Программа профориентационной деятельности в 9, 11 классах педагога-психолога
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 15.13 КБ |
programma_po_proforientacii.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Новочебоксарска ЧР
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №13»
____________ Н.К.Мясникова
« » _______________2015г.
Программа профориентационной деятельности
в 9, 11 классах
педагога-психолога Филоновой Е.В.
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………...…………….……3
- Нормативное обеспечение программы…..…………………….…....3
- Актуальность программы……..……………………………………..3
- Цель программы……………………………………………………....4
- Задачи программы…………………………………………………….4
- Участники программы………………………………………………..5
- Планируемые результаты…………………………………………….5
- Содержание работы психолога в рамках программы
психолого-педагогического сопровождения…………………….….6
- Продолжение развивающей работы…………………………….….14
- Список литературы………………………………………………….15
Пояснительная записка
Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Нормативное обеспечение программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Актуальность программы
Молодым людям недостает социального опыта, умения применять
полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. Положение
усугубляется слабой подготовленностью выпускников, их
неконкурентоспособностью на рынке труда.
Специфика контингента выпускников на рынке труда состоит в следующем:
- Низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях
дальнейшего обучения
- Отсутствие опыта работы, специального образования
- Низкий уровень активности, мотивированности собственного
трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным
действиям.
- Массовая правовая безграмотность в области подросткового труда
Таким образом, проблема профориентации в школе является
достаточно актуальной ввиду того, что большинство школьников определяют свою профессию интуитивно.
Цель:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях учащихся для осознанного определения профиля
обучения;
- дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко
спрогнозировать сложности трудоустройства.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- педагог- психолог;
- социальный педагог;
- зам.директора по УВР;
- учителя технологии;
- родители.
Планируемые результаты:
- обеспечение профпросвещения, проведение профдиагностик, профконсультаций обучающихся, родителей;
- создание условий для профориентационной работы в школе;
- организация системы профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом;
- повышение информированности обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров на предприятиях области, района, села;
Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.
Продолжение развивающей работы: работа по профориентации учеников 9 и 11 классов будет продолжена. Педагог-психолог принимает участие в организации встреч с яркими представителями рекомендуемых профессий: повар, швея, столяр, парикмахер, слесарь.
Список литературы:
- Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
- Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984
- Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
- Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.
- Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
- Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
- Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
- Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
- Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
- Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
- Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». - 2008. - № 2. – С.34-38.
- Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
- Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
- Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. : Просвящение, 2008. – 111с.
- Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...