Заключение по методике ПДО
статья по психологии (8 класс) на тему

Нуртдинова Ольга Анатольевна

Заключение по методике ПДО с описанием шкал, особенностей детей, графиками, выводами и рекомендациями по взаимодействию с детьми с детьми с различными характерологическими особенностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklyuchenie_pdo.docx209.64 КБ

Предварительный просмотр:

Заключение по результатам

психодиагностического исследования учащихся.

  1. Цель: исследование личностных особенностей учащихся.
  2. Методика: Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
  3. Контингент:  учащиеся 8-х  классов  (_____ человек).
  4. Результаты исследования:

   Нами были диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера

        класс

тип

8 а -19ч

8 б-20ч

8 в-24ч

1

гипертимный

3-16%

4-20%

3-13%

2

лабильный

2-11%

1-5%

4-17%

3

сенситивный

1-5%

-

-

4

шизоидный

1-5%

-

1-4%

5

эпилептоидный

2-11%

4-20%

7-29%

6

истероидный

1-5%

-

1-4%

7

психастенический

1-5%

8

смешанные

8-42%

7-35%

7-29%

9

тип не определен

1-5%

3-15%

1-4%

   Таким образом, в 8а и 8б классах преобладают учащиеся со смешанными типами акцентуаций характера, в 8в – помимо смешанных типов в равной степени доминирует и эпилептоидный тип.

   Рассмотрим более подробные характеристики отдельных типов:

- гипертимный - отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное бездействие, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности

- лабильный - характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависит от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

- сенситивный – характеризуется повышенной впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.

- шизоидный – характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Часто уходит в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечений чем-либо.

- эпилептоидный - склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разредиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление ук лидерству со строгой дисциплиной и наказанием подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

- истероидный – проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

- психастенический - нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.

   Смешанные типы соединяют в себе различные акцентуации характеров.

   Наличие дополнительных шкал в методике дали нам следующие показатели:

Психологическая склонность к алкоголизации

   Наличие психологической склонности к алкоголизации:

- 8а – Ф И учеников

- 8б – Ф И учеников

- 8в – Ф И учеников

Риск злоупотребления ПАВ

Наличие риска употребления ПАВ:

Выраженный риск

- 8а – Ф И учеников

-8б – Ф И учеников

-8в – Ф И учеников

Очень высокий риск

- 8а – Ф И учеников

-8б – Ф И учеников

-8в – Ф И учеников

Склонность к депрессии

Наличие склонности к депрессии:

-8а -  Ф И учеников

-8б – Ф И учеников

-8в – Ф И учеников 

Склонность к суициду

Демонстративная попытка – без настоящего желания умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей

-8а – Ф И учеников

-8б – Ф И учеников

-8в – Ф И учеников 

Истинная попытка

-8а- Ф И учеников

-8б – Ф И учеников

-8в – Ф И учеников

Таким образом, учащихся с демонстративной суицидальной попыткой намного больше, чем с истинной.

Также с помощью ПДО можно выделить следующие группы детей:

  1. Дети, с повышенной откровенностью

-8а – Ф И учеников

-8б – Ф И учеников

-8в – Ф И учеников

    2. Дети с психологической склонностью к делинквентности

- 8а – Ф И учеников

- 8б – Ф И учеников

- 8в – Ф И учеников

  3. Дети с возможной органической природой психопатий

   -8а – Ф И учеников

   -8б – Ф И учеников

   -8в – Ф И учеников

  4. Дети с наличием или отсутствием признаков вероятности психопатий

    Отсутствует у

     -8а – Ф И учеников

     -8б – Ф И учеников

     -8в – Ф И учеников

   Не определено у

     -8а – Ф И учеников

     -8б – Ф И учеников

     -8в – Ф И учеников

 5. Дети с риском социальной дезадаптации

     Высокий риск социальной дезадаптации

- 8а - Ф И учеников

- 8б – Ф И учеников

- 8в – Ф И учеников

6. Дети «группы риска» (имеющие положительные показатели по 2-м и более характеристикам)

