Особ-ти развития мышления ребенка дошкольного возраст
презентация к уроку по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_osob-ti_razvitiya_myshleniya_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.ppt | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи исследования : Изучить степень разработанности проблемы развития мышления в дошкольном возрасте в современной психологии; Определить специфику подходов к развитию детей в рамках зарубежной и отечественной психологии; Выявить и описать существенные различия мышления младших и старших дошкольников.
Теоретико- методологическая основа : Труды Поддъякова Н.Н, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Ж.Пиаже по проблеме развития мышления. Основной метод исследования: теоретический анализ научной литературы.
Мышление- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочного- исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Наглядно- действенное (предметное) - это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно- образное (образное) мышление- это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функция образного мышления связана с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно- логическое (отвлеченное) мышление- это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Проблемой мышления детей дошкольного возраста занимались : ЛС Выготский (1896-1934) АН Леонтьев (1903-1979) СЛ Рубинштейн (1889-1960) Ж Пиаже (1896-1980) ПЯ Гальперин (1902-1988)
Проблемой мышления детей дошкольного возраста занимались : АВ Запорожец (1905-1981) ДБ Эльконин (1904-1984) ЛИ Божович (1908-1981) ПИ Зинченко (1903-1969)
Центральная психологическая проблема – это соотношение внешней и внутренней деятельности. Общепризнано что внутренним, умственным процессам предшествует внешняя, предметная деятельность. Последняя при определенных условиях преобразуется в деятельность психическую.
Последовательность превращения внешнего действия во внутреннее. (П.Я. Гальперин) 1 уровень прослеживания чужого действия в поле восприятия; 2 уровень материального действия, выполняемого с материальными объектами; 3 уровень действия в «громкой речи без предметов»; 4 уровень действия во «внутренней речи»; 5 уровень автоматизации предметного действия.
Пути формирования представлений: Первый путь — это формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования. Второй путь — формирование детских представлений в процессе практической, преобразующей деятельности самих детей. Усвоенные с помощью взрослого способы практического преобразования предметов выступают как мощный инструмент познания окружающего мира вещей.
«В дошкольном возрасте нет возможности, да и нет необходимости добиваться, чтобы формируемые познавательные процессы всегда достигали высших этапов интериоризации …..» А.В. Запорожец
Одна из актуальных задач дошкольной психологии и педагогики — это дальнейшее исследование резервов умственного развития детей. Однако общепризнано , что понятийное мышление — результат развития более элементарных форм мышления.
Каждая форма мышления выполняет свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей . Одна из важных задач детской психологии — раскрыть особенности этих форм не только как подготавливающих понятийное мышление, но и как относительно самостоятельных образований со своими специфическими функциями.
Психологические особенности мышления детей младшего дошкольного возраста
Особенности развития мышления ребенка младшего дошкольного возраста: познавательная активность протекает в форме внешних исследовательских действий; можно говорить о предпосылках развития логического мышления. речевые высказывания сопровождают практическое действие, не предваряя его; выделяют несущественные признаки явлений; задачи, где результат действия будет не прямым, а косвенным, решают на уровне наглядно-действенного мышления; анимизм и эгоцентризм.
Психологические особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития мышления ребенка старшего дошкольного возраста: - познавательная активность сопровождается рассуждениями в плане громкой речи связи; устанавливают причинно-следственные; мыслительные действия ребенка принимают форму действия со знаками-словами, числами и др; выделяют значительно более существенные свойства; переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме; речь начинает предварять действие; понимают разного рода схематические изображения; осваивают операцию классификации; формируется дедуктивное мышление .
МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....
Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями
Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...
История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста. Тема "Музеи родного города"
Выступление на конференции педагогического салона г. Пенза....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления, приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе...
«Интегрированная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии личности ребенка дошкольного возраста через двигательную активность»
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...
Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Различают три формы мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядн...