«Интересы в профессиональном выборе»
план-конспект занятия по психологии (8, 9 класс) на тему
Занятие для обучающихся в рамках предпрофильной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strelkova_urok_.doc | 58.5 КБ |
strelkova_na_otkrytoe_zanyatiepereof_.ppt | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Интересы в профессиональном выборе»
Цели занятия:
- показать необходимость учета своих интересов в профессиональном выборе;
- изучение участниками собственных интересов;
- совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;
- развитие навыков рефлексии;
Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (все занятие сопровождается показом презентаций), бланки к опроснику
- Организационный момент
- Основная часть
Важное место среди личностных особенностей человека занимает направленность его личности, то есть потребности, интересы и склонности.
Для чего как вы думаете необходимо человеку знание самого себя?
Как мы уже с вами неоднократно говорили, знание человеком самого себя (своих интересов, способностей, склонностей, желаний) – является необходимым условием психологической готовности к выбору профессии.
Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот не возникал на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование.
Определение понятия
Что же такое интерес?
Учащимся предлагается назвать свои ассоциации на каждую букву слова «интерес».
И – индивидуальный; Н – необычный и т.д.
Интерес – это желание заниматься какой-либо деятельностью. Затем определение записывается в тетрадь.
Интерес выражается формулой - «Я ХОЧУ ЗНАТЬ!».
Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели….
Интересы можно разделить на интересы-
по содержанию: интерес к литературе, музыке, технике, компьютерам;
по широте: разносторонние, узкие;
по длительности: устойчивые, неустойчивые
Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы устойчивые и глубокие, зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Известны случаи, когда интересы шли в разрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты станешь позором нашей семьи» - говорил Чарльзу Дарвину его отец.
С помощью интереса можно достичь успеха в любой профессиональной деятельности. Интерес побуждает человека овладевать знаниями, расширяет его кругозор, помогает преодолевать препятствия на пути освоения профессии. Если нет интереса к чему-либо – тогда не помогут никакие методики и специалисты.
В том случае, когда с интересом связаны жизненные профессиональные планы человека, говорят о профессиональных интересах. Профессиональные интересы проявляются в эмоциональном окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о нем. Они могут формироваться на основе или учебных интересов, или разнообразных увлечений во внешкольное время. Сейчас мы попробуем определить свой интерес к каким-либо отдельным областям знаний или определенной деятельности.
3. Практическая работа
Методика «Профиль» (модификация Г.В.Резапкиной «Карта интересов») Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности.
Нравится ли Вам делать, то о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – «-». Если сомневаетесь – поставьте «?». Чем искренне вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Зачитываются вопросы см. приложение
4.Обработка и анализ результатов
По каждой из колонок подсчитайте арифметическую сумму плюсов и минусов и подпишите внизу каждой колонки. Отметьте колонки, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика
2 – химия и биология
3 – радиотехника и электроника
4 – механика
5 – география и геология
6 – литература и искусство
7 – история и политика
8 – педагогика и медицина
9 – предпринимательство и домоводство
10 – спорт и военное дело
Максимальный балл – пять говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.
5 Заполнение дневника профессионального самоопределения.
6. Подведение итогов занятия, рефлексия
Подведение итогов занятия проходит в кругу.
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами. Однако как ни странно, большинство людей, выбирающих профессию, свои интересы, ставят только на третье место (1 место – высокая зарплата, 2 место – возможность трудоустройства и престиж).
Может ли человек развивать свои интересы и склонности? Конечно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:
- повышать свою информативность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов и др.)
- заниматься практической деятельность (факультативные занятия, кружки)
- заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств.
Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь твое это или нет. Поэтому старайтесь пробовать себя в разных видах деятельности: в спорте, литературе, искусстве, науке.
Что нового узнали сегодня на занятии? Какие интересы у вас подтвердились, а какие стали неожиданностью? Ваши пожелания на будущие занятия? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «ПРОФИЛЬ»
- УЗНАВАТЬ ОБ ОТКРЫТИЯХ В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.
- СМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧИ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.
- ВЫЯСНИТЬ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ.
- ЧИТАТЬ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ.
- СМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧИ О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.
- БЫВАТЬ НА ВЫСТАВКАХ, КОНЦЕРТАХ, СПЕКТАКЛЯХ.
- ОБСУЖДАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБЫТИЯ В СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ.
