Психолого-педагогическая программа "Трудный подросток"
материал по психологии (9 класс) на тему
Трудные подростки - это широкое и неоднородное понятие.
Личность формируется в сложной системе отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trud.deti_.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.
Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).
Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».
Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.
В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.
Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.
Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.
О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ.
Программа «Трудный подросток» направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.
Целью настоящей программы является:
Формирование сообщества участников образовательного процесса (родители, педагоги, психологи), координация их совместной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам, реализации идей гуманистической педагогики, принципов толерантности, способствующих развитию личности подростка, формированию доверия к окружающим через принятие себя.
Цель психолого-педагогической деятельности в рамках программы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих «трудным» подросткам успешно адаптироваться к школьной среде (школьная система отношений) и социуме. Цель достигается за счет решения педагогическим коллективом и педагогами-психологами образовательного учреждения следующих задач:
- Ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
∙ Создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную работу с «трудными» подростками.
∙ Устранение психологических барьеров на пути развития подростков. Расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций.
∙ Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение распространения среди учащихся социальных вредностей (алкоголизм, токсикомания, наркомания и т. п.).
∙ Оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.
∙ Укрепление воспитательной функции семьи, формирование активной педагогической позиции родителей, ориентация на гуманное отношение к подросткам.
- Сотрудничество с учреждениями, организациями для реализации стратегии охраны психологического здоровья подростков.
Программа «Трудный подросток» предназначена для работы педагогов-психологов образовательных учреждений.
Объектом деятельности являются дети подросткового возраста (10-15 лет)- обучающиеся в 5 - 9 классах, испытывающие различные психолого-педагогические трудности, а также их родители, педагоги образовательного учреждения.
Предмет деятельности: социально- психологические условия развития личности «трудного» подростка.
Настоящая программа - один из возможных вариантов психолого-педагогического сопровождения подростка в этот сложный и ответственный для него период жизни.
Педагог-психолог может взять на вооружение отдельные моменты, воспользоваться самой организационной структурой и наполнить ее своим содержанием, однако, наибольший эффект программа может иметь, будучи реализованная, как целостная система совместной деятельности педагогов, психологов, администрации образовательного учреждения и родителей, направленная на оказание психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам.
Проблемы и трудности подросткового возраста многообразны. Программа определяет методические подходы к работе педагогов-психологов с «трудными» подростками.
Предложенная система психолого-педагогической работы рассчитана на один учебный год.
Технология решения выдвинутых задач в программе - это совокупность психолого-педагогических приемов и методов в работе с «трудными» подростками, педагогами и родителями. Технология раскрывает основные направления и этапы деятельности педагогов и психологов в рамках программы. Каждый этап раскрывается с точки зрения тех конкретных методов и процедур, с помощью которых он реализуется, с выходом на ожидаемый результат.
Содержательные направления программы:
1. Психолого-педагогическое изучение трудных подростков и обучение их социально-психологическим навыкам.
2. Профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям (алкоголь, наркотики, курение и т.п.).
3. Профилактика педагогической запущенности и правонарушений трудных подростков.
4. Помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии.
- Аналитическая деятельность, направленная на поиск эффективных направлений и видов деятельности, имеющих своей целью исправление определенных недостатков в развитии личностной и интеллектуальных сферах подростков.
Средства решения поставленных задач:
- Диагностические процедуры с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитие, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.
- Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, успешности учебной деятельности, профессиональной ориентации.
3. Консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.
4. Индивидуальная работа психолога по запросам подростка, родителей, педагогов, администрации школы.
5. Участие психологов в Совете по профилактике правонарушений среди подростков общеобразовательного учреждения.
6. Психолого-педагогическая коррекция недостатков личностного и интеллектуального развития подростков с использованием социально-психологического тренинга.
Эффективность использования в работе различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции.
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ.
