Статья "Выбор - задача с множеством неизвестных"
статья по психологии (10, 11 класс) по теме

Жижова Ольга Владимировна

Статья о профессиональной ориентации обучающихся 10-11 классов содержит исследования по влиянию профиля образования на увлеченность учебными предметами и выбор профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yanvar_2015.docx144.44 КБ

Предварительный просмотр:

Жижова Ольга Владимировна

педагог-психолог

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

Выбор – задача с множеством неизвестных.

Настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и постоянно повышающих свой профессиональный уровень самостоятельно все меньше. Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.

Мир профессий очень велик. Старшеклассника манят десятки специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. Когда тебе 17 лет, разобраться в разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье.

Лишь 4,4 % одиннадцатиклассников петербургских школ не испытывают сегодня никаких трудностей в выборе профессии (исследования центра «Вектор»). Специалисты опросили обучающихся одиннадцати учебных заведений. 41 % опрошенных, выбирая профессию, сталкиваются с тем, что не знают, какая же им подходит. При этом лишь 0,4 % обращаются за помощью к специалистам; большинство (более 73 % школьников) полагаются на собственные силы, и чуть менее половины (45%) советуются с родителями.

Для многих юношей и девушек время обучения в старших классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, третьи – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее можно получить. Периодически возникают споры и разногласия с родителями относительно разных профессий и того, где именно продолжать обучение.

Стимулировать появление интереса к определенной профессии могут учеба, люди, книги, телевидение. Углубленные занятия по учебным предметам помогают школьникам осознать свои склонности, возможности. 

В «Мичуринском лицее» с 2000 года внедрены и успешно реализуются проекты по предпрофильной подготовке и профильному обучению школьников. На уровне II ступени обучения созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов, на  III ступени обучения - профили.

Создание профилей зависит от выбора девятиклассниками определенных профильных предметов. Понятно, что все обучающиеся не могут удовлетворить свой выбор лишь потому, что не всегда может набраться группа по интересующему профилю. Некоторым обучающимся в данной ситуации приходится принимать решение и выбирать профиль обучения из сформированных направлений.

Мне стало интересно узнать: влияет ли обучение по выбранному профилю на последующую заинтересованность профильными предметами и на выбор профессии, соответствующей профилю обучения.

Имея опыт работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению,  исследование проблемы начала с определения готовности обучающихся 10-б класса к выбору профессии.

Результаты

Готовность к выбору профессии

Химико-биологический профиль

8 чел

Физико-математический профиль

10 чел

Класс

18 чел

высокая

1 чел

2 чел

3 чел

12 %

20 %

17%

средняя

6 чел

3 чел

9 чел

76%

30 %

50 %

низкая

1 чел

5 чел

6 чел

12 %

50 %

33 %

неготовность

0

0

0

0

0

0

Готовность к выбору профессии обучающихся 10-б класса

Анализ результатов опросника для выявления готовности к выбору профессии обучающимися (по В.Б. Успенскому) показал, что к середине второго полугодия у десятиклассников химико-биологического профиля уровень готовности к  выбору профессии выше, чем у их одноклассников физико-математического профиля.

Осталось сомнение, является ли готовность к выбору профессии заинтересованностью в  специальности по выбранному профилю.

Для более точного определения круга запросов в профессиональной сфере, соотнесения склонностей, способностей и интересов с различными конкретными профессиями обратилась к опроснику  профессиональных  предпочтений Голланда.  С помощью этой методики удалось  проанализировать профессиональные интересы и предпочтения обучающихся 10-б  класса.

Результаты

Критерии

Уровни

Химико-биологический профиль

8 чел

Физико-математический профиль

10 чел

10-б класс

18 чел

Однородность типов личности, типов окружения

высокий

3 чел – 38 %

6 чел – 60 %

9 чел – 50 %

средний

3 чел – 38 %

4 чел – 40 %

7 чел – 39 %

низкий

2 чел -  24 %

0

2 чел – 11 %

Дифференцированность личности и ее интересов

достаточный

4 чел – 50 %

3 чел – 30 %

7 чел – 39 %

слабый

4 чел – 50 %

7 чел  – 70 %

11 чел – 61 %

Круг интересов

определен

1 чел – 12 %

0

1 чел – 6 %

не определен

7 чел – 88 %

10 чел – 100 %

17 чел – 94 %

Соответствие типа личности профилю обучения

соответствует

5 чел – 62 %

10 чел – 100 %

15 чел – 83 %

не соответствует

3 чел – 38 %

0

3 чел– 17 %

Из графика видно:

1. Уровень однородности типов личности и окружения в химико-биологической группе оказался ниже (78 %), чем в физико-математической (100 %). (Известно, что выпускники с низким уровнем совместимости труднее находят удовлетворение в профессии.) 

2. Определенность сферы интересов личности в химико-биологической группе выше (50 %), чем в физико-математической (30 %). (Люди с плохо дифференцированным кругом интересов часто встречают трудности в составлении списка профессий, плохо осознают, что они хотят от своей профессиональной карьеры и требуют длительной консультативной работы.)

3. Круг интересов в химико-биологической группе определен у 12 % обучающихся, в физико-математической – у 0 %. (Люди, выполняющие профессиональную деятельность не соответствующую их типу личности, испытывают чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.)

4. По результатам диагностического обследования выяснилось, что у обучающихся химико-биологического профиля соответствие типа личности профилю обучения составляет 62 %, а в физико-математическом – 100 %.

