Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях перехода на ФГОС
учебно-методический материал по психологии (5 класс) на тему

сопровождение учащихся пятых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pps_15.10.15.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог – психолог Шамрай А.В. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях перехода на ФГОС

Слайд 2

В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО)

Слайд 3

ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Слайд 4

Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС можно считать два нормативно-правовых документа:

Слайд 5

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.

Слайд 6

2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.

Слайд 7

Для педагога - психолога системообразующей целью деятельности является создание психолого -педагогических условий реализации образовательной программы .

Слайд 8

Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Слайд 9

Основной этап преемственности: Адаптация учащихся к системному обучению и переходу в среднее звено.

Слайд 10

Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации .

Слайд 11

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Слайд 12

Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

Слайд 13

Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации пятиклассников в условиях перехода на ФГОС

Слайд 14

Кризис - временно усиливающиеся уязвимости и одновременно возрастание потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфические возможности для реализации этой энергии. Э. Эриксон

Слайд 15

Структура возрастного кризиса Фазы кризиса Содержание фазы Предкритическая фаза Возникновение противоречий между средой и отношением человека к среде, открытие человеком неполноты реальной формы, в которой он живет. Фаза собственно кризиса: 1 этап 2 этап 3 этап Нарастание и обострение противоречий, кульминация кризиса, осуществление субъективации через посредство пробы: – попытка реализовать общие представления об идеальной форме в реальной жизненной ситуации; – конфликт, в результате которого выясняется невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь; – рефлексия, интериоризация конфликта между желаемым и реальным. Посткритическая фаза Создание новой социальной ситуации развития; принятие новых форм культурной трансляции идеальной формы (новой ведущей деятельности).

Слайд 16

Внутренние изменение пятиклассника чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка ; негативизм моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Слайд 17

Внешние изменения в жизни 5-классников: НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЙ РЕЖИМ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА

Слайд 18

В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи: совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам; знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни; создавать условия для снижения тревожности.

Слайд 19

Виды работ психологического сопровождения с введением новых стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, психологическое просвещение и экспертизу.

Слайд 20

. Для того чтобы отслеживать мотивацию и тревожность, а также продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД нужен мониторинг и диагностическое сопровождение адаптации.

Слайд 21

Психологическая диагностика - направленная на выявление особенностей статуса пятиклассников, определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене школы.

Слайд 22

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального развития.

Слайд 23

Программа диагностики готовности предполагает изучение: работоспособности; характеристик интеллектуального развития ребенка, в том числе уровня понятийного мышления; степени самостоятельности в учебной деятельности; мотивации учебной деятельности; самооценки и уровня притязаний; тревожности в качестве обобщенного показателя эмоционального благополучия ребенка.

Слайд 24

Диагностическое обследование готовности пятиклассников к обучению в среднем звене ГИТ Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др. Тест Тулуз-Пьерона Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность).

Слайд 25

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Лускановой Н.Г . Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов: положительная школьная мотивация, внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию . Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В.Репкиной Методика предназначена для оценки педагогами уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля.

Слайд 26

Э. М. Александровская, Ст. Громбах Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) Оценивает критерии эффективности учебной деятельности. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер

Слайд 27

уровень высокий средний полож.отн низкий негатив.отн. 4 класс 1-ое полугодие 12% 22% 44% 22% ------ 2-ое полугодие 15% 22% 40% 18% 5% 5 класс 1-ое полугодие 14% 23% 42% 21% ------

Слайд 28

Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: а) измерение степени сплочённости – разобщённости в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами. КЛАСС: 5 б Дата обследования: 23.09.15г. Классный руководитель: Ермакова И.А. 1 круг – это так называемая «зона звёзд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов ( 5-6 выборов). (Федорова Алена-12 выборов, Еремина Дарья -10 выборов, Ермаков Данил- 7 выборов, Медведев Павел- 7 выборов). 2 круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднегопоказателя (3-4 выборов). (Баглай Иван - 5 выборов, Савин Николай- 5 выборов, Панова Варвара - 5 выборов, Ужокина Елизавета- 5 выборов, Форафонова Кристина - 5 выборов, Арсентьев Никита- 3 выбора, Иванов Антон - 3 выбора, Синицына Анна - 3 выбора, Степанова Елена - 3 выбора). 3 круг – зона пренебрегаемых, (1-2 выбора). (Ермолова Альбина -2 выбора, Петрова Дарья -2 выбора , Сюсюкалова Полина-2 выбора, Ткачева Юлия -2 выбора , Колестру Екатерина -2 выбора, Чижиков Дмитрий-2 выбора, Литвинов Алексей-2 выбора, Мыськов Никита-2 выбора, Одинцов Даниил-2 выбора, Соколова Алена -1 выбор, Сергеев Никита -1 выбор). 4 круг – зона изолированных, это те, которые не поучили ни одного очка (Васильева Полина, Чернышов Олег, Савенкова Лиана , Воронкова Ирина )

Слайд 29

Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации и психологу

Слайд 30

Схема психологического мониторинга Познавательные Регулятивные Личностные Коммуника тивные Методика ГИТ Методика сформированности компонентов учебной деятельности (Резапкина-Заика) Анализ процесса выполнения проекта или учебного исследования Уровень развития учебной и познавательной мотивации Лусканова. Уровень самооценки подростка Дембо-Рубинштейн Анализ взаимодействия подростков в групповой работе на уроках и внеурочной деятельности Социометрия

Слайд 31

Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять…

Слайд 32

Результаты психодиагностического обследования позволяют: определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне; определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного); сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене; выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ; провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Слайд 33

Консультирование в рамках сопровождения 5 класса в условиях ФГОС Консультирование проводится по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей. С педагогами – по отдельным проблемам школьной дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения.

Слайд 34

Коррекционно - развивающая работа с 5 классом в процессе адаптации в условиях перехода на ФГОС. Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с учащимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.

Слайд 35

Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психологического сопровождения первоклассников в условиях перехода на ФГОС

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Технологии формирования и измерения указанных компетенций должны ста...

Психологическое сопровождение учащихся в условиях обучения в лицее

Система психолого-педагогическго сопровождения как комплексная  и динамичная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...

«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...