Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
консультация
Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления, приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как развить логическое мышление детей дошкольного возраста?
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
- Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
- Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
- Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.
А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю стихотворение, а вы в соответствии с текстом выкладываете палочки.
Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.
Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.
Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать - надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?
Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!
Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,
Спинку надо положить - будет стул столом служить!
Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, поэтому и учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Что же такое логические игры? Как в них играть?
1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить
2.Словесные задачки или задачки для ума.
Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.
- Сколько конфет лежит в пустой вазе?
- Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?
- Марина и Таня пили разные соки яблочный и виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?
- Сок можно есть ложкой. (Да, если он замороженный)
- Мороженое можно выпить. (Да, если оно растает)
- Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)
- По воде можно ходить. (Да, если она замерзнет)
- Все птицы летают. (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)
- Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
- На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3.Загадки
(загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу).
- Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2 позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)
- 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с места. (ветряная мельница)
- 5 братьев: годами равные, а ростом разные.(пальцы)
Научить детей отгадывать загадки, значит, - надо наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.
4.Логические игры.
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
- Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);
- Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;
- Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары);
- Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт);
- Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);
- Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды);
- Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».
У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.
Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».
Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
- Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра);
- Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);
- Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать);
- Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
ИГРА «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек). Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле».
ИГРА «ВЫЛОЖИ ПО ПАМЯТИ». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).
Игра «Чем похожи и чем отличаются? », игра «Подбери пару к слову», Игра «Что это? Кто это? », игра «Разложи картинки по группам», игра «Закрой лишнюю картинку», Задание «Нарисуй и зачеркни», Игра «Подбери парную картинку» и т.д.
5.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
- Яблоко, вишня, помидор.
- Час, килограмм, минута.
- Козленок, корова, теленок.
- Шапка, шарф, кепка.
- Мыло, веник, мочалка.
- Карандаш, стакан, ложка.
Упражнение «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
- Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
- Больница — лечение, школа —.... (обучение)
- Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
- Рыба — вода, птица — ... (небо)
Упражнение «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Упражнение «Определение последовательности событий»
Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ.
Упражнение «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
- Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
- Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
- Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
- Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
- Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
Вариант 2
Продолжить узор (ряд).Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
Эти простые задания и упражнения учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
- описывать признаки предметов;
- классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
- сравнивать предметы между собой;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять последовательность событий;
- обобщать;
- давать определения тем или иным понятиям.
Развивающие упражнения, игры являются эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста. Что помогает развивать логическое мышление ребенка. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Сформированное и развитое логическое мышление у дошкольников - залог успешного овладения школьной программой и дальнейшего развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты развития логического мышления в подростковом возрасте
В данной работе представлена психолого-педагогические основы мышления, на какие виды они разделяются. отдельно описывается особенности логического мышления. И как происходит развитие мышления в подрос...

Развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка.
В данной работе предстален ряд упражнений на развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка, способствующих развитию различных мыслительных операций....

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Различают три формы мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядн...