Программа профориентационной деятельности в 9, 11 классах педагога-психолога
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Филонова Евгения Вениаминовна

Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков  к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx15.13 КБ
Microsoft Office document icon programma_po_proforientacii.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Новочебоксарска ЧР

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №13»

____________ Н.К.Мясникова

          «    » _______________2015г.

Программа  профориентационной деятельности

в 9, 11 классах

педагога-психолога Филоновой Е.В.

Новочебоксарск 2015 г.



Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………...…………….……3
  2. Нормативное обеспечение программы…..…………………….…....3
  3. Актуальность программы……..……………………………………..3
  4. Цель программы……………………………………………………....4
  5. Задачи программы…………………………………………………….4
  6. Участники программы………………………………………………..5
  7. Планируемые результаты…………………………………………….5
  8. Содержание работы психолога в рамках программы

психолого-педагогического сопровождения…………………….….6

  1. Продолжение  развивающей работы…………………………….….14
  2.  Список литературы………………………………………………….15

Пояснительная записка

      Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков  к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Нормативное обеспечение программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Актуальность программы

      Молодым людям недостает социального опыта, умения применять

полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. Положение

усугубляется слабой подготовленностью выпускников, их

неконкурентоспособностью на рынке труда.

      Специфика контингента выпускников на рынке труда состоит в следующем:

  • Низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях

дальнейшего обучения

  • Отсутствие опыта работы, специального образования
  • Низкий уровень активности, мотивированности собственного

трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным

действиям.

  • Массовая правовая безграмотность в области подросткового труда

    Таким образом, проблема профориентации в школе является

достаточно актуальной ввиду того, что большинство школьников определяют свою профессию интуитивно.

Цель:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся  в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора

    профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и

    возможностях учащихся для осознанного определения профиля  

    обучения;

  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко  

    спрогнозировать сложности трудоустройства.    

Участники программы:

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • педагог- психолог;
  • социальный педагог;
  • зам.директора по УВР;
  • учителя  технологии;
  • родители.

 Планируемые результаты:

  • обеспечение профпросвещения, проведение профдиагностик,  профконсультаций обучающихся, родителей;
  • создание условий для профориентационной работы в школе;
  • организация системы профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом;
  • повышение информированности обучающихся   об основных профессиях, по которым наблюдается  существенный дефицит кадров на предприятиях области, района, села;

Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.

Этапы

Мероприятия

Сроки выполнения

Участники

1этап

Диагно-стический

 Изучение профессиональной направленности личности учащегося

  •   ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
  •   Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
  •   Тест-опросник Шмишека(выявление акцентуаций характера)
  •   Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9,11 классы)

январь 2016

Ученики

9,11 классов,

Педагог-психолог

2этап

Консуль-тативно-просвети-тельский

 

1.Консультации  с  учениками

   9, 11классов

  •   Как выбрать профессию
  •   Профессиональные склонности
  •   Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

2. Семинар с учителями, классными руководителями:

«Профориентационная работа  с учащимися-выпускниками  в школе»

Цель семинара:

1.Мастер-класс, как одна из форм профессионального обучения  педагогов.  Познакомить с опытом работы  педагога-психолога по профориентации школьников.

 2. Знакомство с электронными ресурсами.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом-психологом  своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм  работы. Знакомство с опытом работы по профориентации школьников.
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.  
  • знакомство с электронными ресурсами.

3.Консультации  с родителями выпускников

  • Ваш ребенок-выпускник
  • Чем я, как родитель, могу помочь своему ребенку?
  • Индивидуальные консультации  с родителями по каждому ребенку.

4.Классные часы в 9,11 классах:

  • Мир профессий
  • Что мы знаем о профессиях
  • Ошибки в выборе профессии.
  • Последствия ошибок в выборе профессии.

 5.Родительское собрание в 9,11 классах:

  • Ваш ребенок- выпускник!
  • Ошибки в выборе профессии

(рекомендации и советы педагога-психолога родителям выпускников)

  • Составление памятки для учащихся и их родителей по выбору профессии.

6.Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов, администрации:

• Психология выбора профессии

 • Использование игровых упражнений в профориентационной работе

 • Трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников

 • Конфликты профессионального самоопределения

 

 7.Общешкольная акция-  Рейтинг профессий «Самая востребованная профессия в нашей школе»

 

январь 2016

январь 2016

 

январь 2016

февраль 2016

февраль 2016

январь 2016

январь 2016

февраль 2016

январь

2016

февраль 2016

март

2016

апрель

2016

март

2016

Педагог-психолог

 Педагог-психолог

 Зам.директора по УВР

Педагог-психолог

 Классный руководи-тель

Классный

Руководитель

Педагог-психолог

Социаль-ный педагог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

3этап

Коррекци-онно-развиваю-щий

 

  Цель программы:      формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.

