Научно-исследовательская работа "Советские психологи в период Великой Отечественной войны"
материал по психологии (11 класс) на тему

Вольных Ирина Николаевна

Развитие психологии в России в советский период приобрело драматический характер.

До Октябрьской  революции психология в России развивалась как часть мировой науки. Российские ученые занимали далеко не последнее место в этой области. С приходом советской власти, в условиях тоталитарного режима, культивировалась версия об "особом пути" марксистской психологии как "единственно верной" отрасли знания. На этот путь она вступила в начале 20-х годов и на протяжении нескольких десятилетий не имела возможности свернуть с него.

Но в 40-50 годы  XX столетия советская психология испытала подъем.  Когда началась Великая Отечественная война, партийное руководство ослабило давление на науку и российские таланты дали о себе знать. Психологи проявили высокий патриотизм и их работу можно назвать героической.

Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества.
              Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса.  Необходимо было в кратчайшие  сроки перевести все научные направления в военный режим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1 с.Вольно-Надеждинское

Надеждинского района» Приморского края

Советские психологи

в период

Великой Отечественной войны

Научно-исследовательская работа.

 Представлена 28 апреля 2015 года на районной научно-практической конференции,

 посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Автор:  Курьянова Ульяна, учащаяся 11 «б» класса;

      Руководитель: Вольных Ирина Николаевна, педагог-психолог.

С. Вольно- Надеждинское

2015 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………3

1. С.В.Кравков…………………………………………………..  4

2. А. Н.Леонтьев………………………………………………..   5

3. А.В. Запарожец……………………………………………….  6

4. Б.В.Зейгарник…………………………………………………  7

5.  А.Л.Лурия…………………………………………………….. 8

Итоги………………………………………………………….......10

Список литературы……………………………………………  11

Введение:

В течение двух последних лет я посещала элективный курс «Основы психологии». Меня очень интересует данная область знания, возможно с этим направлением я свяжу свою дальнейшую профессиональную деятельность. Уже в школе, я неоднократно принимала участие в научно-практических конференциях естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые ежегодно проводятся  в рамках работы Научного общества учителей и учащихся МБОУ СОШ № 1 с.Вольно-Надеждинское Надеждинского района. В 2014-2015 учебном году научно-практическая конференция гуманитарного цикла была посвящена знаменательной дате в истории нашего народа: 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Общая тема данной конференции: «Роль личности в истории». Именно поэтому меня заинтересовал вопрос: «Какую роль сыграли советские ученые психологи в борьбе нашего народа против фашистских захватчиков? Какой вклад в общую Победу над врагом они смогли внести? Какое значение для развития науки имела их деятельность в период Великой Отечественной войны?».

В процессе работы в данном направлении, я изучила достаточно много источников в этой области и пришла к следующим выводам.

Развитие психологии в России в советский период приобрело драматический характер.

До Октябрьской  революции психология в России развивалась как часть мировой науки. Российские ученые занимали далеко не последнее место в этой области. С приходом советской власти, в условиях тоталитарного режима, культивировалась версия об "особом пути" марксистской психологии как "единственно верной" отрасли знания. На этот путь она вступила в начале 20-х годов и на протяжении нескольких десятилетий не имела возможности свернуть с него.

Но в 40-50 годы  XX столетия советская психология испытала подъем.  Когда началась Великая Отечественная война, партийное руководство ослабило давление на науку и российские таланты дали о себе знать. Психологи проявили высокий патриотизм и их работу можно назвать героической.

Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества.
              Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса.  Необходимо было в кратчайшие  сроки перевести все научные направления в военный режим.

Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили?

Необходимо было:

1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных    направлений, развивать новые предметные области психологии;

2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки;

3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой,       способствовать росту прикладных практических разработок. 

Начавшаяся Великая Отечественная война остро поставила вопрос о задачах психологов в обеспечении победы над врагом.

В данной исследовательской работе я вела поиск информации о самых известных и значимых психологах того времени: С. В. Кравкове, А.Н.Леонтьеве, А.В.Запорожце, А.Р. Лурии, Б.В.Зейгарник.

