Тренинговое занятие "Принятие чувств ребёнка"
методическая разработка по психологии на тему

Занятие формирует у родителей навыки активного слушания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

 Тема: «Принятие чувств ребенка»

        Цель: обучение навыкам активного слушания.

 

Приветствие

Упражнение № 1. «Здравствуйте!»

        Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается, пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

Входная рефлексия:

- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Разминка

Упражнение № 2.  «Комплименты»

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Катя, у тебя замечательная прическа» и др. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинговой группы.

Информационный блок

«Психологические механизмы подавления чувств»

Ведущий рассказывает о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Название и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

Упражнение № 3. «Памятник чувству»

        Процедура проведения: это вариант известной техники «Скульптор», являющейся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.

        На этапе обсуждения родителям предлагается ответить на два дополнительных вопроса:

1. Когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?

2. Когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?

Упражнение 4. «Принятие чувств»

Процедура проведения: участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

  • «Не смей его бить! Это же твой брат! / «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
  • «Не бойся. Собака тебя не тронет»/ «Симпатичный пес...Но если боишься – давай перейдем на другую сторону».
  • «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» / «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».
  • «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…»/ «Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь меня за руку».

        В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Навык активного слушания невозможно         выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.

Домашнее задание

Родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.

Вот примерный перечень вопросов для школьников и родителей:

  • Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
  • Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
  • Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
  • В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как..., а не нравится и т.д.

Завершение

Упражнение № 5. «Полянка

Процедура проведения: родители рисуют ромашки, лепестки по количеству присутвующих. Рисунки запускаются по кругу, где участники записывают  пожелания  друг другу.

Выходная рефлексия:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Какие конкретные приемы вы будете использовать?

- Ваши пожелания на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей;           2) воспитывать  чувство взаимопонимания...

Тренинговое занятие "Мои чувства - "полезные" и "вредные""

Целью данного тренингового занятия является создание условий для осознания участниками амбивалентности эмоций. Участники тренговой группы будут развивать позитивное мышление и способность видеть разны...

Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.

Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...

Тренинговое занятие: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"

Документ содердит тренинговое занятие на тему: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"...

Программа тренинговых занятий по повышению родительской компетенции "Грамотный родитель - счастливый ребёнок"

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению неред...

Тренинговое занятие "Мой ребёнок"

Тренинг по осознанию качеств характера  ребенка, принятие его таким какой он есть...

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...