Профилактика Наркомании, ВИЧ/СПИД, ИППП
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему
Тренинговые занятия с обучающимися по профилактике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_ippp_vich_narkomanii.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Профилактика Наркомании, ВИЧ/СПИД, ИППП.
Аудитория: обучающиеся 1-2-3 курсов. Группа в количестве: от 16 человек
Продолжительность: 240 часов (3 занятия по 80 минут)
Оборудование: ручки, листы А4, анкеты, тесты (входные/выходные), булавки, доска, маркер.
План:
- Знакомство («Снежный ком», «Мяч», «Интервью»).
- Принятие правил (говорящего, поднятой руки, конфиденциальность, ведущего, пунктуальность)
- Актуальность проблемы (анкета вход/выход)
- Информационный блок («Листок с секретом», Лекция (в схемах))
к теме Наркомании: «Мозговой штурм: Почему употребляю?», «Дискуссия: Спорные утверждения»
к теме ВИЧ/СПИД: «Дискуссия: Спорные утверждения»
к теме ИППП: «Ассоциации», «Дискуссия: Спорные утверждения»
- Приобретение практических навыков (навыки ответственного поведения)
к теме Наркомании: «Скажи, Нет», «Социум», «Шприц»
к теме ВИЧ/СПИД: «Степень риска», «Степной огонь»
к теме ИППП: «Аргументы За и Против», «Способы заражения»
6. Завершение (анкета, тест вход/выход)
Знакомство
«Снежный ком» (20 мин.)
Цель: узнать и запомнить имена участников. Материалы: не требуются.
Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.
Упражнение должно проходить следующим образом: участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участии ков в кругу.
«Мяч» (5 мин.)
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. Материалы: мячик.
Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.
«Интервью» (30 мин.)
Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей. Материалы: не требуются.
Необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 мин. Ведущий контролирует время. После того как каждый из партнеров «потренируется» в терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.
«Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» (15 мин.)
Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы (лучше на 2-ой день семинара).
Упражнение проводиться в кругу.
Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
Принятие правил
Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый смог свободно высказаться. Для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
• не боялся стать объектом насмешки и критики;
• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил:
1. Право говорящего. Редко можно встретить человека, которому нравится, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после этого начинать обсуждения,дискуссию.
2. Правило поднятой руки. Чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову и Вы не перебивали других.
3. Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация о себе и других является закрытой. Ведь Вы рассказали её только группе, а не всему поселку. Это правило не касается информации о проблеме. Наоборот эту информацию можно и нужно рассказывать и распространять.
4. «Не давать оценок». Мы не оцениваем людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
5. Право ведущего. Я как ведущий, могу прервать упражнение и другую деятельность группы, если э
То мешает групповому процессу. Я буду следить за соблюдением правил принятых группой.
6. Пунктуальность. Нас в группе не много и отсутствие даже одного скажется на группе и его работе. Поэтому я предлагаю награждать опоздавших участников почетной ролью Певца, танцора или чтеца.
Актуальность проблемы (анкета вход/выход)
«Интервью - выход».
Заранее готовится анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на семинаре. Такая анкета должна быть небольшой (можно на листе формата А4), вопросы лучше сформулировать в закрытой форме, с данными заранее вариантами ответов. Согласно данной методике проводятся два замера - до тренинга и после. Обратите внимание на то, что в обоих замерах участники заполняют совершенно одинаковые анкеты.
Задача тренера - выяснить, уменьшилось ли количество неправильных ответов после окончания тренинга, информация по какой теме осталась не понятой участниками. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов уменьшилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность участии ков по проблеме.
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Частично не согласен | Полностью не согласен |
На тренинге я приобрел много новой информации по теме семинара. | 1 | 2 | 3 | 4 |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Информация, полученная на тренинге, пригодится мне в дальнейшем. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. | 1 | 2 | 3 | 4 |
В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме семинара. | 1 | 2 | 3 | 4 |
АНКЕТА для проверки знаний по проблеме ВИЧ/СПИДа.
Ответ помечается крестиком под одним из утверждений.
Утверждение, вопрос | «верно» | «неверно» | «не знаю» | |
1. | Многие ВИЧ -инфицированные люди могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми | |||
2. | СПИД излечим | |||
3. | В сперме, вагинальном секрете и крови ВИЧ-инфицированного содержится достаточное для заражения количество вируса. | |||
4. | Мать может заразить ВИЧ -инфекцией своего не родившегося ребенка. | |||
5. | Некоторые насекомые передают возбудитель СПИДа. | |||
6. | При отрицательных результатах теста на антитела к ВИЧ человек, тем не менее, может быть заражен. | |||
7. | ВИЧ - инфицированные, независимо от того, есть у них симптомы СПИДа или нет, могут заразить ВИЧ других. | |||
8. | ВИЧ-инфицированные люди не всегда выглядят больными. | |||
9. | Презерватив можно использовать повторно. | |||
10. | Вазелин - хорошая смазка для презерватива. | |||
11. | Можно заразиться ВИЧ, если есть пищу, приготовленную ВИЧ - инфицированным человеком. | |||
12. | Запрещение ВИЧ -инфицированному ученику посещать школу - пример дискриминации. | |||
13. | Можно заразиться ВИЧ, если пить из одного и того же стакана с больным СПИДом. | |||
14. | Женщины редко заражаются ВИЧ. | |||
15. | Я бы избегал учащихся, в семьях которых есть больные СПИДом. |
АНКЕТА для проверки знаний по проблеме наркомании
Ответ помечается крестиком под одним из утверждений
Утверждение, вопрос | «верно» | «неверно» | «не знаю» | |
1. | Легкие наркотики безвредны. | |||
2. | Наркомания - это преступление. | |||
3. | Наркотики повышают творческий потенциал. | |||
4. | Наркомания - это болезнь. | |||
5. | У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков. | |||
6. | Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. | |||
7. | Наркомания излечима. | |||
8. | Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию». | |||
9. | Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. | |||
10. | Наркоман может умереть от СП И Да. | |||
11. | Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. | |||
12. | По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. | |||
13. | Наркоман может умереть от передозировки. | |||
14. | Продажа наркотиков не преследуется законом. | |||
15. | Наркомания неизлечима. |
АНКЕТА для проверки знаний по проблеме ИППП
Обведите кружком тот вариант ответа, с которым вы больше всего согласны. Не нужно долго думать над вопросами. По возможности, отвечайте быстро, будьте внимательны и откровенны.
1. Какие средства предохранения от заболеваний передающихся половым путем, Вы знаете?
1. Мужские презервативы. 5. Спринцевание.
2. Женские презервативы, 6. Спермициды.
3. Внутриматочная спираль. 7. Календарный цикл менструации.
4. Противозачаточные таблетки. 8. Диафрагмы и колпачки.
2. Какие организации и учреждения, где можно проконсультироваться по вопросам ВИЧ/СПИД и заболеваний,
передающихся половым путем, вы знаете?
1. Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
2. Кожно-венерологический диспансер.
3. Общественные фонды и организации.
4. Частные клиники.
5. Другое______________
6. Не знаю таких организаций.
3. Какие из перечисленных заболеваний, на Ваш взгляд, передаются половым путем?
1. Гепатит. 2. Гонорея. 3. Сифилис. 4. Трихомоноз. 5. ВИЧ/СПИД. 6. Хламидиоз.
4. Защищает ли презерватив от венерических заболеваний (гонореи, сифилиса и др.) ?
1. Да. 2. Иногда. 3. Нет. 4. Не знаю.
5. Защищает ли он от нежелательной беременности?
1. Да. 2. Иногда. 3. Нет. 4. Не знаю
6. Сколько раз можно использовать один и тот же презерватив при занятиях сексом?
1. Один раз. 2. Два раза. 3. Хоть сколько.
Спасибо за искренность!
АНКЕТА для проверки знаний по проблеме ИППП
Обведите кружком тот вариант ответа, с которым вы больше всего согласны. Не нужно долго думать над вопросами. По возможности, отвечайте быстро, будьте внимательны и откровенны.
1. Какие средства предохранения от заболеваний передающихся половым путем, Вы знаете?
1. Мужские презервативы. 5. Спринцевание.
2. Женские презервативы, 6. Спермициды.
3. Внутриматочная спираль. 7. Календарный цикл менструации.
4. Противозачаточные таблетки. 8. Диафрагмы и колпачки.
