Тренинговое занятие "Принятие чувств ребёнка"
методическая разработка по психологии на тему
Занятие формирует у родителей навыки активного слушания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинговое занятие: "Принятие чувств ребёнка" | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие
Тема: «Принятие чувств ребенка»
Цель: обучение навыкам активного слушания.
Приветствие
Упражнение № 1. «Здравствуйте!»
Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается, пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».
Входная рефлексия:
- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?
Разминка
Упражнение № 2. «Комплименты»
Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Катя, у тебя замечательная прическа» и др. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинговой группы.
Информационный блок
«Психологические механизмы подавления чувств»
Ведущий рассказывает о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Название и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».
Упражнение № 3. «Памятник чувству»
Процедура проведения: это вариант известной техники «Скульптор», являющейся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.
На этапе обсуждения родителям предлагается ответить на два дополнительных вопроса:
1. Когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?
2. Когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?
Упражнение 4. «Принятие чувств»
Процедура проведения: участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
- «Не смей его бить! Это же твой брат! / «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
- «Не бойся. Собака тебя не тронет»/ «Симпатичный пес...Но если боишься – давай перейдем на другую сторону».
- «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» / «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».
- «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…»/ «Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь меня за руку».
В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.
Домашнее задание
Родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.
Вот примерный перечень вопросов для школьников и родителей:
- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как..., а не нравится и т.д.
Завершение
Упражнение № 5. «Полянка
Процедура проведения: родители рисуют ромашки, лепестки по количеству присутвующих. Рисунки запускаются по кругу, где участники записывают пожелания друг другу.
Выходная рефлексия:
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Какие конкретные приемы вы будете использовать?
- Ваши пожелания на следующее занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей; 2) воспитывать чувство взаимопонимания...
Тренинговое занятие "Мои чувства - "полезные" и "вредные""
Целью данного тренингового занятия является создание условий для осознания участниками амбивалентности эмоций. Участники тренговой группы будут развивать позитивное мышление и способность видеть разны...
Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.
Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...
Тренинговое занятие: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"
Документ содердит тренинговое занятие на тему: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"...
Программа тренинговых занятий по повышению родительской компетенции "Грамотный родитель - счастливый ребёнок"
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению неред...
Тренинговое занятие "Мой ребёнок"
Тренинг по осознанию качеств характера ребенка, принятие его таким какой он есть...
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...