план работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему
Помощь выпускникам и их родителям по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_oge_i_gia.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Анопинская средняя общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района
План работы педагога – психолога по подготовке выпускников и их родителей к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА (ОГЭ) - 9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:
1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
План работы педагога – психолога по подготовке выпускников и их родителей к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Цель: оказание психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Задачи:
1. Развить познавательный компонент психологической готовности к ГИА и ЕГЭ: отработать навыки самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развить внимание, память, мышление.
2. Снизить уровень тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
3. Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ.
Содержание деятельности
| Планируемый результат | Сроки |
1. Диагностическое направление Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ГИА и ЕГЭ | ||
1. Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ. 2. Отбор критериев и показателей по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. 3. Проведение диагностики. 4. Анализ полученных результатов.
| Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент). | январь-февраль |
2. Цикл практических занятий Цель – создание условий для психологической готовности к ГИА и ЕГЭ и решения психологических проблем учащихся. | ||
1. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов, игр для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности. 2. Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции. 3.Групповые и индивидуальные беседы по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. | 1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся). 2.Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу. | март-апрель |
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ГИА и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции. | ||
1.Семинар – практикум для педагогов «Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ». 2. Выступление на педсовете по теме «Формирование мотивационных установок к организации и проведению ГИА и ЕГЭ». 3.Выступление на родительском собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов». 4.Индивидуальные консультации для выпускников. 5.Работа по запросу родителей и педагогов. 6.Организация имитации ситуации сдачи ГИА и ЕГЭ (проведение репетиционного экзамена в форме ЕГЭ). | 1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА и ЕГЭ. 2. Формирование представлений о мотивационных установках к организации и проведению ГИА и ЕГЭ. 3.Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА и ЕГЭ. 4. Готовность и способность субъектов ГИА и ЕГЭ к эмоционально – волевой регуляции. | май |
4. Организационно-методическая работа. Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций. | ||
1.Разработка цикла занятий в форме психологического тренинга для учащихся 9 и 11-ых классов с проблемами психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. 2. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей. 3.Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся и родителей. | 1.Формирование психологической готовности к ГИА и ЕГЭ по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному). 2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ. | в течение года |
Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ГИА и ЕГЭ являются:
диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция;
информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку.
Диагностическое направление:
Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников училища составляют две группы методов.
Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей.
Метод анкетирования: 1) анкета «Готовность к ЕГЭ»; 2) анкета «Определение выпускников группы риска».
Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:
1. Тесты на развитие внимания («Определение объема внимания» , «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания» , «Корректурные пробы Бурдона»
2. Тест «Цезарь» для диагностики объема оперативной памяти.
3. Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».
Практические занятия, направленные на психологическую подготовку выпускников МБОУ Анопинской сош по прохождению ГИА и ЕГЭ предполагают следующие формы работы психолога:
- групповые занятия – тренинги;
- игры – драматизации (овладение процедурой ГИА на стимулированном материале);
- индивидуальные консультации;
Формы работы с родителями:
- фронтальные: тематические родительские собрания.
индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).
Направления работы с педагогами:
- обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИА;
- взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке выпускников (учитель - эксперт);
- ознакомление педагогов с психологической спецификой ГИА в целом и трудностями отдельных групп выпускников;
- знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);
- взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА и ЕГЭ .
2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников училища.
3. Повышение сопротивляемости стрессу.
4. Развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.
Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ГИА и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по подготовке к ЕГЭ
План включает в себя конкретные мероприятия и направления работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ....
План работы кружка "Подготовка к ГИА по русскому языку"
Данный кружок обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры....
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...
План работы по подготовке к ГИА
Материал представлен в виде плана подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации....
План работы по подготовке к ГИА И ЕГЭ
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературы...
План работы по подготовке к написанию сочинения в декабре
План работы по подготовке к написанию сочинения в декабре...
план работы по подготовке к огэ
план рабаты учитель - ученик - родитель...