Детский телефон доверия
план-конспект урока по психологии (5 класс) на тему
В жизни каждого человека есть проблемы. Они связанные с отношениями между сверстниками, либо между родителями. И в эти моменты мы не знаем как себя повести. Либо согласиться и уступить или спорить и отстаивать свою позицию. Мы ещё не прожили всю жизнь, чтобы спорить на эту тему, но из-за стресса некоторые спорят. Каков выход из этой ситуации? Можно оставить всё как есть, но можно обратиться в службу “Телефон доверия” и обсудить накопившиеся проблемы. Что собственно и делают все дети, которые не знают как поступить в той или иной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_detskiy_telefon_doveriya.doc | 804 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края
Подготовила и провела
педагог – психолог
Симоненко А. В.
с. Гонохово-2015г.
ЦЕЛЬ:
- Информировать учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия
- Мотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях
ЗАДАЧИ:
- Рассказать о Телефоне доверия как о виде психологической помощи
- Провести дискуссию на тему «Чем может помочь друг?»
- Обсудить навыки помогающей поддержки
- Разработать с учениками список трудностей или вопросов, с которыми можно обратиться на Телефон доверия
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
- Приветствие.
- Сообщение темы и целей классного часа.
17 мая празднуется Международный день телефона доверия.
Ребята, а вы знаете, что такое телефон доверия?
- Рассказ учителя: «Первый телефон доверия».
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем).
4. Мозговой штурм для расширения сознания участников занятия.
- Как вы считаете, по каким причинам люди обращаются в службу телефона доверия?
а) Проводится мозговой штурм (варианты могут быть записаны на ватман или доску). Ведущий проговаривает еще раз возможные причины обращения за помощью в трудной жизненной ситуации.
Вывод: Проблемы в жизни.
В жизни каждого человека есть проблемы. Они связанные с отношениями между сверстниками, либо между родителями. И в эти моменты мы не знаем как себя повести. Либо согласиться и уступить или спорить и отстаивать свою позицию. Мы ещё не прожили всю жизнь, чтобы спорить на эту тему, но из-за стресса некоторые спорят. Каков выход из этой ситуации? Можно оставить всё как есть, но можно обратиться в службу “Телефон доверия” и обсудить накопившиеся проблемы. Что собственно и делают все дети, которые не знают как поступить в той или иной ситуации.
А что волнует тебя?
- Оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных
- Первая любовь
- Проблемы с учителями
- Непростые отношения с родителями
- Конфликты и разводы в семье
- Не могут найти общего языка со сверстниками
- Становятся изгоями в школе
- Плохие отметки в школе
- Даже кошмарные сны
- Непростые отношения с любимым человеком
По каким вопросам можно обратиться к специалисту на «Детский телефон доверия»?
- Когда не знаешь, как вести себя в тех или иных ситуациях.
- Очень нравится девочка или мальчик и Ты не знаешь, как привлечь ее (его) внимание.
- Произошел конфликт с кем-то из старших и в связи с этим тревога не покидает Тебя.
- В школе проблема с учителями.
- Родители не понимают и Ты не знаешь, как себя с ними вести и заслужить их уважение и понимание.
- Ссора с другом (подругой).
- Обидели в школе (на улице, дома).
- Когда больше не хочется никого видеть и ни с кем общаться.
- Друг курит (употребляет алкоголь или наркотики); как помочь ему избавиться от этой зависимости? К кому обратиться за помощью?
- Ты попал в безвыходную ситуацию.
- Какую профессию выбрать и кем стать в будущем?
б) Ведущий просит вспомнить и назвать людей, к которым участники занятия могут обратиться за эмоциональной поддержкой, помощью. Названные варианты записываются на отдельные листочки. Затем каждый участник отдает свой голос в виде фишки за тот вариант, который ему ближе, и по завершении голосования подсчитывается количество голосов. В результате выявляется наиболее часто используемые источники психологической помощи в трудных жизненных ситуациях (возможные варианты: родители, подруги/друзья, другие родственники, психолог, служба телефона доверия, самостоятельное решение проблем и др.).
- «Как устроен Телефон Доверия?»
На телефонах доверия работают специально обученные специалисты - психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым.
- Телефон Доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги.
- Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
- Человек может поделиться с консультантом Телефона Доверия любой беспокоящей его проблемой.
