Невербальные компоненты коммуникации: есть ли возрастные особенности?
проект по психологии на тему

Мосина Светлана Васильевна

Потребность в общении – одна из главных духовных потребностей человека. Важнейшим средством общения, конечно, является язык, речь. Это вербальный способ коммуникации.

   Но существуют еще невербальные способы общения.

   Что это значит? Каковы компоненты невербальных средств общения? Есть ли возрастные особенности в восприятии невербальных средств взаимодействия?

   Можно ли научиться самому и обучить своих учеников способам НК?

   Об этом я попытаюсь рассказать в своем проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Реферат

на тему:

Невербальные компоненты коммуникации: есть ли возрастные особенности?

                                                                                   Выполнила Мосина С.В.

                                                                   МБОУ «СОШ с.Терновка»          Энгельсского района

Саратов

2016

Оглавление

  1. Введение………………………………. стр  3
  2. Теория вопроса………………………... стр 4
  3. Практическая часть…………………… стр 12
  4. Заключение……………………………. стр 14
  5. Список литературы…………………… стр 16

                                                Каждое движение души имеет свое  естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Цицерон

Введение

     Потребность в общении – одна из главных духовных потребностей человека. Важнейшим средством общения, конечно, является язык, речь. Это вербальный способ коммуникации.

   Но существуют еще невербальные способы общения.

   Что это значит? Каковы компоненты невербальных средств общения? Есть ли возрастные особенности в восприятии невербальных средств взаимодействия?

   Можно ли научиться самому и обучить своих учеников способам НК?

   Об этом я попытаюсь рассказать в своем проекте.

 

Теория вопроса.

  Для начала обратимся к теории.

  • Термин «невербальный» произведен от латинского корня, что означает «несловесный», «неязыковой», а «невербальное общение» — это общение без слов какого бы то ни было языка.
  • Несловесные компоненты, составляющие человеческое коммуникативное поведение, разнообразны и обладают значительной информационной емкостью, эта информация нуждается не только в осознавании, но и в интерпретации (Е. В. Красильникова).

Важнейшими компонентами невербальной коммуникации являются:

  • мимика;
  • прикосновение;
  • жест;
  • дистанция общения;
  • визуальное взаимодействие;
  • интонация.

   Мимика – это движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

  Жест – это движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

   Жесты и мимика могут заменить целую фразу.

   Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Всем, без сомнения, знаком этот жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

   Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

   С языком жестов мы встречаемся в спорте, в морском деле, в строительстве.  Известны жесты дирижера, регулировщика и т.д. Мир мимики и жестов очень богат, например:

  • Высунуть язык – жест-дразнилка;
  • Стукнуть по лбу – жест-воспоминание;
  • Грозить кулаком – жест-угроза и т.д.

   Специальными исследованиями установлено, что с помощью слов передается 7% информации, с помощью звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, поз – 55%.

   Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт является ключевым элементом невербальной коммуникации. Как писал К.С. Станиславский, «взгляд – это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу».

   «Зрительный контакт – это основной элемент, создающий интимность отношений, наряду с близостью в пространстве, улыбкой и тоном голоса. То, как другие смотрят на нас, как долго и насколько часто, влияет на нашу эмоциональную и поведенческую реакцию» (Коццолино, 2009).

   Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит об эмоционально затрагивающих или неприятных вопросах. Когда два человека обсуждают интимную тему, они смотрят друг другу в глаза меньше, чем когда они говорят на нейтральную тему.

   «Люди, не признающие влияния других людей, стараются избегать зрительного контакта. Избегание взгляда также связывают с такими отрицательными эмоциями, как стыд, смущение и тревога. Однако это поведение проявляется и тогда, когда человек хочет что-то скрыть от других» (Коццолино, 2009).  Избегание зрительного контакта свидетельствует о неуважении, смущении, лжи или депрессии.

    Однако далеко не всегда человек хочет показывать свои истинные чувства к другому человеку, поэтому все мы в свое время научились отслеживать и  контролировать наши лицевые выражения. Вместе с тем проявление спонтанных чувств или сильных эмоций сдерживать очень непросто.

   Пространство и дистанция в процессе взаимодействия с другим человеком – это жизненное пространство, наполненное значениями, которые изменяются в зависимости от индивидуальных, межличностных и социокультурных характеристик.

   Существует четыре зоны дистанции:

  • интимная;
  • личная;
  • социальная;
  • публичная.