Задачи:

  • Активизация внутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу
  • Осознание целей выбора будущей профессии;
  • Развитие навыков конструктивного взаимодействия;
  • Формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;
  • Развитие навыков рефлексии.

Тренинг «Человек и профессия»

1.Ознакомительное занятие:

  • Знакомство с группой, введение, мотивирование, настрой группы на работу;
  • Беседа о выборе будущей профессии. Понятие и значение профессионального самоопределения.
  • Проведение активизирующей профориентационной методики «Я ХОЧУ – Я МОГУ»  обработка результатов с последующим обсуждением

2.Профориентационное тренинговое занятие

  • Правила групповой работы, работа с умением жить "здесь и сейчас".
  • Понятие о профессиях и профессиональной деятельности, профессиональные стереотипы.
  • «Мое профессиональное будущее»

(Какое у меня призвание, чем лучше заниматься в жизни? Каким видят мое профессиональное будущее члены группы?)

3.Профориентационное тренинговое занятие

  • Понятие об особенностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
  • Требования профессии к человеку. Понятие профессионально важных качеств (ПВК)

4.Профориентационное  тренинговое  занятие на коммуникативность

  • Значение эффективной коммуникации в различных ситуациях личностного и будущего профессионального взаимодействия.
  • Особенности восприятие себя и партнера по общению как участников коммуникации
  • Коммуникация как способ передачи и распространения информации. Определение коммуникативных барьеров, способы их преодоления.
  • Эффективное общение. Коммуникативные навыки при работе в группе.
  • Завершение работы тренинга, интеграция полученного опыта, соотнесение приобретенного опыта с поставленными целями  

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Проведение тренинга является одним из способов предоставления возможности выпускников осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.

 

февраль 2016

февраль 2016

февраль 2016

февраль 2016

март 2016

Ученики

9,11 классов,

Педагог-психолог

Социаль-ный педагог

4 этап

Деловая игра

 Большая психологическая игра  

« Путешествие в мир  профессий»

Цель:   помочь учащимся закрепить полученные  знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Задачи:

- осознание целей выбора будущей  

   профессии;  

- проживание ситуации сотрудничества;

- развитие навыков конструктивного  

   взаимодействия;

- создание благоприятных условий для        

   работы в группе;

- развитие рефлексии.

1этап. Приветствие, знакомство с правилами игры.

2этап. Введение в тему игры, постановка ведущим проблемного вопроса-вы уже определились со своим выбором профессии?

3этап. Создание атмосферы творчества и положительного настроя. Игра «Атомы»

4этап. Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). Установка и правила игры.

5этап. Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности задание-рисование карты острова.

6этап. Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы. Выбор профессии на необитаемом острове. Обсуждение.

7этап. Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее.

Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.

8этап. Выход из ситуации игры. Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)

9этап. Подведение итогов игры. Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.

март 2016

Классный руководитель

Педагог-психолог

5 этап

Диагностический (итоговая диагности-ка)

Изучение профессиональной направленности личности учащегося

  •   ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
  •   Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
  •   Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9, 11 классы)

март 2016

Педагог-психолог

Продолжение  развивающей работы:  работа   по профориентации  учеников 9 и 11 классов будет продолжена. Педагог-психолог  принимает участие в организации встреч с  яркими представителями  рекомендуемых профессий: повар, швея, столяр, парикмахер, слесарь.

Список литературы:

  1. Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева  // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
  2. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
  3.  Выготский Л. С. Педагогическая психология /  Л. С. Выготский. - М., 1991.
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский.  – М., 1984
  5.  Выготский  Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка /  Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
  6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
  7. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. -  № 10. – С. 51-56.
  8. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению //  Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1.  – С. 28-31.
  9. Климов Е. А.  Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
  10. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
  11.  Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] /  Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
  12.  Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
  13.  Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.].  – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
  14.  Пряжников  Н. С.  Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
  15.  Пряжников  Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . -  М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
  16.  Пряжников Н. С. Игры и методики для    профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
  17.  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
  18.  Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». -  2008. - № 2. – С.34-38.
  19. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К.  Селевко. -  М.,  2008.
  20. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.  Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
  21.  Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. : Просвящение, 2008. – 111с.
  22.  Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...