- Помощь на Телефоне Доверия всегда анонимна. Если не хотят, позвонивший и консультант могут не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения.
- Обращаясь на Телефон Доверия, человек может получить интересующую его информацию.
- Каждый Телефон Доверия работает в своем определенном режиме - круглосуточно или по расписанию.
6. Упражнение «Принятие решения».
Все участники делятся на 2 команды, одной дается задание продумать отрицательные стороны обращения в службу телефона доверия, второй – положительные стороны (5 минут).
Примерный перечень положительных и отрицательных сторон
За | Против |
- Анонимность - Бесплатное обращение - Выслушает опытный человек - Безоценочное общение - Выслушают столько, сколько будешь говорить - Круглосуточно - Психологическая помощь, поддержка - Подскажут, к кому можно обратиться в трудной ситуации | - Сложно общаться, не видя собеседника - Отсутствие доверия к незнакомому человеку - Наличие неприятного опыта общения с психологом - Незнание номеров телефонов |
- Ролевая игра «Угадай чувство» (в роли консультанта желающие подростки).
Предлагается изобразить ситуацию консультирования по телефону доверия. Всем участникам раздаются листочки, на которых написаны различные чувства. «Консультант» определяет с завязанными глазами чувство, с которым произносится определенное слово (приложение 3). Слово может быть выбрано произвольно или быть приветствием (Добрый день, здравствуйте).
Игра может проводиться со сменой «консультанта». По окончании упражнения ведущий подводит итоги: как сложно определять, что чувствует другой человек, не видя его, и всегда ли мы может произнести слова так, чтобы собеседник понял наши чувства. Консультанты службы доверия владеют таким мастерством и всегда смогут понять чувства абонента.
Работа с притчей «Лотерейный билет».
«Жил на свете человек, ничем особенным от других людей не отличался, но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью чуть не каждый день ходил он в церковь, свечку ставил Николе – Угоднику и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею». И так истово молился не раз, и не два, а сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже Архангелы. «Господи, да помоги ты ему, - обратились они к Богу,- чего Тебе стоит, а он еще больше в вере укрепится». «Да помог бы я ему давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил ему Всевышний, - только он бы хоть один лотерейный билет купил…»
Ведущий задает вопрос: «Как вы думаете, в чем смысл данной притчи и как он перекликается с темой сегодняшнего классного часа?». Участники высказывают своё мнение, затем педагог подводит итоги всего сказанного: сегодня мы говорили о телефоне доверия как о службе, готовой помочь всем в случае возникновения трудностей, но если человек не готов сам предпринять хоть какие – то усилия, чтобы достичь разрешения проблемы, не готов приложить усилия для того, чтобы все закончилось успешно (узнал номер, набрал его по телефону или не пообщался с другими помогающими людьми, сам не придумал выход из трудной ситуации), ему не поможет и Господь Бог.
- Подведение итогов, рефлексия.
Вывод: В жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным.
А Н К Е Т А
Выбери свой вариант ответа. Анкету подписывать не нужно
- Согласен ли ты с тем, что у всех людей иногда случаются сложности или неприятности?
да / нет
- Считаешь ли ты, что не все свои проблемы и вопросы хочется обсуждать с друзьями и близкими?
да / нет
- Знаешь ли ты, что в случае любых проблем можно позвонить на Телефон доверия?
да / нет
- Если бы у тебя был выбор, то с кем бы ты хотел обсудить свой вопрос по Телефону доверия:
- со взрослым специалистом - психологом
- со студентом психологического факультета
- со старшеклассником - добровольцем, работающим на Телефоне доверия
- В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на Телефон доверия:
- Если бы тебя преследовали и угрожали подростки намного старше тебя
- Если бы тебе не отвечал взаимностью человек, в которого ты влюблен (влюблена)
- Если бы ты так серьезно обиделся на родителей, что даже не знал бы, что делать
- Что ты будешь делать, если твой друг попал в серьезную беду, и ему срочно нужна помощь, но он взял с тебя обещание, чтобы ты не рассказывал о его сложностях родителям, учителям или одноклассникам:
- Нарушишь обещание и расскажешь родителям, учителям или друзьям
- Позвонишь на Телефон доверия
- Ничего
- Другой вариант (какой)_________________________________________________
- Считаешь ли ты, что Телефоны доверия нужны не только взрослым, но и школьникам?
да / нет
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...
Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...
Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, форми...