    «Для каждого типа взаимодействия двух людей существует некая оптимальная дистанция, определяющаяся пропорцией теплоты и враждебности в их отношениях. Примерно в полуметре вокруг нашего тела располагается интимная зона, предназначенная для возлюбленных, супруга, детей и близких членов семьи. На этом расстоянии мы можем прикоснуться к другому человеку, поцеловать, почувствовать запах его тела. Беседуя с друзьями и знакомыми, мы, как правило, находимся от них на удалении от полуметра до 1 м 20 см. Более официальные деловые и социальные взаимодействия происходят на расстоянии от 1 м 20 см до 2 м 75 см. В еще более официальных ситуациях (например, при переговорах с важными особами или при обращении к публике) используются дистанции свыше 2 м 75 см» (Вильсон, 2001).

    Кроме того, невербальная коммуникация состоит из разнообразных движений (Табл.1). Невербальное взаимодействие людей происходит с помощью различных каналов: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния.

    Акустическая система отражения невербального поведения человека включает просодику и экстралингвистику.

     Просодическая структура невербального поведения включает в себя такие показатели, как темп, тембр, высота, громкость голоса.                  Экстралингвистическая структура включает речевые паузы и психофизиологические реакции человека – плач, кашель, смех, вздох и т.д.

   Кинесика – это оптический канал восприятия. Включает движения тела, жесты рук, движения глаз и мимику лица. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику.

   Такесика – является тактильно-кинестетической системой. К ней относятся рукопожатия, поцелуй, поглаживание, похлопывание.

   Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи. Например, такие как запах тела, запах косметики.

Таблица 1. Структурная схема невербального поведения человека (по В.А. Лабунской)

Ведущие системы отражения невербального поведения человека

Акустическая

Оптическая

Тактильно-кинестетическая

Ольфакторная

Экстра-лингвистика

Просодика

Кинесика

Такесика

Запахи

Паузы

Кашель

Вздох

Смех

Плач

Темп

Тембр

Высота

Гром

кость

Выразительные движения

Мимика

Жесты

Поза

Походка

Контакт

глазами

Физиогномика

Строение лица и черепа

Строение туловища

Рукопожатие

Поцелуй

Поглаживание

Похлопывание

Запах тела

Запах косметики

      Таким образом, невербальное поведение, являясь частью поведения личности, несет на себе его основные характеристики.

   Существуют ли возрастные особенности восприятия НК?  Оказывается, да, и заключаются они в следующем.

     Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникаций имеет интеллектуальный характер.

    Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми. Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества. То же грозит и заласканному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии научиться сопереживать.

    Вот некоторые мысли из книги Е.И. Исениной «Дословесный период развития речи у детей»:

  • первые 3 месяца закладывают основы прото-знакового поведения ребенка через его эмоциональные проявления. На этом фундаменте возникает лепет, улыбка социализируется (т.е. становится средством социального общения) раньше, чем крик, плач и даже похныкивание. Иначе говоря, лучше договориться по-хорошему;
  • ребенок отличает интонацию одобрения от интонации упрека или наказания;
  • основная стадия протоязыка детей, начинающаяся с 7-ми месяцев и завершающаяся к окончанию второго года жизни, может быть названа “от жеста и звука - к слову”;
  • жестикуляция ребенка приобретается при подражательном обучении, т.е. жест на жест;
  • длительное время, когда ребенок уже, казалось бы, хорошо владеет языком, жест, мимика, эмоциональная фонация остаются все же главным средством общения, как и предметы, “втягиваемые” в ситуацию общения.

       Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности, ребенок опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный в иных, чем эта деятельность, условиях”,- читаем в книге А.А.Бодалева “Формирование понятия о другом человеке как личности”. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, опирается на те представления о людях, которые сформировались у него в семье и яслях.

     К концу младшего школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличение выделяемых в поведении сверстника особенностей, ребенок чаще замечает стороны личности, ранее ускользавшие от его внимания.

    Однако, у 5-классников по сравнению с 1-классниками наблюдается падение интереса к некоторым фактам поведения. Так же к 5-му классу значительно расширяется емкость представлений детей о различных сторонах поведения сверстника.

     Для подростков, как раньше для младших школьников, нормы оценки поведения по-прежнему являются первейшим основанием при оценке поступков, однако их отношение к этим нормам иное: если для младших школьников роль этих норм почти абсолютная, то подростки (особенно старшие) относятся к ним более гибко, дифференцированно, и пытаются сопоставить их с условиями возникновения поступка. Наиболее существенным среди этих условий для подростков оказывается отношение тех, кто составляет их окружение и особенно тех, кто для них представляет авторитет.

