Выступление на педсовете
методическая разработка по психологии на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Выступление на педагогическом совете школы на тему:
«Диагностическая и коррекционная работа
с учащимися 9 и 11 классов»
Подготовила:
психолог школы
Князева Н.Н.
2016 г.
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Цель психологического сопровождения: оказание психологической помощи выпускникам 9, 11-х классов, их родителям и учителям, в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи сопровождения:
1. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
2. Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ.
3. Создание необходимого психологического настроя учащихся и их родителей, учителей и классных руководителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Направления сопровождения:
1. Диагностическое направление. Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА. Проведение диагностики. Анализ полученных результатов. Создание банка методик, приёмов работы по адаптации к ГИА.
2. Психокоррекционная и развивающая работа с выпускниками. Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА и ЕГЭ, планирование занятий с ними.
С учащимися 9 и 11 классов проведена следующая диагностическая работа:
Исследование уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина проводилось с учащимися 9 и 11 классов в начале ноября, целью было изучение уровня тревожности, связанной с предстоящими репетиционными экзаменами, результаты показали следующее:
Уровень тревожности | 11 класс | 9 класс |
высокий | - | - |
средний | 67% | 33% |
низкий | 33% | 67% |
В ноябре с учащимися 9, 11 классов проведена диагностика по определению возможных причин успешной (неуспешной) сдачи репетиционных экзаменов, цель данного опроса –рефлексия полученного опыта при сдаче экзаменов; получены следующие результаты:
11 класс | 9 класс | |
Хорошее настроение на экзамене | 67% | 100% |
Беспокойство, что могут получить плохую оценку | 67% | 25% |
В ходе экзамена взволнованное настроение | 100% | 25% |
Сомневались в своих знаниях | 67% | 50% |
Причины плохой сдачи | 67% -волнение | 86% -недостаточные знания |
Что было трудного | 33%- написание начала сочинения | 36% - модули «Геометрия», «Алгебра» |
В ноябре-декабре с учащимися 9 и 11 классов был проведен тест по методике Е.В. Беспаловой «Твое самочувствие накануне экзамена» и получены следующие результаты:
Уровень самочувствия | 11 класс | 9 класс |
Хорошее | 33% | 50% |
Ухудшение здоровья | 67% | 50% |
Плохое самочувствие | - | - |
В январе с выпускниками проведено исследование на готовность к ЕГЭ по методике Чибисовой М.Ю. и были получены следующие результаты:
Оценка готовности к ЕГЭ | уровень | 11 класс | 9 класс |
Знакомство с процедурой экзамена | Высокий | 0% | 12% |
Средний | 100% | 75% | |
Низкий | 0% | 12% | |
Уровень тревоги | Высокий | 33% | 12% |
Средний | 67% | 25% | |
Низкий | 0% | 63% | |
Способность к самоорганизации (познавательный компонент) | Высокий | 33% | 50% |
Средний | 33% | 38% | |
Низкий | 33% | 12% |
Классным руководителям рекомендовано еще раз обратить внимание на процессуальный компонент проведения экзамена.
В феврале с выпускниками проведена диагностика на определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний по методике А.Ю. Барышева и получены следующие результаты:
Уровень тревожности при проверке знаний | Учащиеся 11класса | Учащиеся 9 класса |
Высокий | 0% | 0% |
Повышенный | 0% | 12% |
Средний | 67% | 63% |
Низкий | 33% | 25% |
Учащихся с низким уровнем тревожности демонстрация знаний (или их отсутствие) не смущает, напротив, они стремятся вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на свои поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Эти учащиеся любят быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление они произведут на окружающих, они обладают высокой самооценкой и свободным проявлением эмоций в поведении и независимостью.
Средний уровень тревоги в ситуациях проверки знаний считается нормальным для продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания имеют адекватный характер. В поведении можно наблюдать черты уверенности и самостоятельности.
Учащиеся с повышенным уровнем тревоги испытывают негативное отношение к демонстрации своих знаний, не «любят» устные предметы, предпочитая отвечать письменно. Сама по себе учеба для них нетрудна, но учащиеся боятся отвечать у доски, т.к. теряются и поэтому ничего не могут вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе.
