Курс семейного консультирования "Я+Я"
консультация по психологии по теме
Курс предназначен для профилактики конфликтных ситуаций и барьеров в общении в детско-родительских отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_semeynogo_konsultirovaniya_yaya.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс семейного консультирования
«Я + Я»
Всего встреч 18.
Родители, младшие школьники 1 – 4 классов.
Всего 18 часов, в неделю 1 часа.
Пояснительная записка.
При составлении данного курса в основу была взята авторская разработка Е. Васиной, а также учтены аспекты законодательной базы, которой пользуется педагог – психолог: «Конституция Российской Федерации», «Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Устав школы», «Должностная инструкция педагога – психолога».
Курс семейного консультирования с использованием арт-терапии «Я + Я» разработан для консультации детей младшего и подросткового возраста и их родителей по проблемам детско-родительских отношений (в частности, таким, как нарушение коммуникации, деструктивное общение, отсутствие доверия между детьми и родителями). Курс служит профилактикой конфликтных ситуаций и барьеров в общении.
Цель курса развитие здоровой творческой личности и раскрытию потенциальных возможностей детей и родителей, ощущение взаимного признания и уважения друг друга, побуждение принятие ответственность за свои слова и действия.
Задачи курса
- предоставить возможность самостоятельного выхода на проблемные зоны;
- создать безопасное пространство для чувств и переживаний;
- создать доверительные отношения между всеми участниками коммуникации;
- поддерживать атмосферу искренности, доброжелательности, поддержки;
- содействовать проявлению индивидуальности и уникальности личности участников;
- побуждать к рефлексии.
Общая характеристика курса «Я +Я».
Курс «Я+Я» составлен на основе авторской разработки Е. Васиной, М.: Генезис, 2010. – (Серии «Для семейного консультирования»)
Данный курс предназначен для детей и родителей 1-4-х классов. Встречи направлены на знакомство, установление контакта, самопрезентацию родителя и ребёнка, мотивацию к дальнейшей работе вхождение в пространство арт – терапевтической работы.
Курс имеет 4 этапа:
1 этап – настрой
2 этап – разработка темы, выполнение творческих заданий;
3 этап – вербализация, активизация вербальной и невербальной коммуникации, обратная связь, рефлексия;
4 этап – завершение.
Применяемые методы обладают следующими особенностями:
- систематическое включение арт-терапевтических средств в процессе консультирования;
- включение родителей в совместную психологическую работу, формированию позиции сотрудничества у всех участников процесса, а также развитию различных сторон общения (перциптивной, коммуникативной, интерактивной);
- рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
- оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка;
- событийны: методы курса должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одна из важных особенностей встреч по курсу заключается в том, что позволяет развивать самосознание участников, но и даёт возможность психологу лучше узнать участников, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьёзных психологических проблем.
Курс «Я+Я», является новой для семейного консультирования в школе, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Данный курс позволяет достичь не только развивающего, но и обучающего эффекта:
- представление о знаках внимания;
- оказание эффективной вербальной и невербальной поддержки (освоение навыков конструктивного общения для использования в повседневном общении).
Встречи 1 – 3 направлены на знакомство, установление контакта, самопрезентацию родителя и ребёнка, мотивацию. Встреча 4 посвящается введению в тему «Знаки внимания в межличностном общении». Встречи 5, 6, 7 посвящены теме «Комплимент», 8, 9, 10 – теме «Похвала», 11, 12, 13, 14 – теме «Поддержка».
На встрече 15 обобщается и закрепляется материал по теме «Знаки внимания в межличностном общении». На встречах 16 – 18 подводятся итоги работы с арт – альбомами, проводится презентация совместных отношений родителя и ребёнка и завершение работы.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Техническое обеспечение:
- Персональный компьютер
- Аудиофайлы: музыка для релаксации:
- «Шум моря», «Шум дождя», «Шум леса», «Пение птиц»
- Инструментальная музыка.
Список литературы для психолога:
- Копытин А.И. Основы арт – терапии. – СПб.: Питер, 2002.
- Психология общения: Курс для старших классов средней школы. СПб.: КАРО, 2005.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. «Настольная книга школьного психолога». 1-4 классы. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. – (Настольная книга учителя).
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.
- 5.Информационные коммуникативные технологии: презентации.
Список литературы для участников:
- Арт – альбом «Ты и Я» - взрослый
- Арт – альбом «Я и ТЫ» - детский.
Тематический план
№ встреч | Количество | Тема встреч | Содержание встреч | Дата |
1 | 1 | Будем знакомы! | Особенности самопрезентации ребёнка и родителя | |
2 | 1 | Ты и я | Дистанция в отношениях родителя и ребёнка. Выбор цвета как показатель эмоционального состояния участников в момент выполнения задания. Особенности восприятия друг друга. | |
3 | 1 | Я | Особенности образа Я ребёнка и родителя, уровень самооценки и притязаний | |
4 | 1 | Знаки внимания | Установления и поддержания эффективного контакта в детско–родительских отношениях. Роль знаков внимания в семейных отношениях | |
5 | 1 | Будем знакомы: комплимент | Взаимоотношения родителя и ребёнка. Принятия себя и друг друга. Комплимент как проявление «языка принятия» | |
6 | 1 | Искусство комплимента | Содержательная направленность комплиментов. Ребёнок глазами родителя, родитель глазами ребёнка. | |
7 | 1 | Комплимент – это творчество | Отношение с близкими людьми. Выбор адресата комплимента как показатель эмоциональной значимости этого человека для родителя и/или ребёнка. | |
8 | 1 | Будем знакомы: похвала | Родительское отношение к ребёнку. Место похвалы в отношениях родителя и ребёнка. | |
9 | 1 | Искусство похвалы | Содержательная сторона похвалы. Ребёнок глазами родителя. Родитель глазами ребёнка. Особенности самопрезинтации и отношения к себе родителя и ребёнка. Похвала как проявление языка принятия. | |
10 | 1 | Похвала и чувства | Язык выражение чувств. Дифференцированность эмоций. Выбор цвета как показатель эмоционального состояния в момент выполнения задания. | |
11 | 1 | Будем знакомы: поддержка | Роль поддержки в отношениях родителя и ребёнка, её направленность (односторонняя или взаимная) | |
12 | 1 | Поддержать – значит помочь | Поддержка как проявление языка принятия. Потребность в принятии поддержки. Реальная и желаемая поддержка в отношениях родителя и ребёнка. | |
13 | 1 | Искусства поддержки | Содержательная сторона понятия «неуспешная ситуация». Восприятие ситуации неуспеха с позиции взрослого и ребёнка. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в семьи. | |
14 | 1 | Поддержка – это творчество | Самоподдержка. Раскрытие личностных ресурсов родителя и ребёнка. | |
15 | 1 | Знаки внимание – это… | Индивидуальное восприятие темы «Знаки внимания как средство установления и поддержания эффективного контакта в детско-родительских отношениях» | |
16 | 1 | Мы | Особенности взаимоотношений родителя и ребёнка в совместной деятельности. Иерархия ценностей и мотивационно - потребностная сфера родителя и ребёнка. Развитие творческих способностей. | |
17 | 1 | Мы - команда | Особенности взаимоотношений родителя и ребёнка в совместной деятельности. Иерархия ценностей и мотивационно - потребностная сфера родителя и ребёнка. Развитие творческих способностей. | |
18 | 1 | Подводя итоги… | Дистанция в отношениях родителя и ребёнка. Выбор цвета как показатель эмоционального состояния участников в момент выполнения задания. Особенности восприятия друг друга. Динамика отношений родителя и ребёнка (сравнение со Встречей №2). | |
Итого: 18 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Элективный курс "Семейный бюджет"
Данный элективный курс готовит учащихся к овладению практическими навыками по планированию семейного бюджета....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
Реферат по дисциплине Семейное консультирование на тему: «Супружеские отношения. Особенности характеров супругов и проблемы в браке»
Реферат по дисциплине Семейное консультирование на тему: «Супружеские отношения. Особенности характеров супругов и проблемы в браке»...
Элективный курс «Семейное право»
Семейное право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются семейным правом? Что такое семья, брак; каковы права и обязанности супругов, правоотношения роди...