- НАБЛЮДАТЬ ЗА РАБОТОЙ МЕДСЕСТРЫ, ВРАЧА.
- ЧИТАТЬ КНИГИ И СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ О ВОЙНАХ И СРАЖЕНИЯХ.
- ЗАНИМАТЬСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ РАСЧЕТАМИ И ВЫЧИСЛЕНИЯМИ.
- УЗНАВАТЬ ОБ ОТКРЫТИЯХ В ОБЛАСТИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ.
- РЕМОНТИРОВАТЬ БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ.
- ПОСЕЩАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ, ЗНАКОМИТЬСЯ С ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
- ХОДИТЬ В ПОХОДЫ, БЫВАТЬ В НЕИЗВЕДАННЫХ МЕСТАХ.
- СОЗДАВАТЬ УЮТ И ПОРЯДОК В ДОМЕ, КЛАССЕ, ШКОЛЕ.
- ЧИТАТЬ ОТЗЫВЫ И СТАТЬИ О КНИГАХ, ФИЛЬМАХ, КОНЦЕРТАХ.
- УЧАВСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ШКОЛЫ, ГОРОДА.
- ОБЪЯСНЯТЬ ОДНОКЛАССНИКАМ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.
- САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПО ХОЗЯЙСТВУ.
- СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ, ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
- ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ.
- УХАЖИВАТЬ ЗА ЖИВОТНЫМИ, РАСТЕНИЯМИ.
- ЧИТАТЬ СТАТЬИ ОБ ЭЛЕКТРОНИКЕ И РАДИОТЕХНИКЕ.
- СОБИРАТЬ И РЕМОНТИРОВАТЬ ЧАСЫ, ЗАМКИ, ВЕЛОСИПЕДЫ.
- КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ КАМНИ, МИНЕРАЛЫ.
- ВЕСТИ ДНЕВНИК, СОЧИНЯТЬ СТИХИ И РАССКАЗЫ.
- ЧИТАТЬ БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ ПОЛИТИКОВ, КНИГИ ПО ИСТОРИИ.
- ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ПОМОГАТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ.
- ЗАКУПАТЬ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДОМА, ВЕСТИ УЧЕТ РАСХОДОВ.
- УЧАСТВОВАТЬ В ВОЕННЫХ ИГРАХ.
- ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИКОЙ И МАТЕМАТИКОЙ СВЕРХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
- ЗАМЕЧАТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
- СОБИРАТЬ И РЕМОНТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРЫ.
- СТРОИТЬ ЧЕРТЕЖЫ, СХЕМЫ, ГРАФИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ.
- УЧАСТВОВАТЬ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ.
- РАССКАЗЫВАТЬ ДРУЗЬЯМ О ПРОЧИТАННЫХ КНИГАХ, УВИДЕННЫХ ФИЛЬМАХ И СПЕКТАКЛЯХ.
- СЛЕДИТЬ ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ В СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ.
- УХАЖИВАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ИЛИ БЛИЗКИМИ, ЕСЛИ ОНИ ЗАБОЛЕЛИ.
- ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ СПОСОБЫ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ.
- ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
- УЧАСТВОВАТЬ В ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАДАХ.
- ВЫПОЛНЯТЬ ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ И БИЛОГИИ.
- РАЗБИРАТЬСЯ В ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ.
- РАЗБИРАТЬСЯ В ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ.
- «ЧИТАТЬ» ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ.
- УЧАСТВОВАТЬ В СПЕКТАКЛЯХ, КОНЦЕРТАХ.
- ИЗУЧАТЬ ПОЛИТИКУ И ЭКНОМИКУ ДРУГИХ СТРАН.
- ИЗУЧАТЬ ПРИЧИНЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА.
- ВКЛАДЫВАТЬ ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ В ДОМАШНИЙ БЮДЖЕТ.
- УЧАСТВОВАТЬ В СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ.
Стрелкова Инна г. Нижневартовск
Владимировна МБОУ «СОШ» №13
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...
Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...
«Профессиональный интерес как фактор выбора профессии»
Презентация на тему: "Профессиональный интерес как фактор выбора профессии". В презентации описывается как возможно профориентировать обучающихся Колледжа с помощью возможностей работодателя....
Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Выступление на родительском собрании...
Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...
«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»
Данное занятие расскрывает т следующие цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...
«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»
Данное занятие расскрывает т следующие цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...