Психологическая безопасность выпускников и педагогов в период итоговой аттестации
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему

Голиченко Елена Вячеславовна

Материал содержит текст выступления и презентацию по вопрсам сохранения психофизического здоровья в предэкзаменационный период 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст34.34 КБ
Office presentation icon Презентация к тексту2.93 МБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ И ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Выступление педагога-психолога

ЦПМСС «Преображение»

Голиченко Е.В.

Близится пора экзаменов. Почти все ее боятся: и дети, и родители, и педагоги. Как психологически подготовиться к экзамену, что мешает и что помогает во время сдачи ЕГЭ, что сделать, чтобы сохранить психологическое здоровье выпускников и свое собственное, -  об этом мы поговорим сегодня.

1 ЧАСТЬ

 (2 слайд)

Прежде всего, два слова о том, что такое экзаменационный стресс? Это состояние которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно и называют экзаменационным стрессом.

Существуют два основных варианта реакции на него. Первый - активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям. Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал. 

Экзаменационный стресс это не сказка, а реальность. Хотя чрезмерно спокойные лица некоторых наших выпускников и, простите за грубость, некоторый пофигизм заставляют думать иногда иначе. Но как ни странно это-то спокойствие является как раз наиболее опасным, т.к. именно дети склонные к демонстративности, браваде, частенько не способны справиться с наваливающимися на них эмоциями на экзамене.

(3 слайд)

Причины стресса известны всем, кто когда-нибудь сдавал экзамены, плюс наплывают сомнения с своей несостоятельности, давит груз ответственности перед родителями и педагогами, которые в свою очередь частенько подливают масла в огонь….

Каковы основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс? 

Можно выделить следующие: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях - логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например, медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования; психофизиологические качества - сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой. 

 (4, 5 слайды)

Все мы хотим, чтобы наши учащиеся успешно сдали ЕГЭ. Но от чего зависит успех на экзамене: от знания предмета, от знакомства с процедурой проведения, от стратегии подготовки, от уровня тревоги 

Томас Леонард – родоначальник персонального коучинга, много лет посвятил изучению темы долговременного успеха и нашел три компонента, необходимых для эффективной жизни.

Первое слагаемое в формуле – наши знания, опыт, навыки. Как ни странно от них зависит всего 10 % !

Второе слагаемое формулы успеха – образ мышления.

Его вклад в дело нашей успешности составляет 40 %.

Третье слагаемое формулы успеха, как оказалось, является самым весомым.

Оно самое влиятельное и важное – 50 %, половина нашего успеха сосредоточено в нем.

Это наше окружение в глобальном масштабе.

(6 слайд) 

Поэтому, поддержку учащихся целесообразно вести одновременно  в трех направлениях: знакомство с особенностями и процедурой проведения экзамена, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, повышение стрессоустойчивости, повышение сопротивляемости стрессу через организацию поддерживающей среды в ОУ и в семье учащегося 

Множество рекомендаций, примеров, приемов, стратегий поведения, памяток по этому поводу можно найти на различных образовательных порталах, в том числе на сайте нашего центра «Преображение». Остановимся сегодня лишь на тех, которые именно Вы можете применять на своих уроках, при выполнении тестовых и проверочных работ.

Предвижу возмущение: почему вы должны этим заниматься, а не психологи?

Только потому, что психологи могут научить, показать, оттренировать, но не могут, к сожалению, доказать эффективность применения тех или иных приемов на практике. Это под силу только Вам. Показать как выпускнику можно, но довести это знание до автоматизма можно только путем систематических тренировок. Думаю, что вы согласны. Плюс к этому: только вы знаете специфику своего предмета!!!

Поэтому ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ, готовящему детей к сдаче ЕГЭ?

Главное, не следует накалять обстановку, даже если вы считаете, что для этого есть основания. Создание атмосферы неудачи - основная ошибка педагогов при подготовке к экзаменам. "Времени совсем не осталось", "Не готовы!...", "Не сдадите...", "С такими знаниями рассчитывать не на что" - многократное повторение подобных фраз, тактика запугивания, помноженная на собственное волнение ребенка, повышают тревожность, формируют негативную установку.