В феврале с выпускниками проведено исследование интеллектуальной лабильности и получены следующие результаты:
Лабильность | Учащиеся 11 класса | Учащиеся 9 класса |
высокая лабильность | 33% | 33% |
Средняя лабильность | 33% | 22% |
Низкая лабильность | 33% | 11% |
Малоуспешность в любой деятельности | 0% | 33% |
Высокая лабильность, говорит о хорошей способности к обучению, высокой способности к кратковременной интенсивной деятельности, умении учитывать несколько требований одновременно.
Средняя лабильность указывает на концентрацию внимания и среднюю способность к обучению.
Низкая лабильность говорит о низкой способности переключения внимания, умении быстро переключаться с одного вида решения задач на другие.
Работа с родителями:
С родителями учащихся 9, 11 классов проведена экспресс-диагностика на определение детей группы риска при сдаче экзаменов и получены следующие результаты:
Категория «группы риска» | 11 класс |
|
1.Инфантильные дети | - | - |
2.Тревожные дети | - | - |
3.Неуверенные дети | - | - |
4.Перфекционисты и «Отличники» | 33% | 22% |
5.Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации | - | 28% |
6.Астеничные дети | 33% | - |
7.Гипертимные дети | - | - |
8.Застревающие дети | - | - |
1.Перфекционисты и «отличники» - (Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.
Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще)
СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ
На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени.
Во время проведения пробного экзамена. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» – и помогать ему скорректировать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»).
Рекомендации учителям и родителям. Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям – воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.
2.Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации – ( детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.
Основные трудности.
ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время)
СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ
На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания, составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
Во время проведения пробного экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
Рекомендации учителям и родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Если взрослый все время контролирует и организует ребенка, это не только не способствует развитию произвольности, а наоборот. Задача взрослых – стимулировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самоорганизации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь делать?», «Проверь, все ли учебники ты положил».
3.Астеничные дети - (Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.
Основные трудности.
ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости)
СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ
На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).
Рекомендации учителям и родителям. Очень важно не сравнивать ребенка с другими. В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактичность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности.
Проведено анкетирование родителей учащихся 9 и 11 классов «Готовность к ЕГЭ» по методике Чибисовой М.Ю. и получены следующие результаты:
Что беспокоит родителей | Родители уч-ся 11 класса | Родители уч-ся 9 класса |
Особенности переработки информации в ходе ЕГЭ | 100% | 20% |
Специфика работы с тестовыми заданиями | 0% | 60% |
Отсутствие четкой и полной информации о процедуре ЕГЭ | 0% | 20% |
Дети смогут подтвердить оценки | 66% | 80% |
Классным руководителям рекомендовано обратить внимание учащихся на специфику работы с тестовыми заданиями и дать четкую информацию о процедуре проведения ЕГЭ.
С родителями учащихся 9 и 11 классов был проведен опрос «Кто несет ответственность за успех ребенка на экзамене?»
Кто несет ответственность | Сколько процентов (Родители уч-ся 11 класса) | Сколько процентов (Родители уч-ся 9 класса) |
Школа | От 35-50% | От 25-50% |
Родители | От 20-50% | От 10-25% |
Ученик | От 30-50% | От 30-50% |
Для проведения коррекционный работы на каждого учащегося 9 и 11 класса разработан индивидуальный план мероприятий.
Развивающая и коррекционная работа:
С учащимися 9 и 11 классов проведены следующие развивающие занятия и тренинговые упражнения:
- «Шкала согласия» на формирование положительного отношения к ЕГЭ и ГИА;
-экспресс-сочинение на тренировку образной памяти;
- упражнения на преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения;
- упражнение «Дыхательная релаксация» на умение справляться с тревогой, используя дыхание;
- упражнения на формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе;
- упражнения на преодоление страха и тревоги перед экзаменом;
- упражнения на развитие внимания, наблюдательности;
- упражнения на формирование эмоционального равновесия и др.
Вывод: провести повторную диагностику и продолжить коррекционную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...