Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ
статья по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ в системе оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы «Развитие образования» являются: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки талантливой, научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; повышение эффективности реализации мер по поддержке молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. [1]
Развитие добровольческих инициатив в системе психолого-педагогической и медико-социальной помощи имеет немаловажное значение. Большой опыт взаимодействия с образовательными учреждениями Петроградского района и города положенный, в основу реализации социальных проектов и профилактической работы стал решающим в принятии решения о расширении направлений деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи,
Центра диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье». Так, открытие с сентября 2014 года на базе ППЦ «Здоровье» районной экспериментальной площадки (далее - РЭП) по организации волонтёрского движения на основе взаимодействия государственных и общественных институтов способствовало популяризации идей волонтёрства и добровольчества среди учащихся, что привело к активному созданию волонтёрских отрядов на базе ГБОУ Петроградского района. На первом этапе началась кропотливая исследовательская работа, обозначение актуальности идей волонтёрства и добровольчества. Полученные данные указывали на то, что обучающиеся заинтересованы в активном участии в жизни района и города, однако они имеют весьма поверхностные представления о возможных формах реализации добровольческих инициатив. В школах отсутствуют организованные волонтёрские движения, а привлечение подростков к деятельности носит условно добровольный характер, кроме того не уделяется достаточного внимания информационно-просветительской работе.
На сегодняшний день идея создания волонтёрских отрядов поддержана на уровне 7 образовательных учреждений Петроградского района. За школами закреплены пять направлений волонтёрской деятельности. ГБОУ № 50 отвечает за спортивное направление, здесь волонтёрский отряд занимается организацией и проведением игр среди учеников младших классов не только своей, но и других школ района. ГБОУ№ 87 отвечает за культурное направление волонтёрства. ГБОУ № 47 - за гражданско - правовой сектор. ГБОУ № 91 курирует социальное направление. ГБОУ № 77 традиционно занимается экологическим волонтёрством. Волонтёры ГБОУ № 84 выбрали для себя социально-экологическое направление. Уже неоднократно состоялись встречи с волонтёрами на базе школ-участников волонтёрского движения. В рамках уроков два раза в месяц ученикам 7-11 классов специалисты РЭП рассказывают об основах волонтёрской деятельности, знакомят обучающихся с мероприятиями, акциями и проектами в которых им предстоит участвовать. На встречах юные волонтёры приобретают навыки самопрезентации, учатся грамотно взаимодействовать в команде, помогать товарищам, распределять свое время, планировать деятельность, развивают творческие способности.
Кроме этого, необходимо отметить, что вовлечение подростков в активную, общественно полезную деятельность во много зависит от мотивации педагогов. Ежемесячные семинары для кураторов ГБОУ по волонтёрству способствуют повышению компетенции педагогов в данном вопросе. В рамках встреч педагоги знакомятся с интересными формами волонтёрской деятельности, узнают свежую информацию о добровольческой жизни города и района, планируют свои мероприятия и акции, а так же обмениваются опытом взаимодействия с государственными и общественными институтами.
В рамках проектов РЭП волонтёрские отряды принимают участие в мероприятиях районного и городского масштаба. Учащиеся волонтёры оказывали помощь в организации районной конференции «Учимся жить вместе», форума «Петроградская сторона-территория молодежи», олимпиады по профориентации. Волонтёрские отряды активно взаимодействуют с сектором по молодежной политике Петроградского района, учреждениями культуры, благотворительным фондом помощи бездомным животным «Верность».
Особое внимание в работе с ГБОУ уделяется сетевому взаимодействию между школами. В рамках обмена опытом и повышения мотивации к добровольческой деятельности состоялся первый слёт волонтёрских отрядов ГБОУ Петроградского района «Старт добровольческих инициатив» с участием представителей Администрации, Муниципальных образований и других ОУ Петроградского района. Слёт организовали специалисты РЭП на базе ГБОУ № 91. Шесть волонтёрских отрядов, более 40 волонтёров пришли продемонстрировать свои навыки и умения, а главное заявить о себе и своем отряде на уровне района. В процессе слёта участники познакомились друг с другом, поделились опытом проведения различных мероприятий и акций, рассказали об успехах в своем направлении волонтёрской деятельности и планах на будущее. По итогам было принято решение о ежегодном проведении слёта.
Кроме того, специалисты РЭП оказывают методическую помощь кураторам по вопросам волонтёрства и добровольчества. В 2014 году издана брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе», разработан дневник волонтёра, печатаются рекомендации для родителей. С целью привлечения внимания обучающихся к теме волонтёрства и добровольчества, а также повышения мотивации к активной деятельности детей и подростков районной экспериментальной площадкой ППЦ «Здоровье» проводился конкурс «Логотип волонтёрского отряда».
Специалисты РЭП в дальнейшем планируют расширение сферы волонтёрства и внедрение обучающей программы для учащихся ГБОУ и кураторов, что позволит активизировать взаимодействие ГБОУ с государственными и общественными институтам, а на последующих этапах сформировать предпосылки для перехода из волонтёрского движения ГБОУ в волонтёрские движения ВУЗов. Что будет способствовать увеличению числа социально активной молодежи в районе и городе и снижению асоциальных проявлений среди подростков и молодежи.
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
- Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2004.
- Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтёров подростковой психологической службы. – СПб.: Медицинская пресса, 2001.
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
- Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтёров. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа волонтёрского движения
Программа волонтёрского движения...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка....
программа волонтёрского движения
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием...
Использование технологии развития критического мышления по теме «Волонтёрское движение» в 9 классе
О волонтерском движении. Различные виды заданий для развития критического мышления учащихся....
Волонтёрское движение
В пезентации оформлена информация о волонтёрском движении, которую можно распечатать и вывесить на стенд...
Доклад о волонтёрском движение в школе
Доклад о волонтёрском движение в школе...
Воспитательный проект развития волонтёрского движения "ДОБРОВОЛЬЦЫ"
Проект развития волонтёрского движения «Доброволец» рассматривается как важный практический элемент системы воспитательной работы в МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска Саратовской области...