Детский и подростковый суицид в России.
материал по психологии (6, 7 класс) на тему
Суицидальное поведение (желание расстаться с жизнью) возникает, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, когда пустота, мрак и ужас наполняют психическую сущность человека. Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния и мы взрослые должны им помочь...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.07 КБ |
detskiy_i_podrostkovyy_suitsid_v_rossii.pptx | 92.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД В РОССИИ
По данным отчета детского фонда ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за неблагополучия и конфликтов в семье и школе, из-за безразличного отношения к ним значимых взрослых и близких людей. Уровень самоубийств среди российских подростков является одним из самых высоких в мире.
Суицидальное поведение (желание расстаться с жизнью) возникает, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, когда пустота, мрак и ужас наполняют психическую сущность человека. Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Печальная статистика случаев аутоагрессии, как проявлений "инстинкта смерти", направленного на собственное "Я" (по З. Фрейду), появляется, когда дети достигают возраста от 11 до 18 лет. Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14–16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (так называемые "скопированные" самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость). В истории известно множество таких печальных примеров. В процессе анализа причин факторов суицида нельзя не остановиться на так называемом "эффекте Вертера" – совершении самоубийства под влиянием чьего-либо примера. По мнению С. Рязанцева, эпидемии самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить талантливое произведение искусства. Так, доказательно установлено, что появление в 1744 г. "Страданий юного Вертера" И. Гете – гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви – вызвало целую волну самоубийств среди молодежи, подражавшей любимому герою. Примерно такой же эффект на русское общество начала XIX в. оказала "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина. Сотни американцев в свое время последовали примеру Мэрилин Монро, версия об отравлении которой широко обсуждалась в печати. Тот же эффект наблюдался после смерти Сергея Есенина. Вероятно, описанный феномен кроется в перенесении положительного отношения к герою на все его действия и в "подсказке" потенциальному суициденту способа решения возникшей острой конфликтной ситуации, из которой сам суицидент не видит выхода.
Существует статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, большая часть таких случаев приходится на долю подростков. На сухом языке медицины это называется специальным термином "пубертатный суицид", т.е. "самоубийство, совершенное в пору полового созревания". Причины суицидов в разные исторические времена различны. Так в XIX в. кончали жизнь самоубийством, чтобы оправдать поруганную честь. В наше время актуальны другие ценности, переживания, проблемы. Психолог Е. Вроно отмечает, что 70% современных детей, совершивших суицидальную попытку, называют в качестве основной причины такого поведения школьные конфликты. Но, как правило, основной причиной является неблагополучие в семье. Это могут быть семьи внешне успешные, с хорошим материальным достатком, но с нарушенными отношениями внутри семьи. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа – жесткая среда, которая лишь обостряет личные проблемы подростков.
В основном решение покончить с собой принимаются подростками в результате:
напряженных отношений с родителями;
конфликтов со сверстниками;
неразделенной любви;
употребления наркотиков и спиртных напитков;
психических расстройств.
Психолог Л.В. Ким выделила еще одну причину детских самоубийств – прессинг успеха. Родители настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной работы и т.д. Подобный груз непосильным бременем ложится на плечи детей. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, да и собственные высокие притязания создают высокое напряжение, страх, гнетущую тревогу.
№ Причины детского подросткового суицида часто состоят в том, что в сознании подростка нет негативного отношения к суицидам. Самоубийца в нашем обществе вызывает сочувствие, сожаление, но ни в коем случае – возмущение или презрение. Для сравнения: в Англии, например, самоубийство не только уголовное преступление, но и большой позор для родителей. И поэтому процент покушения на собственную жизнь там – на порядок ниже, чем в России. В какой-то степени жалость к самоубийцам способствует распространению среди подростков так называемого демонстративного суицида, при котором ставится цель не уйти из жизни, а привлечь внимание "обидчиков", наказать их, заставить "понять" и т.д. Как правило, эти суициды рассчитаны на "зрителей", но кончаются порой трагически, подростки ошибаются в расчетах, переигрывают, и, в конце концов, умирают, сами того не желая.
№ Частой причиной самоубийства, не только среди подростков, но и взрослых является смерть кумира. Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпидемию суицидальных попыток фанатов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действительно в мировую, трудно бывает оценить масштаб такой эпидемии. Такие самоубийцы, как правило, инфантильны, эмоционально и интеллектуально незрелы. Самоубийство фанатов – явление давно известное и имеет одну страшную тенденцию: оно часто носит массовый характер. Не только смерть кумира, но и единичный случай самоубийства в школе вызывает эпидемию суицидальных попыток. Расширенный суицид – вещь часто встречающаяся. Подростки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется "шлейф" подражательных попыток.
Самоубийство детей и подростков на религиозной почве на самом деле представляет собой убийство. Зачастую подростки, попавшие в религиозные секты, просто лишены возможности самостоятельного выбора – жить или умирать. Родители могут только препятствовать вхождению ребенка в религиозную секту, либо способствовать скорейшему выходу из нее. Но если ребенку уже внушена мысль о самоубийстве – он, скорее всего, воплотит ее в жизнь.
Когда-то считалось, что люди, покушающиеся на собственную жизнь, – не совсем здоровы психически (т.е. делают это под влиянием психических заболеваний). Однако, как показывает современная статистика, – 2/3 суицидов совершаются, как говорится, при ясном уме и твердой памяти.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Родителям следует помнить, что аффекты разрушительны для подростка. Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжелыми. Чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки: падение с большой высоты, попытки самоповешения и т.д. Суицидоопасной чаще всего бывает реальная жизненная ситуация: либо пренебрежение ребенком, либо насилие по отношению к нему.
Дефицит гуманности и милосердия в обществе (письмо Минобразования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков") сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От так называемых "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться.
№ Опрос детей, выбывших из 5–9-х классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
№ О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
1. Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки.
Потеря дома.
8. Бессонница.
9. Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке и литературе.
10. Рассуждения на тему "Я никому не нужен".
11. Фантазии на тему собственной смерти.
№ Возможные мотивы.
- Поиск помощи – большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
- Неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания.
- Двойственность ощущения своего места в мире. С одной стороны – уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников).
- Максимализм оценок и приговоров – и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.
- Безнадежность – жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
- Множественные проблемы – все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
- Попытка сделать больно другому человеку – "Они еще пожалеют!" Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
- Способ разрешить проблему – человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ
№ Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
К ним относятся:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся "психологической защитой", которой должен обладать подросток.
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
№ Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут:
- вселять детям уверенность в своих силах и возможностях;
- внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.
Администрации школы необходимо уделять пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей и специалистов с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.
Слайд № 8
Личностный смысл суицидального поведения.
Протестные формы отражают агрессивную позицию суицидента. Это выражение противодействия к конфликтной ситуации или к враждебному окружению при невозможности её (его) изменения. Месть-это конкретная форма протеста, когда гетероагрессию нельзя реализовать.
Сын, незаслуженно оскорблённый отцом, в гневе порезал себе вены на предплечье. Здесь звучит и протест против отца, и элементы мести, поскольку он знал реакцию матери.
Суицидальное поведение по типу «призыва» отражает пассивную реакцию личности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для её изменения.
Подросток, уставший от завышенных претензий и притязаний матери, от постоянных переводов в другие школы с более высококачественным уровнем обучения или наоборот с менее требовательными педагогами), с суицидальной целью выпил горсть таблеток, которые нашёл дома в аптечке.
При суицидах в форме отказа цель суицида и мотив совпадают, поскольку и цель и мотив направлены на лишение себя жизни. Это также относится к протесту против себя, но в виде неудовлетворённости итогами своей жизни и пессимистической оценкой реальных перспектив существования.
Диалог с самим собой в плане сравнения положительных и отрицательных моментов продолжения жизнедеятельности, по поводу своего места и роли в жизни не снимает конфликта между потребностями и достигнутыми целями.
Суицид выступает как следствие отрицательного баланса.
При суицидах избежание наказания или страдания речь идёт также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию.
Смысл суицида сводится к избеганию угрозы путём самоустранения. Это могут быть суициды с целью избежать физических страданий, в виде постоянных унижений и оскорблений, в виде страха перед уголовной ответственностью.
Суицид по типу самонаказания является протестом против себя и является, по существу, самообвинением. Диалог с самим собой идёт по пути возрастания, выявленных у себя отрицательных качеств, поступков и пр.
Это самообвинение нередко выявляется в рамках депрессивных переживаний, угрызений совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда суицидент осознаёт их отрицательную моральную сторону.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика детских и подростковых суицидов
Профилактика детских и подростковых суицидов СУИЦИД— умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Типы суицидального поведения Истинный суицид—направляется желанием умереть,...
Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...
Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида
«Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....
Профилактика детских и подростковых суицидов
В данной презентации дается определение, классификация, причины, типы, мотивы суицидов в детской и подростковой среде. А также памятка для роддителей и педагогв в отношении детей, склонных к суи...
«Профилактика детско-подросткового суицида»
«Профилактика детско-подросткового суицида»...
суицид в детском и подростковом возрасте
информация к семинару...
"Профилактика детских и подростковых суицидов"
Профилактика суицидального поведения подростков (причины и предотвращение суицидального поведения)...