Тренинг для педагогов "Командообразования"
методическая разработка по психологии на тему
Среди педагогов ведётся педгостинная, в январе по теме "Командообразования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В форме имитационной игры педагогам предлагается работать в разных командах | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
31.03.15
Имитационная игра на командообразование
Упражнения на командообразование необходимы, когда требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.
Представленный ниже тренинг командообразования, рассчитанная на___ часов, призван решить следующие задачи:
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в команде;
- освоить навыки обратной связи;
- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
- научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
• получить удовольствие от совместной работы.
Если тренинг проводить в полном объёме, тогда будут рассмотрены следующие темы, имеющих отношение к командообразованию: «Общие принципы командной работы»; «Эффективное общение в команде. Обратная связь»; «Роли в нашей команде» и «Решение проблем и принятие решений в команде».
Упражнение «Идём в поход» (деление на команды)
Например, 3 – команды, 3 ведущих
Ведущие встают перед народом и по очереди говорят
- Здравствуйте, меня зовут Надежда, я иду в поход и беру с собой ножницы , кто со мной? Кто-то из народа должен ответить так же: здравствуйте меня зовут Катерина, я иду в поход и беру с собой кошку. И ведущий берёт к себе его. Хорошо я беру тебя в поход.
- Здравствуйте, меня зовут Светлана, я иду в поход и беру с собой свечку. Кто со мной? Если представитель не понял, что предмет или животное начинается с той же буквы, с какой начинается имя. Ведущий отвечает: «Прости меня, в этот раз я не могу тебя взять с собой, надеюсь в следующий получится.»
- Здравствуйте, меня зовут Наташа, я иду в поход иберу с собой ножик, нитки. Кто со мной?
Если не догадались, необходимо написать на доске и подчеркнуть букву.
Упражнение «Кто быстрее»
Работа по командам, выигрывает та команда кто быстрее сообразит как сделать.
Без слов, задействовать всех игроков, составить фигуры:
Буквы А,Н,Ш, цифры 3,5,9
Птичий косяк
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Лидер кто?
Упражнение «Серпантин, клубок, спираль»
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе, почувствовать тепло каждого участника, энергию, совместные действия. Определиться по ролям. Лидер кто?
Работа в группе: Объединить группы через одного человека, создать общую.
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки, повернуть на право, согнуть колени и повернуть на лево, пройти с согнутыми коленями 3 шага к окну, обратно, выпрямится.
Расходятся по командам, после расчёта на 1,2 с начала и с конца попеременно, начиная с 2-го участника, создаются 2-е команды, которые расходятся и садятся по командам.
Обсуждение:
- Как вы себя чувствуете?
- Что вас удивило?
- Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
- Какую роль выполнял в общей команде
- Было приятно или нет, почему? Кто мешал в работе?
- Что вы еще хотели бы сказать?
Упражнение «Составить командный рассказ» (2 команды)
1 шаг Записать на доске общаясь со всеми
10 существительных
10 прилагательных
10 глаголов
10 наречий
2 шаг
Работа по группам. Составить рассказ от команды и зачитать его всем. Оценить 1-2 рассказы.
Вопросы для обсуждения
- Обсудить почему выбрали именно эту тему, кто быть более активным в команде??
- Какую роль выполняли?
Упражнение «Представь фразу команды»
Работа по группам. Каждая группа получает раздаточный материал
1 шаг В конверте положены разрезанные фразы необходимо, обсудить в команде какая фраза собирается как она будет звучать, если вся команда согласна, тогда необходимо используя разрезанные слова, газету необходимо приклеить на половину ватмана и представить свою фразу всем, при необходимость добавить знаки препинание. Составить плакат, логин, флаер (Флаер - это небольшое по формату, красочно оформленное листовое изделие, содержащее рекламно-информационные материалы. Флаер - это небольшое по формату, красочно оформленное листовое изделие, содержащее рекламно-информационные материалы.) для команды.
создаем будущее вместе мы единая команда
Склеиваем 2-е половинки, для общей картины.
2 шаг Проективный рисуночная картина «Картина команды»
В тренинге нарисовать свою команду так, чтобы в рисунке был обозначен каждый из присутствующих. Кисти готовы, краска тоже, только одно условие разговаривать нельзя, не произнеся ни единого слова, используя мимику, жесты тоже нельзя, создать картину общей команды. Можно использовать все символы, ассоциативные ряды, эмоции, роли.
При качественном анализе рисунков можно смотреть как когнитивные, так и эмоциональные моменты динамики группы и состояний каждого из участников тренинга. Обращается внимание на следующие компоненты рисунка: интерпретация рисуночной символики.
Общее обсуждение:
- Вызвало ли у вас затруднение, когда узнали что говорить, обсуждать нельзя?
- По каким признакам определили, что и как рисовать?
- Был ли виден лидер общей команды? (в следующем упражнении он будет сторонним наблюдателем, оценщиком)
Упражнение, деловая имитационная игра «Башня из бумаги»
- Имитационная, деловая игра «Башня из бумаги»
Цель: Отработать навыки работы в команде и схемы командного взаимодействия.
Выявить роли участников команды.
Способствовать сплочению команды.
Помочь снять напряжение.
Мотивировать участников к совместной деятельности.
Время и варианты: До трех часов. Можно изменить (сократить или увеличить) время, данное командам на обдумывание в зависимости от условий проведения тренинга: будет ли вестись видеозапись, или проводиться построение башни одновременно всеми командами.
Инструментарий: Ручки или карандаши для участников, секундомер или часы с секундной стрелкой, раздаточные материалы для участников, несколько пачек бумаги по 5;20 листов формата А4, рулетка. Дополнительно: флипчарт, видеокамера.
Содержание:
Участники делятся на несколько команд (2). Каждой команде выдается раздаточный материал с инструкциями, ватман и 5 листов бумаги формата А4. Тренер дает участникам следующую инструкцию:
«Вам необходимо построить башню (здание) не менее 35 см из бумаги, ватмана с максимальной эффективностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и подготовку к работе вам дается 15 минут. Во время обсуждения и для экспериментов можно использовать каждый лист бумаги только один раз, то есть если лист бумаги каким-то образом согнут для пробы, то для следующих экспериментов и непосредственно для построения здания вы должны брать новые листы. В вашем распоряжении только полученные командой 10 листов бумаги. Командам дается на построение башни максимум 20 минут. Построенная башня (здание) после её представления командой, измерения экспертами должна простоять не меньше 5 минут».
1 шаг Засекается время начала обсуждения. Через 15 минут обсуждение прекращается. Все команды сдают полученные инструкции и листы бумаги, использованные для моделирования вариантов строительства. Если команда досрочно готова, поднимает руку и оповещает тренера. В данном случае команда приступает к строительству, имея дополнительное время.
2 шаг Команды начинают по очереди строить башню из бумаги. Порядок выступления команд определяется жеребьевкой. (по мере готовности) Командам дается на построение башни максимум 20 минут. Перед началом выполнения задания команда откладывает в сторону какие бы то ни было записи и инструкции, бумага складывается в одну пачку в обычных листах (не в заготовках) в центре комнаты (но не распределяется между участниками команды). Команда начинает строить башню по команде тренера, который засекает время и следит за выполнением задания. Во время работы команды участникам других команд запрещается продолжать обсуждение предстоящего строительства. После построения башни члены команды должны четко рапортовать тренеру (через эксперта, стороннего наблюдателя) об окончании строительства. Тренер отмечает время окончания строительства и засекает 5 минуту, которую должна простоять башня, чтобы задание считалось выполненным. После окончания данной контрольной 5 мин тренер (эксперт) производит замер высоты башни. Затем башню строит следующая команда, и процедура полностью повторяется и т.д.
После окончания выступления последней команды проводится разбор выступления каждой команды по очереди, а также структурированное групповое обсуждение по приведенным ниже вопросам.
ОБСУЖДЕНИЕ (группой после представления здания)
- Как проходило обсуждение выполнения задания?
- Как распределились роли в команде?
- Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
- Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
- Что помогало при выполнении задания?
- Что мешало?
- Как бы вы действовали сейчас?
- Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
- Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
Время
15 минут (для обдумывания) и 20 минут для строительства башни. 35 минут
Ресурсы
ВАТМАН. Ножницы, клей, линейка, карандаш. Лист ватмана, 10 листов бумаги. Дополнительные листы блоками по 5 шт. (всего не более 20 листов) могут быть получены у тренера по требованию представителя команды.
Ограничения
Никакой другой материал, кроме того, который распространяется тренером, не может быть использован. Стоимость всех взятых листов зачисляется на счет команды независимо от того, были они использованы или нет.
Материал можно использовать только один раз. Если во время подготовительной стадии какие-либо листы были использованы (для моделирования вариантов строительства), они не могут быть использованы ни для строительства, ни для других пробных попыток.
Изготовление заготовок не допускается. В момент начала строительства никаких сгибов на листах бумаги быть не должно.
Тренер отвечает за замер времени, затраченного на постройку башни и определение результатов. Строительство начинается по команде тренера независимо от того, готова команда или нет. По завершении строительства необходимо громко и четко проинформировать об этом тренера.
Высота башни измеряется от поверхности, на которой она установлена.
Башня должна быть построена без дополнительной опоры и способна простоять хотя бы 5 минут после окончания строительства.
Параметры эффективности (каким образом использовался раздаточный материал)
АЛГОРИТМ
- Прочитать задание (инструкцию)
- Обсудить идеи, выбрать одну
- Распределить роли
- Определится со стратегией работы
- Построить башню по выбранному макету (идеей)
- Выбрать выступающего (выступающих)
- Презентовать (групповую работу)
ЗАДАНИЕ (ИНСТРУКЦИЯ)
«Вам необходимо построить башню (здание) не менее 35 см из бумаги, ватмана с максимальной эффективностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и подготовку к работе вам дается 15 минут. Во время обсуждения и для экспериментов можно использовать каждый лист бумаги только один раз, то есть если лист бумаги каким-то образом согнут для пробы, то для следующих экспериментов и непосредственно для построения здания вы должны брать новые листы. В вашем распоряжении только полученные командой 10 листов бумаги. Командам дается на построение башни максимум 20 минут. Построенная башня (здание) после её представления командой, измерениями экспертами, должна простоять не меньше 5 минут».
КРИТЕРИИ
- Устойчивость (5 мин)
- Оригинальность
- Высота
- Эстетичность (презентация: с какой целью было построено это здание)
- Временной ресурс (выдержано время 20 мин)
- Количество материала, использованного для строительства ( его эффективность, как использовался материал)
- Чистота рабочего места
ВОПРОСЫ (группе после выполнения)
- Как проходило обсуждение выполнения задания?
- Как распределились роли в команде?
- Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
- Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
- Что помогало при выполнении задания?
- Что мешало?
- Как бы вы действовали сейчас?
- Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
- Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
ВОПРОСЫ (эксперту)
- Как проходило обсуждение выполнения задания?
- Как распределились роли в команде?
- Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
- Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
- Что помогало при выполнении задания?
- Что мешало?
- Как бы вы действовали сейчас?
- Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
- Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
- Выполняет роль «держателя времени»
- ОЦЕНИТЬ по критериям
Упражнение «Дерево»
На листочках написать Ф.И. нарисовать смайлик соответствующий настроению. Всё это развесить на представленное дерево.
Финальная Притча «Всё в твоих руках»
1.Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
2.Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!
3 Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
“Всё в твоих руках”
Приглашение к чаю в столовую, пройдёт чаепитие.
2 ведущих приглашают попить чай в столовой. Перед трудной рабочей четвертью, наполнить себя энергией.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как распределились роли в команде?
2 . Что мешало?
3. Как бы вы действовали сейчас?
4. Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
5. Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Девять командных ролей (по Джону Максвеелу) | РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ |
Генератор идей | ЛИДЕР |
Исследователь ресурсов | ПАССИВНЫЙ УЧАСТНИК |
Координатор | ДЕРЖАТЕЛЬ ВРЕМЕНИ |
Организатор | НАБЛЮДАТЕЛЬ-ОЦЕНЩИК |
Оценщик | ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ |
"Рабочий" команды | ИСПОЛНИТЕЛЬ |
Реализатор | АНАЛИТИК-СТРАТЕГ |
Завершитель | ПАССИВНЫЙ УЧАСТНИК |
Специалист | ОТРИЦАТЕЛЬ, ОДИНОЧКА |
создаём будущее вместе мы единая команда
создаём будущее вместе мы единая команда
АЛГОРИТМ
- Прочитать задание (инструкцию)
- Обсудить идеи, выбрать одну
- Распределить роли
- Определится со стратегией работы
- Построить башню по выбранному макету (идеей)
- Выбрать выступающего (выступающих)
- Презентовать (групповую работу)
ЗАДАНИЕ (ИНСТРУКЦИЯ)
«Вам необходимо построить башню (здание) не менее 35 см из бумаги, ватмана с максимальной эффективностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и подготовку к работе вам дается 15 минут. Во время обсуждения и для экспериментов можно использовать каждый лист бумаги только один раз, то есть если лист бумаги каким-то образом согнут для пробы, то для следующих экспериментов и непосредственно для построения здания вы должны брать новые листы. В вашем распоряжении только полученные командой 10 листов бумаги. Командам дается на построение башни максимум 20 минут. Построенная башня (здание) после её представления командой, измерениями экспертами, должна простоять не меньше 5 минут».
КРИТЕРИИ
- Устойчивость (5 мин)
- Оригинальность
- Высота
- Эстетичность (презентация: с какой целью было построено это здание)
- Временной ресурс (выдержано время 20 мин)
- Количество материала, использованного для строительства ( его эффективность, как использовался материал)
- Чистота рабочего места
ВОПРОСЫ (группе после выполнения)
- Как проходило обсуждение выполнения задания?
- Как распределились роли в команде?
- Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
- Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
- Что помогало при выполнении задания?
- Что мешало?
- Как бы вы действовали сейчас?
- Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
- Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
ВОПРОСЫ (эксперту)
- Как проходило обсуждение выполнения задания?
- Как распределились роли в команде?
- Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
- Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
- Что помогало при выполнении задания?
- Что мешало?
- Как бы вы действовали сейчас?
- Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
- Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
- Выполняет роль «держателя времени»
- ОЦЕНИТЬ по критериям
Организационный проект
имитационной игры педагогов и педагогов-психологов.
Дата проведения: 31.03.2015г.
Место проведения: МАОУ Казанцевская СОШ
Время проведения: 10.00 – 12.30
Педагоги - психологи: Савинкова Н.Н.
Тема: Имитационная игра для командообразования
Предназначение работы: Представленный ниже тренинг командообразования, рассчитанная на___ часов, призван решить следующие задачи:
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в команде;
- освоить навыки обратной связи;
- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
- научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
• получить удовольствие от совместной работы
10.00 -10.20ч Упражнение «Идём в поход» (деление на команды)
Отв. Савинкова Н.Н.
Борисова Н.Н.
10.20 – 10.30 Упражнение «Кто быстрее»
Отв. Савинкова Н.Н.
10.30 – 10.40 Упражнение «Серпантин, клубок, спираль»
Отв. Борисова Н.Н.
10.40 – 10.55 Упражнение «Составить командный рассказ» (2 команды)
Отв. Савинкова Н.Н.
10.55 – 11.10 Упражнение «Представь фразу команды»
Отв. Борисова Н.Н.
11.10 – 11.45 Упражнение «Башня»
Отв. Борисова Н.Н.
11.45 – 11.55 Упражнение «Дерево»
Отв. Савинкова Н.Н.
11.55 – 12.00 Притча «Всё в ваших руках»
Отв. Борисова Н.Н.
12.00 Приглашение к чаю (чаепитие)
Отв. Савинкова Н.Н.
Борисова Н.Н.
Рефлексия “Мне сегодня...”
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?
Упражнение «Аплодисменты» (ритуал прощания).
Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов с элементами тренинга.
Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...