доклад к педсовету
статья по психологии на тему
доклад об оособенностях работы с одаренными учащимися, особенности их личности и стратегии их поддержки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гимназия им. Ы. Алтынсарина
ДОКЛАД
НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема:
Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды.
Подготовила: Нургазина Кунсулу Сериковна
г. Аркалык - 2013
В период социально-экономических преобразований в нашей стране воспитание детей и подростков приобретает особое значение для развития общества.
Как подчеркнул Президент в своей стратегии развития Казахстана, наша главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира.
Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров
Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.
В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.
Приоритеты нашей работы в сфере образования на 2013 год:
(1) Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования. Учитывая высокую рождаемость, продолжающийся демографический рост, Президент принял решение продлить программу «Балапан» до 2020 года. И поставил задачу перед Правительством и акимами – добиться 100% охвата детей дошкольным образованием и воспитанием.
(4) Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.
Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления. Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.
Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.
Одним из важных аспектов модернизации образовательной сферы Казахстана является внедрение 12-летнего обучения. Как известно, мировой опыт организации общего образования предусматривает 12-13-летнее обучение. В мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, реализуемой Правительством по поручению Президента РК, одной из ключевых задач обозначено осуществление перехода на 12-летнее обучение с обновлением содержания образования.
Переход на 12-летнее обучение в Казахстане является стратегическим шагом модернизации среднего образования. Сейчас в 104 школах реализуется экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение, из них 45 средних сельских школ и 59 городских школ.
Вместе с тем, продолжается работа по определению содержания образования основной и профильной школ. Министерством образования и науки утверждены основные положения государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования 12-летнего обучения, определен состав учебных предметов, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 9 классы.
Следует отметить, что переход на 12-летнее образование запланирован на 2015-2016 учебный год. По информации МОН РК, в 2015 - 2016 учебном году прогнозируемое количество поступающих в 1 класс составит свыше 624 тысячи детей в возрасте 6-7 лет. К 1 сентября 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличится в 2 раза.
В Казахстане переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования республики в мировое образовательное пространство.
Негативными факторами среднего образования на сегодняшний день являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Самая главная проблема низкой квалификации у педагогов является непрестижность профессии педагога, низкая заработная плата и плохая научно-материальная база во многих учебных учреждениях, занимающихся выпуском работников образования. Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.
Для этого необходимо подготовить кадры педагогов нового поколения, которые станут учителями нового поколения казахстанцев.
Поэтому ведется системная работа по переподготовке и повышению квалификации учителей. В 2012 году около 10 тысяч казахстанских педагогов приняли участие в 38 обучающих семинарах и 27 курсах.
Трехуровневые курсы повышения квалификации открывают перед учителями большие возможности. Они занимаются по программе, разработанной Назарбаев интеллектуальной школой совместно с факультетом образования Кембриджского университета.
В 2012 году обучение вели только по третьему уровню. В этом году с марта начались курсы по первому и второму - более углубленно по семи модулям.
Программа рассчитана на четыре года. К тому же, предусматривается повышение заработной платы от 30 до100% от должностного оклада. К примеру, учителю, получившему сертификат по второму уровню, повысят зарплату на 70%. Базовый курс будет включать прохождение 3-х месячной программы базового уровня. Формат проведения занятий предполагает аудиторное обучение в малых группах, а также не исключается и дистанционное обучение.
Обучение бесплатное. Курсы проводят опытные тренеры из Кембриджского университета, национального центра повышения квалификации "Өрлеу", филиала центра педагогического мастерства. Кстати, последний открыт в 2012 году.
Все эти мероприятия повышают уровень подготовки педагогов для работы в школе на данный момент.
Школа является главным звеном в системе воспитания. Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
В нашей школе, как и во многих других, много талантливых детей. Это заслуга прежде всего самих детей и тех преподавателей, которые сумели открыть эти таланты, помогли зажечь эти маленькие звёздочки.
Работая над программой развития ОУ, общеобразовательной программы школы мы уже сейчас способствуем мотивации учащихся на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, на конструирование собственных знаний, создаем систему оценки участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода, оценка учебных достижений и навыков, должна быть многократной и накопительной, поэтому проводили подобные срезы на разных ступенях обучения. Первый «срез» делается на входе в пятый класс, второй – на переходе из девятого в десятый класс.
И государственная итоговая аттестация в 9,11 классах носит квалифицирующий характер - дает или лишает право на переход в 10 класс или поступление в вуз.
