Кружок"Волонтер!"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ БГО ООШ №11 _______________ А.В.Карякина | Согласовано Зам. директора по УВР ________________ Н.А.Пищугина | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_____ от ______________ Руководитель ШМО ________________________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВОЛОНТЕР»
Педагог-психолог: Строкова Т.В.
г. Борисоглебск
2015
Пояснительная записка.
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Волонтер!» является актуальной.
Волонтеры(от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Главная цель кружка «Волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель программы:
- Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация учащихся на добровольческую деятельность.
- Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
- Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
- Пропагандировать здоровый образ жизни. (акции, тренинговые занятия,
тематические выступления, конкурсы, агитбригады и др.)
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
- Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
- Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
- Создание условий, позволяющих учащимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
Рабочая программа кружка «Волонтер!» составлена с учетом:
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
на основе программ:
-программы дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья Александровна;
- программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.;
- авторской программа кружка «Волонтер»Рудницкой Натальи Андреевны, учитель биологииМКОУ «Новоусманская СОШ № 3»
Общая характеристика курса
Программа кружка «Волонтер!» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Направления работы
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и города;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга молодежи;
- профилактика асоциального поведения
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию учащихся.
Программа "Волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 6 – 9 классов.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Курс рассчитан на 35 часов. Возраст – 12-16 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.
Содержание курса
Введение в курс «Волонтер!» - 2 часа
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Вредные привычки– 13 часов
Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование учащихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?
Здоровый образ жизни – 9 часов
Очащиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Милосердие – души усердие – 6 часов
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
5. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ занятия | Наименование раздела и тем | Форма проведения занятий | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Количество часов | Сроки похождения | Примечание |
1 | Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве» | беседа | находят информацию в сети Интернет о волонтерских отрядах | 1 | 10.09 | |
2 | Составление плана работы | работа творческих групп | учатся планировать деятельность отряда по направлениям | 1 | 17.09 | |
Вредные привычки (13 часов) | ||||||
3 | Какие привычки называют вредными? | беседа | отвечают на вопросы и задают их | 1 | 24.09 | |
4,5 | «Поговорим о вредных привычках» (для 1 – 4 классов). | беседа | подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами) | 2 | 01.10 08.10 | |
6 | Анкетирование в 5 – 6 классах по теме: «Вредные привычки» | анкетирование | Проведение и обработка анкет | 1 | 15.10 | |
7 | Сохранение здоровья. Что такое ПАВ? | беседа | знакомятся с понятиями «вредные вещества» (ПАВ) | 1 | 22.10 | |
8,9 | Тренинг «Как сказать «Нет!» | тренинг | Участие в тренинге | 2 | 29.10 | |
10 | Что такое агитбригада? | беседа | Подбор материала для агитбригад | 1 | 05.11 | |
11 | Сценка «Употребление алкоголя – опасная болезнь» | выступление агитбригады | инсценировка сценки | 1 | 12.11 | |
12-13 | Осторожно! Наркотические вещества! | беседа | Создают листовки, изучают информацию по проблеме (понятие о наркотических веществах, их влияние на организм человека и последствиях применения) | 2 | 19.11 26.11 | |
14-15 | Спид – чума ХХ века. | Создают листовки, изучают информацию о СПИДе | 2 | 03.12 10.12 | ||
Всемирный День борьбы со СПИДом | ||||||
Здоровый образ жизни (9 часов) | ||||||
16 | Дискуссия «Мой образ жизни – пример для подражания | дискуссия | умеют дискутировать | 1 | 17.12 | |
17 | “Мы и наше здоровье” | встреча с мед.работником школы | 1 | 14.01 | ||
18,19 | Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь!» | Организация и проведения конкурса рисунков для учащихся | Привлечь как можно больше участников. Пропаганда ЗОЖ | 2 | 21.01 28.01 | |
20 | Игра «Внимание опасность!» | игра | умение распознавать опасные ситуации, принимать верные решения | 1 | 04.02 | |
21 | Подвижные игры на переменах с обучающимися 1-4 класс | подбор игр, апробация | 1 | 11.02 | ||
22 | Анкетирование в 5 –8 классах по теме: «Вредные привычки» | Анкетирование | Обработка результатов анкетирования. | 18.02 | ||
23 | Тренинг «Алкоголь – шаг в бездну» | тренинг | 25.02 | |||
24-25 | «Здоровый образ жизни – это здорово!» | Выпуск стенгазеты | 2 | 03.03 10.03 | ||
Милосердие – души усердие (6 часов) | ||||||
26 | Особенности работы с пожилыми людьми. | лекция | запоминают приемы работы, отрабатывают их на практике | 1 | 17.03 | |
27 | «Поделись улыбкою своей» | акция | посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству | 1 | 24.03 | |
28 | «Основы успешных коммуникаций | тренинг | Тренинги по развитию толерантности «Основы успешных коммуникаций» | 1 | 31.03 | |
29 | Донорство | беседа | 1 | 07.04 | ||
30 | « Дети - детям» | благотворительная акция | Сбор игрушек для детей из детских домов или малообеспеченных семей | 1 | 14.04 | |
31 | «Я помню, я горжусь» | акция | создание газеты о тружениках тыла | 1 | 21.04 | |
Мой город (3) | ||||||
32 | Акция «Родной город – чистый город» | акция | Сбор мусора на территории, прилегающей к школе. | 1 | 28.04 | |
33 | Я люблю свой город! | презентация | Создание презентаций, рисунков и плакатов «Наш город» | 1 | 05.05 | |
34 | Создание проекта «Мой город в будущем» | проект | 1 | 12.05 | ||
35 | Подведение итогов работы за год. | 1 | 19.05 | |||
Итого | 35 ч. |
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Список литературы:
- Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
- Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
- Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
- Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.
- Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального
обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.
- Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
- Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.
- Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
- Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
- Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. ХулинСоциальная
- работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
- Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Волонтер это звучит гордо!
Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...
Мы - волонтеры
В данной презентации мы делимся опытом своей работы в оказании безвозмездной помощи нуждающимся людям. Мы учимся творить добро .Три замечательные девчонки смогли зажечь этой работой не только св...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
"Я - волонтер! Ты - волонтер!"
Данная акция подготовлена и проведена ко Дню волонтеров....
Кружок "Юный волонтер"
Пояснительная записка Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса ...
Сценарий районного Слета волонтеров школ_"Быть волонтером-это здорово!"
Сценарий районного Слёта волонтеров школ Бичурского района«Быть волонтером - это здорово!» 1.Цель и задачи:Слёт проводится с целью развития и поддержки волонтёрского движения в Бичурс...