Одним из самых важных вкладов учителя в успех ребенка на ЕГЭ будет вселение в него веры в этот успех, опровержение слухов о нечеловеческой сложности ЕГЭ.

Именно учитель может помочь ребенку сформировать конкретный алгоритм того, как он будет вести себя на экзамене по его предмету (+ оттренировать этот алгоритм до автоматизма во время оставшихся пробных выполнений тестовых заданий: последовательность действий, время затрачиваемое на каждый тип заданий)). Подобный алгоритм создаст ощущение безопасности ситуации, так как разбивает время экзамена на конкретные, понятные и почти не тревожные элементы (действия).

(7 слайд)

Психологические характеристики, необходимые для успешной сдачи экзамена (ЕГЭ, ОГЭ)

Что же сделать, как повысить интеллектуальные способности наших учащихся?

(8 слайд)

ПАМЯТЬ

ЦВЕТ ЗАПАХ НА СЛУЖБЕ ПЕДАГОГА

У древних американских индейцев существовал обычай –носить с собой пузырьки с благовониями. Присутствуя при каком-то значительном событии, которое им хотелось запомнить до мельчайших подробностей, они вдыхали аромат одного из пузырьков. По прошествии времени, желая воспроизвести в памяти это событие, индейцы, вдыхали аромат, ассоциативно запоминали происходившее.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ и о таком эффекте: если решение какой – либо задачи прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решенными задачами.

(9 слайд)

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. 

Нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

(кинезиологические упражнения, крест, перекрестный шаг: можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке.)

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. во всех известных философских системах древности Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

1.Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2.Кулак-ребо-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

3.Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

4. Перекрестный шаг.

5. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

6.  «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Учителя, использующие кинезиологические упражнения на уроках, отмечают повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов, В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

(10 слайд)

Можно нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

(!! перекрестный шаг: можно сделать сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке.)

(11 слайд)

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Дается любой текст. Начинать можно не с длинных. По одному абзацу. В тексте необходимо зачеркнуть определенную букву

Дается квадрат со случайно расположенными цифрами.

Усложним предыдущее упражнение. Теперь к числам добавим и буквы. Но не просто буквы, а зашифруем еще и определенные фразы. Задание состоит в этом случае в следующем:

Необходимо в порядке возрастания найти и показать все числа, начиная с «1» и заканчивая «25», при этом на бумагу выписывать буквы, которые стоят рядом с найденными числами. В результате на бумаге должна получиться определенная фраза. В данном случае зашифрована фраза: «Очень хорошо, ты молодец, супер.»

(12 слайд)

ПРОБЛЕМА ОБЕЗВОЖИВАНИЯ 

Сильное обезвоживание организма. для нервные процессы необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ 

Дыхательная гимнастика уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание».  Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3—5 зевков.

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает  высокий  уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)

Цель: Полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций. Необходимое время: 3—5 мин.

Процедура. Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...» После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются. (Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.)

  • Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем — после вдоха задерживается дыхание

 (13, 14 слайды)

Мышечная релаксация

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

(15 слайд)

ПРИЁМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ МОМЕНТОВ

  • Полной рационализации предстоящего события, то есть многократное осмысление его с такой степенью детализации, которая создаёт ощущение привычности будущей ситуации и действий в будущих условиях.
  • Имитационные игры, суть которых заключается в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий.  Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе дела и тем большая вероятность снятия мешающих делу зажимов психики и уменьшения предстартовой апатии или предстартовой лихорадки.
  • Метод избирательного позитивного вспоминания заключается в анализе своего личностного опыта удачно закончившихся сложных жизненных ситуаций.

Метод предельного мысленного усиления возможности неудачи. Психологический настрой человека на неудачный результат снимает с него излишнее напряжение (ведь неудача всё равно неизбежна) и позволяет в ответственный момент быть собранным и достаточно спокойным. 

(16 слайд)

МЕТОД "ЗЕРКАЛО". Человек знает как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу требуемое ситуацией выражение. Подумайте об экзамене, который вызывает у чувство тревоги или страха. Затем в течение 3-х минут примите сначала признаки неуверенного человека и скажите слова, выученный текст, формулы, стихи, которые вы должны отвечать. Затем примите признаки уверенности и 5 минут побудьте в этом состоянии. Произнесите выученный текст, формулы, доказательства, которые вы должны отвечать. Запомните это состояние и поймите разницу.

(17 слайд) 

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ «Я – КОНЦЕПЦИИ» (Формула начала дня)

(18 слайд)

ПРИМЕТЫ

Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением. Привычка одеваться во все новое, не мыть голову перед экзаменом и сидеть вечером накануне экзамена на учебнике -  это не что иное, как способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо. Конечно, вряд ли стоит сильно  уповать на эти приметы. И все же…  Не стоит отказывать себе в нескольких радостных минутах!

2 ЧАСТЬ

Напряжение предэкзаменационного периода плохо сказывается не только на здоровье учащихся, но и на ВАШЕМ здоровье, дорогие педагоги! О высокой срессогенности работы учителей говорят многие исследования.  Специалисты  констатируют, что педагоги отличаются крайне низкими показателями здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Давно установлено, что через 15 лет педагогической деятельности у учителя развивается истощение нервной системы. Неудивительно, что 40% педагогов в России имеют высокий уровень невротизма, 60% учителей страдают от высокого уровня тревожности, и основная часть  педагогов  имеет профессиональную деформацию.

Мы  педагоги должны осознавать, что НАШЕ ЗДОРОВЬЕ – ЭТО НАША ЦЕННОСТЬ. Необходимо  принять и понять, что профессия учителя коренным образом отличается от всех других профессий, и что требует она  особого внимания и заботы о себе.

Я хочу предложить незамедлительно заняться своим здоровьем ВО БЛАГО САМОГО СЕБЯ и окружающих его людей

Мы все практически знаем всевозможные методы восстановления психологического здоровья. Но кто из нас, признайтесь честно,  их выполняет регулярно? Основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. А уж такие средства как массаж, физиотерапия, спатерапия, мышечная релаксация, аутогенная тренировка  просто  незаменимы!

(19, 20 слайды)

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления -  это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности. 

(21 слайд)

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

(22 слайд)

МАНТРА ОТ УСТАЛОСТИ

(23 слайд)

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОТА О СЕБЕ». Это один  из  приемов, с которым мы хотим Вас познакомить.

Для работы  понадобится чистый лист бумаги. Разделите его на четыре части.  Получится четыре «окошка». Для начала  подумайте, о чем же вам предстоит заботиться, и обозначьте  каждое из окошек.

Во-первых, это – ваше тело, физическая оболочка. Поэтому в одном из «окошек»   запишите: «Тело».

Во-вторых, у человека есть разум, который управляет телом. Внесите это слово во  второе «окошко».

В-третьих, самое главное, пожалуй, что у человека есть, – это душа. О ней мы  тоже будем заботиться!

И четвертое, про что ни в коем случае нельзя забыть, – это чувства. Они также  нуждаются в самой нежной заботе. Вот что у вас получилось.

Теперь заполните эту таблицу. Нужно придумать максимальное количество вариантов заботы о каждом из этих составляющих вас. Не ограничивайте свою фантазию и желания, важно только, чтобы ваши идеи подходили лично вам. Постоянно задавайте себе вопрос: «Как я могу позаботиться о своем теле?», «В чем нуждается моя душа?», «Как я смогу выразить заботу о своих чувствах?», «Что мне поможет позаботиться о разуме?»

Приведём несколько примеров.

После того как заполните табличку, начинайте  следовать тому, что написано

Выберите из своей таблички по одному-два самых лучших, на Ваш взгляд, варианта заботы о своем теле, о своей душе, разуме и чувствах. Получится своеобразный меганабор способов порадовать себя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В восточной культуре считается, что жизненное дыхание любого организма - энергия Ци, стоящая за всем, что существует в этом мире. Собственно, весь фэн-шуй - это наука о привлечении благоприятной для нас Ци и защите от негативной. Судьба человека значительно улучшается, когда ему удается наполнить свое пространство благотворной Ци.

