психология
занимательные факты по психологии на тему
Кратко о психических процессах для написания характеристик и освежить в памяти.
Психология является очень тонкой и многогранной наукой. В этой статье мы рассмотрим виды внимания и постараемся дать им характеристику.
Когда мы занимаемся определенным делом исключительно по собственному желанию, то направленность будет представлять произвольный либо непроизвольный характер. В то время, когда мы что – то делаем, потому что поставили перед собой цель и нам необходимо это сделать, то характер сосредоточенности будет уже произвольным. Предлагаем вам подробно рассмотреть виды внимания.
Виды восприятия в психологии
С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.
Только благодаря процессу мышления, люди способны делать выводы и обрабатывать поступающую информацию из окружающей среды. Мышление – это познавательная деятельность. Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. К основным видам мышления относятся два практического и один теоретический.
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Виды восприятия в психологии
Виды внимания в психологии
Виды памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кратко о психических процессах | 59.8 КБ |
psih2.docx | 59.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Э
Виды внимания в психологии
Психология является очень тонкой и многогранной наукой. В этой статье мы рассмотрим виды внимания и постараемся дать им характеристику.
Внимание, его виды и свойства
В российской психологии ученые выделяют следующие основные виды внимания:
• произвольное;
• непроизвольное;
• послепроизвольное.
Когда мы занимаемся определенным делом исключительно по собственному желанию, то направленность будет представлять произвольный либо непроизвольный характер. В то время, когда мы что – то делаем, потому что поставили перед собой цель и нам необходимо это сделать, то характер сосредоточенности будет уже произвольным. Предлагаем вам подробно рассмотреть виды внимания.
Непроизвольное внимание
Данный вид внимания возникает спонтанно, независимо от того, чем занимается человек в настоящий момент. Основной причиной возникновения данного вида внимания является среда, окружающая человека, а также инстинкты и эмоции. Человек испытывает внезапный интерес к занятию без видимых на то причин, но при этом они существуют. На возникновение непроизвольного внимания могут подействовать внешние резкие раздражители, например, вспышки света, неприятный запах и внезапные громкие звуки. Ночью наш организм сильнее реагирует на раздражители подобного плана. Кроме того, больше внимания привлекают незнакомые или малоизвестные звуки.
Внимание личности привлекают необычные детали раздражителей, например цвет, размер, протяженность и другие параметры. Имеет огромное значение также отношение человека к данному раздражителю. Например, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации или ощущения, то у человека появятся отрицательные эмоции. А те раздражители, которые вызовут у человека позитивную реакцию, смогут привлечь его внимание на длительный промежуток времени.
Внимание произвольное
Рассмотрим произвольный вид внимания и его функции. Отличительной чертой является тот факт, что человек задается целью для выполнения определенных задач. Главная функция - это контроль над психическими процессами. Такой вид внимания часто называют активным, он появляется у личности в результате его упорства и сосредоточенности. Разум помогает нам разобраться в том, что является важным на данный момент и помогает отвлечься от непроизвольного внимания. У маленьких детей произвольное внимание начинает формироваться только после достижения двухлетнего возраста.
Внимание постпроизвольное
Данный вид внимания характеризует следующее: сначала у человека было произвольное внимание, которое сработало благодаря силе воли, а затем процесс перешел в непроизвольное внимание благодаря эмоциям человека.
Источник: http://womanadvice.ru/vidy-vnimaniya-v-psihologii#ixzz3MJvArumd
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Виды восприятия в психологии
С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.
Виды восприятия и их характеристика
Восприятие делится на следующие виды:
- осязательное;
- слуховое;
- зрительное.
Осязательное восприятие
Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.
Зрительное восприятие
Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.
Источник: http://womanadvice.ru/vidy-vospriyatiya-v-psihologii#ixzz3MJfM75rI
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Виды мышления в психологии
Только благодаря процессу мышления, люди способны делать выводы и обрабатывать поступающую информацию из окружающей среды. Мышление – это познавательная деятельность. Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. К основным видам мышления относятся два практического и один теоретический.
