Классный час для старшеклассников "Профилактика вредных привычек"
классный час по психологии (7, 8, 9, 10 класс) по теме

Дымнова Надежда Викторовна

        Несмотря на то, что данная тема уже "набила оскомину" и изрядно поднадоела за последние лет десять, говорить об этом необходимо. Так как замалчивание её или стремление отмахнуться - само по себе преступление. 

         Новизна данной разработки в том, что в ней представлена информация по материалам Школы консультантов по химической зависимости (ШКХЗ) Центра "ОПОРА" (г.Москва).

           Материал представлен в большем объеме, чем может потребоваться (если необходимо провести только один классный час). Поэтому его можно разбить на несколько встреч с группой (классом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vrednye_privychki.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

для старшеклассников на тему

«Профилактика вредных привычек».

  1. Что такое «вредные привычки» (ВП)?

          (перечисление с помощью участников аудитории)

 Вывод: «ВП» - то, что наносит вред организму, психике, отношениям человека и опасно своими последствиями (т.е. приводит к заболеванию),                       например: к зависимости от ПАВ (= химических веществ ХВ = наркотиков).        

Для начала: Что такое ПАВ (=ХВ=наркотики)? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

                       

Легальные

(самые опасные наркотики)

Нелегальные

Табак

Алкоголь

Лекарства

Гашиш

ЛСД

Кокаин

Героин

и т.п.

         

Дать понятие «Здоровья»  через БПСД-модель здоровья. Выйти на определение «Здоровье – это полное биологическое, психологическое и социальное благополучие человека»

  1. Демонстрация актуальности проблемы зависимости от ХВ на примере алкогольной – упр. «Каждый 5-ый» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

        3.   Отличительное свойство веществ, вызывающих зависимость – это способность изменять сознание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Определение зависимости – если человек продолжает употреблять, несмотря на то, что из-за этого в его жизни появились проблемы (в семье, на работе, в школе, финансовые, юридические, психологические), то такого человека можно назвать зависимым (Национальный Совет по хроническому алкоголизму и другим зависимостям).

Схема «Круг зависимости» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

        4. В заключение встречи можно предложить на выбор упражнение в парах «Зависимость» или групповую игру «Трясина» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Изменяющие сознание наркотики (алкоголь, лекарства) – это химические вещества, влияющие на работу мозга, путём изменения его биохимии. Прямым результатом изменения работы мозга являются физические, психологические и поведенческие изменения в человеке. Эти изменения являются причиной изменений в социальных отношениях. Все вещества, изменяющие сознание, имеют свойство менять направление мыслей, искажать точность суждений, вредить органам тела и влиять на поведение и взаимоотношения, неважно, носит их употребление зависимый характер или нет. Степень тяжести последствий от таких изменений зависит от используемых наркотиков (препаратов), человека, использующего эти наркотики (препараты), и, в некоторых случаях, от обстоятельств, при которых эти наркотики (препараты) употреблялись.

Основные вещества, изменяющие сознание, классифицируются на четыре группы. Это – депрессанты, стимуляторы, болеутоляющие и галлюциногены. Список наиболее типичных веществ для каждой из этих категорий:

  1. ДЕПРЕССАНТЫ
  • Алкоголь
  • Снотворные (седативные, барбитураты)
  • Транквилизаторы (фенозепам, седуксен и т.д.)

  1. СТИМУЛЯТОРЫ
  • Амфетамины
  • Кокаин
  • Никотин (табак)
  • Кофеин
  • Эфедрин

  1. БОЛЕУТОЛЯЮЩИЕ
  • Опиаты (героин, метадон, опиум и т.д.)
  • Производные опиатов (морфин, кодеин, омнопон и т.д.)

  1. ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ
  • ЛСД
  • Фенциклидин (РСР), кетамин
  • Гашиш (марихуана, конопля и т.д.)
  • Псилоцибин (грибы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алкоголь – это наркотик. Алкоголизм – это химическая зависимость. Человек, зависимый от одного наркотика (кокаина), не может употреблять другой (алкоголь). Большинство химически зависимых людей сегодня страдают двойной или многоплановой зависимостью.

Химическая зависимость – это хроническое, прогрессирующее, смертельное заболевание, от которого нужно лечиться.

Порция – это то количество алкоголя, которое «здоровая печень взрослого» может переработать за 1 час. Такое количество алкоголя содержится в 12 унциях пива, 5 унциях вина, 12 унциях винного коктейля, 1.5 унциях дистиллированного ликёра крепостью 80-90 градусов (1 унция = 28.35 гр.).

Что случается с нормальным здоровым взрослым человеком, когда он выпивает, если у него нет толерантности (приобретённой или врождённой). Многие люди\подростки могут говорить, что такого не бывает, но это из-за того, что они родились с высокой толерантностью или развили её. Ниже приведено описание того, что должно происходить с нормальным, здоровым взрослым. Если этого не происходит, то такое состояние нужно рассматривать как предупредительный сигнал о том, что ваше тело не реагирует на алкоголь так, как оно должно реагировать, поскольку у вас высокая толерантность.

Первая порция

Эйфория

Вторая порция за час

Появляется критицизм, нарушается координация

Третья порция за час

Проявляются эмоциональные нарушения, нарушается зрительное восприятие

Четвёртая порция за час

Нарушаются слуховое восприятие и логический ход мыслей

Пятая порция за час

Отказывает автономная система (кома, бессознательное состояние \ смерть)

Обратить внимание! Приведённые данные обобщены. Не приведены различия веса и пола. 

Стадия первая «Не употребляю».

Большинство людей вступают в жизнь, не имея опыта употребления алкоголя\наркотиков. Это не относится к детям, рождённым матерями-алкоголичками или наркоманками. Медики сегодня не могут наверняка сказать, будут ли эти дети более склонными к зависимости. Современная статистика указывает на одинаковые данные по детям алкоголиков\наркоманов, и детям, подвергавшимся воздействию алкоголя\наркотиков в утробе матери (из числа детей, подвергшихся воздействию алкголя\наркотиков в утробе матери лишь 35-50% становятся зависимыми, но 90% из них имеет проблемы с психическим здоровьем). Призыв «Не употребляй» остаётся выбором для каждого на протяжении всей жизни. Примерно 43% населения США ответили на опрос, проводимый Геллапом, что они не пьют.

Стадия вторая «Экспериментальное употребление».

Человек, решивший «провести эксперимент», ещё не знает, где достать алкоголь, легальные средства или нелегальные (всё это - психоактивные вещества - ПАВ) и, что значит чувствовать себя «круто» - другие рассказывают ему об этом. На этой стадии ему кто-то предлагает ПАВ и человек может впервые попробовать их. Первая проба может быть лишь один раз в жизни. Как только человек узнаёт, как действует наркотик, он завершает эту стадию. Дети алкоголиков начинают знакомство с ПАВ не так, как нормальные люди и могут так быстро прогрессировать, что мы и не заметим, как они проходят по стадиям развития зависимости. Такое впечатление, что они становятся алкоголиками с первой порции («с первой рюмки»).

Стадия третья «Употребление с низким уровнем риска (социально приемлемое  употребление)».

Большинство людей пьют на социально приемлемом уровне, т.е. без проблем. Употребление с низким уровнем риска соответствует не более чем одной порции при нерегулярном употреблении для женщин и не больше двух порций при нерегулярном употреблении для мужчин (помните определение одной порции алкоголя). Для людей, употребляющих с низким уровнем риска, алкоголь не имеет значения. Не существует низкого уровня риска для подростков, детей, пожилых людей, беременных женщин и женщин с грудными детьми, механиков, пилотов или для тех, у кого в роду были алкоголики! Эта стадия обычно называется «социально приемлемое употребление» - и в этом-то состоит проблема, так как алкоголики утверждают, что они пьют точно так же как все.

Стадия четвёртая «Употребление с высоким уровнем риска».

Употребление с высоким уровнем риска означает, что человек рискует при употреблении, но это ещё не означает зависимость. Человек начинает предпочитать выпивку\употребление наркотиков общению с друзьями или выбирать себе друзей, которые не против употребления алкоголя или наркотиков. Если они идут в кино, то берут наркотик с собой. Употребление с высоким уровнем риска чаще всего встречается среди тех, кому от пятнадцати до двадцати пяти лет. Люди нормально пьющие могут иногда злоупотреблять алкоголем, но способны вернуться к употреблению с низким уровнем риска. Помните, что высокая степень риска – больше, чем две порции для мужчин, и больше, чем одна порция для женщин.

Стадия пятая «Зависимость» (потеря контроля).

Предупредительные сигналы, свидетельствующие о зависимости:

  • Провалы в памяти. Национальный Совет по хроническому алкоголизму и наркотической зависимости утверждает, что если кто-то имеет больше трёх случаев провала в памяти, то эти люди зависимы. Провал в памяти это не просто забывание того, что сам делал, когда поведение было нормальным. Люди не могут знать, когда у кого провал в памяти. У алкоголиков такие провалы то есть, то нет. Многие люди путают провалы в памяти с потерей сознания, что на самом деле является состоянием комы, которое может случиться из-за того, что выпито слишком много и слишком быстро;
  • Высокая толерантность. «Может перепить любого соседа по столу». Часто люди думают, что они в безопасности, потому что они могут пить и при этом вести себя нормально. Человеческое тело (главным образом, печень) обрабатывает только одну порцию спиртного в час. Если ваше тело не реагирует на приём алкоголя, это предупредительный сигнал о том, что оно не перерабатывает алкоголь нормальным способом. Холодный душ и кофе не сделают никого трезвым. У любого может повыситься толерантность к употреблению алкоголя или наркотиков, когда человек начнёт нуждаться в большем количестве лекарственного средства для достижения прежнего эффекта. Парадокс: алкоголики пьют алкоголь, чтобы чувствовать и действовать нормально. Фактически после первой утренней порции алкоголику становится лучше. Однако алкоголики не останавливаются после одной-двух порций;
  • Сфокусированность на алкоголе\наркотике. Является ли алкоголь или другие наркотики центром чьей-то жизни? Думают ли такие люди об алкоголе в определённое время (например, в 5 часов), в определённых местах (на пикнике, в кафе, на празднике по поводу дня рождения ребёнка), требуют ли, чтобы алкоголь всегда присутствовал? Снова напоминаем, что это только предупредительный сигнал. Многие из людей и дети, живущие с алкоголиками также сосредотачиваются на алкоголе, чтобы контролировать употребление другого человека;
  • Отрицание. Чем больше кто-то отрицает своё употребление, тем больше вероятности, что у него с этим есть проблема.

Стадия шестая «Не употребляю» (прекращение употребления – выздоровление, смерть, пребывание в тюрьме или в больнице).

Отделение зависимого от ПАВ должно быть сделано кем-то вне семейства. Трудно остановить употребление зависимого человека (химия мозга изменилась). Раннее выздоровление часто напоминает зависимость, потому что выздоровление заменяет алкоголь и другие наркотики (ПАВ). В это время человеку очень легко сорваться, если нет рядом поддержки. Изменения в жизни – в школе, на работе, вступление в брак, рождение детей, смерть близких – всё это может создавать опасное напряжение, что является риском для выздоравливающих. Выздоровление – это процесс всей жизни, при этом в трудное время нужна поддержка. При исследовании процесса выздоровления было обнаружено, что в центре всех жизненных потребностей алкоголика находятся ПАВ: сначала человек привыкает к алкоголю\наркотикам, затем в выздоровлении ему предстоит научиться так удерживать баланс в своей жизни, чтобы больше не употреблять алкоголь\наркотики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Упражнение «Каждый пятый».

Ведущий обращается к аудитории с предложением встать каждому пятому из числа находящихся в комнате. Условно (!) – они представляют алкоголиков\наркоманов. Затем предлагается встать по одному человеку из рядом сидящих, которые обозначают одного из родителей; затем ещё по одному – дети; затем – друзья; затем – начальник\подчинённый; затем – коллега и т.п. Таким образом, практически все находящиеся в аудитории вскоре будут стоять. Это упражнение демонстрирует, какое влияние на остальной мир оказывает всего 19% населения, страдающего зависимостью от алкоголя\наркотиков.

Групповая игра «Трясина».

Один доброволец встаёт в середину круга, образованного участниками. Необходимое условие – участники могут перемещаться по площади образованного круга, но им нельзя отбегать в сторону. Находящийся в центре должен поймать кого-нибудь из внешнего круга. Затем они ловят уже вдвоём. Поймав третьего, начинают ловить четвёртого, и так далее, пока все не окажутся в центре круга. Эта игра показывает, как болезнь-зависимость «затягивает» окружающих в свои сети и как сложно ей сопротивляться.

Упражнение «Зависимость».

Упражнение выполняется в парах. Один из участников, изображая «зависимость», встаёт так, чтобы одной рукой крепко держаться за что-то тяжёлое (шкаф, подоконник и т.п.), а другой рукой так же крепко держит своего напарника по игре. Второму участнику, который играет «больного зависимостью», предлагается выполнить различные задания (например: «подойти к окну и сказать, что происходит за ним», «достать из шкафа книгу и полистать её», «налить стакан воды и выпить её» и т.п.). Через 3-4 минуты участники меняются ролями и выполняют те же задания. Затем участникам предлагается вернуться на свои места и поделиться впечатлениями.

Упражнение демонстрирует, какое влияние оказывает болезнь-зависимость на жизнь человека.

Примечание:

  • Материалов в разработке представлено гораздо больше, чем может потребоваться и что можно успеть дать в течение академического часа (а именно на это время рассчитано занятие). Это сделано для того, чтобы ведущий, проработав материалы, чувствовал себя более уверенно в этой непростой теме;
  • Всю встречу можно построить вокруг «Круга зависимости», делая короткие отступления во время его разбора. Но практика показывает, что когда «Круг…» дается самостоятельной информацией – это производит большее впечатление на слушателей;
  • Информация рассчитана на учащихся старших классов (7-10-е). Игры и упражнения можно предлагать учащимся с 5-го класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Поговорим о вредных привычках.

Материал оформлен в виде публикации, которую можно использовать классному руководителю для бесед с родителями, учащимисяю...

Классный час "Скажи "Нет!" вредным привычкам"

Разработка классного часа для 8 класса. Содержит подробное описание хода классного часа и презентацию...

классный час "Полезные и вредные привычки"

этот классный час проводился в рамках акции "Спорт как альтернатива пагубным привычкам". Во время этой акции  ребята рисовали рисунки, писали сочинения, выпускали буклеты....

классный час по профилактике вредных привычек среди подростков

Табакокурение,алкоголизм и наркомания-это три ступени,ведущие наше общество вниз......

Классный час "Удержись от вредной привычки"

Классный час, помогающий классному руководителю провести беседу с учениками и протестировать их....

Классный час "Жизнь без вредных привычек"

Цель классного часа: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления учащихся о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурен...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....