Задача учителя сегодня - мотивировать познавательную деятельность, создавать условия для нее, делать все трудное простым, а нужное - нетрудным, следовательно, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире. Сегодня учитель – это уже не «ходячая книга». Роль его заключается в том, чтобы разумным образом организовать работу с поступающей информацией, сделать класс единым коллективом, чтобы ребята были готовы к жизни.Однако говорим ли мы о необходимости научить, воспитать, привить и т. д., мы всё равно приходим к одному и тому же - это можно выполнить только при наличии высококвалифицированных кадров.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения ставится обязательным условием развития учащихся. Их реализация требует от учителя профессионального роста, самообразования. Соответствие новым требованиям к педагогу ставит перед ним новые организационные задачи:
- формирование методической культуры педагогов как средства повышения качества образования;
- поддержка инновационных поисков педагога, развитие культуры самоанализа и анализа собственной деятельности;
- расширение совместной деятельности, куда включены педагоги и учащиеся при равенстве позиции, через проекты, исследования не только школьного, но и районного масштаба;
- создание режима потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикации своих разработок в периодической печати разного уровня;
Немаловажную роль в решении поставленных задач играет работа по повышению методического уровня учителей, так как в современных условиях развитие детей, обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, интересы учащихся, возможно прежде всего посредством личностно ориентированного подхода на уроке.
Урок во всём его многообразии и во всех его проявлениях - сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство учителя и требования времени, традиционное и новое?
Требования к технике проведения урока:
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.
Стиль урока (педагогический менеджмент) обеспечивает:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
• соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
• определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
• учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
• соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
• подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
• педагогический такт (случаи проявления);
• психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
В нашей жизни важно уметь работать с людьми, а учитель это тот человек, который должен обеспечить социализацию. Школа как никакой другой социальный институт несет ответственность за качество человеческих ресурсов. Именно на школьном этапе формируются потребность и необходимые компетенции для будущего профессионального успеха и нравственных достижений, так как в современных условиях развитие детей, обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, интересы учащихся, возможно прежде всего посредством новых технологий образования и личностно ориентированного подхода.
Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной и творческой личности на основе гуманизации образования и воспитания, вариативности программ, учебников, использование инновационных технологий, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни.
Основное внимание уделяется повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет включения учеников и учителей в научно-исследовательскую, опытно-эксперементальную, самообразовательную деятельность. Этому способствует также работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развития практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых в проблемных семинарах и конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.
Положительная мотивация участия в научно-исследовательской и самообразовательной работе объясняется осознанием детьми и взрослыми ее позитивного влияния на результаты собственной деятельности. Выбор тем исследования определяется практической потребностью школы или отдельного учителя в ее разработке.
Для того, что бы развивать и воспитывать творческую индивидуальность школьника, развитие и воспитание познавательного интереса, активности, самостоятельности учащихся, укрепление связи с жизнью, необходимо:
1. Применять методы новых технологий обучения с целью раскрытия способностей школьников, повышения их уровня образованности и качества знаний.
2. Применять индивидуальный подход в воспитании познавательного интереса учащихся, нравственного ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана.
3. Обеспечить необходимые условия для сохранения здоровья учащихся, создать атмосферу общей доброжелательности, при предъявлении единых педагогических требований ко всем ученикам.
4. Повышать уровень педагогических знаний родителей через педагогическй лекторий, обмен положительным опытом семейного воспитания, совершенствовать систему форм взаимодействия семьи, школы, родительского комитета и совета школы в воспитании детей.
5. Приглашать к сотрудничеству социальных партнеров для решения образовательно- воспитательных проблем школы.
То, что в Послании очень большое внимание уделено сфере образования, накладывает на нас самую серьезную ответственность. Сегодня мы имеем мощную правовую базу – Послание, Государственную программу развития образования на 2011-2020 годы, новый Закон “О науке”. Вы знаете, что разработаны десятки нормативных правовых актов, рассматриваются изменения и дополнения в Закон “Об образовании”. Все эти документы выстраивают всеобъемлющее понимание развития данной сферы на предстоящие 10 лет, сказал в заключительном слове Глава образовательного ведомства Бакытжан Жумагулов.
Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Школа как никакой другой социальный институт несет ответственность за качество человеческих ресурсов. Именно на школьном этапе формируются потребность и необходимые компетенции для будущего профессионального успеха и нравственных достижений, так как в современных условиях развитие детей, обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, интересы учащихся, возможно прежде всего посредством новых технологий образования, которые формируются уже сегодня.
Стране завтра будут необходимы новые компетентные, творчески мыслящие и образованные граждане, которых мы, педагоги, обязаны научить, воспитывать и подготовить к полноценной жизни уже сегодня.
Список использованных источников
- Жантикеев С. Психология: Учебное пособе. Астана: Елорда, 2001 – 256с
- Краткое руководство по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова – Астана: «Дарын», 2006
- Кудайбердиев Т.К. Модель системы работы с одаренными детьми. Дарын. Информационно-методический журнал. №2,2006.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кН. Кн.2.: Психология образования. М.; ВЛАДОС, 2007
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педогогическая психология. СПб:Издательство «Питер», 2000 – 416 с
- Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Волгоград: Учитель, 2009
- Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды сайт: vlashkol.narod.ru›public.doc
- Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды. Сайт: schsz1190.mskobr.ru›obrazovatelnaya_programma/
- Современные требования к уроку. Сайт: mazahaker-ncux.narod.ru›lekcii/pedagogika/21.html
- Требования к современному уроку - Методика преподавания Сайт: pedsovet.su›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Доклад на педсовете "Типология современного урока", 2011
Типология современного урока...
Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
доклады к педсовету
ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...