Основные направления психологической работы – обеспечение оптимального психического и личностного развития «трудных» подростков. Это предполагает проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключения, рекомендации и советы родителям; проводится коррекция нарушений поведения, общения, учебной деятельности ребенка. А также работа с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасается с ними в обучении и воспитании. Это учителя, родители, сверстники. Основными формами работы психолога здесь являются лекции, консультации, тренинги. Такая деятельность дает возможность эффективно решать актуальные проблемы детей и проблемы их личностного становления в будущем, включая личностное, социальное и профессиональное самоопределение; психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
I этап. Предварительный
Особенностью данного направления работы является особая форма сотрудничества психолога с родителями, учениками и педагогами, в ходе которой педагог-психолог формирует мотивацию на совместную деятельность, помогает сформировать проблемы развития подростка, облегчает восприятие последующих воздействий со стороны психолога.
- Запрос администрации на работу с подростками (формирование целей и задач с точки зрения администрации).
- Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогами (экспертный опрос с целью получения информации о «трудных» подростках: личностные и учебные характеристики).
- Встреча с родителями «трудных» подростков (экспертный опрос с целью получения информации о детях и семейном воспитании). Получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу.
- Создание благоприятных условий и организация продуктивного общения с подростками, формирование мотивации на совместную деятельность.
- Анализ документации (просмотр медицинских записей в карте подростка, классного журнала, дневников и ученических тетрадей).
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов экспертных опросов, наблюдений, анализа документации.
Ожидаемые результаты:
- получение первоначального представления об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков;
- выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка в школьной среде;
- получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала по классу и подростку;
- констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении подростка, осознание возможных его причин;
- постановка психологического диагноза в виде соответствующей гипотезы;
- сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы)
- определение уровня готовности подростка к соответствующему воздействию.
Результаты первого этапа фиксируются в индивидуальных картах подростков. Педагог-психолог подбирает методики для дальнейшего обследования «трудных» подростков, с целью уточнения психологического диагноза, выдвинутого в виде гипотезы.
Длительность первого периода не более двух недель.
II этап. Психолого-педагогическая диагностика.
Цель диагностической работы может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка. Это - характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений подростка к миру, самому себе; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.
На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку. Основные параметры психолого-педагогического статуса подростка даны в приложении.
Содержательные направления данного этапа:
- Диагностическое наблюдения за всеми изменениями социально-психологического развития подростка:
- определение уровня социально-психологической адаптации «трудных» подростков;
- умственное развитие и отношение к учебной деятельности;
- нравственное развитие, отношение к социальным вредностям;
- волевые качества;
- недостатки эмоционального развития;
- проявления акцентуации характера.
- Выявление психологических проблем и основных ресурсных состояний:
- мотивационный аспект;
- уровень интеллектуального развития;
- типологические особенности личности;
- выявление склонности к определенному виду деятельности.
- Диагностика социальной ситуации развития:
- основные социальные и биологические факторы;
- взаимоотношения в семье, стиль воспитания;
- ситуация реального взаимодействия подростка в классе.
Основными способами получения информации являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения подростка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ребенком в значимых жизненных ситуациях;
- психологическое обследование самих детей предполагает получение информации, которая скрыта от непосредственного наблюдения;
- анализ педагогической документации покажет объективные достижения в учебной деятельности «трудного» подростка.
Диагностика с классами «кризисными» по тем или иным причинам проводится в ноябре-декабре месяце по четырем направлениям: обследование школьников, опрос родителей, опрос педагогов и наблюдение за детьми на уроках и вне урочной деятельности.
Диагностика проводится в два этапа:
1 этап - скрининг - направленное выделение «групп риска»;
2 этап - углубленная диагностика проводится с подростками из «группы риска», а также с теми, в отношении которых поступил психологический запрос со стороны родителей или педагогов.
Углубленная диагностика проводится психологом индивидуально с подростком для выяснения причин, по которым подросток был отнесен к «трудным».
Примерный перечень материалов, используемых для скрининг-обследования, углубленной психодиагностики даны в приложении. В рамках общеобразовательной школы наименее трудоемкой и быстрой диагностической процедурой является применение стандартизованных диагностических методик.
Ожидаемые результаты:
- получение данных об индивидуально-психологических особенностях развития «трудных» подростков;
- определение причин и характера затруднений и отклонений в развитии, поведении;
- выявление специфических особенностей личности и психического статуса подростка;
- обследование подтверждают поставленную гипотезу или отрицают ее;
- обследование уточняет суть проблемы и специализированная диагностика не требуется;
- обследование показало, что требуется специализированная диагностика и консультации других специалистов (невропатологов, психиатров, нейропсихологов и т. п.);
- оценка индивидуальной траектории развития (динамика показателей развития трудностей подростка, уровень сформированности функций, уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень социальной и школьной адаптации).