Основные виды мышления и их характеристика
Практические:
- наглядно-действенное мышление. Реализуется на внешних действиях. Оно основывается не на словесных формах, а на том, что решение задач и сам результат осуществляется преобразованием ситуации. То есть, практические действия предметов. А именно, в раннем возрасте дети анализируют действительность, основываясь примерах действия. Это начальный этап логического мышления, за ним следует переход к образному мышлению и дальнейшее развитие.
- образное мышление. Структурируется на представлениях и восприятии. Образ реального мира. Свойственно художникам, поэтам, архитекторам, модельерам и парфюмерам. В обычной форме это мышление возникает в дошкольном возрасте. Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления даже характерны высшим животным.
Теоретическое:
- абстрактное (словесно-логическое) мышление. Основывается на понятиях и суждениях. Человек анализирует, сравнивает явления, ситуации, предметы не только со своей точки зрения, но и принимает во внимание мнения других. Возможно только при условии овладения речью. Оно свойственно взрослому человеку, который имеет достаточное количество знаний, умений и навыков.
К людям, склонным к видам теоретического мышления относят философов и тех, кто прокладывают фундамент для открытий.
Классификация видов мышления
Виды и процессы логического и творческого мышления человека:
- Логическое. Умение правильно создавать план, расставлять приоритеты, решать сложные задачи, ставить цели, искать способы.
- Творческое. Способность мыслить творчески – формировать, изобретать, что-то новое, что не взято из опыта, а придуманное вами. Это наивысший результат мыслительной деятельности.
Виды и операции мышления
Именно при таких мыслительных операциях совершается мыслительная деятельность человека:
- Сравнение. Нахождение сходства и различий между предметами и явлениями.
- Анализ. Выделение в предмете определённые качества, черты и свойства.
- Синтез. Тесно связан с анализом. Соединение отдельных частей в целое.
- Абстракция. Отвлечение от многих сторон свойств, выделение одной.
- Обобщение. Умение объединить подобные признаки явлений и предметов.
Виды нарушения мышления
На качество мышления влияют нарушения способа восприятия и переработки информации. Например, при нарушениях памяти или зрения, плохом внимании человек из внешнего мира получает искаженную информацию и представление действительности. Он делает неправильные выводы и предположения.
Еще одна причина нарушения формы мышления – это психоз. Мозг человека перестает соблюдать базовые системы обработки информации, и это приводит к беспорядочности мысли.
Хоть и правила одни для всех, а нормы одинаковы, но почему же тогда каждый удивляет своим поведением? Потому, что у всех нас индивидуальное мышление. Пусть и обобщено наукой, всё же, отличается в корне. И нужно стараться не утерять эту бесценную особенность. Не стремитесь стандартно мыслить, не ограничивайтесь рамками. Если мы позволим себе свободно мыслить и развиваться, нам не будет равных! Представляете, как интересна станет жизнь?!..
Источник: http://womanadvice.ru/vidy-myshleniya-v-psihologii#ixzz3MJfn7Xno
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Виды памяти. Их краткая характеристика
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).
Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.
Этот вид памяти воспроизводит ранее йены ми ные человеком чувства или, как говорят, восироизно дит вторичные чувства. При этом вторичные чувспи могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.
Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.
Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.
По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.
Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.
По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.
Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и арвСТВ при встрече. Следует отметить, что сравнительнаи характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.
По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.
Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.
В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.
Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам попсдс ния и образцам действия в конкретных ситуацпчч Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.
Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.
Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.
Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.
Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.
Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).
Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.