Специалисты по фэн-шуй рекомендуют обустраивать жилье и рабочее место таким образом, чтобы привлекать в них добрую Ци. К примеру, окружать себя мебелью без острых углов, зеркалами, растениями с круглыми листьями.

А еще считается, что Ци притягивается к тем местам и вещам, о которых мы думаем. Положительные мысли и ассоциации притягивают благоприятную Ци, а негативные - отрицательную и вредную для человека. Поэтому надо гнать от себя недобрые мысли и дурные предчувствия и, наоборот, надеяться на лучшее и побольше пребывать в радужных мечтах.

АНЕКДОТ ПРО АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ (мой любимый).

Едет человек в троллейбусе с раьоты. Хмурый, уставший. И думает: «Вокруг одно быдло, начальник – кретин, жена стерва…». А за спиной у него ангел-хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает: «Вокруг одно быдло, начальник – кретин, жена стерва…». Записыват и думает: «Вроде было уже…И зачем ему это все время? Но раз заказывает – надо исполнять!»

(24 слайд)

Поэтому старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

(25 слайд)

А вот это повторяйте по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала!!!

Я бесконечно доброе

Феноменально умное

Чертовски привлекательное

Божественно красивое

Необычайно работоспособное

Беспредельно ответственное

Исключительно порядочное

Кристально честное

Беспрецедентно талантливое

Экстра ординарное,

Гиперсексуальное

Не-по-годам развитое

Сказочно щедрое

Бесподобно бесподобное

Невероятно перспективное

Беззаветно любящее

Легендарно сильное

Непостижимо оптимистичное

Идеально сложенное

Крайне интеллигентное

Супер активное

Неописуемо чувственное

Архи надежное

Бесспорно положительное

Фантастически скромное

Человечище !!!!!!!

(26 слайд)

И главное, не забывайте, что работа – хоть и огромная часть нашей жизни, но далеко еще не вся наша жизнь. Берегите себя!

УДАЧИ И ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ УЧЕНИКАМ!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая безопасность выпускников и педагогов в период итоговой аттестации

Слайд 2

Экзаменационный стресс Причины: интенсивная умственная деятельность; нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения; нарушение режима сна и отдыха; негативные переживания

Слайд 3

Почему они так волнуются? Сомнение в полноте и прочности знаний Стресс незнакомой ситуации Стресс ответственности перед родителями и школой Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания Психофизические и личностные особенности: тревожность, застенчивость, неуверенность в себе

Слайд 4

От знания учебного предмета От знакомства с процедурой проведения экзамена От стратегии подготовки к экзамену От уровня тревоги От чего зависит успех на экзамене?

Слайд 5

Формула успеха

Слайд 6

Система психологической поддержки учащихся

Слайд 7

Психологические характеристики, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость и структурированность мышления, комбинаторность; сформированность внутреннего плана действий.

Слайд 8

ЦВ Е Т З А П А Х Н А СЛ У ЖБ Е П Е Д А Г О Г А

Слайд 9

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Колечко» «Кулак-ребо-ладонь»

Слайд 11

Упражнения на внимание Корректурная проба Таблицы Шульте и их модификация (+аффирмации)

Слайд 12

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ Концентрация на медитативном дыхании: «Я чувствую свой вдох... ,чувствую выдох...» «Вдох и выдох, как прилив и отлив…» Успокаивающее дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха Мобилизующее дыхание: вдох в 2 раза длинее выдоха

Слайд 13

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ Для рук 1. сжать кисти рук в кулак, разжать 2. максимально растопырить пальцы рук, расслабиться. Для ног 1. упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение. 2. упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.

Слайд 14

Для лица 1. собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться. 2. крепко зажмуриться, подержать, расслабиться Для спины и плечевого пояса 1. поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить.

Слайд 15

Приёмы нейтрализации негативных моментов Полной рационализации предстоящего события Имитационные игры (тренировочные упражнения). Метод избирательного позитивного вспоминания Метод предельного мысленного усиления возможности неудачи. Метод "Зеркало".

Слайд 16

Метод «Зеркало»

Слайд 17

Упражнение на развитие позитивной «Я – концепции» (Формула начала дня) Каждый день я становлюсь все лучше и лучше. Я чувствую себя уверенным, счастливым. Я полон радости и оптимизма. Я чувствую себя спокойно и расслабленно. Я здоров и силен. Я способен добиться всего, чего захочу. Я нравлюсь людям, люди хорошо воспринимают меня. Я достигну успеха. У меня все получится!

Слайд 18

Приметы, часто дают положительный психологический настрой и дополнительную уверенность В ночь перед экзаменом положить учебник (либо конспект) под подушку Считается, что так материал запоминается ночью, пока спишь. Перед экзаменом завязывать шнурок на запястье "на счастье" "Узелок на память" Класть в туфлю под пятку пятикопеечную монету Возможно, пять копеек - пять баллов?..

Слайд 19

Эффекты саморегуляции эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности) эффект восстановления (ослабление проявлений утомления) эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)

Слайд 20

Способы саморегуляции смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 21

Самоприказы, самопрограмирование, самоодобрение… «Смотри внимательно, думай, ищи ответ…» « Именно сегодня у меня все получится…» «Молодец!» « Умница!» «Здорово получилось!»

Слайд 22

“ Мантра от усталости” Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.

Слайд 23

Упражнение «Забота о себе» Тело питаться (желательно вкусно и разнообразно) высыпаться, отдыхать плавать, не мерзнуть заниматься в тренажерном зале делать массаж, маникюр ходить в сауну, загорать Душа не совершать плохих поступков встретиться с давним другом побывать на интересной выставке простить своих близких делать то, что подсказывает душа петь, танцевать гладить любимую кошку валяться на пляже или на диване Разум читать научиться чему-то новому размышлять общаться прислушиваться к мнению разных людей посещать музеи научиться решать задачи Чувства общаться с друзьями прислушиваться к своим чувствам не вступать в отношения с людьми, которые не нравятся выражать свои чувства, а не накапливать их слушать свою любимую музыку сказать N, что я о ней думаю купить ту прекрасную кофточку сходить с … погулять в парк

Слайд 24

Улыбайтесь! Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся. И вмиг освобождаемся от горестей любых. Улыбка - вещь бесплатная, простая и приятная, смешная и понятная, доступная для всех. Когда мы улыбаемся, Мы самоисцеляемся. И силой наполняемся, дарующей успех!

Слайд 25

Советы учителям Повторять по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала !!!!!! Я бесконечно доброе Феноменально умное Чертовски привлекательное Божественно красивое Необычайно работоспособное Беспредельно ответственное Исключительно порядочное Кристально честное Беспрецедентно талантливое Экстра ординарное, Гиперсексуальное Не-по-годам развитое Сказочно щедрое Бесподобно бесподобное Невероятно перспективное Беззаветно любящее Легендарно сильное Непостижимо оптимистичное Идеально сложенное Крайне интеллигентное Супер активное Неописуемо чувственное Архи надежное Бесспорно положительное Фантастически скромное Человечище !!!!!!!

Слайд 26

Не забывайте, что работа – хоть и огромная часть нашей жизни, но далеко еще не вся наша жизнь. Берегите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку.

Что надо сделать, чтобы школьники успешно сдали ГИА? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели!...

Как помочь ребенку в период итоговой аттестации

Советы родителям и детям в период итоговой аттестации...

Подготовка выпускников 11 класса к Государственной итоговой аттестации

Подготовка выускников 11 класса к Государственной итоговой аттестации...

Конспект выступления. Психологическая поддержка выпускников в период итоговой аттестации.

Использование данного материала возможно на МО педагогов-психологов, в котором детально рассмотрена деятельность школьного психолога по подготовке учащихся к итоговой аттестации....

Современные формы работы с выпускниками при подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике.

Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.Введение государственной итоговой аттестации по  м...

Психологическое сопровождение выпускников с ОВЗ в период предпрофильной подготовки

Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уро...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...