2. Какие организации и учреждения, где можно проконсультироваться по вопросам ВИЧ/СПИД и заболеваний,
передающихся половым путем, вы знаете?
1. Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
2. Кожно-венерологический диспансер.
3. Общественные фонды и организации.
4. Частные клиники.
5. Другое______________
6. Не знаю таких организаций.
3. Какие из перечисленных заболеваний, на Ваш взгляд, передаются половым путем?
1. Гепатит. 2. Гонорея. 3. Сифилис. 4. Трихомоноз. 5. ВИЧ/СПИД. 6. Хламидиоз.
4. Защищает ли презерватив от венерических заболеваний (гонореи, сифилиса и др.) ?
1. Да. 2. Иногда. 3. Нет. 4. Не знаю.
5. Защищает ли он от нежелательной беременности?
1. Да. 2. Иногда. 3. Нет. 4. Не знаю
6. Сколько раз можно использовать один и тот же презерватив при занятиях сексом?
1. Один раз. 2. Два раза. 3. Хоть сколько.
Спасибо за искренность!
Информационный блок («Листок с секретом», Лекция (в схемах). Наркомания.
Соотнесения личного опыта участников (знания о проблеме, отношение к ней) с реальными фактами и ситуацией.
«Мозговой штурм». «Почему люди употребляют наркотики» (20 мин.)
При обсуждении обратите внимание группы на альтернативные способы достижения эффекта без психоактивных веществ. Возможен вариант, когда участники прописывают или рисуют альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем. Фиксируют следующие идеи: от нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль. Обобщая, важно сделать вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.
Причины употребления и последствия употребления наркотиков (20 мин.)
Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.
Информационный блок («Листок с секретом», Лекция (в схемах). ВИЧ/СПИД
БЕСЕДА МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ;
1
. Что такое ВИЧ?
2. Что такое СПИД?
3. ВИЧ и СПИД-это одно и то же?
4. Как передается ВИЧ?
5. В каких жидкостях организма содержится достаточное для заражения количество вируса?
6. Что происходит в организме при заражении?
7. Как ВИЧ воздействует на иммунную систему?
8. Как предотвратить заражение ВИЧ?
9. Какие периоды развития ВИЧ-инфекции вы знаете?
10. Кому угрожает опасность ВИЧ-инфицирования?
11. Каким образом не передается ВИЧ?
12. Что определяет тест на ВИЧ?
13. Всегда ли отрицательный результат теста на ВИЧ означает, что человек не инфицирован?
14. Когда следует сделать анализ?
15. Следует ли ВИЧ-инфицированным людям продолжать работать (учиться)?
16. Нужно ли ВИЧ-инфицированному человеку регулярно посещать врача?
«Листок с секретом» (15—20 мин.)
Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИДа.
Материалы: листы бумаги формата А-6 (1/4 стандартного листа) по числу пар в группе.
Участники разбиваются на пары (желательно чтобы партнеры были наименее знакомы друг с другом). Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий незаметно (заранее) ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа.
Далее участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга.
Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными.
И, наконец, — в восьмерки, с той же целью.
После этого ведущий спрашивает: «Остались ли сомнения и неясности? Какие именно? Произнесите вопросы, на которые не удалось найти ответ?».
Далее тренер предлагает группе перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаружит метку — встает. Ведущий просит встать того, кто работал с этим человеком в паре; тех, кто работал с ним в четверке и в восьмерке. Ведущий говорит: «Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован». Ведущий собирает листки, проанализировать их можно в перерыве.
«Спорные утверждения» (30 мин.) Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, наркомании. Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД или наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы). После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.
Наркомания — это преступление.
Легкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания — это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркомания неизлечима.
Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.
Лечение и реабилитация наркопотребителей должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Наркоманы — это не люди.
Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.
Презервативы должны быть доступны всем не зависимо от возраста.
Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию.
Легкие наркотики нужно разрешить, чтобы решить проблему опийной наркомании.
Необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ.
ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей.
Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы.
ВИЧ-инфекция — это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность.
ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции.
СПИД — это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека.
Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.
Обсуждение. Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения?