Рубрика:
Ключевые слова:
Источник:
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Смотрите также
- Воспитание памяти
- Память как психический познавательный процесс
- Развитие памяти у дошкольников
- Память и способы ее развития
- Особенности памяти младших школьников
- Память младших школьников
- Память младенца
- Нарушения памяти
- Методы исследования памяти
- Память и представление
- Основные процессы памяти
- Мнемические процессы
- Внимание и память
- Индивидуальные различия в памяти
- Виды воображения
- Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...
- В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.
- Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
- Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
- Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
- Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
- Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
- Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..
- Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
- Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
- Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовкиматериала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
- Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
- Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
- Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
- В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
- Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.
Предварительный просмотр:
Э
Виды внимания в психологии
Психология является очень тонкой и многогранной наукой. В этой статье мы рассмотрим виды внимания и постараемся дать им характеристику.
Внимание, его виды и свойства
В российской психологии ученые выделяют следующие основные виды внимания:
• произвольное;
• непроизвольное;
• послепроизвольное.
Когда мы занимаемся определенным делом исключительно по собственному желанию, то направленность будет представлять произвольный либо непроизвольный характер. В то время, когда мы что – то делаем, потому что поставили перед собой цель и нам необходимо это сделать, то характер сосредоточенности будет уже произвольным. Предлагаем вам подробно рассмотреть виды внимания.
Непроизвольное внимание
Данный вид внимания возникает спонтанно, независимо от того, чем занимается человек в настоящий момент. Основной причиной возникновения данного вида внимания является среда, окружающая человека, а также инстинкты и эмоции. Человек испытывает внезапный интерес к занятию без видимых на то причин, но при этом они существуют. На возникновение непроизвольного внимания могут подействовать внешние резкие раздражители, например, вспышки света, неприятный запах и внезапные громкие звуки. Ночью наш организм сильнее реагирует на раздражители подобного плана. Кроме того, больше внимания привлекают незнакомые или малоизвестные звуки.
Внимание личности привлекают необычные детали раздражителей, например цвет, размер, протяженность и другие параметры. Имеет огромное значение также отношение человека к данному раздражителю. Например, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации или ощущения, то у человека появятся отрицательные эмоции. А те раздражители, которые вызовут у человека позитивную реакцию, смогут привлечь его внимание на длительный промежуток времени.
Внимание произвольное
Рассмотрим произвольный вид внимания и его функции. Отличительной чертой является тот факт, что человек задается целью для выполнения определенных задач. Главная функция - это контроль над психическими процессами. Такой вид внимания часто называют активным, он появляется у личности в результате его упорства и сосредоточенности. Разум помогает нам разобраться в том, что является важным на данный момент и помогает отвлечься от непроизвольного внимания. У маленьких детей произвольное внимание начинает формироваться только после достижения двухлетнего возраста.
Внимание постпроизвольное
Данный вид внимания характеризует следующее: сначала у человека было произвольное внимание, которое сработало благодаря силе воли, а затем процесс перешел в непроизвольное внимание благодаря эмоциям человека.
Источник: http://womanadvice.ru/vidy-vnimaniya-v-psihologii#ixzz3MJvArumd
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Виды восприятия в психологии
С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.
Виды восприятия и их характеристика
Восприятие делится на следующие виды:
- осязательное;
- слуховое;
- зрительное.
Осязательное восприятие
Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.
Зрительное восприятие
Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.
Источник: http://womanadvice.ru/vidy-vospriyatiya-v-psihologii#ixzz3MJfM75rI
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Виды мышления в психологии
Только благодаря процессу мышления, люди способны делать выводы и обрабатывать поступающую информацию из окружающей среды. Мышление – это познавательная деятельность. Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. К основным видам мышления относятся два практического и один теоретический.
Основные виды мышления и их характеристика
Практические:
- наглядно-действенное мышление. Реализуется на внешних действиях. Оно основывается не на словесных формах, а на том, что решение задач и сам результат осуществляется преобразованием ситуации. То есть, практические действия предметов. А именно, в раннем возрасте дети анализируют действительность, основываясь примерах действия. Это начальный этап логического мышления, за ним следует переход к образному мышлению и дальнейшее развитие.
