Агрессия, ее причины и последствия
методическая разработка по психологии на тему

Шалдыбина Марина Анатольевна

Родительский лекторий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_ee_prichiny_i_posledstviya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Детская агрессия»

Цели лектория:

 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

2 слайд                           Человек обладает способностью любить,

и  если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

 проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

   душевной боли….

                 Эрих Фромм

- Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

  Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

  1. Слайд            

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

4 слайд Примерные критерии агрессивности (дошкольники и младшие школьники):

 часто теряют контроль над собой;

 часто спорят и ссорятся с окружающими;

 отказываются выполнять просьбы взрослых;

 намеренно вызывают у других чувство раздражения;

 обвиняют других в своих ошибках;

 могут вымещать свой гнев на неодушевлённых предметах;

 часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;

 долго помнят обиду, стремясь отомстить;

 мнительны и раздражительны.

— Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее шести месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из перечисленных признаков.

4 слайд

Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки),  вербальной ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия – проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

 Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

  Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

  1. Слайд

Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность  в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

 Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

   Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

   6 слайд

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

 Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

  • преодолеть трудности
  • использует в своем арсенале умение слушать ребенка
  • включает в общение тепло, доброе слово, ласковый  взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и   властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

  1. слайд

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Вот какие данные получаются при анализе ответов детей На вопрос: "Если тебя поощряют, то как ..." - 52% детей ответили, что их хвалят, 25-% покупают игрушки, вещи, 16-ти % покупают сладости. Но были и ответы "никак". Почему? - Ну как же?! - Захвалишь - он нос задерет. Или: "Чего хвалить, когда хвалить не за что!" Или: "Он же прекрасно знает, что это неправда. Ребенок очень даже чувствует ложь!" Так порой отвечают родители. Но ребенок, пока не знающий себя и своих возможностей, в гораздо большей степени, чем взрослый, зависит от оценки окружающих. Что же касается уличений и обличений, их лучше свести к минимуму. Если вы желаете добра своему ребенку, помогите ему построить защитную маску. Пусть она будет из добротных материалов, т. е. его достоинств. Иначе он эту маску может слепить сам, и уж тогда не взыщите, если она будет из чего попало. Например, природную застенчивость он замаскирует грубостью, агрессивностью, а не умением улыбаться (чему вы можете научить, говоря ему, что у него красивые зубы или очаровательные ямочки на щеках). Но эту защитную маску ни в коем случае не надо путать с маской лицемерия. Не скупитесь на похвалы. И пусть они будут не просто преувеличены, а крайне преувеличены. Психологи уверены, что человеку очень полезно "выдавать лавры в кредит". Это все равно как машину сначала надо хорошенько заправить бензином, а потом пускать в путь. Так не жалейте "бензина", расточая ребенку похвалы! Без этого горючего он далеко не уедет... Но встречаются и такие ответы: "Когда меня поощряют, то дают мне деньги". Что же, скажите вы: "Новое время - новые люди!" Но, по статистике, в семье, где родители начинали платить детям деньги, отношения быстро разлаживались. "Мой сын за месяц совсем обнаглел, никакого с ним сладу нет. Что ни попросишь, в ответ: "А сколько ты мне за это дашь? "И за уроки стал требовать деньги, и за хождение в школу. Чуть ли не за чистку зубов "таксу" назначил!" Подобные признания в таких семьях вполне типичны.

Значит, скажите вы, ребенка нужно только хвалить и ни в коем случае не делать замечаний? Обязательно делайте замечания, без этого тоже нет воспитания.

Но важны дозировка и формы. И вот, что ответили на вопрос: "Если тебя наказывают, то как...": запрещают гулять - 27 человек, ставят в угол - 15 человек, ругают 31 человек, бьют ремнем 24 человека. Были и единичные ответы: запрещают смотреть телевизор, не кормят, уходят из дома, лишают игрушек и даже заставляют заниматься или читать. Согласитесь, ваши наказания более разнообразны нежели похвалы. Нет, конечно же, невозможно вырастить ребенка без замечаний, запретов и наказаний. Но ребенок должен чувствовать: вы сердитесь не потому, что он плохой, как всегда, а потому что он такой чудесный, умный, смелый и т. п. вдруг поразил вас несоответствием всегдашнему облику. Если ваш ребенок не терпит критики, болезненно реагирует на замечания, очень советуем задуматься: достаточно ли вы его хвалите, ласкаете, возвышаете в его собственных глазах. Обычно на этот вопрос возражают: "Что вы?! Он у нас захвален, заласкан". Но психологи утверждают, что у каждого человека не только своя норма потребления сахара, но и своя, индивидуальная потребность в поощрении. В данном случае не сравнивайте с собой. Возраст человека часто обратно пропорционален потребности в ласке.

