Стиль воспитания (глазами родителей)
тест по психологии на тему

Елисеева Дарья Николаевна

Опросник направлен на выявление стиля воспитания (глазами родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stil_vospitaniya_glazami_roditeley.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.____________________________________________

Возраст___________________________________________

Группа ___________________________________________

Дата _____________________________________________

ИНСТРУКЦИЯ. Прочитайте каждое из приведенных ниже суждений и выделите соответствующую букву слева в зависимости от того, как Вы оцениваете отношения с Вашим ребенком, складывающиеся в прошлом и в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает с каверзными вопросами:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал — и так голова раскалывается, дела срочные, а здесь еще ребенок со своими проблемами;

б) ответите кратко и просто, пускай и неправильно —  не надо ко мне приставать с глупостями;

в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений — ребенок важнее, тем более что общение с ним доставляет удовольствие.

2.  Ребенок взял какую-то Вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: Вы сами положили вещь в непривычное место.

а) Вы промолчите, чтобы не уронить своего авторитета — даже если я и ошибаюсь, то все равно по большей части верно его наказываю, будет знать, чего нельзя делать;

б) главное, что вещь нашлась — больше тут и обсуждать нечего, и так сойдет;

в) справедливость должна восторжествовать — Вы откровенно извинитесь перед ребенком, объяснив, что зря оскорбили его неверием — ведь и взрослые не всегда бывают правы.

3. Когда ребенок был маленьким, если он заявлял, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с Вами за праздничным столом.

а) это абсолютно исключено — маленькие дети должны ночью спать — это не обсуждается, не смотря ни на какие слезы и обиды на Вас;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил, тем более все равно заснет около 12 ночи — это не страшно;

в) вы постараетесь ласково и нежно переубедить его, сославшись, например, на то, что Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые сладко спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры и неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и бурно расплакался.

а) в сердцах дадите ему подзатыльник — Вот тебе за «помощь», и нечего плакать — сам виноват!

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи — пусть каждый занимается своим делом;

в) глубоко вздыхаете, про себя улыбаетесь, вспоминая свое детство, обрабатываете ранку, целуете и успокаиваете ребенка, вместе убираете осколки; вместе ищете телефон мастерской, которая сможет склеить осколки; показываете свое отношение помощнику — Вы расстроены, ему  следует в будущем быть осторожнее.

5. Ребенок произнес ругательство. Выяснилось, что он услышал его во дворе.

а) сквернословие надо прекратить в зародыше! Ничего толком не объясняя малышу, Вы тут же наказываете его и думаете, как бы от этого впредь его оградить;

б) подумаешь! Все мы знаем эти слова — не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций спокойно, по-деловому объясните, что услышанное вам откровенно неприятно — никто в Вашей семье так не говорит и малышу стоит учиться отличать приличные слова от неприличных.

6. В детских играх и представлениях ваш ребенок заметно проигрывал в сравнении со сверстниками.      

а) необходимы интенсивные развивающие занятия, иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть — Вы срочно записывали его разом в секцию рукопашного боя, бокса, бального танца, верховой, езды, стрельбы из пневматического пистолета:

б) все равно он самый хороший, а других нагонит — всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества — надо постараться их развить, только спокойно и без нервов.

7. Соседи жалуются, что встречи Вашего ребенка с друзьями (у Вас дома) доставляют им беспокойство.

а) Вы чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться — виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от малыша полной тишины?  Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину, а в разгар очередной бурной игры спокойно «гасите» до среднего уровня активность ребенка, напомнив, что не всем нравится шум.

8. Ваш ребенок в детстве готов был часами сидеть перед телеэкраном.

а) Вы тщательно рецензировали телепрограмму и выбирали передачи, которые позволено смотреть ему;

б) когда ребенок сидит перед телевизором, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства — конечно, если Вы заметите, что показывают нечто неподходящее, то выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные передачи и развлекательные телевизионные игры — надо только соблюдать меру; если ребенок склонен ее превышать, то надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину.

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить — сами Вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастья;

б) мальчишку, конечно, жалко — но, слава богу, это не  Ваш ребенок!

в) Вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице — только без нравоучений, а лучше — в спокойной, доверительной атмосфере.

10. Ваш ребенок заявлял, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду.

а) Вы постараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно, и лучше выбрать себе другую профессию;

б) Вы никак не будете реагировать — ведь эти детские желания так переменчивы;

в) Вы затеете игру в детский сад — причем ребенок может взять на себя роль воспитателя, Вы же согласны и на роль ребенка.

