Организация работы реабилитационного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Организация работы реабилитационного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.
Алексеева Т.В.
Педагог - Психолог
ГБУРС (Я) РРЦ «Суваг»
г. Нерюнгри
Педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, имеет целью: оказание квалифицированной поддержки родителям;
помощь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка с нарушением слуха семейную среду;
создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка с нарушением слуха.
Для повышения эффективности педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха в Республиканском центре реабилитации слуха и речи «СУВАГ», г. Нерюнгри используются следующие направления:
Работа медицинского персонала с родителями.
При поступлении ребенку в Центр, проводится сбор анамнестических данных, глубокое обследование, которое в последствии проводится 3 раза в год. Помимо этого, родителям ребенка с нарушением слуха поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных медицинских знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, «слуховая работа», закапывание ребенка капель в нос, прием препаратов.
Просветительская работа осуществляется через консультации, беседы, Например, цикл бесед «Здоровый образ жизни»:
- «Адаптационный период в жизни ребенка»;
- «Болезни уха»;
- «Профилактика ОРВИ, гриппа. Профилактика кишечных инфекций»;
- «Кохлеарная имплантация»;
- «Основы полового воспитания и гигиенических навыков подростков» и др.
Родителей знакомят с результатами реабилитации и лечения на консультациях, мини педсоветах, групповых собраниях.
Родители являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно если ребенок находится не в стационаре. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и, в перспективе, к самостоятельной жизни. Важным моментом в воспитании
■' ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста является тщательное наблюдение за его развитием, выявление всех трудностей и положительных мельчайших сдвигов.
Работа психолога с родителями.
Так как работа с родителями по Верботональной методике - это активное включение семьи в процесс реабилитации, одним из важных моментов данной работы необходимо выделить психологическую реабилитацию родителей имеющих детей с нарушением слуха. Работа психолога с семьей состоит:
-в комплексном глубоко профессиональном изучении детей на основе медицинских данных, характеризующих первичное нарушение.
-в определении индивидуальных возможностей каждого ребенка.
-в профилактике отклонений психического развития и предупреждении углубления уже имеющихся патологий.
-в преодолении родительских комплексов и переживаний, связанных с дефектом ребенка.
-в формировании социальной готовности и зрелости специфических знаний для вхождения в мир слышащих.
-в психологической помощи воспитателям и родителям в решении сложных проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
-в разработке и адаптации тестов для психологического обследования детей с нарушением слуха, а также в психологическом просвещении коллектива и родителей.
- Диагностика показа во всех случаях, когда речь идет о реабилитации ребенка с
нарушением слуха.
- Собрания: общие, по запросу, групповые.
На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания ребенка в детском саду и в кругу семьи. На первых родительских собраниях педагоги совместно с родителями вырабатывают единую линию воспитания ребенка, а также родителям предлагается первичная информация о существующих формах работы с семьей в Центре (родительский клуб, совет отцов, консультации юриста и т.д.). На общих собраниях ставятся темы, представляющие интерес для всех родителей.
Индивидуальные консультации. Как правило, выделяют два основных этапа консультирования:
1. Подготовка к консультации.
2. Сеанс консультирования.
С помощью такого консультирования достигается (под руководством психолога) выработка внутрисемейных позиций и принятие оптимальных семенных ролей каждым членом семьи.
Таким образом, своевременное психологическое консультирование ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволяет подобрать адекватные условия и методы обучения ребенка, снизить трудности воспитания, а также улучшить внутрисемейные отношении
Родительские конференции. Совместные мероприятия (родители, дети, педагоги).
Проведение конференций для родителей имеющих детей с особенностями в развитии, в том числе и нарушение слуха, имеет большую теоретическую и практическую значимость для создания условий успешной социально-психологической адаптации, как детей, так и семьи в целом.
16 апреля 2004 года была проведена первая городская родительская конференция «Если мой ребенок не такой, как другие...», это стало хорошей традицией, фактически каждый год проводятся. В конференции принимают участие специалисты -консультанты, получают рекомендации и консультации огромное количество родителей.
Зафиксированная специалистами после проведения конференции положительная динамика в реабилитации семьи, говорит о необходимости систематически проводить городские конференции и семинары для родителей.
Родительский клуб. (Школа для родителей).
Программа Родительского клуба создана для общения и взаимодействия родителей детей с нарушением слуха. Клуб дает таким семьям возможность:
познакомиться и поговорить друг с другом для взаимопомощи; выразить и обосновать свои чувства;
выяснить полезные и бесполезные действия, полагаясь на опыт других родителей; получить психологическую поддержку и помощь в основных семейных проблемах по воспитанию и введению в жизнь ребенка с нарушением развития.