Но вернемся к наказаниям. Практически никто не сомневается в том, что нет ничего страшнее телесных наказаний. И все же, осмелюсь утверждать: нет безобиднее наказания, чем искренний шлепок, и нет страшнее, чем обдуманный, методичный бойкот. Детский мир - это вы, его родители, его семья. Поэтому, когда вы перестаете с ним разговаривать, у ребенка возникает ощущение того, что весь мир от него отвернулся. Что делаете вы, когда ссоритесь с супругом? Идете к друзьям или попросту на работу. А куда идти ребенку? Это тяжелая артиллерия, и пользоваться ею нужно в самых крайних случаях. В конце концов, вы ведь хотели его наказать, а не помучить. Очень полезно, конечно, наказывать и лишением чего-то, каких-то любимых кушаний (но не всей еды), предметов, развлечений. Но если вы лишите ребенка того, без чего он вполне может обойтись, наказание не подействует. И еще одно популярное заблуждение. Принято утверждать, что родители в вопросах воспитания детей должны выступать как бы "единым фронтом". Конечно, родители должны быть едины в главном: в представлениях о добре и зле, о том, что черное, а что белое. Но если мать поставила ребенка в угол и он уже какое то время там постоял, его это сильно опечалило, прав будет отец, который пожалеет наказанного ребенка. Нет, но не подвергнет сомнению авторитет матери, не скажет, что она плохая, злая, жестокая! Не скажет и что провинность недостойна наказания. Соглашаясь со справедливостью кары, он все равно пожалеет. Важно лишь следить за тем, чтобы роли карающего и милующего не закреплялись. Сегодня накажет мама, а пожалеет папа. А завтра, наоборот. Если же роли карающего и милующего закрепятся между родителями, в один прекрасный день ребенок может заключить союз с одним из них (не трудно догадаться с кем именно), и в семье может постепенно разгореться война, а семья сейчас едва ли не единственный оплот мира...

8 слайд

Итак, наказание значимо и не приводит к возникновению агрессии у ребенка, если:

- оно следует немедленно за проступком;

- объяснено ребенку;

- оно суровое, но не жестокое;

- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества;

- при наказании родители проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

9 слайд

Причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

10 слайд

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

    Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

   Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

  Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

     Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

   В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

    Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

11 слайд

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

 

Заключение

_ Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

   Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свом причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим  или каким – либо другим патологическим симптомом.

   Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Возможно, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

   

-  Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

  13 слайд

Вот несколько советов:

  • Учитесь слышать своих детей.
  • Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

(Памятки для родителей)

- Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Мысленно вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются, представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока  еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется если,

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со свом ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

ПРИТЧА «БАБОЧКА»

В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие. Все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о  мудреце разнеслась по всей земле. Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и  спрячу её в  своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях: живое или неживое. Если он скажет: “Живое”,  — я  бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: “Неживое”, — я выпущу бабочку на волю». Пришли они к  мудрецу, и  человек спросил: «Что у  меня в руках: живое или неживое?» «Всё в твоих руках», — ответил мудрец. Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в  наших руках, и  от нас зависит, кто из наших рук выйдет в жизнь.

 Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

  1. Делать установку на положительные эмоции.
  2. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема собрания: Агрессия, ее причины и последствия.

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проя...

Агрессия, ее причины и последствия

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число де...

Родительское собрание на тему "Агрессия. Её причины и последствия".

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п...

Агрессия, ее причины и последствия.

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло»....

Агрессия, ее причины и последствия.

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло»....

Родительское собрание . "Агрессия, ее причины и последствия"

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п...

Родительское собрание "Агрессия, её причины и последствия"

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.Николо Макиавелли Форма проведения: разговор по душам....