11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка.

а) Вы тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

б) зато Вы своему купили модную обновку!

в) интересуетесь, как удалось добиться успехов, и насколько они реальны — в случае, если Вам это нравится, то на данных положительных примерах полезно поучиться.

12. Считается, что телесные наказания недопустимы. Ваше мнение?

а) шлепок или подзатыльник — это не телесное наказание, иногда такая мера даже полезна;

б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам, но чаще ограничиваетесь иными методами;

в) ударить слабого — это унижение для сильного; Вы никогда не станете так унижаться.

Подсчитайте набранные баллы:

            «а»       «б»         «в»

1            1           2              3

2            1           2             3            

3            1           2             3

4            1           2             3

5            1           2             3

6            1           2             3

7            1           2             3

8            1           2             3

9            1           2             3

10          1           2             3

11          1           2             3

12          1           2             3

Подведём итог:

  • От  0  до  12 баллов. Ваш стиль воспитания можно назвать авторитарным. Скорее всего, у вас даже не стиль воспитания, а муштра. Только подумайте, можно ли своего ребенка считать солдатом? Человек, которого в детстве не целовали, которому не говорили, что его любят, о котором не заботились нежно и искренне, может стать довольно ущербным членом общества. Вы всему знаете цену, иногда даже слишком и при случае бравируете этим; любите порядок, доводя это свое качество до всеобщего унижения своей воле – того же ждете и от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Только поймите: его жизнь – это только его жизнь. И ваши неосуществимые мечты превращаются в проекции, с точки зрения которых, вы и оцениваете ребенка, подчас очень неправильно. В любом воспитании должно быть 80% демократии и только 20% авторитаризма – у вас все наоборот, что положительных результатов принести не может в принципе. Малыш действительно в первые свои годы нуждается в постоянном руководстве, но только не стоит переусердствовать по части строгости – ведь это ребенок, который все чувствует и понимает, многое на уровне подсознания, но ведь понимает! Проявите достаточно гибкости по мере взросления ребенка – сегодня он послушен и демонстрирует кое - какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных действий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет подлинной самостоятельности и инициативности. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант вашей. Почитайте обязательно возрастную психологию по этому поводу.
  • От  12  до  24 баллов. Ваш стиль воспитания можно назвать либерально – попустительским. На первых годах жизни ребенка это абсолютно противопоказано в той форме и в том виде, в котором вы это решительно практикуете. Складывается впечатление, что ребенок вам не сильно интересен, либо у вас его еще нет. В первом случае все довольно печально, так как заброшенные дети, впрочем, как и неправильно воспитываемые, - это потерянные дети, с ними довольно сложно будет и дальше. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Но это неправильно и даже вредно: его проблемами вы все равно должны заниматься, как бы это ни было трудно – все же ваш ребенок. Задумайтесь, достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам, ему очень необходима ваша помощь, понимание и поддержка. Если есть колебания, то постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка и добивайтесь этого последовательно, иначе благая цель не будет достигнута.
  • От 25  до  36 баллов. В вашей семье принят демократический стиль воспитания. Все правильно – в любом воспитании должно быть 80% демократии и только 20% авторитаризма. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность, содействуете ей в саморазвитии и актуализации. Правда о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно: ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. И это руководство должно быть нежным и понимающим, с учетом возрастных проблем – почитайте обязательно возрастную психологию по этому поводу. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"Работа с родителями - Анкеты для родителей Автор: Рябова Т.Н.10.11.2012Анкета для родителей "Школа глазами родителей"  Вопросы Да Нет Не совсем 1. ...

Материал для родителей"Стили воспитания и их влияние на личность ребенка"

Данный материал освещает различные типы воспитания детей: гиперопека и сверхконтроль, гипоопека, адекватный стиль воспитания. Автор показывает, как тот или иной тип воспитания формирует личностные чер...

Методическая разработка по теме: "Стили воспитания детей" (беседа с родителями)

В данной методической разработке представлены основные принципы наиболее распространенных в современной педагогике классификаций отношений "Родитель-ребенок". Тест-игра позволяет прояснить некоторые а...

Консультация для родителей " Стили воспитания"

Консультация для родителей " Стили воспитания"...

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей...

Тестирование родителей на родительском собрании «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»

Цель: формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье....