Проблемы школьной адаптации
статья по психологии (5 класс) на тему
Выступление на родительском собрании в 5 классе с заявленной темой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_19.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Пельгорская ООШ»
Родительское собрание по теме:
«Проблемы школьной адаптации»
Составила: Сурнина Татьяна Ивановна
2014 – 2015 учебный год
Первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относиться к тем «малышам», от которых отделился несколько месяцев. Он теперь пятиклассник.
Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или по крайней мере остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, Вы вдруг с ужасом замечаете, что Ваш ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал «на счет раз», постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания.
Знакомая картина? Не расстраивайтесь! С Вашим ребенком все нормально. А всему виною – адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад». Давайте же разберемся, в чем заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких «камней».
Камень 1 : изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш ребенок, как его ободрить, поддержать помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковыми. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - много. Новый классный руководитель. Проблемы со старшеклассниками.
Рушится привычный мирок. Конечно, все это не просто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше не кому напоминать, какой следующий урок, в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у одного учителя, у многих, со многими учителями вырабатывать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается
тревожность. (Результаты теста на тревожность.)
Камень 2: изменение требований.
Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой – тоненькие тетради, но их должно быть 3. На английском языке отдельную тетрадь- словарь. По литературе ценят высказанные собственные мысли.
Возрастает темп работы, объем информации в классе и домашнее задание. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенка, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать все эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где много «требовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований правил можно путем составления расписания (перечня предметов) с указанием особенностей предметов:
биология – цветные карандаши;
английский язык – словарь;
география – контурные карты;
русский язык – специальные задания для подготовки к ГИА.
Камень 3: отсутствие контроля.
Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выучить домашнее задание, другому, чтобы принес карандаши, третьему простит невыполненное домашнее задание (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех домашних заданий всеми учениками. При переходе в 5 класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много других учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он ни кому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны – появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на каждой перемене. Не организует в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей агрессия – начинает капризничать как маленький, играть с малышами (идет к первой своей учительнице). А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
Чем можно помочь?
Конечно, надо искать индивидуальный подход ко всем в классе. Учителя максимально прилагают усилия. Но быстро этот подход не находиться. А во-вторых, такое отношение приобщает ребенка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника.
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. Организуйте досуг ребенка. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
Камень 4: пробелы в знаниях.
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоения материала. То в пятом классе такого отслеживания не происходит, и не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки. Иногда неусвоенные темы тянуться еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти, слабого развития навыков самостоятельной работы, несамостоятельности работы с текстами.
Чем можно помочь?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснить, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала.
Школьная продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности, или не успешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
Не надо забывать, что пятиклассники вступили в новый возраст – возраст младшего подростка.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необходимым запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению «худшего»;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова и дела;
- повышенный интерес к спорту;
- различные увлечения (музыкой, живописью, киноискусством…).
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью
к взрослым;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с врачом, продавцом и т.д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Признаки успешной адаптации.
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить
задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – одноклассниками, учителями.
Признаки дезадаптации.
- усталый, утомленный вид ребенка;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
1.Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие всего ребенком, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2.Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться с классным руководителем или психологом.
3.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, рождение еще одного ребенка…) сообщите об этом классному руководителю.
4.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации. Вместе ищите выход из конфликтов.
5.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
6.Приучайте его к самостоятельности постепенно.
7.Обязательна возможность общения с одноклассниками после школы.
8.Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, одноклассников…).
9.Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
10.Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные люди гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм, жестокость.
11.Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи.
12.Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
13.Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка.
14.Несморя на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам ориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
15.Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
16.Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Желаю Вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе...
О проблемах школьной адаптации
Чтобы не было мучительно больно...
Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"
В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...
Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации
Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»
Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...