Профессиональные интересы и предпочтения

обучающихся 10-б  класса

Таким образом, к середине второго полугодия у десятиклассников обеих профильных групп склонности, способности и интересы соответствовали профилю обучения, но редко соотносились с профессиями соответствующими профилю обучения. 

К психологическим предпосылкам профессионального самоопределения относятся различные компоненты направленности личности, потребность в профессиональном самоопределении, учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, а так же представления о жизненных ценностях и идеалах. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии. У старшеклассников самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии. Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

Проблема старшеклассников при выборе профессии в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Для обучающихся 10-11 классов химико-биологического профиля введен курс «Психология и педагогика». Целями курса являются: формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; приобретение умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления производственных проблем.

Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, обучающиеся одновременно познают других людей, а эти  знания помогают самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя, а для этого необходимо прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей. Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Работая с обучающимися по курсу «Психология и педагогика», уйти от профессиональной ориентации невозможно. Каждое занятие дает старшеклассникам определенные знания и готовит школьников не только к самостоятельному и ответственному шагу - выбору профессии, но и к жизни в этом сложном мире проблем.  

Вопросы очередного анкетирования обучающихся 11-б класса были направлены на выбор привлекательной профессии, заинтересованность учебными предметами, наличие знаний об интересующей профессии, факторах, влияющих на выбор профессии.

Результаты

Профиль обучения

Соответствие  профилю

Отсутствие выбора профессии

Полное

Частичное

Нет  соответствия

Химико-биологический профиль

2 чел – 25 %

5 чел - 63 %

1 чел – 12 %

0

Физико-математический профиль

2 чел - 29 %

1 чел - 14 %

1 чел - 14 %

3 чел - 43 %

Опрос показал:

- в физико-математическом профиле 43 % старшеклассников не определились с профессией

- на выбор профессии обучающихся химико-биологического профиля (63 %) оказывает влияние  профиль обучения.

Заинтересованность в профессиях обучающихся 11-б класса

Таким образом, год обучения школьников по химико-биологическому профилю повлиял на заинтересованность профессиями, соответствующими

профилю обучения.

Сравнивая результаты подобного опроса обучающихся химико-биологического профиля в 10 и 11 классе выяснилось, что полное несоответствие выбора профессии и учебных предметов с профилем обучения снизилось с 38 % в десятом классе до 12 % в одиннадцатом классе.

Результаты

Дата

Количество чел.

Соответствие профилю

полное

частичное

нет соответствия

март 2014 г

8 чел

1 чел – 12 %

4 чел – 50 %

3 чел – 38 %

сентябрь 2014 г

8 чел

2 чел - 25 %

5 чел - 63 %

1 чел - 12 %

Знания старшеклассников о профессиях пока не на должном уровне. Товарищи практически никак не оказывают влияния на выбор профессии старшеклассников, позиция учителей также остается в стороне при выборе профессии одиннадцатиклассниками. На этих повзрослевших школьников уже не так сильно влияют и родители (13 %), хотя по-прежнему, близкие несут ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Ведущим фактором в  выборе профессии обучающимися является ее привлекательность (70 %). Позиция выбора профессии одиннадцатиклассниками химико-биологического профиля более взвешенная, чем год назад. Исследования показали, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.

Выбор профессии

 обучающимися химико-биологической группы

в соответствие с профилем обучения

Таким образом, обучение в профильных классах развивает интерес к профильным учебным предметам, оказывает влияние на выбор профессии, соответствующей профилю обучения при условии психологического самообразования школьников.

Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры, учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе.

Необходимо практиковать в учебных заведениях активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений обучающихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера. Кроме того, в старших классах основной акцент должен переноситься на конкретный выбор профессии. При этом не надо давать школьникам готовых рекомендаций, а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении.  

Литература.

1. Андреева Г.М. « Социальная психология», М.: Педагогика. 1997

2. Под редакцией Дубровиной И.В. «Руководство практического
 психолога», М., Асабет А. 1995.

3. «Практическая психология образования» \ под ред.  И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших, средних специальных учебных заведений. М.: ТЦи  Сфера. 2000.

 4. Митина Л.М. «Психологическое сопровождение выбора профессий», М., Психолого-социальный институт, изд. «Филинта», 2003.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.: Первое сентября. 2004. 224 с.      

 6. «Психология управления: Курс лекций» \отв. ред. М.В. Удальцова.  Новосибирск. Сибирское соглашение. М.: ИНФРА. М.: 2000.

7. Урбанович А.А. «Психология управления», Минск «Харвест»,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множество. Элементы множества. Число элементов множества.

Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...

Урок в 5 классе по предмету математика «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого».

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». (Б. Паскаль) Тема «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого».Тип ур...

Презентация по математике "Множества". Дано понятия множества. Приведены примеры конечных, бесконечных и равных множеств.

В презентации дано понятие множества. Приведены примеры конечных, бесконечных и равных множеств. Рассмотрены решения задач на объединение и пересечение множеств....

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умения решать задачи на нахождение неизвестно...

Конспект урока по литературе :" Задача с тремя неизвестными" (11 класс).

Открытый урок по литературе в 11 классе по роману Д.Киза "Цветы для Элджернона", предполагающий работу в группах. Цель урока : развитие критического и креативного мышления обучающихся в ходе...