     Старшие школьники делают новый шаг в познании особенностей личности каждого из тех людей, которые входят в их ближайшее и далекое окружение.

     Характерно: в характеристиках, даваемых 10-ти классниками, больше обобщенного видения личности, чем конкретно-частных проявлений того или иного качества в личности.

     Какова же картина в восприятии невербальной информации подростками 14-ти-18-ти лет? Более детально этот вопрос, а также проблему зависимости между положением личности в группе и уровнем развития способности восприятия невербального поведения разработала кандидат психологических наук из Ростова-на-Дону В.А.Лабунская.

      Обратимся к ее работе “Особенности  развития способности к психологической интерпретации невербального поведения”. Исследования, проведенные автором, показали, что:

  • тенденция повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит систематический характер (чем старше человек, тем выше его уровень интерпретации невербального поведения);
  • в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Это обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты  несут информацию об интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность. Мимика сообщает более дифференцированную информацию о партнере по общению. Значения многих мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах онтогенеза. Позы представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для нее характерна большая размытость диапазона значений (по сравнению с мимикой и жестами). Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения. Именно эти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем возрасте. Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов;
  • для юношей 19-ти-20-ти лет характерно умение более успешно с помощью невербального поведения регулировать отношения между общающимися;
  • структура, уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения  влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению состояний, качеств, отношений выше.

Практическая часть

I. Решение ситуативных задач

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояние участников этих ситуаций (работа ведется в парах или по группам).

  1. «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест  вы используете, отвечая прохожему?
  2. «По дороге в школу». Идя в школу (во вторую смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они приглашают вас пойти с ними.  Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться?
  3. «На уроке».  Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используют учитель и ученик?
  4. «В походе». Вы в походе у костра. Один мальчик пошел за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
  5. «На рыбалке».  Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

    Вывод: Значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Сейчас вы попробовали себя в роли артистов Московского театра пантомимы.

II. Инсценирование ситуаций встреч и прощания.

  1. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
  2. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
  3. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

III. Беседа. Как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?

   Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот, и что посоветовала ему мудрая мама? (Ответы детей).

   Владимир Солоухин однажды сказал: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Улыба предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

  Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Заключение

     Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста):

  • от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного;
  •  от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношений;
  • от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.

    С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего на педагога. Педагог, взяв ребенка в свой класс, берет его в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и достижений своих учителей.

    Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать.

    Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

     Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть» (Собр. соч. Т.4, С.34).

   Таким образом, учитель может и должен содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей навыками успешной коммуникации.


Список используемой литературы:

  1. Дарвин Ч, Экман П. «О выражении эмоций у человека и животных», СПб.: Питер, 2013.
  2. Коццолини М. «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак», Харьков, Гуманитарный центр, 2009
  3. Лабунская В.А «Экспрессия человека: общение и межличностное познание». Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.
  4. Франкл В. «Человек в поисках смысла». М.: Прогресс, 1990.
  5. Ягнюк К.В. «Присутствие и невербальная коммуникация».  Журнал практической психологии и психоанализа. 2000,
  6. «Жесты и мимика в русской речи» (Лингвостановедческий словарь под ред.А.А. Акишиной, Х.Кано, Т.Е.Акишиной) – М., 1991.
  7. Ниренберг Дж., Калеро Г., «Как читать человека, словно книгу» - М., 1988.
  8. Пиз А. «Язык телодвижений» - Н.Новгород, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Невербальная коммуникация"

при проведении занятия с подростками  на тему "Общение"...

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.

В статье выявлена необходимость развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР в процессе развития связной речи....

Итоговая практико-значимая работа на тему «Развитие у воспитанников шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» умения невербальных коммуникаций»

В данной публикации представлена работа на тему «Развитие у воспитанников шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» умения невербальных коммуникаций»...

Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....

Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальной коммуникации.

В данной работе рассматривается коммуникация с точки зения невербыльных средств общения. Ввиду того, что человек ведет социальный образ жизни, для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь н...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ КАК СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА МАТЕРИАЛЕ БАННЕРНОЙ РЕКЛАМЫ США)

Статья посвящена анализу конкретных образцов политической рекламы США на предмет возможного влияния их невербальной составляющей на  восприятие электоратом....