Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
консультация
Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления, приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_razvitii_logichekogo_myshleniya.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как развить логическое мышление детей дошкольного возраста?
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
- Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
- Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
- Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.
А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю стихотворение, а вы в соответствии с текстом выкладываете палочки.
Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.
Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.
Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать - надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?
Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!
Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,
Спинку надо положить - будет стул столом служить!
Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, поэтому и учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Что же такое логические игры? Как в них играть?
1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить
2.Словесные задачки или задачки для ума.
Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.
- Сколько конфет лежит в пустой вазе?
- Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?
- Марина и Таня пили разные соки яблочный и виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?
- Сок можно есть ложкой. (Да, если он замороженный)
- Мороженое можно выпить. (Да, если оно растает)
- Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)
- По воде можно ходить. (Да, если она замерзнет)
- Все птицы летают. (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)
- Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
- На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3.Загадки
(загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу).
- Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2 позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)
- 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с места. (ветряная мельница)
- 5 братьев: годами равные, а ростом разные.(пальцы)
Научить детей отгадывать загадки, значит, - надо наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.
4.Логические игры.
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
- Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);
- Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;
- Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары);
- Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт);
- Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);
- Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды);
- Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».
У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.
Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».
Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
- Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра);
- Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);
- Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать);
- Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
ИГРА «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек). Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле».
ИГРА «ВЫЛОЖИ ПО ПАМЯТИ». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).
Игра «Чем похожи и чем отличаются? », игра «Подбери пару к слову», Игра «Что это? Кто это? », игра «Разложи картинки по группам», игра «Закрой лишнюю картинку», Задание «Нарисуй и зачеркни», Игра «Подбери парную картинку» и т.д.
5.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
- Яблоко, вишня, помидор.
- Час, килограмм, минута.
- Козленок, корова, теленок.
- Шапка, шарф, кепка.
- Мыло, веник, мочалка.
- Карандаш, стакан, ложка.
Упражнение «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
- Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
- Больница — лечение, школа —.... (обучение)
- Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
- Рыба — вода, птица — ... (небо)
Упражнение «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Упражнение «Определение последовательности событий»
Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ.
Упражнение «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
- Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
- Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
- Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
- Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
- Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
Вариант 2
Продолжить узор (ряд).Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
Эти простые задания и упражнения учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
- описывать признаки предметов;
- классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
- сравнивать предметы между собой;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять последовательность событий;
- обобщать;
- давать определения тем или иным понятиям.
Развивающие упражнения, игры являются эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста. Что помогает развивать логическое мышление ребенка. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Сформированное и развитое логическое мышление у дошкольников - залог успешного овладения школьной программой и дальнейшего развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты развития логического мышления в подростковом возрасте
В данной работе представлена психолого-педагогические основы мышления, на какие виды они разделяются. отдельно описывается особенности логического мышления. И как происходит развитие мышления в подрос...
Развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка.
В данной работе предстален ряд упражнений на развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка, способствующих развитию различных мыслительных операций....
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....
«Развитие логического мышления учащихся подросткового возраста
доклад на МО учителей математики...
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....
Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...
Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Различают три формы мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядн...