план работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему

Курышов Михаил Алексеевич

Помощь выпускникам и их родителям по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_oge_i_gia.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Анопинская средняя общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района

 

  

План работы педагога – психолога по подготовке выпускников и их родителей к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Пояснительная записка

 Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА (ОГЭ) - 9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами

В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала  подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:

1) согласие  сделать   что-нибудь,   желание  и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);

2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);

3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень   зрелости   позволяет    ему   извлечь   пользу   из   конкретного опыта (А.А. Бодалев).

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

План работы педагога – психолога по подготовке выпускников и их родителей к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Цель: оказание психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Задачи:

1. Развить познавательный компонент психологической готовности к ГИА и ЕГЭ: отработать навыки самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развить внимание, память, мышление.

2. Снизить уровень тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

3. Содействовать  адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ.  

Содержание деятельности

 

Планируемый результат

Сроки

1.     Диагностическое направление

Цель – информационное  обеспечение  процесса  психологического сопровождения готовности к ГИА и ЕГЭ

1.     Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ.

2.     Отбор критериев и показателей по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

3.     Проведение  диагностики.

4.     Анализ полученных результатов.

 

Определение  уровня  психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы  – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).

январь-февраль

2.     Цикл практических занятий

Цель – создание  условий  для психологической готовности к ГИА и ЕГЭ и  решения психологических проблем  учащихся.

1. Проведение  цикла занятий в форме психологических тренингов, игр  для  учащихся 9-11-х  классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.

2. Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов  психофизической саморегуляции.

3.Групповые  и  индивидуальные     беседы по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся).

2.Овладение  учащимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений  самостоятельно противостоять  стрессу.

март-апрель

3.      Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Цель – оказание  психологической  помощи  и  поддержки субъектам ГИА и ЕГЭ, обучение  их навыкам  саморегуляции.

1.Семинар – практикум  для  педагогов «Психологическое  сопровождение ГИА и  ЕГЭ».

2. Выступление  на  педсовете по теме «Формирование  мотивационных  установок  к  организации  и  проведению ГИА и ЕГЭ».

3.Выступление  на  родительском  собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов».

4.Индивидуальные  консультации  для  выпускников.

5.Работа по запросу  родителей и педагогов.

6.Организация имитации ситуации сдачи ГИА и ЕГЭ (проведение репетиционного экзамена в форме ЕГЭ).

1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА и ЕГЭ.

2. Формирование представлений о мотивационных

установках к организации и проведению ГИА и ЕГЭ.

3.Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА и ЕГЭ.

4. Готовность и способность субъектов ГИА и ЕГЭ к эмоционально – волевой  регуляции.

май

4.      Организационно-методическая  работа.

 Цель – разработка  программ  диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.

1.Разработка  цикла  занятий  в форме психологического тренинга  для  учащихся  9 и 11-ых  классов с проблемами психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

2. Разработка  рекомендаций, памяток  для  учащихся, педагогов, родителей.

3.Оформление  информационного  стенда, наглядных  материалов для учащихся и родителей.

1.Формирование психологической готовности к ГИА и ЕГЭ по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному).

2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ.

в течение года

 

 

Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ГИА и ЕГЭ являются:

диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция;

информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. 

Диагностическое направление:

Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников училища составляют две группы методов.

Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей. 

Метод анкетирования:  1) анкета «Готовность к ЕГЭ»;  2) анкета «Определение выпускников группы риска».

Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:

1.  Тесты на развитие внимания («Определение объема внимания» , «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания» , «Корректурные пробы Бурдона»

2. Тест «Цезарь» для диагностики объема оперативной памяти.

3. Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».

Практические занятия, направленные на  психологическую подготовку выпускников МБОУ Анопинской сош по прохождению ГИА и ЕГЭ предполагают следующие формы работы психолога:

- групповые занятия – тренинги;

- игры – драматизации (овладение процедурой ГИА на стимулированном материале);

- индивидуальные консультации;

Формы работы с родителями:

- фронтальные: тематические родительские собрания.

индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).

Направления работы с педагогами:

- обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИА;

- взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке выпускников (учитель - эксперт);

- ознакомление педагогов с психологической спецификой ГИА в целом и трудностями отдельных групп выпускников;

- знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);

- взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.

Ожидаемые  результаты:

1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА и ЕГЭ .

2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников училища.

3. Повышение сопротивляемости стрессу.

4. Развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ГИА и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по подготовке к ЕГЭ

План включает в себя конкретные мероприятия и направления работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ....

План работы кружка "Подготовка к ГИА по русскому языку"

Данный кружок обеспечивает понимание  системы знаний  о языке, формирует  стабильные навыки владения языком и совершенствование  речевой культуры....

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...

План работы по подготовке к ГИА

Материал представлен в виде плана подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации....

План работы по подготовке к ГИА И ЕГЭ

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературы...

План работы по подготовке к написанию сочинения в декабре

План работы по подготовке к  написанию сочинения в декабре...

план работы по подготовке к огэ

план рабаты учитель - ученик - родитель...