- образное мышление. Структурируется на представлениях и восприятии. Образ реального мира. Свойственно художникам, поэтам, архитекторам, модельерам и парфюмерам. В обычной форме это мышление возникает в дошкольном возрасте. Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления даже характерны высшим животным.
Теоретическое:
- абстрактное (словесно-логическое) мышление. Основывается на понятиях и суждениях. Человек анализирует, сравнивает явления, ситуации, предметы не только со своей точки зрения, но и принимает во внимание мнения других. Возможно только при условии овладения речью. Оно свойственно взрослому человеку, который имеет достаточное количество знаний, умений и навыков.
К людям, склонным к видам теоретического мышления относят философов и тех, кто прокладывают фундамент для открытий.
Классификация видов мышления
Виды и процессы логического и творческого мышления человека:
- Логическое. Умение правильно создавать план, расставлять приоритеты, решать сложные задачи, ставить цели, искать способы.
- Творческое. Способность мыслить творчески – формировать, изобретать, что-то новое, что не взято из опыта, а придуманное вами. Это наивысший результат мыслительной деятельности.
Виды и операции мышления
Именно при таких мыслительных операциях совершается мыслительная деятельность человека:
- Сравнение. Нахождение сходства и различий между предметами и явлениями.
- Анализ. Выделение в предмете определённые качества, черты и свойства.
- Синтез. Тесно связан с анализом. Соединение отдельных частей в целое.
- Абстракция. Отвлечение от многих сторон свойств, выделение одной.
- Обобщение. Умение объединить подобные признаки явлений и предметов.
Виды нарушения мышления
На качество мышления влияют нарушения способа восприятия и переработки информации. Например, при нарушениях памяти или зрения, плохом внимании человек из внешнего мира получает искаженную информацию и представление действительности. Он делает неправильные выводы и предположения.
Еще одна причина нарушения формы мышления – это психоз. Мозг человека перестает соблюдать базовые системы обработки информации, и это приводит к беспорядочности мысли.
Хоть и правила одни для всех, а нормы одинаковы, но почему же тогда каждый удивляет своим поведением? Потому, что у всех нас индивидуальное мышление. Пусть и обобщено наукой, всё же, отличается в корне. И нужно стараться не утерять эту бесценную особенность. Не стремитесь стандартно мыслить, не ограничивайтесь рамками. Если мы позволим себе свободно мыслить и развиваться, нам не будет равных! Представляете, как интересна станет жизнь?!..
Источник: http://womanadvice.ru/vidy-myshleniya-v-psihologii#ixzz3MJfn7Xno
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Виды памяти. Их краткая характеристика
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).
Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.
Этот вид памяти воспроизводит ранее йены ми ные человеком чувства или, как говорят, восироизно дит вторичные чувства. При этом вторичные чувспи могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.
Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.
Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.
По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.
Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.
По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.
Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и арвСТВ при встрече. Следует отметить, что сравнительнаи характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.
По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.
Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.
В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.
Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам попсдс ния и образцам действия в конкретных ситуацпчч Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.
Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.
Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.
Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.
Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.
Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).
Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.
Рубрика:
Ключевые слова:
Источник:
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Смотрите также
- Воспитание памяти
- Память как психический познавательный процесс
- Развитие памяти у дошкольников
- Память и способы ее развития
- Особенности памяти младших школьников
- Память младших школьников
- Память младенца
- Нарушения памяти
- Методы исследования памяти
- Память и представление
- Основные процессы памяти
- Мнемические процессы
- Внимание и память
- Индивидуальные различия в памяти
- Виды воображения
- Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...
- В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.
- Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
- Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
- Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
- Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
- Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
- Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..
- Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
- Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
- Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовкиматериала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
- Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
- Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
- Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
- В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
- Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология личности. Советы психолога.
Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....
Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»
Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...
Научно-практическая конференция по психологии на тему"Психология проведения сестринских манипуляций"
....
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"
Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...