По результатам диагностики проводится собеседование с родителями подростков, совместное обсуждение причин трудностей с педагогами; формируются группы подростков по однотипным нарушениям для проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы. Подбираются программы коррекционных и тренинговых занятий с подростками, намечаются мероприятия для родителей и педагогов.
Психолог проводит компьютерную обработку данных диагностик и фиксирует результаты в индивидуальных психологических картах обследуемых подростков. Полученная психологическая информация используется при подготовке рекомендаций для родителей, педагогов администрации. По результатам обследования проводится психолого-педагогический консилиум. В обсуждении принимают участия классные руководители, педагоги, родители, социальные педагоги и др.
III этап.
Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.
Целью данного этапа является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.
Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:
- Облегчение процесса школьной адаптации:
- формирование доверия к окружающим через принятия себя;
- развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
- создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.
- Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.
- Исследование по определению развивающего эффекта применяемых форм, средств и методов воспитания и обучения «трудных» подростков.
- Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:
- беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности, формирование у педагогов, родителей подростков общей психологической культуры (лекции, семинары, беседы, тренинги и т. п.);
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима роботы общеобразовательного учреждения и др.);
- создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
Данная деятельность осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или этапа работы по программе «Трудный подросток». Формирование групп и планирование работы осуществляется на основании психологической диагностики. Численность детей в группе 10-12 человек (коррекционные занятия). Занятия должны проходить регулярно 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев. Продолжительность одной встречи 1-2 урока, в зависимости от цели занятия и состояния участников.
Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.
Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбирают, разрабатывают и осуществляют педагоги-психологи, опираясь на результаты предварительного обследования, образование и опыт работы. В приложении настоящей программы указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.
Ожидаемые результаты:
определяется уровень:
- развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;
- овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
- самооценки, сглаживания акцентуированных черт личности;
- сформированности положительных этических и правовых ориентиров;
- средовой адаптации «трудного» подростка;
- сформированности активной социальной позиции подростка и развитие его способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
- эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.
После проведения профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий проводится повторная диагностика по тем же диагностическим методикам с целью сравнения полученных данных с первичными, обсуждение результатов с участниками учебно-воспитательного процесса, выявление психолого-педагогического эффекта, как результата реализации программы.
IV этап. Консультативно - просветительская работа.
На этом этапе деятельность педагога-психолога связана с важностью обеспечения психолого-педагогической поддержки «трудных» подростков, поиском индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и подростков, и направлена на оказание опосредованной помощи детям и взрослым.
Содержательные направления данного этапа:
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания подростков (проработка проблем, информирование о других специалистах города, организация сотрудничества), с целью повышения профессиональной и личностной компетенции.
- Индивидуальное, групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностик.
- Консультирование подростков по их запросам.
- Психологическая поддержка педагогов и родителей «трудных» подростков, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества (индивидуальные и групповые занятия).
- Консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы образовательного учреждения (конкретные мероприятия должны быть отражены в планах методической и учебно-воспитательной работы и расписании уроков).
- Подведение итогов диагностической и коррекционной работы с «трудными» подростками на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.
- Участие педагога-психолога в работе педагогических советов, совещаниях (передача информации об изменениях в обследуемом классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).
- Проведение месячников с целью профилактики зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям у подростков.
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.
Лекционно-семинарские занятия должны длится не более часа и проводиться не более 3-4 раз в учебном году. Тренинги, в зависимости от мотивации и функционального состояния группы, не менее 1,5 - 2 часов.
Ожидаемые результаты:
- определение уровня заинтересованности родителей и педагогов в поиске эффективного стиля поведения с «трудными» подростками;
- усиление ответственности всех участников образовательного пространства за решение проблем «трудного» подростка;
- совершенствование профессиональных навыков и приемов эффективной работы педагогов;
- определение уровня сотрудничества психолога с педагогами, родителями, который позволил бы наиболее успешно решать проблемы «трудных» подростков;
- снятие внутренней напряженности у подростков, преодоление имеющихся трудностей, в процессе проведения консультативного цикла.
