«Общаемся без конфликтов»
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Белгорода
ТЕМА: «Общаемся без конфликтов»
Костина Евгения Леонидовна,
педагог-психолог, МБОУ СОШ № 17 г.Белгорода
Белгород
АННОТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ
- Тема: «Общаемся без конфликтов»
- Направление деятельности: психологическое (развивающее)
- Целевая группа: учащиеся в возрасте 15-16 лет, 10 класс.
- Продолжительность занятия: 30 минут.
- Оборудование, оснащение: бейджики, макет островов и корабликов рефлексии, карандаши, листочки, часы.
- Тип занятия: развивающее занятие с элементами тренинга.
- Форма проведения занятия: групповая.
- Используемые методы: объяснительно-иллюстративные (метод словесного изложения, беседа, метод демонстрации), практические (письменные и устные задания), репродуктивный метод, метод рефлексии.
- Список литературы:
- Дубровина И.В.Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте – М.:1995-126 с.
- Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. -176с.
- Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро, 2005 – 205с.
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997- 192 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999- 272 с.
- Ресурсы Интернет.
КОНСПЕКТ
Цель: создание условий для развития навыков бесконфликтного общения.
Задачи:
- Снять психоэмоциональное напряжение у участников, установить эмоциональный контакт
- Способствовать развитию навыков невербального общения.
- Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия.
- Развитие умения принятия чужой точки зрения, навыков убеждения.
- Развитие доброжелательности, эмпатии, этических норм поведения.
- Развитие рефлексии.
Вводное слово.
Здравствуйте! Занимайте, пожалуйста, свои места (садятся в круг). Сегодня на занятии мы сосредоточим наше внимание на процессе коммуникации в повседневной жизни. Поговорим о том, что такое общение, почему оно так важно в жизни каждого человека, как общаться без конфликтов.
Но прежде чем мы продолжим нашу совместную деятельность, я предлагаю вам для создания благоприятной обстановки, выполнить небольшое упражнение.
Упражнение «Подарок»
Цель: создать непринужденную обстановку для общения; раскрепостить группу.
Материалы: не требуется.
Ход проведения: учащиеся последовательно по кругу дарят друг другу пожелания или чувства. Первый дарит второму, называя его по имени. Второй благодарит первого и дарит свой подарок третьему.
Обсуждение: в конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Замечательно, а теперь вернемся к нашей теме «Общаемся без конфликтов»
Давайте поделимся своими мыслями о том, что значит общение для каждого из вас.
…Ответы….
Спасибо за ответы.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Приведите, пожалуйста, примеры из литературы или кинематографа, где человек находился в условиях полного одиночества.
…..Ответы…..
Молодцы, спасибо.
Итак, общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов.
Искусство общения очень важно. Существуют три составляющих для эффективного и бесконфликтного общения. Для того чтобы выделить эти составляющие вам необходимо выполнить несколько упражнений.
Упражнение: «Личностная дистанция»
Цель: развитие навыков невербального общения.
Материалы: не требуется
Ход проведения: Участники группы делятся пополам и встают в две шеренги, друг напротив друга. По команде участники, стоящие в одной из шеренг, начинают приближаться к тем, кто стоит напротив. Участник, к которому приближаются, в момент, когда появляется ощущение оптимальной дистанции, говорит стоп. Затем те, кто двигался, возвращается на место, и участники меняются ролями.
Обсуждение: Для эффективного взаимодействия с людьми необходимо соблюдать определенную дистанцию с собеседником. Вы наверно не раз отмечали, что некоторые люди предпочитают при общении очень близко находиться от партнера, стараться прикоснуться к нему. При этом Вы не раз наблюдали, как партнер при таком общении старается отодвинуться, отгородиться. Это не неприязнь к человеку, это означает, что собеседник вторгся в переделы личной дистанции человека, в зону которой допускаются очень немногие близкие люди. Считается, что личное расстояние составляет примерно 50 - 60 см. Но у каждого оно свое. Так же существует социальная дистанция (взаимоотношения между коллегами) 120 - 215 см., публичная дистанция (публичные выступления) 360 - 750 см.
Упражнение «Позиция в общении»
Цель: развитие навыков невербального общения.
Материал: не требуется
Ход проведения: Участники делятся на пары. Один из участников пары, исполняющий роль слушателя, в ходе диалога меняет положение. Слушатель принимает следующие положения: лицом стоя, спиной стоя, лицом сидя, спиной сидя.
Обсуждение: Наиболее комфортные положения, возникающие в ходе упражнения.
Выход на три позиции в общении: «сверху», «снизу», «на равных».
Сейчас мы испытаем друг на друге дар убеждения.
Ребята сейчас мы проведем небольшую игру под названием «Завтрак с героем»
Цель: Развития умения принятия чужой точки зрения, развитие навыков убеждения.
Материалы: Бумага, карандаши.
Ход проведения: Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течение 2-х минут выбирают одного героя.
А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.
Обсуждение:
Почему остался именно этот герой?
Легко было уступать и почему вы уступали?
Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?
…Ответы…
Замечательно, теперь вы убедились, насколько важно в нашей жизни умение понимать и принимать чужую точку зрения.
Помимо общения словами, есть невербальное общение.
Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
Подведение итогов.
Подведём итоги, мы говорили сегодня об общении, развивали навыки убеждения, убедились, насколько важно в нашей жизни умение понимать и принимать чужую точку зрения. А теперь давайте ответим на вопросы:
- Понимать собеседника важно……
- Мир без общения – это…
- Главные качества для общения это……
- Предотвратить конфликтную ситуацию можно с помощью……
- Для меня общение без конфликтов - это….
- Я научился………
- Для меня на занятии было познавательным то, что…….
- Главными составляющими эффективного и бесконфликтного общения для меня являются…..
Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть и общие для всех.
Вот древние заповеди общения:
- доверяйте тому, с кем общаетесь,
- уважайте того, с кем общаетесь,
- общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.
Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.
Итоговая рефлексия.
Хорошо. Сегодня наша работа, по-моему, мнению, была очень продуктивной и насыщенной. К сожалению, наше общение подошло к своему логическому завершению.
Упражнение 3. Острова.
Цель: получение обратной связи от участников занятий.
Материалы: Макет островов, макет корабликов (см. Приложение 1)
Ход проведения: Я предлагаю завершить нашу встречу выражением своих мыслей, чувств, эмоций от проделанной работы. У меня в руках карта, предлагаю каждому нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например, состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется чувством удовлетворения, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Следовательно, нужно нарисовать кораблик, дрейфующий между островами Удовольствия, Радости и Просветления.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"
Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....
Презентация на тему "Общаемся без конфликтов"
Данная презинтация может быть использована как для индивидуальной консультации, так и в групповой форме(классный час, тренинг, дискуссия и др.) с подростками ; содержит информацию о способах выхода из...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...
Реферат " ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ."
работа в зоне конфликта...
Как общаться с ребенком без конфликтов
Каждый родитель периодически испытывает сложности в общении со своим ребёнком. Это нормально. Ситуация усугубляется, когда сложности вызывают напряжение, а напряжение перерастает в конфликт. Положение...
"Взрослый" ребёнок. Как правильно общаться с подростком, чтобы избежать конфликтов.
Как-то неожиданно ваш малыш вырос. Стал колючим, неуправляемым...И всё чаще слышится родительское: "Как с ним тяжело!". Однако, в этой ситуации вчерашнему ребёнку ещё тяжелее....