Приобретение практических навыков (навыки ответственного поведения).Наркомания
Осознание важности принятия ответственных решений, способность продумать и взвесить последствия употребления наркотиков, последствия незащищенного сексуального контакта, способность принять решение и реализовать его.
«Марионетка» (30 мин.)
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5—3 метра. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
Обсуждение. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли что-либо сделать самому?
«Шприц» (30 мин.) Садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Время, отведенное на работу пары — 3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать наркотик. Обсуждение. Легко ли было подбирать достойные отказы? Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего?
«Социум» (20мин.) Цель: определить, как человек делает выбор, что ему в этом может помочь. Материалы: купоны двух цветов по 10—15 штук каждого цвета. Выбирается доброволец, затем он выходит за дверь. После этого участники делятся на 2 команды. Ведущий зачитывает ситуацию, над которой будет думать доброволец. Пока доброволец находится за дверью, одна команда должна приготовить аргументы «за», другая — «против» (5 мин.) Когда команды будут готовы, добровольца приглашают войти в комнату. Ведущий зачитывает эту же ситуацию для добровольца, и дает задание: «Внимательно выслушать обе команды, за удачные, на его взгляд, аргументы дать команде купон. После выступления обеих команд в его задачу входит принятие решение — переход в один или другой лагерь. После этого подсчитываются купоны. Обсуждение. Трудно ли было сделать выбор участнику? Какие приводились аргументы «за» и «против»? Что может повлиять на выбор человека? Как человек сделал выбор? Ситуации для игры. Молодой человек (девушка) приходит в компанию, где ему(ей) друзья предлагают попробовать наркотик. Молодой человек (девушка) должна сделать выбор и принять решение — стоит ли согласиться начать интимные отношения со своим молодым человеком. Этот вопрос она решила обсудить с компанией своих друзей
Приобретение практических навыков (навыки ответственного поведения). ВИЧ/СПИД
«Степень риска» (30 мин.)
Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения. На полу чертится линия — линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «ВЫСОКИЙ РИСК», на другом — «РИСК ОТСУТСТВУЕТ»; карточка «НЕБОЛЬШОЙ РИСК» размещается ближе к середине линии. Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:
поцелуй в щеку,
инъекция в лечебном учреждении,
оральный секс,
половая жизнь в браке,
переливание крови,
пользование чужой зубной щеткой,
плавание в бассейне,
половой акте потребителем наркотиков,
глубокий поцелуй,
уход за больным СПИДом,
укус комара,
множественные половые связи,
прокалывание ушей,
проживание в одной комнате с больным СПИДом,
нанесение татуировки,
объятия с больным СПИДом,
пользование общественным туалетом,
укус постельного клопа.
Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Вариант 2: участники делятся на 2 команды, получают полный одинаковый набор карточек. Каждая группа выстраивает свою «линию риска». Ведущий сравнивает результаты двух команд, обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».
«Жизнь с болезнью» (30 мин.) Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИД, наркоманией; изменение взглядов на проблему ВИЧ-инфицированных, наркопотребителей. Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника. Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках — названия любимых блюд, на 4-х — названия любимых занятий, увлечений, на 4-х — имена близких или любимых людей. Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников — это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.
После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения (ра-зочарование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх беременности или ИППП, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений и т.д.) (10 мин.).
Приобретение практических навыков (навыки ответственного поведения). ИППП
Ролевая игра «Аптека» (30 мин.) Цель: отработать навыки приобретения средств защиты.
Для игры требуется б добровольцев. Три человека на время покинуть помещение. Входя в комнату, они получат инструкцию: «Вы посетитель аптеки, ваша задача купить презерватив». Покупатели будут входить по очереди. Из числа оставшихся участников выбирается один аптекарь, сидящий за прилавком, на котором выставлены разнообразные образцы презервативов. Два участника изображают посетителей аптеки. Далее участники получают инструкцию: первому покупателю аптекарь должен обстоятельно отвечать в вежливой и доброжелательной, но навязчивой, форме. Посетители должны давать много советов и рекомендаций. Во втором случае поведение аптекаря и случайных посетителей аптеки должно быть противоположным, т.е. они должны стыдить, грубить, делать некорректные замечания и т.д. В третьем случае поведение аптекаря и случайных посетителей должно быть спокойно безразличным. Аптекарь должен отвечать только на высказанные покупателем вопросы и просьбы (по принципу спросили — ответил). Случайные посетители вообще не вмешиваются в этот процесс, спокойно ждут своей очереди. По окончании игры каждому предлагается ответить на вопросы: Как Вы себя чувствовали в роли покупателя? Как влияло на Ваше решение поведение аптекаря и посетителей аптеки?
