ||
13. | Выполненную работу обычно не проверяет | ||
14. | Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. | ||
15. | При выполнении какой-либо работы очень быстро устает | ||
16. | Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты | ||
17. | Часто бывает неаккуратным | ||
18. | При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом | ||
19. | Часто не может уложиться по временные рамки при выполнении чего-либо | ||
20. | Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко | ||
21. | Час то отвлекается при выполнении какой-либо работы | ||
22. | В работе часто бывает небрежен | ||
23. | Всегда стремится получать только отличные оценки | ||
24. | Всегда и во всем медлителен и малоподвижен | ||
25. | Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее | ||
26. | Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки | ||
27. | Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех | ||
28. | Во время выполнения лею-либо необходимы перерывы для отдыха | ||
29. | Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо | ||
30 | Равнодушен к оценке своей работы | ||
31. | Заранее свои действия планирует с трудом | ||
32. | Часто жалуется на усталость | ||
33. | Все делает медленно, но основательно |
КЛЮЧ:
Ответ «да» на вопросы: | Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
1, 8, 13, 30 | Низкий уровень самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля. | Таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого, у них отсутствует системность мышления. | На этапе подготовки. Необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей - начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. В монотонной деятельности необходимо находить ресурсы (прямая выгода самопоощрение). Помогает также установление регламента времени. Во время проведения пробного экзамена. Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу. Рекомендации учителям и родителям. Если ребенок чем-то занят, не отвлекать его до того, как он завершит работу. Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений. |
Ответ «да» на вопросы: | Группа риска Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
2,10, 14,29 | Для детей учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). | Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Такому ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. | На этапе подготовки. Для детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности и задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение поддержка В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике». Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга, обязательно познакомить его с процедурой ОГЭ, чтобы снять ситуацию неопределенности. Большое значение будет иметь беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки. Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится». Рекомендации учителям и родителям. Необходимо формировать у учителей позитивное, адекватное отношение к ЕГЭ. В качестве подготовки тревожных детей можно рекомендовать проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей, а также советовать детям придерживаться определенного стиля поведения. Родителям следует учитывать особенности детей, создавать адекватный образ ЕГЭ. Большое значение имеет благоприятный климат в семье. |
Ответ «да» на вопросы: | Группа риска Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
4, 16, 23, 27 | Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать до дополнительный материал, очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерны очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданиями, а делать это блестяще. | ЕГЭ для данной категории детей - это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее—враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние. | Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени. Во время проведения пробного экзамена. Нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и при необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» - и помогать ему скорректировать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»). Рекомендации учителям и родителям. Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке. |
Ответ «да» на вопросы: | Группа риска Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
3, 6, 9. 20 | Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать. | Дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна. | На этапе подготовки. Очень важно, чтобы ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Во время проведения пробного экзамена. Ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» — и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?». Ни в коем случае нельзя говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания. Рекомендации учителям и родителям. Очень важно развивать у ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Например, полезно спрашивать его: «А что тебе самому понравилось в твоей работе?» Если ребенку трудно ответить на подобный вопрос, можно предложить ему оценить работу по нескольким критериям: по точности, скорости и т.д. Не стоит торопиться предлагать ребенку готовое решение или ответ. Напротив, лучше сначала поинтересоваться его мнением |
Ответ «да» на вопросы: | Группа риска Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
15, 25,28, 32 | Основная характеристика детей — высокая утомляемость, истощаемостъ. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. | Основные трудности. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. | На этапе подготовки. При работе с детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки: чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.). Рекомендации учителям и родителям. Очень важно не сравнивать ребенка с другими, В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактичность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности. |
Ответ «да» на вопросы: | Группа риска Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
5, 7, 17. 22, 26 | Такие лети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны; быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. | Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом этих детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями. | На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время проведения пробного экзамена. Нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна. Рекомендации учителям и родителям. Важно, чтобы в общении с такими детьми взрослые мягко, но последовательно создавали ясные и четкие ограничения. При этом необходимо учитывать, что для них важны не рассуждения и доводы, а реальный опыт. Поэтому стоит не увлекаться нотациями или объяснениями, а создать четкую организующую среду. |
Ответ «да» на вопросы: | Группа риска Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
11, 18, 24,33 | Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Эти дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается. | Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность. | На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, не обходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести па каждое задание на экзамене. Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается. Рекомендации учителям и родителям. Важно не просто подсказывать ребенку, что нужно делать, но развивать у него навыки переключения. Хорошо, если взрослый проговаривает с ребенком распределение времени, а затем тактично интересуется: «Удаётся ли тебе следовать плану?» |
Ответ «да» на вопросы: | Краткая психологическая характеристика | Основные трудности, возникающие при сдаче | Стратегии поддержки |
12. 19.21,31 | Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко бывают истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. | Основные трудности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время. | На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, состаапение списка необходимых дел {и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку, и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно. Во время проведения пробного экзамена. Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени. Рекомендации учителям и родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Если взрослый все время контролирует и организует ребенка, это не только не способствует развитию произвольности, а наоборот. Задача взрослых — стимулировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самоорганизации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь делать?», «Проверь, все ли учебники ты положил». |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологопедагогическое сопровождение учащихся, родителей и педагогов в период подготовки к сдаче ЕГЭ
Экзамен в любой форме для большинства людей явялется стрессом. Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения стрессовых ситуац...
Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)
Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...
Варианты заданий по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ
Предлагаю варианты задач по теме: "Генетика", для учащихся 11 класса, выбравших предмет биологии для сдачи ЕГЭ....
Рекомендации учителю по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...
Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько совето...
Методические рекомендации и планирование подготовки выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ
Программа "Мир рациональной математики"раскрывает цели, задачи и планирование курса подготовки к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ...
Доклад на тему: «Рекомендации по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ»
Доклад на тему: «Рекомендации по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ»Методические реко...