- 8а класс – Ф И учеников

- 8б класс – Ф И учеников

- 8в класс – Ф И учеников

7. Выводы

  • Преобладающим типом акцентуаций характера в параллелях 8-х классов являются смешанные типы (т.е. преобладают характеристики нескольких типов акцентуаций у одного человека).
  • У 11% учеников отмечается психологическая склонность  к алкоголизации.
  • 29% учеников с очень высоким риском злоупотребления ПАВ, 14% с выраженным риском, 30% с умеренным риском и у 27%  учащихся данный риск отсутствует.
  • Склонность к депрессии отмечается у 13% восьмиклассников.
  • У 46% детей диагностирована демонстративная склонность к суициду, у 33% - возможна истинная суицидальная попытка.
  • 27% восьмиклассников отличаются повышенной откровенностью.
  • У 30% отмечается психологическая склонность к делинквентности.
  • У 19% детей возможна органическая природа психопатий.
  • У 71% учеников в разной степени присутствуют признаки вероятности психопатий, у 13% психопатия отсутствует.
  • У 32% учащихся 8-х классов диагностирован очень высокий риск социальной дезадаптации.
  • 44% восьмиклассников можно отнести к «группе риска», т.к. они имеют положительные показатели более чем по двум характеристикам.

 8. Рекомендации педагогам по взаимодействию с учениками с различными типами      акцентуаций характера

Гипертимный тип

  • Создайте условия для проявления его инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, возможности свободного и интересного для него общения (возможность деятельности в коллективе).
  • В общении с ним избегайте чрезмерной реактивности, проявления безапелляционной власти и жесткой требовательности (демократический стиль общения).
  • Учитывая энергичность и неусидчивость, постарайтесь вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме и передавая чаще инициативу в разговоре самому ребенку.
  • Исключайте мелочный контроль (избегать гиперопеки), не допуская, однако, безнадзорности и недостатка внимания (сочетание доверия к подростку с контролем исполнения поручений; четкая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка).
  • Не поручайте кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
  • Четко аргументируйте  определение обязанностей и границ приемлемого поведения.
  • Подчеркнуто уважительная форма общения с ребенком, разумная и последовательная требовательность.
  • Учитывайте способность тонко чувствовать, не допускайте формальных отношений, проявляйте доброжелательность и искренний интерес к его делам, увлечениям и проблемам.

Лабильный тип

  • Обязательно установите тесный эмоциональный контакт, сочувственное, теплое, доброжелательное отношение и полное взаимопонимание, о котором можно судить по эмоциональному реагированию и душевному расслаблению ребенка.
  • Уделяйте особое внимание взаимоотношениям в семье, в классе, в группе по интересам с учетом возможности для него постоянной эмоциональной поддержки и сопереживания окружающих (одобрение и эмоциональная поддержка, похвала способны окрылить ребенка).
  • Выводите из присущих ему подавленных состояний ободрением, искренним сопереживанием, проявлением симпатии, утешением, приятной перспективой, позитивной оценкой определенных черт личности и поведения.
  • Хорошо использовать в организации  мероприятий.

Позиция Друга-Учителя; нельзя проявлять грубость, категоричность, упрекать в несерьезности, непоследовательности, критиковать отрицательные черты; конфликтно отвечать на вспышки подростка.

Сенситивный тип

  • Всячески помогайте преодолеть чувство собственной неполноценности и постоянно повышайте самооценку.
  • Систематически проводите беседы с детальным разбором ситуаций, помогающие ему осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности (длительные разубеждения).
  • Создавайте ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где он может проявить себя наиболее естественно и полно.
  • Помогайте утверждаться в тех сферах, где чувствует себя наиболее слабо и неуверенно.
  • В работе с ним опирайтесь на хорошо развитую интуицию.
  • Способствуйте развитию эстетических увлечений.
  • Создавайте ситуации, стимулирующие убежденность в том, что он нужен другим.
  • Исключайте насмешки над ошибками и промахами, помогающими ему учиться на собственном опыте (на собственных ошибках).
  • Чаще подбадривайте, убеждая его в том, что истинное богатство человека — его личный  опыт.

Психастенический тип

  • Помогите преодолеть чувство неполноценности, нерешительности, закомплексованности, освободиться от осложняющих его жизнь необоснованных сомнений и опасений (рациональное разубеждение, повышение его самооценки через сотрудничество в освоении им навыков самостоятельного поведения).
  • При общении избегайте постоянного обращения к его чувству ответственности и поддерживайте любой положительный почин.
  • Ни в коем случае не высмеивайте, не подавляйте его инициативу; нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-то.
  • Поощряйте реальную деятельность.
  • При установлении контакта следует сначала подбодрить, побудить вспомнить и рассказать о ситуациях, в которых он смог проявить себя решительным человеком.
  • Обсуждать опасения, мешающие ему принимать решения, можно лишь при установлении с ним доверительных отношений, подробно рассмотрев вместе с ним все возможные последствия для него и его окружения.
  • Поощряйте в беседе решительные высказывания, его готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними; не требовать решительности, инициативы, требующих интеллектуальных и психофизических затрат.
  • Учите выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижать чувство моральной ответственности и вины. Взрослый для ребенка – это консультант и помощник.
  • Создавайте ситуации спокойной и четко регламентированной деятельности, исключающей необходимость принимать ответственные решения (например, занятия спортом без соревнований).

Шизоидный тип

  • При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости, навязчивости (не лезьте в душу - сами расстроитесь и ему настроение испортите).
  • Доброжелательное и заинтересованное отношение к подростку; принимать и поддерживать самые неожиданные увлечения ребёнка (кроме опасных и асоциальных); терпимее относиться к “чудачествам” ребёнка, т.к. они являются сущностью его натуры
  • Акцентировать  внимание на любых  успехах  подростка в его общении с окружающими; искренне интересоваться идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению его в групповое взаимодействие.
  • В начале беседы целесообразно использовать прием анонимного обсуждения какого-либо факта из жизни его класса, школы, города, страны, чтобы выяснить и уточнить жизненные позиции.
  • Следует знать, что основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда он начинает говорить сам, высказывая по своей инициативе определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему.
  • Не стоит останавливать разговорившегося, т.к., чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир и, следовательно, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
  • При организации учебного процесса необходимо учитывать эффективность индивидуальных заданий с учетом сферы интересов и обширности его знаний в этой области.
  • Для развития коммуникативных способностей  необходимо включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности (например, командные спортивные игры, турпоходы и т. д.).
  • Позиция Учителя – разубеждающего и опровергающего мнимую неполноценность подростка.

Эпилептоидный тип

  • Устраняйте условия и ситуации, провоцирующие проявление отрицательных сторон характера (нельзя обращаться к нему в раздраженной, агрессивной манере).
  • При наличии отклоняющегося поведения  - обсуждайте возможный ущерб от этого, давайте возможность ему говорить, обращайтесь к его сознанию.
  • При построении работы с ним опирайтесь на бережливость, аккуратность, способность к «ручному мастерству», склонность к коммерции.
  • Учитывая особенность - не воспринимать советы и просьбы, - проявляйте во взаимоотношениях с ним терпение, неторопливость, чуткость и тактичность.
  • Старайтесь найти ему подходящее дело, отвлекающее его от отрицательных эмоций и снимающее напряжение (собрать деньги, навести порядок и т.п.).
  • Следует устанавливать контакт вне периодов его аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы выговориться на одну из наиболее интересных для него тем (не провоцируйте конфликты, учитывать аффективную взрывчатость).
  • Открыто поощряйте достижения; доброжелательно авансируйте его будущие успехи, которые помогают ему самоутвердиться.
  • Учитывая претензии на роль властелина, поручайте ему руководство небольшими группами (например, в ходе деловых и спортивных игр, соревнований и т. д.).
  • Манера взаимодействия – доброжелательная, спокойная, сдержанная тактичность, проявление искренней заинтересованности в жизни и проблемах ребенка

Истероидный тип

  • Вырабатывайте у него представление о демонстративности его поведения и умение распознавать таковое у других, подбирая ему для чтения соответствующую литературу или для просмотра соответствующие фильмы.
  • Помогайте постепенно и ненавязчиво преодолевать стремление быть в центре внимания окружающих; игнорируйте его демонстративное поведение.
  • Без директивности, постоянно учите осмысливать свои мотивы, искать пути более рационального удовлетворения своих желаний (например, участие в драмкружке, ансамбле и т. д.).
  • Побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы о других, их успехах и достижениях.
  • Предоставляйте «сцену» (возможность и условия для выхода его эгоцентричных и самолюбивых устремлений в социально-полезной деятельности) с учетом его способностей (проведение дискотеки, турпохода и т. п.).
  • Не оставляйте без внимания, но "сверхвнимание" тоже вредно.
  • Объективно относитесь к успехам и заслугам подростка.
  • Позиция Родителя или Зрителя.

      13 марта 2014 год                                       Педагог – психолог:                          /Нуртдинова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, методиста, воспитателя (кроме ДОУ, УДОД),...

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения подготовлена Центром аттестации раб...

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности тренера-преподавателя

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности тренера-преподавателя подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской акад...

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей подготовлена Центр...

Заключение по методике определения ведущего канала восприятия

Заключение по результатам диагностики с таблицей, выводами, рекомендациями и предоставлением индивидуальных результатов для учащихся...

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №11787 по итогам анализа результатов экспериментальной работы Дата составления экспертного заключения 02 .10. 2017 г.

Вывод экспертов: экспертная группа Центра педагогических инноваций и развития образования «Новый Век» подтверждает участие  педагога в экспериментальной работе на Всероссийском ...