Циркулярные шаблоны в работе психолога
картотека по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Материалы: циркулярные шаблоны (Копытин А.И., Чернышов А.), различные изобразительные средства, текстиль, фурнитура, вырезки из журналов, пластилин, дерево, фольга, металл, различные природные материалы, ракушки, камни, песок.

Ведущий говорит, что существует множество способов выразить свои мысли, чувства и идеи:

•  посредством символов;

•  предметного изображения;

•  различных форм, цветов и текстуры

Ведущий говорит о том, что сегодня мы будем выражать свои чувства, мысли и идеи с помощью  техники работы с циркулярными шаблонами.

Ведущий предлагает выбрать учащимся циркулярный шаблон, подходящий к их ассоциациям с темой“Как я сдаю ЕГЭ”. Цель: формирование рефлексии скрытых (негативных) эмоций. После этого необходимо заполнить внутреннее пространство шаблонов, пользуясь различными изобразительными материалами (по выбору) – красками, карандашами, маркерами, пастелью, пластилином, тканью, вырезками из журналов.

После того как работы будут выполнены, необходимо, чтобы ученики с помощью скотча или магнитов разместили их на доске или стене. Затем, каждый из учащихся должен прокомментировать свой рисунок (начинает любой желающий, затем продолжают по порядку по часовой стрелке). В своих вопросах-уточнениях к авторам рисунков психолог старается прояснить, какие чувства, эмоции они пытались выразить. 

На следующем этапе учащиеся должны изобразить то, как они готовятся к ЕГЭ. Ведущий снова предлагает участникам выбрать подходящий для них шаблон на тему «Как я готовлюсь к ЕГЭ». Это могут быть эмоции, чувства или просто образ. Цель этого упражнения: сформировать активную ученическую позицию к подготовке к ЕГЭ и обменяться опытом.

Готовые рисунки также размещаются на доске (стене) и обсуждаются всем коллективом. На этом этапе можно организовать некоторое подобие “мозгового штурма”, который в итоге должен привести к созданию копилки способов (рецептов) подготовки к ЕГЭ. В процессе обсуждения педагог старается перевести негативные эмоции учащихся, выраженные в первом рисунке (если таковые имели место), в конструктивные. Для решения данной проблемы необходимо найти позитивные образы (ресурсные места) в рисунке и тем самым стимулировать учеников к активной позиции в подготовке к ЕГЭ.

Тема третьей работы -  “Я успешно сдал ЕГЭ”. Цель этого упражнения – создание позитивного образа, ощущения того, что это препятствие преодолимо, самосознание цели сдачи ЕГЭ. Ведущий предлагает выбрать еще один шаблон, подходящий к данной теме. На этом этапе ведущий просит учащихся разместить на доске (стене) все три созданных ими в ходе урока рисунка и составить краткий рассказ о своих переживаниях при подготовке к ЕГЭ, в период его сдачи и о своей радости от того, что аттестация прошла успешно. Школьники по очереди рассказывают о своих рисунках, прогнозируя, по сути, программу успешной сдачи ЕГЭ. Для учеников составление рассказа является крайне увлекательным и позитивным упражнением. Далее обсуждается по очереди, какие чувства испытывают учащиеся по поводу своей истории о позитивном образе человека, успешно сдавшего ЕГЭ. Чувствуете усталость? Не можете справиться с депрессией? Обрести
внутреннюю гармонию поможет рисование разноцветного круга. Это искусство доступно каждому. Возьмите карандаши, краски, бумагу и нарисуйте свою проблему!

 О магической силе окружности люди знали с глубокой древности. Жрецы культа Вуду чертили на земле защитные круги, дервиши кружились в трансовом танце, славяне водили хороводы вокруг огня. 
Изображение круга распространено в буддизме: его рисуют на бумаге или асфальте, расписывают всевозможными узорами. Такой круг называют «мандала» (так на санскрите звучит слово «круглый») и
используют для медитации. В психологию понятие мандалы ввел Карл Юнг. Он утверждал: источники света, которые есть в каждом из нас, имеют форму круга. Прикосновение к такому источнику дарит человеку жизненную силу.Создание мандалы – это погружение в мир собственного бессознательного. Здесь важен не результат, а процесс. 
Зеркало вашей души. 
Вам понадобится: лист белой бумаги, тарелка, цветные карандаши,
краски, кисти. 
1. Нарисуйте круг с помощью тарелки: положите ее на лист бумаги и аккуратно обведите карандашом.

 2. Включите легкую музыку, расслабьтесь. Затем начинайте рисовать
внутри круга все, что хочется: узоры, цветные пятна, фигуры и так далее.

 3. Рисуйте спонтанно, не задумываясь об образах и цвете. Пусть
рука сама тянется к краске определенного оттенка и выводит внутри круга линии и формы.

4. Закончив работу, рассмотрите рисунок и задайте себе вопрос:
есть ли в мандале детали, которые оставляют неприятный осадок или вызывают раздражение?

5. Последний этап – гармонизация мандалы. Измените неприятные
элементы: создайте из этих образов новые, дорисовав какие-то детали, или просто закрасьте их. Прислушивайтесь к себе: что вам хочется сделать с этим элементом рисунка? И делайте это! Либо нарисуйте новую мандалу на чистом листе.

В каждой мандале, как в зеркале, отражается состояние вашей
психики в данный момент времени. Если вы полны тревог, сомнений и негативных  эмоций, на рисунке будут доминировать мрачные краски, резкие, раздражающие формы. И наоборот, если момент благоприятный, получится картинка, на которую захочется смотреть, не отрывая глаз. Такую мандалу нужно повесить на стену или положить в сумочку и носить с собой, подпитываясь ее энергией.

О чем Ваш рисунок?

- В центре круга просматриваются блестящие белые блики – вы ощущаете радость,
живете в гармонии с миром, а в вашем сердце обитает любовь.

- Узор в виде паутины, в мандале много пустот, рисунок либо очень бледный, либо совсем темный – вы живете как во сне, в угнетенном состоянии. Но из темноты рождается новое – готовьтесь к переменам. 

- Фон пастельного оттенка, на нем – множество точек, мелких растений…Такая мандала свидетельствует о пассивности – вы теряете индивидуальность. Ваша задача – найти свой путь.

- Лабиринты и спирали появляются на рисунке, когда вы начинаете искать выход и действовать.

- На рисунке четко обозначен центр в виде пятна или направленного
вверх треугольника – вы уверены в себе. Извилистые линии и чистые цвета говорят о начале нового этапа жизни.
- Мандала напоминает мишень, рисунок представляет собой узоры, расходящиеся от центра, - вы агрессивно относитесь к окружающим, мир кажется вам опасным. Осознайте свои страхи – и они исчезнут. 

- Рисунок разделен на две части, в середине – третий объект. Контрастное
сочетание цветов означает борьбу, стремление к самовыражению. 

- Кресты, квадраты, звезды и цветы с четырьмя лепестками – конфликты разрешены, вы испытываете ощущение своей силы и значимости. 
- Лучи, исходящие из центра круга, пятиконечные звезды или цветы с пятью
лепестками – вы осознаете свои желания, действуйте целенаправленно.- Кристаллы, симметричные узоры, начинающиеся в центре. Рисунки
говорят об успешном завершении дела, на которое было положено много сил.
- Крест, колесо – вы стоите на перекрестке жизненных путей. Необходимо наметить новые цели.

- Мандала похожа на пирог или стеганое одеяло. У рисунка нет центра – мир
разваливается на части, вас тяготит ощущение тревоги и потери смысла. 
- Фонтаны, фигуры с распростертыми руками, птицы – духовный подъем и
вдохновение. Центральная точка находиться на вершине, рисунок выходит за
границы круга – символ возрождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _doc_19230.doc46 КБ
Microsoft Office document icon _doc_60267.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ЦВЕТ В МАНДАЛАХ 
Он выражает наши глубинные мысли, чувства, интуицию и даже физические ощущения. Анализируя значение цветов, мы начинаем понимать вести, посылаемые нашим бессознательным. Иногда они могут иметь несколько уровней значения. Каждый раз один и тот же цвет может иметь разное значение, т.е. значения цветов мандал меняются. Интерпретация цветов дается для стимулирования нашего мышления и озарения. Но нет навсегда данных значений цветов, их надо выбирать, прислушиваясь к себе. Каждый раз надо заново на свежую голову начинать ассоциации. Если какие-то ассоциации кажутся полными энергии, их надо использовать. Те, которые кажутся безжизненными, надо откинуть. Чем более ярко представлены цвета – тем с большей полнотой вы включены эмоционально и энергетически в процесс связи с бессознательным. Вначале часто у многих преобладают схематичные, бесцветные мандалы, что говорит о чисто рациональном отношении к бессознательному.

Расположение цветов в мандале 
1. Глядя на мандалу, отметить, какой цвет расположен в центре. Он символизирует самое важное в данный момент.
2. Доминирует ли какой-нибудь определенный цвет в мандале? Значит, этот цвет в данный момент жизни является главным, полностью занимает внимание. Ровное распределение означает, что наша энергия ровно распределена между какими-то объектами, видами нашей жизни.
3. Надо посмотреть на тот цвет, которым обрисован первоначальный круг мандалы. Он является ключом взаимодействия с окружающим миром. Этот круг - граница нашего Эго. Красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый - способность воспитывать других, что важно в отношениях с ними. Остальные цвета - по описанию дальше.
4. Цвета, расположенные в верхней части мандалы, относятся к осознаваемым процессам. В нижней части - указывает на то, что происходит в нашем бессознательном. Посередине - порог между осознаваемым и неосознаваемым содержанием.
5. Те области мандал, где цвет используется очень интенсивно, сильное приложение цвета, является выражением сильной эмоции, связанной с этим цветом.

Едва намеченное наложение цвета показывает нерешительность, сомнение, усталость или печаль.
Простое разглядывание, созерцание мандалы приносит свою пользу. Не стоит выбирать цвета, они все равно определяются динамикой бессознательного.
Выбираемые цвета - прямое выражение нашего внутреннего состояния вне нашего сознания (которые мы не осознаем).

 
Серый цвет
Если в мандале есть серый цвет, то надо спросить себя, получили ли мы озарение, проблеск к. существованию, открылся ли проблеск возможности целостности или мы находим спокойную, безопасную точку, позицию, платформу для разрешения очень трудного, сложного морального вопроса (где мы можем передохнуть на этой срединной позиции). Или необходимо рассмотреть: не отсекаем ли мы свои чувства, испытывая неправильную вину за то, что мы есть такие, какие мы есть, или человек проходит через депрессию, которая является натуральной, естественной стадией на жизненном пути.

Бирюзовый цвет
Бирюзовый цвет появляется в мандале часто тогда, когда человеку необходимо исцеление, надо дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери, которая может угрожать способности Эго функционировать, справляться со всем, заканчивать с прошлое, не страдать от призраков прошлого, покончить с ним. Также это может означать, что психика, душа управляет потоком болезненных воспоминаний. Трудности, связанные с появлением бирюзового в мандалах, означают тенденцию к сопротивлению, подавлению эмоций.


Коричневый цвет
Коричневый указывает на важность корней, очага, дома, компании себе подобных и чувства безопасности.
Предпочтение коричневого цвета предполагает потребность в освобождении чувства безопасности от ситуации, несущей чувства дискомфорта (от болезней, атмосферы конфликта, от проблем), с которой личность не может справиться.
Коричневый в центре мандалы означает, что у человека очень низкая самооценка: он чувствует себя никчемным, не стоящим, грязным.
Появление коричневого цвета в наших мандалах означает послание нашего бессознательного вновь проанализировать старые раны, которые все еще требуют нашего внимания, еще не исцелились и надо их пересмотреть.


Фуксин. Яркий фиолетово-красный цвет
Это новый цвет, который выражает жизненность, возбуждение, неприкаянность, отсутствие покоя. Позитивное значение фуксина: оживленность, живость, способность к концентрации (фокус) и мотивация (которая лежит в основе наших действий).
Негативное значение:
1. потеря связей, чувства взаимоотношения, соотнесенности одних вещей с другими, что может привести к инфляции, раздуванию Эго, которое приписывает себе то, что ему не принадлежит.
2. нетерпение, эгоизм (зацикленность на себя) или потеря концентрации, фокуса в избыточной эмоциональности.
Часто фуксин в мандалах извещает о наступлении периода творчества, продуктивности, производительности, когда мы выходим в мир как индивидуальность.

Персиковый цвет
означает  отзывчивость, ответственность. Это отражение созревания, высвобождение творческого потенциала внутри души.

Розовый цвет
Большое количество розового указывает на появление ранимости, страх быть оставленным, необходимость в защите.  Розовый относится к эмоциональной жизни, жизни чувств: приятие того, что вы - человек, всего человеческого, наслаждение чувствами, возможностями плоти.

Лавандовый, бледно лиловый цвет
Склонность к мистическим переживаниям. Предвестник, знак духовного пробуждения, который может вызвать психологическое возрождение. Если мало красного, это предполагает рассоединение с физическим телом. Зависимость от фантазий, бегство от действительности.

Лилово-фиолетовый цвет
Если фиолетовый меняется на красный - это отделение психологической зависимости от матери. Фиолетовый может появиться вновь, когда мы стремимся отложить, отсрочить отделение от матери или если мы углубляемся в глубокие слои психики. Доминирование фиолетового указывает на опасность шизотипического расстройства, «отлета» от жизни и тела.
Развитие более подлинной, более личной духовности, возрождение нуждается в эмоциональной поддержке. Живое воображение, которое может быть полезно для творческих устремлений, люди, любящие лиловый, фиолетовый цвет обладают способностью возбуждать, притягивать внимание. Это может способствовать завоеванию какого-то особого места в обществе. Слишком большая яркость цвета - это центрированность на себя, оторванность от действительности.

Оранжевый цвет
В мандалах оранжевый цвет выражает трудности с отцом, самоутверждение, гордость, амбицию, честолюбие, обеспокоенность своей силой или отсутствием её, энергичное стремление к чему-то. Идентичность и здоровье самоутверждение, упрямство и упорство. Своевольное использование силы, враждебное отношение к властям, отсутствие самодисциплины. Амбивалентное (двойственное) чувство в отношении к мужеству и эгоцентризм.
В женских мандалах оранжевый говорит об отношении женщины к мужчине. Это привязанность к отцу, отражение великой самооценки, амбиции. Оранжевого цвета многие избегают с упорным постоянством, очевидно потому, что они ощущают мощь, власть. Этот цвет связан с энтропией, упадком, увяданием, закатом.

Зеленый
Большое количество зеленого цвета в мандале означает, что слишком избыточно, сильно контролируют ценности ваших родителей - цена подлинной автономии. Темно-зеленый цвет - путающие аспекты того, кто о вас заботится. Ярко-зеленый цвет означает сияние, гармонию активных и пассивных воспринимающих сил. Это рост, плодородие, плодовитость, изобилие.
Цвет шартрез вместе с желтым оттенком говорит о жестком супер Эго. Это авторитарный тип.

Желтый цвет
Доминирование желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, ещё не приобретшего какую-либо форму. Если желтый забивает другие цвета, доминирует или слишком ярок - это признак эго-инфляции. Желтый означает быстрое изменение настроений от отчаяния до радости. Любознательный, цепкий, внимательный, ясный ум. Чисто желтый цвет указывает на хорошие взаимоотношения с обожаемым отцом.
Затемнённо-желтый - негативная привязанность к отцу. Трудности с властями, начальником, трудности в совпадении сроков, проблемы. Трудности во взаимоотношениях с мужчинами и нестабильная, часто заниженная самооценка.
Приподнятость, энергичность, способность видеть вещи ясно, устанавливать, намечать цели и выполнять поставленные задачи. Этот цвет означает, что вы готовы к назначению чего-то нового, готовы отправляться в мир полным энергии и задора, чтобы исполнить какой-то новый проект.
Это ключ к тому, что вы ищете перемен ради самих перемен. Вы нуждаетесь в равновесии, которое может принести холодное размышление. Вам необходимо освежиться, передохнуть в кругу близких друзей.


Голубой цвет
Слишком много голубого - пассивность.
Голубой цвет предшествует, возвещает о психологическом возрождении, об открытии способности видеть по ту сторону цикла возрождения.

Красный  Красный цвет в мандале -индикатор воли к преуспеванию, продвижению, процветанию.
Отсутствие или малое наличие красного цвета в мандале указывает на пассивность и полное отсутствие самоутверждения. Красное может появиться не в каждой мандале, но этот цвет должен присутствовать в сложных цветах (лиловый, фиолетовый, оранжевый, розовый, малиновый) т.е. энергия, присутствующая в красном цвете, перемешивается с другими энергиями.

Белый цвет

Белый цвет обычно отражает двойственность чувства в духовных переживаниях, прорыв в неведомые измерения трансперсональной психики, а так же сопровождающие его чувства трепета и удивления по поводу силы, находящейся вне нас.
В мандалах белый цвет может быть представлен как белая краска и как не закрашенное пространство. Белый мелок, наложенный на другие цвета, дает перламутровый оттенок, и все эти нюансы белого имеют разные значения. Когда белого слишком много накладывают на лист, это означает, что мы что-то скрываем, подавляем. Это бегство от сильных чувств, потока либидо или нежелание принять инстинктивную природу. Но если не закрашенная область в мандалле оставлена в центре, это говорит о нашей готовности к большим неотложным изменениям.

Черный цвет

Черный цвет говорит о первоначальном изобильном источнике жизни. Появление в мандалах акцента на черный и белый цвета, говорит о дуалистичной установки сознания.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala01.gif

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala19.gif

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala03.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala04.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala05.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala06.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala07.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala09.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala10.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala11.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala12.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala13.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala110.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala111.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ТОЛЕРАНТНОСТЬ\mandala02.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон плана работы классного руководителя

Ничто не дается так  дорого и  не оплачивается так  дешево как классное руководство.......

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Шаблон журнала работы учителя - предметника

Удобен для использования на уроке, в виде дополнительного журнала, для учета различных форм работы....

Шаблон лабораторной работы "Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения"

В шаблоне подобран учебный материал для учащихся 9 класса, который поможет при выполнении лабораторной работы по "Наблюдению сплошного и линейчатого спектров излучения". Данный материал систематезируе...

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...

Шаблон контрольной работы по химии по теме: "Первоначальные химические представления"

Данный шаблон модет быть использовван учителем для самостоятельного составления нужного количества вариантов работы....

Шаблон проверочной работы по химии 9 класс "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Шаблон удобен для выполнения практической работы. Ученик выполняет действия на практике и заполняет графы. Экономия времени....