Основные цели программы - психологическая и информационная поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха, помощь семье в решении эмоциональных проблем в развитии ребенка, формирование у детей социальной компетентности, расширение запаса представлений об окружающем мире, подготовка к последующему обучению в дошкольном отделении Центра, и, как следствие, интеграция семьи в общество. Важно отметить, что занятия для детей и родителей являются групповыми. План занятий строится с учетом запроса и интересов сформированной группы. Работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с нарушением слуха.
Родительский комитет.
Родительский комитет Центра избирается на общем собрании родителей Центра сроком на один год. Главной задачей родительского комитета является оказание помощи администрации и преподавательскому составу Центра в организации жизни, быта, учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы в Центре.
Родительский комитет:
принимает участие в разработке предложений и рекомендаций по организации учебного процесса, оборудованию учебных помещений, в приобретении необходимых учебников и учебно-методических пособий;
организует родителей на проведение единой с руководством Центра линии в воспитательной работе с детьми путем проведения различного рода методических занятий и совещаний, а также индивидуальной работы;
оказывает содействие руководству Центра в организации жизни и быта детей с нарушением слуха, групп, классов;
принимает участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, в том числе связанных с посещением театров, концертных залов, музеев, выставок и пр.;
организует и координирует работу родительских комитетов групп и классов;
осуществляет контроль за использованием ИСА (своевременная замена вкладышей, батареек, уход за ИСА);
Помимо этого Родительский клуб осуществляет работу с семьями группы риска.
1. Выявление семей, в которых существуют неблагоприятные условия для жизни и реабилитации ребенка.
2. Ведение картотеки на неблагополучные семьи.
3. Посещение неблагополучных семей на дому (1 раз в месяц), с целью контроля и помощи.
4. Организация консультаций родителей с детьми у специалистов Центра.
5. Приглашение родителей уклоняющихся от воспитания детей, на заседание родительского комитета по профилактике правонарушений.
6. Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, инспектором по делам несовершеннолетних.
7. Привлечение родителей к административной ответственности в соответствии с законом, за невыполнение условий договора родителями Центра.
8. Работа с верующими родителями совместно с ВОГ.
Совет отцов.
Цель - привлечение отцов к работе направленную на социально-педагогическую адаптацию детей с нарушением слуха; участие отцов в формировании нравственной волевой сферы детей с нарушением слуха и т.д.
Работа юриста.
Цель - ознакомление и использование родителями прав и льгот, гарантированных законодательством. «Юридическая подкованность» в некоторой степени также оказывает влияние на процесс реабилитации в целом, так родители, получившие консультацию, обретали уверенность отношении своих прав.
Дистанционное обучение родителей.
Цель – помочь родителям, которые по тем или иным причинам не могут приехать на реабилитацию в Центр, получить необходимую первичную информацию о работе с ребенком в домашних условиях. Получение педагогами и родителями информации о работе с ребенком возможно через распространение методических рекомендаций.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что одной из основных характеристик данной категории семей является «закрытость семьи». В процессе анализа реабилитационного центра с семьей мы отметили, что ограничение методов работы до родительских собраний, круглых столов дней открытых дверей, оформление стендов по проблемам воспитания и т.д. по нашим наблюдениям не доказали своей эффективности, т.к такая работа затрагивает лишь верхнюю часть «айсберга воспитания», тогда как настоящие проблемы, волнующие данных родителей, остаются без внимания. При этом координация работы с родителями в реабилитационном учреждении способствует более тщательному обследованию семьи, более глубокой работы с ней и, наконец, решению некоторые медицинских, юридических, социальных, психологических проблем.
Особенно важно то, что реализация планов педагогической работы с детьми с нарушениями слуха может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов, участвующих в этом процессе - педагогов, юриста, социальных педагогов, психологов, врачей - с родителями такого ребенка. В тесной связи с данной работой необходимо определение и точное выполнение предъявляемых требований ко всем участникам реабилитационного процесса.
В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая работа ориентированна не только на решение некоторых проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы педагогам по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.
Консультация для педагогов...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ
Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи родителям, воспитывающим детей нарушениями в развитии. Метафоричность н...
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья написана в 2012-2013 учебном году...
"Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют св...
Программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и в...
статья. Семейное ресурсное объединение "Взаимодействие" , как способ формирования сотруднических отношений с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Статья, аннотация, фото печатного издания....
Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Т.М. Ратынская, А.В. Рязанова
В своей работе специалисты Центра лечебной педагогики исходят из представления о том, что семья является основной, естественной сре дой, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому при работе с де...