«Ассоциации» (20 мин.) Участвует вся группа. Задание: произносится слово: назвать 1-2 слова, которые приходят на ум, когда произносятся выражения «инфекции, передаваемые половым путем», «венерические заболевания». Игра проводиться устно или письменно. 1. Участники по кругу высказывают 1-2 ассоциации, которые у них вызывает выражение «инфекции, передающиеся половым путем». 2. Участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои ассоциации. Результаты записываются на ватман и обсуждаются. Ассоциации , чаще всего они отражают личностное отношение человека к этой проблеме, даже неосознаваемое. Высказанные ассоциации могут иметь негативную окраску, типа: боль, грязь, уколы, стыд. Ведущий должен объяснить участникам, что долгое время в обществе существовало мнение, что эти заболевания неприличные, что болеют ими только опустившиеся асоциальные люди, поэтому любое обращение к дерматовенерологу требовало от человека определенного мужества. Многие люди не решались обращаться к специалисту, запускали заболевание, занимались самолечением. На самом деле, в самом факте заболевания нет ничего неприличного, он говорит только о том, что человек либо не знает о существовании ИППП, либо не заботиться о себе. Для того чтобы защитить себя от ИППП, человек должен обладать определенными знаниями и навыками. После обсуждения ведущий предлагает наиболее простое определение ИППП, например: «Это большая группа заболеваний, которыми человек может заразиться при сексуальных контактах».
«Степной огонь»
Цель игры. Игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция. Понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный/положительный результат.
Используемые материалы. Карточки из бумаги или картона. Число карточек зависит от числа играющих: карточек должно быть в два раза больше, чем число играющих. На карточках написан результат теста на ВИЧ, который участники «пройдут» во время игры. Должны быть положительные результаты (около 35—40%), отрицательные (около 50—55%) и сомнительные (около 10%). Карточки должны быть вложены в конверт или сложены вчетверо так, чтобы участники не могли видеть результата.
1.Участникам (не менее 15 и не более 40 человек) говорится, что сейчас будет проведена игра. При этом ведущий не объясняет смысл игры, а сразу переходит к представлению первого условия: после подготовительной процедуры участники вступят друг с другом в не менее чем три «сексуальных контакта» с тремя партнерами. Четвертый «сексуальный контакт» может быть по желанию. Обозначаться сексуальный контакт будет рукопожатием. Ведущий говорит, что после небольшого пояснения участники должны будут встать в круг лицом внутрь и закрыть глаза. Далее он говорит, что по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и «назначит» ведущий прикосновением к его/ее спине во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии — «сексуальном контакте» — передать своему партнеру определенный знак — почесать ладонь «партнера» указательным пальцем. В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем следующим своим «партнерам». Те, в свою очередь, — всем своим последующим «партнерам».
2. Ведущий просит участников встать в круг и закрыть глаза. Двигаясь вокруг стоящих с закрытыми глазами участников, ведущий повторяет, что, по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и «назначит» ведущий прикосновением к нему/ней во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии передать своему партнеру определенный знак (почесать ладонь «партнера» указательным пальцем).
3. Выбрав «жертву», ведущий легко, не толкая, и как можно тише, чтобы соседи не слышали прикосновения, прикасается к его/ее спине и не меняя темпа движения делает еще два-три круга. После чего просит участников открыть глаза.
4. Ведущий предлагает участникам вступить в «сексуальные контакты», напоминая, что каждый должен вступить минимум в три контакта, и возможен — четвертый (все контакты должны быть с разными партнерами).
5. Участники одновременно подходят друг к другу и вступают в «контакты».
6. Когда участники закончат вступать в «контакты», ведущий просит всех, кто получил знак, собраться в середине, а тех, кто знака не получил — образовать внешний круг.
7. Ведущий напоминает участникам, что о человеке, который «принес» знак в их общество, известно, что он/она имел(а) до этого сексуальные контакты с ВИЧ-инфицированным и возможно заразился/заразилась ВИЧ. После этого всем получившим знак предлагается пройти тестирование на ВИЧ.