V этап. Профориентационная работа.
Основной целью данного этапа является исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; выявление профессиональных намерений подростков, формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического факультатива; помощь в создании жизненной стратегии выбора профессии.
Содержательные направления деятельности:
- Изучение качеств личности и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
- Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
- Постепенное формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения (социально-психологический факультатив, тренинги).
- Индивидуальная работа с родителями, классными руководителями (собеседование о возможностях и ограничениях трудных подростков).
Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, факультативы, занятия, тренинги, встречи с представителями различных профессий, педагогами средних специальных и высших учебных заведений, месячники, часы общения, интервьюирование и др.
Ожидаемые результаты:
- выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;
- определение уровня притязаний, потребностей, социальной активности при стремлении к социальному одобрению;
- уровень сформированности способности к последующим профессиональным выборам;
- уровень снижения конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.
VI этап.
Аналитическая и прогнозирующая деятельность.
Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения «трудных» подростков; направление на психоневрологическое обследование, лечение подростков нервных, психических и имеющих соматические отклонения; планирование последующей работы с опорой на полученные психолого-педагогические эффекты; совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения педагог-психолог осуществляет психологическую часть программы развивающей и психокоррекционной работы, вносит предложения на Совет по профилактике правонарушений по выполнению и коррекции индивидуальных программ «трудного» подростка и ориентирует в последствиях принимаемых Советом решений, оценивая соответствие этих решений целям и содержанию программы.
Ожидаемые результаты
(психолого-педагогические эффекты):
1. Первый, высший уровень эффективности: психолого-педагогические коррекционно-развивающие приемы дали длительный, стойкий педагогический эффект:
- подросток не только готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с окружающими;
- способен к объективной самооценке, эмпатии;
- овладевает необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
- ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в свои силах и способностях;
- имеет навык адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям: курению, алкоголю, наркотикам и т.п.;
- формируются положительные этические и правовые ориентиры.
2. Второй уровень эффективности: прием или комплекс приемов дали положительный эффект:
- подросток готов к воздействию и положительно реагирует на него;
- частично ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в своих силах;
- отрицательно оценивает социальные вредности, пытается отказать от вредных привычек, психологически устойчив к трудным ситуациям;
- идет на контакт с психологом, педагогами, родителями, высказывает свое мнение, выстраивает будущее;
- самооценка имеет позитивную динамику, сглаживаются акцентуированные черты личности;
- способен к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
3. Третий уровень эффективности: слабый психолого-педагогический эффект:
- подросток не идет на сотрудничество с педагогом и психологом;
- психолого-педагогические приемы слабы по интенсивности;
- отрицательное отношение подростка к педагогическому воздействию;
- очевидность стойких отрицательных установок по отношению к педагогам и школе в целом;
- влияние значительных, внешних по отношению к семье и школе сил;
- не готов адекватно оценить себя и выстроить жизненный сценарий;
- не способен прервать связи с асоциальными элементами.
В последнем случае необходим стадиальный прием, консультации узких специалистов города, проектирование индивидуальных программ, направленных на поиск эффективных путей решения проблем, привлечение родителей к ответственности за невыполнение родительских обязанностей согласно закону Российской Федерации.
Все этапы работы по программе «Трудный подросток», помимо их содержательной стороны, требуют соблюдения условий методического и организационно-технического обеспечения эффективной работы.
Организационно-методическое обеспечение.
Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.
Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом-психологом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике.
Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программы коррекции и развития, и конечный результат.
Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.
Примерный перечень методического обеспечения
(пакеты материалов).
Материалы систематизированы следующим образом:
Пакет I: материалы для взаимодействия психолога и педагога (выявления проблем ребенка глазами педагога).
- Анкета № 1 – для выделения «трудных» подростков.
- Анкета № 2 – для выявления индивидуальных особенностей «трудных» подростков.
- Педагогическая карта для регистрации наблюдений и динамического изучения подростков (Т.И. Юферева).
- Карта наблюдений Д. Стотта для программированного наблюдения за трудными подростками (многомерный анализ причин школьной дезадаптации).
Пакет II: содержит материалы для взаимодействия психолога и родителей (направлен на сбор информации о ребенке: положение в семье, особенности развития).
- Анкета № 1 - по изучению развития ребенка.
- Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
- Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
Пакет III: материалы для диагностики развития «трудного» подростка, выявления причин дезадаптации, оценки типологии личности, уровня усвоения знаний и т.д.
- Детский личностный вопросник Кеттела (модификация Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой).
- Метод цветового выбора (тест цветовых предпочтений М. Люшера).
- Методика определения самооценки (бланковый вариант).
- Методика оценки уровня притязаний (по Ф. Хоппе).
- Методика самооценки и оценки уровня притязаний (по Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.П. Прихожан).
- Методика исследования мотивации достижений и мотивации одобрения (Д. Краун – Д. Марлоу).
- Социометрия и оценка группы.
- Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, СМОЛ, ММИЛ, тест Шмишека).
- Интеллектуальной развитие (тесты Амтхауера, Векслера, ШТУР).
Пакет IV: материалы обследования подростков для дифференцированной профессиональной ориентации и определения сформированности умений саморегуляции деятельности.
- Профориентационная адаптация ДДО (модификация А.К. Осницкого).
- Методика определения социальной направленности (модификация А.К. Осницкого и Ю.С. Жуйкова).
- Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий).
- Методика самооценки учащимися своей самостоятельности и учебно-практической деятельности.
- Экспертная оценка учебно-практической деятельности учащихся (А.К. Осницкий).
Пакет V: набор методик для работы с учителей (оценка эмоционально-волевой сферы, степени психологической устойчивости и тревожности личности, а также сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения).
- Методика определения типологии личности (по К.Г. Юнгу).
- Тест-опросник для определения уровня самооценки.
- Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Мирошников).
- Методика «Самооценка психических состояний».
- Опросник способности к самоуправлению в общении.
- Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов).
Пакет VI: материалы скрининговой диагностики.
- Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха.
- Опросник для учителей Т.М. Ахенбаха.
- Опросник для детей 12 –18 лет Т.М. Ахенбаха.
- Опросник для учителей М.В. Бодунова.
- «Карта наблюдений» Д.Стотта.
- Цветные матрицы Равена.
- Детский вариант методики Векслера WISC.
- Методика Рене Жиля.
- Методика незаконченных предложений.
- Тест школьной тревожности Филлипса.
- Патохарактерологический диагностический опросник Личко.
- «Кинетический рисунок семьи» (модификация Р. Бернса и С. Кауфмана).
По результатам скриниг-обследования можно сделать заключение о классе как микросоциальной группе, выделить детей группы риска, составить рекомендации для работы с классом и трудными детьми.
Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:
- Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1996.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе.// ж-л «Мир психологии» № 1, 1996.
- Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела (методические рекомендации). Л., 1985.
- Альманах психологических тестов. М., 1995.
- Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей.// «Журнал практического психолога», М., № 1, 1996.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1999.
- Дубровина И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1997.
- Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.
- Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
- Инсурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе. Патохарактерологический опросник для подростков. М., 1986.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1995.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кон И.С. Социология личности. М., 1988.
- Кравцова Е.Е. Как помочи детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.
- Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддективного поведения у подростков. М., 1996.
- Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками// «Журнал практического психолога» М., № 1, 2, 1996.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1998.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., 1993.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1995.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.
- Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. М., 1997.
- Немов Р.С. Психология – Кн. 1, 2, 3. М., 1995.
- Общая психодиагностика / под ред. А.А Бодалева. М., 1987.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.
- Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. М., 2000.
- Овчарова Р.Р. Психологический портрет социокультурно- и педагогически запущенного ребенка. М., 1994.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
- Руководство практического психолога/ под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
- Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"
Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...
Дистанционная психолого-педагогическая диагностика обследуемых от 5 до 18 лет - разработка комплекта диагностических материалов для дистанционной психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК
комплект материалов (презентаций) для проведения психолого-педагогической диагностик обследуемых 5-18 лет в дистанционной форме по возрастам, классам, четвертям, уровням образования...
Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ
приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...