Цель работы: рассказать о  советских психологах  и  вкладе  в науку, сделанном ими во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • найти информацию о советских психологах, сделавших какой-либо вклад в Победу в Великой Отечественной войне;
  • изучить их биографии в военный период;
  • изучить их научные работы, посвященные проблемам психологического восстановления раненых бойцов;
  • сделать выводы.

Сергей Васильевич Кравков - выдающийся отечественный психолог, психофизиолог, внесший значительный вклад в изучение психофизиологии органов чувств. С.В. Кравков считается одним из основоположников физиологической оптики - научной дисциплины, представляющей собой синтез знаний о физиологических и психологических закономерностях, характеризующих функцию органа зрения. Спектр проблем, волновавших СВ. Кравкова, разнообразен и широк. Ученый родился 1 июня 1893 г., в Рязани, в семье врача. В 1911 г. поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В 1912 г. при Московском университете был открыт Психологический институт, где Сергей Васильевич стал работать в качестве лаборанта. Он проявлял интерес к психологическим проблемам, всеми силами стремился осознать пути развития психологии и найти в них свое место. С.В. Кравков обладал незаурядными способностями и научным складом ума, он был большим знатоком музыки, живописи, художественной литературы. Свободно владея несколькими иностранными языками: немецким, английским, французским, в подлиннике читал западных классиков. В 1915 г. на годичном заседании Психологического института С.В. Кравков блестяще выступил с докладом «Объективная психология, ее предмет и значение». Это было признание таланта начинающего ученого. В 1916 г.

С.В. Кравков с золотой медалью и дипломом 1-й степени заканчивает Московский университет по специальности «экспериментальная психология». Позже, молодой ученый становится ассистентом Психологического института. В это время выходят две наиболее известные его работы: «Внушение (психология и педагогика внушения)» (1924) и «Очерк психологии» (1925). Психолог рассматривал процесс внушения с позиций материализма. Причем, СВ. Кравков описал как положительные, так и отрицательные возможности внушения применительно к процессам обучения и воспитания. Проведенными исследованиями он доказал, что внушаемость является личной чертой, оказывающей существенное влияние на высшую нервную деятельность человека. Будучи истинным патриотом,

С. В. Кравков в годы Великой Отечественной войны стремился поставить результаты своих научных исследований на службу обороны страны. Предложенный им, совместно с Н. А. Вишневским, прибор для выявления гемералопии (ночной слепоты), использовался при обследовании летного состава военной авиации. С.В. Кравков разработал простой и надежный метод отбора  прожектористов-наблюдателей для Советской Армии. Был принят ряд предложений С. В. Кравкова о способах устранения слепящего действия света на глаз.

С. В. Кравков ушел из жизни  в 1951 году.  Однако его научное наследие

выдержало проверку временем и не потеряло своего значения до настоящего времени.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) — один из основателей и лидер отечественной психологической науки в самые трудные для науки времена, отнюдь не входит в число «забытых» авторов. Несмотря на неоднозначное отношение к его теоретическому наследию, что во многом связано с принятием им марксизма в качестве методологического основания психологической науки, его имя и идеи живут и активно работают не только в трудах его прямых учеников и учеников его учеников, но и во всём научном сообществе. Более того, он — один из немногих создателей научных школ, ученики которых не ограничились перепевами и конкретизацией идей учителя, а в очень многих направлениях продвинулись далеко вперёд, на новые теоретические рубежи.

А. Н. Леонтьев разрабатывал в 20-х годах прошлого века, совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией, культурно-историческую теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (её генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребёнка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и другим вопросам.

Ученый выдвинул и детально разработал общепсихологическую теорию предметной деятельности, являющуюся одним из влиятельных и новых теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведённым Алексеем Николаевичем анализом возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. На основе предложенной А. Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесённой со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и другие), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка её базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Алексея Николаевича получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской и социальной), в свою очередь обогащавших её новыми данными. Сформулированное А. Н. Леонтьевым положение о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребёнка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным. Психология рассматривалась А. Н. Леонтьевым как наука о «порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности».

Александр Владимирович Запорожец  - выдающийся психолог, действительный член АПН СССР. А.В. родился 12 сентября 1905 в Киеве.

В 1920—1930-е годы он входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Л.С. Выготского. В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). В 1944—1960 годах — заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.

В научной деятельности разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи, переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.  Умер ученый 7 октября 1981 года в Москве.

Блюма Вульфовна Зейгарник (Герштейн) родилась 9 ноября 1900 года в Ковенской губернии. В 1919 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника и в 1921 поступила в Берлинский университет. Там,  под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности. Одновременно с занятиями у Левина, Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров. Приблизительно в 1925, после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза. 1931 году Б.В.Зейгарник вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

Во время Великой Отечественной войны Б.В.Зейгарник эвакуировалась из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом госпитале на Урале в городе Кисегач. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений. В послевоенный период Блюма Вульфовна возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период, на стыке психологии и психиатрии, было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология. Умерла Б.В.Зейгарник в 1988 году.

Александр Романович Лурия – выдающийся советский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Александр Романович - один из создателей отечественной нейропсихологии, доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член АПН РСФСР (1947). В годы Великой Отечественной войны был научным руководителем восстановительного госпиталя в г. Кисегаче, на Урале и защитил докторскую диссертацию по медицине: "Учение об афазии в свете мозговой патологии". С 1945 г. — профессор МГУ, в этот период разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на общепсихологических представлениях о высших психических функциях, создал принципиально новую теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций. Ученый ввел новый метод изучения последствий локальных поражений головного мозга, позволивший по-новому подойти к пониманию нейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нарушений высших психических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления. А.Р. Лурия предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследований позволили ему сделать существенный вклад в решение сложной междисциплинарной проблемы "мозг и психика".  

Ученый имеет важные достижения и в других областях психологической науки. Совместно с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. психологами, создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал теорию культурно-исторического развития психологии. А.Р. Лурия существенно обогатил современные представления о высших психических функциях, их системном психологическом строении, изменчивости, пластичности, опосредованности, прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внес также важные идеи в общепсихологические представления об эмоциях. С помощью оригинальной "сопряженной моторной методики" исследовал аффективные комплексы и показал, что они представляют собой целостные системные образования, включающие различные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.). Способ выявления "аффективных следов преступления", предложенный Лурия, стал предвестником созданных позже "детекторов лжи".

А.Р. Лурия систематически разрабатывал проблему речи, ее психологическую структуру, роль в опосредовании психических процессов, вопросы о соотношении речи и мышления, речи и сознания. Ученый разработал понятие о "произвольном сознательном действии" как общепсихологической категории, внес серьезный вклад в историческую психологию. Во время экспедиций в Среднюю Азию (в 1930—1931 гг.) Александр Владимирович получил уникальные экспериментальные доказательства общественно-исторической детерминации психики, зависимости уровня развития познавательных процессов (гностических, мнестических, интеллектуальных) от конкретного социально-экономического и культурного опыта.

Велик вклад ученого  и в детскую психологию. Развивая концепцию Л.С.Выготского, он со своими сотрудниками изучал процесс превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую. На модели различных психических процессов анализировал процесс интериоризации, переход от внешних способов опосредствования психических процессов к внутренним. Специально изучалась роль речи в психическом развитии ребенка. Было показано, что овладение речью перестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психической деятельности, формирует произвольное поведение. Лурия выявил закономерность формирования регулирующей роли речи в норме и ее нарушения при разных формах аномалий развития психики. Он показал, что в норме сначала формируется активирующая, а потом — тормозная речевая регуляция движений, при патологии эти закономерности нарушаются. Ученый положил начало генетической психологии в отечественной науке, предприняв изучение роли наследственности и среды в развитии психических процессов. С помощью "близнецового метода" он получил новые данные о влиянии генотипических и паратипических факторов на формирование познавательных процессов. Он показал,  что в большей степени генотипические факторы воздействуют на характеристики "элементарных" психических функций (непосредственной памяти и др.), в меньшей — на "высшие" функции (опосредованную память и др.). Хорошо известны работы А.Р. Лурии в области дефектологии. В 1920-е гг. (совместно с Л.С. Выготским) и в 1950-е гг. Лурия проводил исследования детей с разными формами умственной отсталости. Было установлено, что у них наблюдаются нарушения нейродинамики в речевой системе (инертность нервных процессов и др.), ее отставание от нейродинамики в двигательной системе. Выявлены разные формы нарушения речевой регуляции и речевого опосредования у детей с разными формами умственной отсталости (олигофрения, задержка психического развития и др.). Лурия внес важный вклад в диагностику нарушений развития психических функций и создал научные основы для классификации разных форм умственной отсталости. Вместе со своими сотрудниками, он внес существенный вклад в развитие психофизиологии, применяя в научных исследованиях разные психофизиологические методы: при изучении аффектов — "сопряженную моторную методику", при изучении нарушений обобщающей и регулирующей функции речи у детей с умственной недостаточностью — методы регистрации двигательных, речевых реакций, ориентировочного рефлекса, биоэлектрической активности мозга; при изучении нарушений психических функций у больных с локальными поражениями мозга — методы регистрации различных видов биоэлектрической активности (спектра ЭЭГ, ВП, пространственной синхронизации биопотенциалов), движений глаз. Во всех случаях анализировались физиологические механизмы нарушений психических процессов на патологическом материале. Александр Романович со своими сотрудниками ввел в нейропсихологию психофизиологический подход, создав новое направление — психофизиологию локальных поражений мозга. Как последователь отечественных физиологов

И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бершнтейна, он способствовал созданию "психологически ориентированной физиологии".

Таким образом, заслуги А.Р. Лурии перед отечественной и мировой психологией состоят не только в создании новой психологической дисциплины — нейропсихологии, но и в существенном продвижении других отраслей психологической науки — общей, исторической, детской, генетической психологии, дефектологии, психофизиологии. Ученый создал нейропсихологическую научную школыу, объединившую его учеников и последователей в России и других странах и получившей международное признание. А.Р.Лурия – автор большого количества научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. 

Итоги работы психологов:

Несмотря на серьезные препятствия для развития психологической науки со стороны власти в довоенный период, советские психологи продолжали свои научные исследования. В период Великой Отечественной войны они провели огромную работу, самоотверженно трудились для нужд фронта. Благодаря их деятельности в восстановительных госпиталях, тысячи бойцов смогли вернуться в строй и продолжить свою борьбу за свободу и независимость советского народа. Вместе с тем, ученые психологи продолжали вести активную научную работу и  внесли большой вклад в развитее мировой психологии. Ниже причислены самые значимые их работы и научные достижения, которые послужили опорой для дальнейших исследований, а также, практически без изменений, используются в современной науке:

1) культурно-историческая теория  развития психологии (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия );

2) прибор для выявления гемералопии (С.В.Кравков и Н. А. Вишневский);

3) теория сенсорного и умственного развития ребёнка (А.В. Запорожец );

4) «эффект Зейгарник»;

5) новый метод изучения последствий локальных поражений головного мозга ( А.Р.Лурия);

6) способ выявления "аффективных следов преступления« (А.Р. Лурия);

7) создана"психологически ориентированная физиология" (А.Р. Лурия);

8) шагнула вперед детская психология и нейрофизиология (А.В. Запорожец, А.Р.Лурия);

9) "сопряженная моторная методика" (А.Р.Лурия).

Список литературы:

  1. Братусь Б.С. Психология в России // Школьный психолог. – 1999. № 29. – 16 с.
  2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
  3. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

ttps://ru.wikipedia.org/wikih

http://forpsy.ru/biography/otechestvennye_psikhologi/luriya_aleksandr/

http://www.psychologos.ru/

http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_psychology/

http://www.voppsy.ru/

https://ru.wikipedia.org/

https://ru.wikipedia.org/

http://www.koob.ru/

http://vocabulary.ru/

http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-osnovnyh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Урок по литературе с презентацией о поэзии периода ВОв.Поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подв...

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Советские психологи в период Великой Отечественной войны

Данная презентация иллюстрирует актуальность темы, основное содержание научно-исследовательской работы, итоги и выводы автора....

Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс

Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....

Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс

Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....

Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...