8. Ведущий объясняет участникам внутреннего круга, что они могут как согласиться, так и отказаться от прохождения теста. Почему тот или иной человек принял то или иное решение? После чего тех, кто отказался пройти тест, ведущий просит выйти на время из игры и расположиться за внешним кругом. Эти участники могут вернуться в игру, если до окончания игры они решат пройти тест.
9. Ведущий просит всех, кто согласился пройти тестирование, представить себе, как они приходят в поликлинику, СПИД-центр или анонимный кабинет тестирования. Как они ждут своей очереди, разглядывая плакаты и информационные листки на стенах. Как они входят в кабинет. Как медсестра перетягивает им руку жгутом. Вводит иглу в вену. Набирает кровь в шприц. Вынимает иглу и прикладывает к месту прокола смоченную спиртом ватку. Как они прижимают руку, чтобы ватка не упала и выходят из кабинета. Дверь за ними закрывается.
После рассказа ведущего тем, кто решил пройти тестирование наблюдатель раздает карточки с результатом. При этом нельзя предлагать участникам самим вытащить карточки из коробки или другого аналога шляпы.
10. Ведущий спрашивает получивших карточки участников, какой результат они хотели бы получить и почему именно такой?
11. Ведущий просит участников, получивших карточки посмотреть свой результат. (Вариант: ведущий просит участников, получивших карточки, по очереди подойти к нему, взять у человека карточку и объявить ему/ей результат.) После чего ведущий просит всех, у кого оказался отрицательный результат, выйти из середины и встать во внешний круг, а всех с положительным и сомнительным результатом — остаться внутри.
12. Ведущий спрашивает тех, кто вышел во внешний круг, что они думают/чувствуют по поводу только что случившегося с ними и что они думают/чувствуют по отношению к тем, кто остался во внутреннем круге.
13. Ведущий предлагает тем, у кого в карточке был сомнительный результат, пройти еще один тест, чтобы уже наверняка знать, инфицированы они или нет. Прежде чем раздать карточки согласным на повторное тестирование и попросить отказавшихся пройти тест — выйти из игры, ведущий спрашивает участников, чем вызвано их решение пройти тест, отказаться от теста. После того как участники выскажутся, тем, кто согласится пройти повторный тест, наблюдатель выдает еще по одной карточке, а тем, кто отказался — предлагается, как ранее, выйти из игры до того момента, когда они захотят пройти тест.
14. После того как во внутреннем круге не останется сомнительных результатов, ведущий спрашивает участников, оставшихся во внутреннем круге, что они чувствуют/думают в отношении случившегося с ними и поменяют ли они что-то в своей жизни в связи с тем, что выяснилось, что они инфицированы ВИЧ. Следующий вопрос к участникам, оставшимся во внутреннем круге, — что они думают/чувствуют по отношению к участникам, находящимся во внешнем круге.
15. Ведущий спрашивает участников, оказавшихся во внутреннем кругу: для кого первый же контакт оказался «заразным»; кто из них вступил больше чем в три контакта и зачем?
16. Ведущий просит всех участников встать в один круг и закрыть глаза. Ведущий проходит вокруг и, касаясь спины каждого из участников говорит, что все, что сейчас произошло, уже много раз происходило и, к несчастью, произойдет еще не раз. Но все-таки сейчас участники и ведущий играли. Это была игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для классного часа в 10-11 классах о наркомании и СПИДе
презентация для классного часа в старших классах по теме "Наркомания и СПИД", предварительно необходимо провести анкетирование обучающихся для корреции диаграмм в слайдах....
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...
«НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ»
Урок по ОБЖ для обучающихся 2 курса...
Участие в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и м
«Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи». ...
Презентация для проведения классного часа: Профилактика наркомании и СПИДа.
Данная презентация может быть мспользована при проведении классного часа для школьников и студентов...
Программа "Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе".
Программа Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе....
Мероприятие по профилактике наркомании «Наркомания или счастливое будущее?»
ГБОУ СОШ №152 Красногвардейский район Санкт-Петербург Мероприятие по профилактике наркомании«Наркомания или счастливое будущее?»...